Архитектоника объемных структур в проектной деятельности художника по костюму. Архитектоника в дизайне костюма


Новости | FreshBlood Project | Архитектоника Баленсиага

Нина Самохина, стундент Британки и дизайнер марки Secret Garden, о великом испанском модельере 20 века:

Введение

«Одежда и здания — это оболочка, в которой живет человек.»Том Форд

Еще во время обучения на архитектурном факультете меня заинтересовала возможность применения понятия «архитектоника» к различным сферам искусства и дизайна. Само слово говорит о монументальности, монолитности, устойчивости и подсознательно связывается непосредственно со строительством, однако несет намного более обширные смыслы. Понятие архитектоники применяют в архитектуре, литературе, промышленном дизайне, костюме, живописи, графике, скульптуре. Однако наиболее ощутимо, как мне кажется, оно проявляется в объемно-пространственных формах.

Архитектоника зданий и костюма во многом схожа и даже оперирует одним и тем же набором форм (круг, квадрат, и далее переходя в объем — куб, шар и т.д.) и понятий, таких как ритм/метр, симметрия/асимметрия, статика/динамика, орнамент/фактура, конструкция/деструкция, соотношение конструктивных частей с функциональным наполнением, цельность, баланс, устойчивость, экономичность и т.д.. Видимо, поэтому архитектура служит одним из главных источников вдохновения для модельеров. Взаимосвязь архитектурной композиции и композиции костюма, их взаимопроникаемость — крайне интересный феномен. В моделях Баленсиага очень ярко выражены приемы архитектурной лепки формы и чувствуется дух модернизма.

Cristóbal Balenciaga, Autumn Winter 1967. Источник

Если углубиться в понятие архитектоники в одежде, то нужно выделить несколько критериев совершенства формы. Помимо эстетических, одежда имеет ряд других важных качеств, соответствующих нуждам человека: удобство использования, улучшение внешнего вида, защитная функция. Если не соблюдены все эти критерии, то одежду уже нельзя назвать гармоничной.

Архитектоника — есть гармоничное сочетание пользы, прочности и красоты. Однако, понятие красоты в изменчивой моде крайне мимолётно, со временем форма утрачивает эстетическую привлекательность. Уникальность костюмов от Баленсиага в том, что они и сегодня являются для нас привлекательными, подтверждая свою уникальность, четкую выверенность конструкции и композиции, а значит — гармоничность. А ведь гармония и есть красота. Причем вне времени. Изучая его работы, чувствуешь, что при моделировании он всегда задумывался о взаимодействии костюма и человека внутри него, подчеркивая достоинства фигуры женщины, ее хрупкость, или наоборот скрывая тело и создавая ауру загадочности. Таким образом, костюм сочетает в себе важнейшие критерии архитектоники объемной формы и в то же время остается ориентированным на человека, что позволяет ему оставаться актуальным и на сегодняшний день.

Архитектоника костюма от Кристобаля Баленсиага

Но великое Помело Истории, сметающее сор внешности с духа внутреннего, явится и тут последним, неумытным судьёй.Василий Кандинский

Еще раз заострю внимание, что суть архитектоники — в комплексном решении практических и эстетических задач. В моде, особенно подиумной, зачастую пренебрегают подобным подходом к вопросу и действуют скорее как художники, а не дизайнеры. Однако, я считаю, что в прикладном творчестве очень важным является именно сочетание красоты и функциональности. Такие вещи действительно не устаревают и не выходят из моды, т. к. помимо внешней составляющей в них есть продуманная конструкция, решен вопрос удобства эксплуатации. Это относится и к одежде, и к архитектуре, и к мебели, и к промышленному дизайну.

В вечерних туалетах вопрос эксплуатации, конечно, не главный, но та уверенность, которую излучают женщины в моделях от Баленсиага, подсказывает, что это было не только очень красиво, но и достаточно комфортно.

Во всех работах модельера чувствуется влияние испанских мотивов: корриды, фламенко, живописи, природы. Он активно использует в своих моделях элементы исторического костюма, такие как складки ватто, имитацию тюрнюра, объемные рукава, в особо приталенных моделях с объемом юбки от талии считывается уменьшенный силуэт с панье.

Слава приходит к Баленсиага в 50-е. В 30-е и 40-е годы в его творчестве преобладают приталенные силуэты, но уже тогда в пышных юбках и воланах проявляется та архитектурность и скульптурность, которые наиболее выражены в творчестве мастера 50-х и 60-х годах.

Композиция костюма дома Баленсиага 50-х и 60-х годов пропитана духом модернизма. Объемные пальто начала 50-х с большими воротниками перекликаются по форме с Нотр-Дам-дю-О Ле Корбюзье.

Баленсиага работал с тканью и формой как модернисты с железобетоном, получая очень пластичные и в то же время монументальные композиции. Такие объемные модели подчеркивали женскую хрупкость и стройность. Это обусловлено простейшей иллюзией восприятия: небольшое на фоне большего кажется еще меньше. Подобные иллюзии часто применяются и в архитектурной композиции. Интересно, что при сочетании больших объемов платья (или накидки) с тонкими осями ног не теряется впечатление устойчивости, что говорит об идеальном выборе пропорций и соблюдении одного из основных принципов архитектоники.

В то же время такие объемные вещи, пальто или накидки, за счет воздушной прослойки сохраняют тепло и создают очень уютную для человека оболочку.

Платье-мешок, представленное публике в 1957 году и актуальное по сей день, собрало в себе все принципы архитектоники: лаконичная форма, удобство в повседневной жизни, простота в изготовлении.

Платья от Баленсиага с юбками-баллонами 50-х годов выглядят очень скульптурно. Это непревзойденное мастерство покорять ткань и заставлять ее принимать нужную форму поражает. Глядя на них сразу чувствуется, что есть какая-то особенная конструкция и технология. Композиционный прием по сути — в преувеличении женских форм, но он выглядит очень гармонично, талия за счет рассмотренной выше иллюзии восприятия становится тоньше. Вообще, во всех костюмах от Баленсиага чувствуется, что его очень заботил именно тандем «женщина-платье», что он старался украшать фигуру, помещать женщину в комфортное для нее пространство. Думаю, его можно вполне считать основателем стиля оверсайз, так популярного сегодня.

В 60-х мы видим очень архитектурные образы. Я бы назвала их платья-архитектоны. Если в 50-х есть место мягким складкам вместе с объемами, то в 60-е они сменяются гладкой искривленной поверхностью.

Модельер использует чистые цвета, избегает острых углов и в основу силуэта закладывает практически геометрическое тело. Здесь снова мы видим четкое следование архитектоничным канонам. Хоть в основе костюма и лежит некая геометрическая форма, чуждая человеческому телу, но она так «посажена» и уравновешена, что выглядит очень гармонично и современно. Сегодня такой принцип построения силуэта популярен на подиумах, только в погоне за оригинальностью многие пренебрегают законами гармонии и архитектоники.

За весь период своего творчества Баленсиага использовал три основных способа взаимодействия одежды и фигуры человека:

1)в 30-х и 40-х костюм выявляет особенности фигуры, облегает сильно или умеренно, но подчеркивает тело, следуя его пропорциям.

2) в 50 – х большие объемы скрывают, маскируют тело, делают его загадочным и способствуют развитию воображения (в том числе объемные кейпы и капюшоны, которые прячут под собой платья-футляры).

3) в 60-х костюм видоизменяет пропорции, создает новый скульптурный силуэт (в той или иной мере этот прием использовался во все периоды творчества).

Заключение

Интересно, что новые формы проникают во все сферы искусства и Баленсиага очень верно схватил саму суть модернизма, его по праву можно считать архитектором моды. По словам Н. П. Ламоновой «костюм есть одно из самых чутких проявлений общественного быта и психологии», и мы видим, благодаря творчеству мастера, что общество было готово к новым свежим решениям и формам.

К сожалению в 68-м году Баленсиага закрыл дом, не видя будущего высокой моды. Но в 1987, уже после его смерти, дом было решено возродить. С тех пор в нем продолжают следовать традициям мэтра.

На сегодняшний день силуэты Баленсиага повсюду — объемные свободные платья, платья baby-doll, пальто оверсайз, крупные воланы и т.д.. Вся неопреновая скульптурно-геометрическая история берёт свои истоки тут же. Юбки-коконы Ульяны Сергеенко из весенней коллекции 2015 года, платья с воланами Karen Walker Resort 2016, коллекция Галльяно для Maison Margiela Fall 2015 — и это только очень малая часть того, что было сделано под влиянием творчества Баленсиага. Испанская марка Delpozo активно использует идею с архитектурными силуэтами и четкими линиями, в коллекциях явно прослеживается дань великому соотечественнику.

Подводя итог, еще раз хочу отметить, что бессмертность силуэтов Баленсиага заключается в выверенности пропорций, гуманистическом отношении к женщине, желании подчеркнуть ее красоту, создать комфортную одежду и, конечно, в художественном подходе при работе с формой, смелости и чувстве духа времени. Все эти важные факторы образуют ту гармонию и красоту, которые будут волновать и радовать еще многие поколения.

Баленсиага был талантливейшим художником своего времени и внес огромный вклад в развитие современного формообразования в костюме. В 2011 году на родине модельера в баскском городке Гетария открылся роскошный музей посвященный его творчеству. Создатели музея перестроили целый замок и дополнили его новым крылом, чтобы разместить более 1200 экспонатов. Это прекрасный вклад в историю моды, которым современники отдали дань уважения величайшему мастеру формы — Кристобалю Баленсиага Эйсагирре.

Автор: Нина СамохинаОбложка: источник

Elise Daniels with street performers, Suit by Balenciaga, Le Marais, Paris, August, 1948

Литература и интернет-источники

1) История моды с 18-го по 20-й век. Коллекция костюма института Киото.2) Архитектоника костюма (Социокультурная динамика),Бердник Татьяна Олеговна, диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, Ростов-на-дону, 2004 г.3) Иоханнес Иттен, Искусство формы5) https://www.youtube.com/watch?v=unS7Kyx394Y6) http://corbusier.totalarch.com4) https://www.pinterest.com/ninasamokhina/cristobal-balenciaga7) https://www.buro247.ru/fashion/news/1051.html8) http://club.osinka.ru/topic-179781

fblood.ru

архитектоника объемных форм

ние железобетона, стекла, пластических масс и других новых материалов позволяют создавать необычные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и т.п.

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала: польза, прочность, красота. Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре, - композиция, тектоника, пластика объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей материалов, синтез искусств и др. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Своей художественно-образнойстороной архитектура отличается от простого строительства. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств. Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).

Архитектура и мода не только питаются одними и теми же идеями, они даже используют одинаковые профессиональные термины: фактура, орнамент, эскиз, размер, образ. Вопросы единого подхода в постановке творческой задачи и взаимосвязи проектной деятельности архитекторов и дизайнеров одежды интересуют искусствоведов мира и постоянно рассматриваются на страницах различных изданий. Так, например, в статье «Строение тела» Alessandra Paudice/ Алессандра Паудиче (Vogue № 3, март 2002. С. 292-294)приведены слова Тома Форда: «И одежда, и здания - оболочка, в которой живет человек». Архитектура рассматривается как макрокосмос, жизненное пространство. Мода - микрокосмос, вторая кожа, которую человек может выбрать себе сам. Архитектурное сооружение защищает человека от внешнего мира. Одежда помогает сохранить наш внутренний мир. Первым архитектуру с одеждой сравнил римский архитектор Витрувий, живший во времена императора Августа. В своем трактате «Об архитектуре» он писал: «От красоты обнаженного тела мы переходим к колоннам толщиной в одну восьмую их роста; там, где у человека ноги, - у колонны основание. Капитель похожа на человеческую голову с кудрями, она украшена витиеватым орнаментом, как венок из фруктов украшает прическу. Флюты, прочерчивающие тело колонны, похожи на ниспадающие складки ткани».

Диалог моды и архитектуры достиг своего расцвета в концеXIX - начале XX веков, во времена модерна, а затем ар-деко.Архитекторы того времени - Петер Беренс, Анри ван де Велде и Фрэнк Ллойд Райтэкспериментировали с дизайном женской одежды. Это была эпоха простых форм, лишенных декора зданий с открытыми планами и текучими пространствами. Этот стиль отразился в моде благодаря Полю Пуаре. Он освободил женщин от корсета, а позднее одел в брюки и ампирные платья, которые давали свободу движениям.

Одним из первых архитекторов в моде был Чарльз Джеймс(1906-1978),который ввел в

моду стеганые атласные пальтопрототип современных дутых вещей. Ив Сен Лоран, Тьерри Мюглер и Аззедин Алайя признавались, что именно у него они учились архитектурному подходу к одежде. Архитектор по образованию, один из ключевых дизайнеров 60-хПако Рабанн известен своими экспериментами с нетипичными для моды материаламибумагой, пластиком и металлом. Вместо ножниц, иголок и ниток он использовал плоскогубцы, отвертки и молотки. Он больше строитель, чем портной. Тем не менее, все эти непластичные материалы, подобно тканям, повторяли линии тела. Выпускника Миланского политехнического института Джанфранко Ферре часто сравнивают с выдающимся архитектором начала XX века Фрэнком Ллойдом Райтом. Он всегда славился своими точными объемами и совершенными формами, а его знаменитые сорочки кажутся не сшитыми, а смакетированными из хрустящей белой бумаги. Архитектурное прошлое иногда помогает создавать не монументальную, а очень практичную и удобную одежду. Дизайнер югославского происхождения Зоран, одевавший Изабеллу Росселлини, своим доведенным до крайности минимализмом напоминает основоположника этого движения в архитектуре Джона Поусона. Он прячет от глаз даже такие необходимые детали, как пуговицы, швы и «молнии». В великих произведениях портновского искусства торжественность архитектурного сооружения соседствует с

studfiles.net

Диссертация на тему «Архитектоника костюма :Социокультурная динамика» автореферат по специальности ВАК 24.00.01 - Теория и история культуры

Актуальность темы исследования

Культура, будучи специфически человеческим способом деятельности, одновременно является продуктом этой деятельности, нацеленной на преобразование ^ условий, содержания и качества жизни человека. Значительная роль в этом преобразовании принадлежит художественному творчеству, создающему такие объекты, форма которых изначально призвана соответствовать высокому духовному содержанию.

Возможность воздействия гармоничной внешней среды на формирование человеческих отношений, на переустройство общества по законам социальной ^ справедливости, на воспитание личности волновала многих мыслителей. Несмотря ф на утопичность поисков однозначного соответствия между средой и социальными отношениями, специалисты самых различных областей знаний - философы, психологи, социологи, искусствоведы и пр. - признают, что помещение человека в эстетически совершенную среду позитивным образом сказывается на культурном формировании его личности, воспитывает нравственность, развивает интеллектуальные и креативные способности, наконец, обеспечивает психическое здоровье ^ (последнее приобретает все большую актуальность и значимость в условиях ускорения темпа сегодняшней жизни и информационно-коммуникативного перенасыщения, приводящих современного человека к стрессам и психическому дисбалансу). Тем самым, проблемы создания предметов искусства далеко выводятся за рамки интересов лишь искусствоведов и профессионалов, занятых в сфере художественно-проектной деятельности, и приобретают всеобщее культурологическое значение.

Рассуждая об эстетически совершенных предметах, необходимо, прежде всего, выявить те критерии, которые дают основание говорить об уровне их совершенства. Представления о прекрасном в истории человечества претерпевают постоянное диалектическое изменение. Однако очевидно предположить существование неких общих законов, которые, невзирая на изменчивый характер эстетических вкусов общества, позволяют создавать гармоничные предметы, составляющие гармоничную среду обитания человека Определение критериев практической и эстетической ценности различных материальных объектов - основное содержание архитектоники.

Архитектоника является основополагающим принципом формообразования предметов пластических искусств, к которым относятся живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, архитектура, дизайн. Но поскольку в контексте архитектоники материальные объекты рассматриваются с дуалистической позиции их ценности как художественно-эстетической, так и практической, то в более полном и точном содержании ее методы применимы к произведениям искусства, имеющим прикладное значение в быту человека. Именно поэтому данное исследование наибольшее внимание уделяет таким видам пластического искусства как архитектура и дизайн, в частности, дизайн костюма, непосредственно создающим вещественный мир человеческого обитания, который, в свою очередь, оказывает влияние на формирование духовной культуры общества. Таким образом, рассмотрение архитектоники в культурологическом аспекте весьма актуально в современной жизни и имеет, на наш взгляд, фундаментальное значение.

Степень научной разработанности проблемы

Учитывая актуальность и значимость архитектоники в культурно-преобразующей деятельности современного человека, остается только сожалеть, что она исследована недостаточно широко и полно. Однако, следует отметить, что, не употребляя термин «архитектоника», многие мыслители с древнейших времен формулировали в своих трудах ее основные принципы. По существу, архитектоника раскрывает диалектический характер взаимоотношения формы и содержания, а эта проблема является основополагающим философским вопросом. Каким образом взаимодействуют форма и содержание? Как содержание определяет характер формы? Каковы закономерности изменения формы и содержания? Какая форма отвечает своему содержанию и способствует его развитию, а значит, является совершенной? Эти вопросы интересуют не только художников, занимающихся предметным формотворчеством, но имеют всеобщее значение, и ответы на них можно найти в философских трудах Аристотеля, Г.-В.-Ф. Гегеля, И.Канта, И.В.Гете, Г.Земпера, Н.А.Бердяева, СЛангер, К.М.Кантора, М.К.Мамардашвили,

A.ММинасяна и многих других мыслителей прошлого и современности.

Среди научных трудов, непосредственно посвященных вопросам формообразующих принципов в объектах живой и неживой природы, а также в предметах пластического искусства, безусловно, выделяются книги и статьи Ю.Г.Божко, Г.Б.Миневрина, Ю.С.Лебедева, В.Ф.Раздорского, А.Иконникова. Теоретические и практические изыскания перечисленных выше авторов, которые являются профессиональными искусствоведами, архитекторами и дизайнерами, стали важным источником изучения данного предмета.

Поскольку архитектоника является объективным свойством и основополагающим принципом построения любого художественного объекта, имеющего одновременно эстетическое и утилитарно-функциональное значение, сущность ее, хоть и в косвенной форме, но довольно широко и полно рассматривалась в трудах архитекторов и художников-дизайнеров на протяжении всей истории развития материально-художественной культуры - от античности до наших времен. Первостепенное значение в этом смысле имеют фундаментальные теоретические исследования Витрувия, первым определившего архитектонику как единство «пользы, прочности и красоты», работы Л.Б.Альберти, Г.Земпера, В.Гропиуса, Х.Ван де Вельде, Д.Нельсона, Ле Корбюзье, наших современников и соотечественников

B.Глазычева, В.Аронова, С.Михайлова, К.МКантора и др. В своих научных трудах они приходят к главному выводу, на котором базируются принципы архитектоники - только гармоническим единством художественно-эстетического и утилитарно-практического обеспечивается совершенство формы, созданной человеком.

Все большую роль в формировании внешней среды обитания человеческого общества приобретает дизайн - особый род культурной практики, возникший на рубеже XIX и XX столетий и включающий в себя довольно широкую сферу художественно-проектной деятельности. Как и другие виды пластического искусства, дизайн использует принципы создания гармоничной формы, определяемые архитектоникой. Одним из важнейших направлений дизайна является создание костюма. Нужно отметить, что специфические проблемы архитектоники костюма исследованы еще меньше и, безусловно, требуют дальнейших теоретических и практических разработок. Важнейшими источниками изучения архитектоники костюма признаны научные труды Т.В.Козловой, Г.И.Петушковой, Ф.МПармона, Г.С.Гориной.

В рассуждениях о законах формообразования костюма, его генезисе и эволюции, невозможно избежать темы влияния на него моды. Этот сложный и противоречивый социокультурный феномен вызвал интерес у многих исследователей и стал предметом изучения и анализа специалистов в различных областях знаний: искусствоведов, философов, культурологов, историков, социологов, психологов, экономистов и т.д. Теме истории моды посвящено множество трудов, среди авторов которых хочется особо отметить Н.М.Мерцалову, А.Дзеконьску-Козловску, Л.В.Орлову, В.Зайцева, В.Бруне, Н.Которн, Т.К.Стриженову, В.Мендес, Дж. Лей-вера. Социологический и экономический аспекты моды представлены в трудах Г.Зиммеля, Г.Блюммера, Л.В.Петрова, М.Н.Топалова и др. Психологические факторы моды изучены психоаналитиками З.Фрейдом, Э.Фроммом и пр. Несмотря на разницу подходов к объяснению феномена моды все исследователи этого вопроса сходятся в одном: мода - это объективная реальность, активно влияющая на культуру общества, с одной стороны, и правдиво отражающая ее состояние, с другой. Мода и архитектоника в истории костюма выступают в противоречивом, но неразрывном единстве.

Степень информативности художественно-проектной формы является важнейшим критерием ее архитектоничности. Знаково-символическая функция формы в данном исследовании рассматривается как одна из важнейших. В связи с этим значительный интерес представляют собой труды, посвященные семиотическому статусу формы. Исследуя проблемы языка архитектоники, присущие ему способы кодирования, хранения и трансляции информации, мы обращались к таким авторам как Ф. де Соссюр, Ю.МЛотман, К. Леви-Стросс, С.Лангер, У.Эко, А.Моль, Е.В.Дмитриев, В.В Мантанов, К.Д.Скрипник, С.Н.Яременко и др.

Итак, существует большое число исследований, в прямом или косвенном виде отражающих проблемы архитектоники как основного формообразующего принципа в пластических искусствах. Однако следует отметить практически полное отсутствие исследований, рассматривающих значение архитектоники в культурном процессе. Кроме того, представляются малоизученными специфические особенности архитектоники в различных видах пластических искусств, особенно это касается дизайна костюма. Не достаточно разработанной также является тема взаимосвязи архитектоники и моды, которая, на наш взгляд, может самым активным образом способствовать более глубокому пониманию культурологических аспектов процесса формообразования в историческом и современном костюме. Именно этими обстоятельствами объясняется выбор темы и цели данного исследования.

Объектом исследования является архитектоника как ведущий принцип формообразования в пластических искусствах.

Предметом исследования выступает архитектоника в дизайне костюма. Цель исследования состоит во всестороннем рассмотрении архитектоники костюма как феномена конкретной культуры с ее динамикой и изменениями.

Задачи исследования, призванные обеспечить реализацию поставленной нами цели, можно сформулировать следующим образом:

• выявить сущность архитектоники как основного принципа пластических искусств, ее критерии и значение в развитии художественной культуры;

• исследовать «визуальный язык» архитектоники как универсальный художественный язык пластических искусств;

• проанализировать виды реализации принципов архитектоники в пластических искусствах;

• рассмотреть закономерности формообразования в дизайне костюма в контексте требований архитектоники;

• показать историческую динамику развития костюмной формы и ее связь с модой;

• выявить противоречия во взаимоотношениях архитектоники и моды и их прогрессивное влияние на развитие искусства костюма;

• проследить изменения архитектонических систем исторического костюма в контексте смены культурных доминант, проанализировать тенденции развития современного костюма и влияние на него постмодернизма. Методологические и теоретические основы исследования

Предмет диссертационного исследования, а именно, архитектоника как ведущий принцип формообразования в художественной культуре, с полным правом можно отнести к категории междисциплинарных. При проведении этого исследования использовались следующие методы, которые показались нам наиболее эффективными для достижения поставленной цели:

- сравнительно-аналитический метод, состоящий в сопоставлении реализации архитектоники в различных культурных процессах - естествознании, технике, искусстве, что позволило вывести довольно полное определение этого понятия и, одновременно, подчеркнуть разницу в подходах к его толкованию;

- исторический метод, позволивший рассмотреть эволюцию становления и накопления знаний об архитектонике и сформулировать ее фундаментальное значение для развития художественной культуры;

- структурно-функциональный метод, давший возможность рассмотреть архитектонику как определенную целостную систему, проникнуть вглубь изучаемого предмета, выявить его ценности и внутренние связи, а также определить специфику языка архитектоники, с присущими ему особенностями, смысловыми компонентами и элементами выразительности;

- метод синтеза, представляющий собой процесс логического перехода от единичных проявлений архитектоники в различных природных и культурных явлениях к общим закономерностям в формообразовании, что способствовало глубокому проникновению в сущность архитектоники и пониманию ее культурологического значения.

Теоретической основой исследования интересующего нас предмета послужила научная литература, касающаяся вопросов философии, эстетики и культурологии, теории искусства и искусствоведения, истории костюма и моды, а также психологии и социологии.

Научная новизна исследования в значительной мере определяется, прежде всего, недостаточной степенью изученности самого предмета архитектоники. Ее можно определить следующими моментами:

- Дано определение архитектоники как общего свойства всех природных и созданных человеком предметных форм, рассматриваемого с точки зрения их утилитарно-функционального совершенства, с одной стороны, и эстетически-образной выразительности, с другой, выявлены критерии архитектоники, определяющие качественный уровень формообразования в произведениях пластических искусств, в частности в архитектуре и дизайне.

- Рассмотрена диалектика взаимоотношения формы и содержания в предметах пластических искусств и, в связи с этим, описаны случаи проявления архитектоники, атектоники и антитектоники в искусстве и природе.

- Подробно описаны элементы выразительности языка архитектоники, к которым относятся материальные носители самой формы - ее структура, конструкция, композиционное построение, пластика, материал, характер декора и т.д. Выявлены существенные особенности языка архитектоники.

- С точки зрения требований архитектоники исследованы принципы формообразования в дизайне костюма. Рассмотрена функциональная сущность костюма и динамика ее становления.

- Показана роль моды в эволюционном развитии методов моделирования костюма. Выведено понятие «антимода», рассмотрены исторические случаи ее проявления и определена сущность антимоды как диалектической составляющей противоречивого явления - моды.

- Проведен сравнительно-исторический анализ эволюции костюма с двух позиций: требований архитектоники, с одной стороны, и требований моды, с другой, рассмотрена диалектика взаимоотношения архитектоники и моды

- Выявлено значение архитектоники как основного носителя стилистической выраженности костюма, свидетельства принадлежности его к определенной культуре, в частности, на примере костюма постмодернистской культуры

На защиту выносятся следующие положения:

- В самом широком понимании архитектоника определяется как свойство всех природных, технических, архитектурных и художественных форм, связанное с их оптимальным функционированием, с одной стороны, и эстетической ценностью, с другой. Сущность архитектоники художественно-проектной формы состоит в гармоническом сочетании образно-эстетического и конструктивно-технологического начал. Архитектоника, таким образом, выступает как материальная и информативно-эстетическая взаимосвязь содержания, внутренней и внешней формы в различных объектах, прежде всего в произведениях архитектуры и дизайна, т.е. чувственно воспринимаемое, понятное и художественно выразительное воплощение во внешнем облике предмета его назначения, способа функционирования, пространственной организации, конструктивно-технологической основы.

- Диалектика взаимоотношения формы и содержания в произведениях пластических искусств порождает три качественно отличных друг от друга варианта: архитектоническое произведение как случай положительного проявления архитектоники, предполагающий полноценное качество объекта с точки зрения его целесообразности и художественной выразительности; атектоническое произведение - архитектоника в ее отрицательном качестве, когда присутствует дисгармония содержания и формы, проявляющаяся в возможных вариантах: предмет совершенный в утилитарно-функциональном отношении, но не эстетичный; предмет внешне художественно-выразительный, но малонадежный и неудобный в эксплуатации; предмет полезный и надежный, имеет привлекательный вид, но последний не соответствует сути данного предмета, и, наконец, антитектоническое произведение, в котором архитектонические принципы нарушены художником сознательно и демонстративно с целью добиться эффекта неожиданности, интригующей неопределенности, оригинальности замысла, что особенно характерно для искусства постмодернизма.

- Всякое произведение пластических искусств несет от художника к зрителю определенную информацию, передача которой осуществляется посредством языка. Язык архитектоники представляет собой совокупность элементарных художественно-выразительных средств и соответствующих им общепринятых и объективно обусловленных смысловых и эмоциональных значений. Элементами выразительности языка архитектоники в произведениях пластических искусств выступают материальные носители формы - ее структура, конструкция, композиционные особенности, пластика, материал, из которого она изготовлена, характер декоративного оформления и т.д. Язык архитектоники имеет ряд существенных особенностей, а именно: а)являясь прежде всего языком художественным, он не обладает однозначностью и строгой определенностью, его образы всегда имеют приблизительное значение и нацелены в большей степени на эмоционально-эстетическое восприятие; б) его знаки одновременно вещественны, ассоциативны и объективно обоснованы, т.е. имеют реальные прототипы, причем ассоциативная взаимосвязь между архитектоническими формами и творениями природы являются важнейшей предпосылкой узнавания предмета, правильного «прочтения» его смысла; в)язык архитектоники представляет собой постоянно развивающуюся систему, арсенал выразительных средств которой все время пополняется.

- Архитектоника в дизайне костюма, повторяя общие закономерности формообразования в пластических искусствах, имеет специфические особенности, которые проявляются прежде всего в том, что форма костюма не существует сама по себе, как самостоятельная объемно-пространственная структура, а составляет с телом и человека единую систему Фигура-Костюм, что объективно определяет тектонические характеристики последнего. Формообразование костюма рассматривается в контексте активного влияния на него модных тенденций, которые отражают состояние культуры (не только материальной, но и духовной) в конкретный исторический момент. Архитектоника костюма находится в диалектической взаимосвязи с модой, и противоречивый характер этой взаимосвязи является основным источником постоянного развития костюмных форм, что, в свою очередь, отражает непрерывное развитие содержательной составляющей костюма.

- Смена культурных доминант порождает разнообразие архитектонических систем и стилевых направлений в пластических искусствах и, в частности, в костюме. Под доминантой в культуре понимается такой феномен или процесс, который наиболее адекватно выражает сущность данной культуры и обладает свойством притяжения к себе, «прилаживания» под себя других явлений культурного ряда. Доминантой может выступить господствующая идея, событие значительного масштаба, волевой акт и т.п. В пластическом искусстве художественный стиль является свидетельством принадлежности к определенной культуре, к тому или иному ее социально-историческому пласту. Являясь основным носителем специфики художественного стиля, его образно-выразительных особенностей, архитектоника выявляет характер материального и духовного функционирования произведения искусства внутри определенной культуры.

- Нарушение принципов архитектоники в произведениях искусства постмодернизма (особенно искусства архитектонического, т.е. имеющего утилитарно-прикладное значение) носит лишь видимый характер и позволено лишь до определенного предела, дальше которого бессмысленно само существование этих произведений, как в эстетическом, так и в практическом отношениях. Отрицая значение архитектоники, постмодернистское искусство еще более наглядно и доказательно утверждает ее определяющую роль в художественном творчестве. Это противоречие, внешне парадоксальное, обнаруживает в себе диалектический и объективный характер эволюции эстетических представлений. г Научная и практическая значимость исследования

Научно-теоретическая значимость результатов диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы для дальнейшего исследования малоизученного предмета - архитектоники, в контексте ее культурологического значения.

Идеи и выводы данной работы могут стать теоретическим источником при ^ разработке учебных программ и в подготовке спецкурсов по культурологии, теории и истории искусства, композиции, художественному проектированию и моделированию архитектурных и дизайнерских форм.

Практическая значимость диссертации связана с возможностью использования ее результатов в художественно-проектной деятельности архитекторов, дизайнеров и художников, занятых в сфере декоративно-прикладного искусства

Апробация результатов исследования to

Вопросы, касающиеся различных аспектов диссертационного исследования неоднократно становились темой выступлений на различных научных конференциях и семинарах, среди которых можно отметить следующие: XII научно-практическая конференция РААИ. Архитектурно-художественное образование на рубеже веков, 2000г.; XIV научно-практическая конференция РААИ. Архитектура, градостроительство, дизайн, 2002г.; Ш Российский философский конгресс. Рацио* нализм и культура на пороге третьего тысячелетия, 2002г.; Региональный научно-практический семинар. Мода и дизайн, 2003г.

Кроме того, материалы данного исследования прошли апробацию в процессе многолетней педагогической практики и были использованы при разработке авторских программ, чтении лекций и проведении практических занятий по курсу «Архитектоника и объемные структуры в пространстве» для специальности «Художественное проектирование костюма» Ростовской государственной академии архитектуры и искусства.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов и списка использованной литературы на русском и английском языках, включающего 110 наименований. Общий объем работы - 147 страниц

www.dissercat.com

Архитектоника объемных структур в проектной деятельности художника по костюму



В статье освещаются вопросы о месте архитектоники объемных структур в проектной деятельности художника по костюму.

Ключевые слова: архитектоника, объемные структуры, формообразование, художественное конструирование, проектирование костюма, одежда, художник по костюму

Костюм — это важнейший элемент в системе культурных ценностей человечества. В нем сосредоточены философские мировоззрения, национальные традиции, культурно-исторические ценности. Костюм отражает перемены в обществе и концентрирует в себе характерные черты временного периода.

Образ костюма понимается через образ определенного лица, через его индивидуальные особенности, обобщающие и выражающие черты времени. [1]

В костюме, как целостном образе, собирается целый набор элементов, при помощи которых можно достигнуть эмоциональной выразительности. Проектируемая модель приобретает эстетическую выразительность. Форма, цветовая гамма, ритм, метр, пропорции и последовательности, создают впечатления иногда совершенно противоположные.

В проектировании одежды форма и формообразование занимают одно из центральных позиций. Вбирая в себя наиболее характерные черты временного периода, одежда помогает определять признаки, представляющие собой обобщение, отвлеченное от сложности реального мира.

В процессе создания одежды все архитектонические составляющие формообразования: идейно-социальная, утилитарно-функциональная, эстетическая и пр., включая и элементы архитектоники костюма, часто проявляются системно, в тесной взаимосвязи, подчиняясь социальному заказу потенциального потребителя.

Архитектоническими искусствами называют группу пространственных искусств, в которую входят: архитектура, прикладное и промышленное искусство, к сфере которых относится и костюм. В более полном и точном содержании ее методы применимы к произведениям искусства, имеющим прикладное значение в быту человека. [2]

В связи с этим, мы рассматриваем архитектонику объемных структур, как составную часть проектирования одежды.

Архитектоника одежды обуславливается антропологическими признаками фигуры человека. Одежда, при всем ее разнообразии должна подчиняться тектонике человеческой фигуры. При проектировании одежды проявляется тесно связанная система «костюм-фигура», в виде единой гармоничная пространственной структуры. С древних времен пропорции тела человека считаются образцом красоты и гармонии. Поэтому, одежда, спроектированная в системе «костюм — фигура», является «совершенной».

При проектировании одежды необходимо учитывать, что ее поверхность может частично повторять форму поверхности человеческого тела. Поэтому архитектонические формы делятся на топографические поверхности, которые точно повторяют контур поверхности человеческого тела и геометрические, которые не прилегают к фигуре. Форма костюма связывает между собой пространственные элементы, становясь при это либо сложной, либо простой. Архитектоника контролирует систему связей между структурными элементами и служит средством достижения композиционной гармонии, что отвечает современным требованиям, предъявляемым к одежде [3].

В Орловском государственном университете проводятся исследования по совершенствованию процесса объемного формообразования одежды. Архитектоника костюма является базовым элементом при объемном формообразовании.

Для будущих художников по костюму «Архитектоника объемных структур» является профессионально-ориентированной дисциплиной. Целью курса «Архитектоника объемных структур» является развитие образно-ассоциативного мышления, умения самостоятельно ставить задачи и искать пути их экспериментального решения.

В задачи курса «Архитектоника объемных структур» входит:

‒ формирование у обучающихся объемно-пространственного мышления, ориентированного на поиск и решение проблемных ситуаций;

‒ приобретение обучающимися практических умений и навыков разработки объемных структур в материале;

‒ умение строить эксперимент при решении задачи и получение новых форм одежды;

‒ приобретение обучающимися теоретических знаний по формообразованию объемно-пространственных форм костюма.

Качество полученной формы костюма и ее уровень зависят от многих факторов, прежде всего от основных составляющих понятия архитектоники: совершенства формы, взаимосвязи формы и содержания, совершенства самого содержания, эстетичности формы (а также от критерия архитектоничности).

Дисциплина «Архитектоника объемных структур» осваивается в несколько последовательных этапов.

На начальном этапе основы формообразования познаются через выполнение орнаментальных объемно-пространственных структур из бумаги. Студенты осваивают приемы работы с бумагой. Овладение техникой выполнения объемных композиций из бумаги требует определенных навыков и умений в работе с материалом, а также хорошо развитого чувства пластичности бумаги и умения использовать в процессе создания формы структурные свойства бумаги.

Технология выполнения макетов из бумаги имеет несколько характерных особенностей. Студенты начинают с простейших орнаментальных структур, не требующих специальной художественной подготовки. Выполнив предварительные упражнения и получив первичные навыки работы с бумагой, студенты уже смогут выполнять более сложные, с точки зрения пластики, модели.

Перед студентами ставится задача на развитие чувства формы, ее грамотное прочтение и трактовку. Структура и внешняя форма имеют утилитарное и эстетическое значение и, кроме того, внешняя форма подвергается гармонизации. Форма обладает рядом физических свойств, которые могут вызвать у зрителя разнообразные ощущения (величина, геометрический вид, массивность, фактура, цвет).

Любая форма разрабатывается на основе конструкции, представляющей собой систему ребер жесткости, которые получаются в результате сгиба плоского листа бумаги. При этом студенты используют только белую бумагу, что позволяет работать таким средствам художественно-образного формообразования как светотеневые, фактурно-пластические и объемно-пространственные характеристики материальных форм.

На данном этапе студентами изучается объем как проявление структуры объемно-пространственной формы, анализируются принципы структурообразования в живой природе, архитектуре и дизайне, для чего осваиваются методы трансформации листа в объем в техниках геометрической и скульптурной пластики, проводится анализ членений вертикали и горизонтали в архитектуре с последующим выполнением объемных структур в вертикальном и горизонтальном ритме.

Создание объемной композиции сопровождается применением полученных знаний по курсам «Общая композиция», «Рисунок», «Композиция костюма».

На втором этапе через выполнение более сложного задания (выполнение объемно-пространственной формы головного убора) раскрывается творческая индивидуальность студентов. Студентами изучаются принципы построения конструктивно-пространственных форм с последующим выполнением макета головного убора в геометрической пластике.

Завершающим этапом дисциплины является построение макета объемно-пространственной формы костюма. На основе выбранной исторической формы проводится разработка современной формы костюма и изготавливается макет костюма из бумаги. Этим самым можно определить уровень способностей образного объемно-пространственного мышления, приобретенных навыков лепки объемной формы, умение перейти от элементарного понимания костюма как набора направлений совершенствования подготовки швейного производства, что обуславливает необходимость его использования при подготовке художников по костюму.

В процессе изучения дисциплины у студента происходит не только усвоение знаний, формирование умений и навыков, но и развиваются общие свойства и характеристики личности. В ходе обучения меняются различные стороны психической деятельности, накапливаются и изменяются методы выполнения действий, меняются знания и представления, появляются новые интересы.

Таким образом, роль дисциплины «Архитектоника объемных структур» представляется достаточно значимой в свете современных требований профессиональной подготовки художника по костюму, поскольку в процессе обучения данной дисциплине формируется образно-пространственное мышление студентов, применительно к условиям будущей профессиональной деятельности. Объемное формообразование как совокупность творческих средств художественного проектирования костюма является платформой исследовательской и научно-творческой работы.

Литература:
  1. Козлова Т. В. Костюм. Теория художественного проектирования. / При участии Заболотской Е. А. (Часть VI), Рыбкиной Е. А. (Часть VIII). Учебник для вузов.– М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005.
  2. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Рытвинская Л. Б. Основы формообразования костюма (архитектоника): Учебное пособие: М.: Альфа-М, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): структура, Архитектоника, проектирование одежды, костюм, объемное формообразование, объемно-пространственная форма, головной убор, временный период, внешняя форма, человеческое тело.

moluch.ru

1. Структурный подход к изучению женского и мужского костюма

. Л.Б. Рытвинская

альфам

Основы

ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КОСТЮМА

(АРХИТЕКТОНИКА)

Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 052400 «Дизайн»

Москва • Альфа-М • 2005

УДК 796.687.1/4(075) ББК 85.126 Р95

Рецензенты: В. В. Жулева, Л.А. Меркулова

Рытвинская Л.Б.

Р95 Основы формообразования костюма (архитектоника):

Учебное пособие. — М.: Альфа-М, 2005. — 72 с.: ил.

ISBN 5-98281-052-5

Курс состоит из теоретической и практической частей и рассчитан на 66 аудиторных часов и 60 часов самостоятельной работы. Построен с уче­том последних достижений в теории развития и организации костюма.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специ­альности «Дизайн».

УДК 796.687.1/4(075) ББК 85.126

Учебное издание

РЫТВИНСКАЯ Людмила Борисовна Основы формообразования костюма (архитектоника)

Учебное пособие

Редактор О.В. Шолохова

Оформление художника М.Е. Зайцева

Художественный редактор А В. Антипов

Компьютерная верстка А. В. Антипов

Корректор О.Н. Богданова

Сдано в набор 12.01.05. Подписано в печать 17.05.05. Формат 60x90/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Печ. л. 4,5. Усл. печ. л. 4,5. Тираж 1000 экз. Заказ № Заказ 2263.

Издательский дом «Альфа-М» E-mail: [email protected]

© Международный университет

бизнеса и управления,2005 ISBN 5-98281-052-5 © Альфа-М. Оформление, 2005

п

РЕДИСЛОВИЕ

Пропедевтический курс «Основы формооб­разования костюма» (архитектоника) предназначен для развития объемно-пространственного мышления студентов применитель­но к условиям будущей профессиональной деятельности и адре­суется первокурсникам, обучающимся по специальности «Ди­зайн». Общая продолжительность занятий (в течение первого и второго семестров) составляет 66 часов в аудитории и 60 часов самостоятельной работы. Семестры заканчиваются зачетами на основе выполнения практических заданий и проверки теоретиче­ских знаний.

Настоящий курс, предваряя предметы «Основы композиции» и «Художественное проектирование костюма», имеет следующие задачи:

сообщить сведения о закономерностях развития структуры костю­ма в зависимости от законов формообразования в природе и соци­альных явлений в обществе;

выделить логику формообразования — пространственную и соци­альную значимость объекта и вытекающую отсюда структурную организацию формы;

развить навыки восприятия, представления и творческого мышле­ния в поиске объемно-пространственных форм; развить навыки создания объемных форм в макетных материа­лах.

Лекционный материал строится с учетом последних достиже­ний в теории развития и организации костюма. Теоретическая часть курса закрепляется циклом упражнений, позволяющих во­площать полученные знания в гармоничные объемно-пространст­венные формы, которые применительно к курсу «Художественное проектирование костюма», следующему за «Основами компози­ции костюма», можно рассматривать как базовые структуры в по­строении ряда конкретных форм костюма.

Методика ведения курса основывается на общих методах под­готовки дизайнеров в художественных вузах, при этом использу­ются приемы:

скульптурного формирования объекта;

трансформации простых геометрических форм, их развития в про­странстве и пластической завершенности готовой формы; создания рельефных поверхностей и объемно-пространственных форм из плоскостных (бумага и пр.) материалов

п

РИМЕРНЫИ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й курс, 1-й семестр

Наименование темы

Продолжительность, ч

Общая

Лек­ции

Практ. занятия

1

2

3

4

Введение. Различные аспекты понятия «костюм» 1. Структурный подход к изучению костюма Виды структур, элементы структуры кос­тюма. Обзор иллюстративного материала

2

2

2. Средства формообразования костюма 2.1. Свойства формы: силуэт, геометриче­ский вид, масса, пластика. Обзор иллюст­ративного материала

2

1

1

2.2. Закономерности организации формы: масштаб, пропорции. Построение геомет­рической объемной формы с выделением в ней (в определенных пропорциях) трех объемов

4

1

3

2.3. Пропорции. Развитие формы в про­странстве

4

1

3

2.4. Ритмические закономерности органи­зации деталей формы, акцент. В построен­ной форме с помощью рельефов и акцента выявить фасад. Развить форму в простран­стве

4

1

3

2.5. Симметрия в организации формы: группы и виды симметрии. Построить пла­стическую объемную форму с ясно читае­мыми (в определенных пропорциях) объе­мами, с помощью ритмически организо­ванных рельефов и акцента выявить фасад: развить форму в пространстве, включая само пространство (отверстие) и новые ма­териалы

6

2

4

Анализ формы костюма (контрольная ра­бота) Проверка выполненных заданий (в объеме и по анализу форм костюма по видам сим­метрии)

2

2

2.6. Статика и динамика как результат ор­ганизации формы. Комбинаторика

8

2

6

Зачет: проверка выполненных заданий

2

2

Итого:

34

10

24

1-й курс, 2-й семестр

Наименование темы

Продолжительность, ч

Общая

Лек­ции

Практ. заня­тия

1

2

3

4

3. Закономерности формообразования

З1.Закономерности формообразования в природе. Обзор иллюстративного материала

2

2

3.2. Закономерности формообразования искусственной среды: тектоника. Тектони­ческие системы. Типы конструкций. Фор­мообразование из плоскостных материа­лов: разработка рельефных поверхностей (элемент, раппорт, сопряжение элементов)

2

1

1

3.3. Средства гармонизации форм искусст­венной среды (пропорционально-ритмиче­ская организация объемов, симметрия, статико-динамическая организация, характери­стика поверхностей). Рельефы. Продолже­ние работы над рельефами.

2

1

1

4. Формы костюма как отражение стили­стики формообразования среды в каждой эпохе

4.1. Основные этапы в развитии форм кос­тюма

4.1.1. Обертывание, накидывание (на пле­чи), надевание (через голову), плиссирова­ние, драпирование. Зарисовки форм кос­тюма.

2

1

1

4.1.2. Формирование одежды с помощью кроя. Зарисовки форм костюма.

2

1

1

4.1.3. Формирование одежды на каркасных конструкциях. Зарисовки форм костюма.

2

1

1

4.1.4. Формирование одежды как много­слойной (взаимозависимой) оболочковой системы. Зарисовки форм костюма. Разра­ботка объемно-пространственной формы.

2 4

2

1

3

4.2. Некоторые закономерности стилеобразования. Идея — образ — функция — структура — материал — конструкция — форма

2

1

1

4.3. Разработка эскизов и выполнение рельефа. «Гармония форм костюма и эле­ментов среды» или гармонизированная структура костюма

6

1

5

5. Закономерности развития структуры ко­стюма

4

2

2

Зачет: проверка выполненных заданий

2

2

Итого:

32

14

18

Всего:

66

24

42

содержание разделов

1-й курс, 1-й семестр

Введение

Различные аспекты понятия «костюм».

Структура костюма — построенность, про­странственная организация — внутренняя форма. Виды структур. Элементы структуры костюма: ось, стабильные элементы (основ­ные объемы юбки, лифа, рукавов, брюк, рубахи). Мобильные эле­менты, подвергающиеся быстрым изменениям (детали, дополне­ния).

2. Средства формообразования костюма

2.1. Свойства формы: силуэт, геометрический вид, масса, пластика.

  1. Закономерности организации формы. Масштаб, пропор­ ции, ритмические виды организации формы, симметрия. Масш­ таб форм костюма относительно фигуры человека и между собой. Контраст, нюанс, подобие, тождество.

  2. Пропорции. Пропорциональные соотношения форм кос­ тюма относительно человека и между собой. Пропорции рацио­ нальные и иррациональные, «золотое сечение», «числовой ряд Фибоначчи». Развитие формы в пространстве.

  3. Ритмические закономерности организации деталей фор­ мы, акцент. Ритмический строй деталей и элементов костюма.

Ритмы метрические и динамические. Ритмическое развитие двух компонентов формы — параллельное и встречное. Акцент как за­вершение ритмического развития компонентов формы.

2.5. Симметрия в организации формы костюма. Группы и виды, их функция на примерах исторического и современного кос­ тюмов. Статика и динамика как результат организации формы. Цвет как средство гармонизации костюма. Фактура и декоратив­ ные свойства поверхности формы.

2.6. Статика и динамика как результат организации формы. Ор­ ганизация формы, ее частей (геометрических и пластических): пропорциональная соотнесенность, сопряжение сечений, комби­ наторика отдельных частей формы, ритмическая организация, ак­ цент — все используется для достижения гармоничной завершен­ ности формы, ее статического или динамического решения. Цвет как средство гармонизации костюма. Фактура и декоративные свойства поверхности формы.

1-й курс, 2-й семестр

3. Закономерности формообразования

3.1. Закономерности формообразования в природе. Взаимозависимые системы — космос, галактика, Солнеч­ная система, Земля, человек. Формообразующие силы в природе. Конструкции неорганической природы. Объекты органической природы в основе своего развития имеют принципы пневматики.

  1. Закономерности формообразования искусственной среды. Развитие идет от простого применения природных материалов через сознательное использование свойств материалов и действие физических законов к выработке определенных тектонических си­ стем с использованием новых материалов и технологий. Типы тек­ тонических систем. Типы конструкций.

3.3.Средства гармонизации форм искусственной среды. Фор­ мообразование микросреды человека — одежды — осуществляется на основе тех же всеобщих законов. Все чаще применяются прин ципы вантовых конструкций, работающих на растяжение, в изде­лиях из трикотажных и текстильных материалов, включающих лайкру, спандекс. И, наоборот, использование термопластических волокон в различных материалах позволяет получить изделия с жестко фиксированной рельефной формой: складчатые, жатые, плетеные, тисненые; горельефы: объемные элементы.

studfiles.net

Архитектоника костюма

По словам кутюрье Тома Форда «И одежда, и здания – это оболочка, в которой живет человек».

Костюм можно рассматривать как объемную форму, оболочку, внутреннее пространство которой обеспечивает комфорт для жизнедеятельности человека. Сходство общих принципов формообразования костюма с архитектурой выражается в образно-ассоциативном проявлении внешней формы. Часто используются определения «монументальный», «монолитный» костюм для подчеркивания укрупненности форм, лаконичности их решения, что достигается использованием тяжелых тканей спокойных цветов и простотой конструкции. Характер тектоники костюма проявляется в тесной связи с тектоникой решения архитектуры и других объектов материальной среды.

Вместе с тем костюм имеет свои тектонические системы: каркасную, оболочковую и промежуточную, сочетающую свойства той и другой систем.

Архитектоника в дизайне костюма, повторяя общие закономерности формообразования в пластических искусствах, имеет специфические особенности, которые проявляются прежде всего в том, что форма костюма не существует сама по себе, как самостоятельная объемно-пространственная структура, а составляет с телом человека единую систему. Фигура-Костюм объективно определяет тектонические характеристики костюма. Формообразование костюма рассматривается в контексте активного влияния на него модных тенденций, которые отражают состояние культуры (не только материальной, но и духовной) в конкретный исторический момент. Архитектоника костюма находится в диалектической взаимосвязи с модой, и противоречивый характер этой взаимосвязи является основным источником постоянного развития костюмных форм, что, в свою очередь, отражает непрерывное развитие содержательной составляющей костюма.

Формообразование – структурирование (членение и строительство) единичных предметов, создание функциональных, конструктивных, пространственно-пластических, технологических структур.

Архитектура и мода не только питаются одними и теми же идеями, они даже используют одинаковые профессиональные термины: фактура, орнамент, эскиз, размер, образ. Архитектура рассматривается как макрокосмос, жизненное пространство. Мода – микрокосмос, вторая кожа, которую человек может выбрать себе сам. Архитектурное сооружение защищает человека от внешнего мира. Одежда помогает сохранить наш внутренний мир. [7]

Вопросы для повторения

1. Определение произведения искусства

2. Назвать три класса искусств

3. Определить два вида пространственных искусств

4. Охарактеризовать изобразительный и неизобразительный (архитектоничный) типы художественного языка

5. Роль К. Малевича в становлении архитектоничного искусства

6. К какому классу искусств относится костюм? .

7. Что такое дизайн и его место в системе пластических искусств

8. Привести примеры супрематического стиля в современном искусстве.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 391 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: В.А.Поваляева | Введение | Виды симметрии | Ритмика и метрика- основные ритмические порядки | Пропорционально- последовательный | К. Малевич и его роль в становлении архитектоники. | Понятие макета и бумагопластики | Золотое сечение в строении тела человека | Золотое сечение в архитектуре, скульптуре, живописи | Золотое сечение и тенденция к спиральности в живой природе |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.005 сек.)

mybiblioteka.su

Архитектоника объемных форм - Все для студента

Учебно-методические материалы

Студенческие работы

Теги, соответствующие этому тематическому разделу

Файлы, которые ищут в этом разделе

Доверенные пользователи и модераторы раздела

Активные пользователи раздела

Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014. — 95 с. — ISBN 978-5-93252-330-8. Целью учебного пособия является формирование объемно-пространственного мышления; изучение пластических и декоративных свойств материалов; основополагающих принципов развития и гармонизации объёмной формы в пространстве; законов развития форм в природе, архитектуре, дизайне. Учебное пособие...

  • №1
  • 7,95 МБ
  • добавлен 20.09.2015 19:51
  • изменен 24.10.2016 15:23

Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. — 100 с. Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению подготовки дипломированных специалистов 630200 «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности». Освещены основные теоретические...

  • №2
  • 66,07 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 24.10.2016 15:23

Данилова О.Н., Зайцева Т.А., Слесарчук И.А., Шеромова И.А. Учебное пособие. — 2-е изд. испр. и доп. — Владивосток: ВГУЭС, 2014. — 106 с. Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению подготовки дипломированных специалистов 630200 «Художественное...

  • №3
  • 21,31 МБ
  • добавлен 03.05.2015 11:56
  • изменен 24.10.2016 15:23

Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 98 с. Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению подготовки дипломированных специалистов 630200 «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности». Освещены основные...

  • №4
  • 4,46 МБ
  • добавлен 27.10.2013 18:08
  • изменен 24.10.2016 15:23

www.twirpx.com