Бриф на дизайн: нужен или нет? Бриф в дизайне это


Разработка брифа на дизайн | Студия Media Aid Design

Бриф (от англ. brief – «краткое изложение») – это анкета, заполняемая клиентом дизайн-студии в начале разработки любого проекта, будь то дизайн буклета или брошюры, создание логотипа и фирменного стиля, интернет-магазина и всего, чего угодно. Это документ, на основе которого впоследствии разрабатывается техническое задание. Кстати, эти два понятия иногда путают и смешивают.

Чем бриф отличается от ТЗ

Основное отличие спецификации от брифа на дизайн состоит в том, что она содержит более четкие технические параметры будущего продукта. Если, к примеру, речь идет о печати полиграфической продукции, на этапе составления ТЗ уже становится ясно, какой материальной конструкцией она будет обладать, какие элементы будет содержать, в нем указывается даже примерный объем и тираж. 

Бриф не содержит такой конкретики, потому что зачастую заказчик на этапе его заполнения сам не имеет четкого представления о том, чего он ждет от дизайнеров. Ответы на вопросы, содержащиеся в анкете, помогут исполнителям лучше понять и оправдать ожидания клиента. 

В целом бриф ориентирован на аспекты рекламного продвижения, влияющие на дизайн. При разработке, например, фирменного стиля заполняют только один бриф, а ТЗ могут различаться для каждого варианта его применения: визитки, бланка, конвертов и прочего, — потому что при печати полиграфической продукции имеет значение формат, объем, тираж, используемые материалы, которые будут отличаться для каждого из вариантов.

Структура брифа

Содержание анкеты может различаться в зависимости от того, о чем идет речь: создании логотипа, дизайне брошюры или, например, целого интернет-магазина. Обычно этот документ включает несколько составляющих:
  • Информация о заказчике: название, область деятельности, сайт, наличие лого и фирменного стиля, информация о товарах и услугах, преимущества, особенности рынка.
  • Основные конкуренты, их достижения, которые необходимо превзойти.
  • О разрабатываемом продукте: что необходимо разработать, целевая группа, на которую рассчитан продукт, желаемый стиль оформления, необходимые компоненты графики, цвета и шрифты, которые нравятся/не нравятся.
  • Стоимость и сроки разработки.
 

Нужна ли разработка брифа на дизайн?

Расширенное техническое задание может полностью заменить его, если заказчик четко представляет себе конечный результат и к тому же располагает уже готовым фирменным стилем или брендбуком. Или необходимость дизайна буклета, брошюры и прочего возникает не впервые. 

Но при разработке с нуля этот документ необходим, чтобы взаимодействие творческой группы и заказчика было плодотворным и удобным. 

В начале создания любого креативного продукта разрабатывается концепция, раскрывающая целевую аудиторию, назначение, характер информации. Эта концепция и определяет художественные особенности макета. По сути бриф и есть концепция, но представленная в более размытой, распространенной форме. 

Он более подробно, чем ТЗ, раскрывает особенности целевых групп, возраст, занятия. Некоторые агентства даже предлагают описать внешний вид представителей аудитории. Также в нем больше внимания уделяется компании и рекламируемой продукции, рынку, на котором присутствует или должен будет присутствовать товар. Вся эта информация должна быть учтена для создания эффективного продукта, поэтому подробный бриф является необходимостью. 

mediaaid.ru

Клиентский бриф или «позор дизайнера»

Бриф – краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего проекта. Описание требований клиента, на основе которых формируется дизайнерское решение.

В интернете содержится огромное количество контента на разные тематики, одной разновидностью которого является контент, посвященный дизайну интерьера и всему тому, что с этим связано.

Зачастую, среди всего прочего попадаются действительно сильные и интересные интерьеры, некоторые студии показывают достойные визуализации. Но иногда попадаются такие работы, что невольно начинаешь подозревать, что в программу обучения  дизайну интерьера забралось какое - то зло и вкладывает в неокрепшие умы мальчиков и девочек свои коварные умыслы и распространяет говнодизайн по белу свету.

Но на деле оказывается, что не всегда виноват дизайнер. Точнее как, он виноват, конечно же, но косвенно. Попробуем разобраться вместе, что же происходит.

Клиент старается сэкономить как можно больше бабла, в связи с чем считает, что дизайнеру много платить не надо и пытается найти исполнителя как можно дешевле. А кто ставит самые низкие цены на свои услуги? Правильно, либо новички, либо шарлатаны. С последними все понятно. Тут деньги уплыли и все, пиши заяву в полицию. Что происходит с новичками? Зачастую это ребята, которые совсем не имеют опыта не только в разработке и реализации проектов, но и не до конца понимают именно в том, как работать с клиентом так, что бы все стороны остались довольны.

Мало кто задумывается, что до того как делать сам проект, предстоит еще уйма предпроектной подготовки. Один из самых важных элементов подготовки – это бриф, или техническое задание. Так вот мало кто из дизайнеров, особенно начинающих, делает это, а если и делает, то не должным образом. Факт такого подхода - изобилие говнодизайна, неудовлетворенных клиентов и распространенное мнение о том, что дизайнеры безрукие инвалиды.

Что же делать? Ответ прост – составляйте бриф или техническое задание. Старайтесь избегать тех дизайнеров, которые не делают этого. От тех «профессионалов», которые говорят, что они и без тз все сделают - вообще бегите, как от чумы. Это первый совет.

Второй совет состоит в том, что бы четко оценивать свои финансовые возможности при составлении технического задания. Клиент должен четко осознавать, что его фантазии, пожелания, финансы и технические возможности помещения, а так же его площадь и геометрия в какой то точке неизбежно пересекутся. Эта точка и есть грамотно продуманный и реализуемый дизайн проект. Именно поэтому вы должны отдавать себе отчет в том, что не все что бы вы хотели получить реально, что далеко не все идеи имеют право на жизнь. Не нужно просить от дизайнера воплотить в проекте то, на что у вас тупо не хватит денег или впихнуть невпихуемое в ваши квадратные метры. Потому что нарисовать он вам может все что угодно, а как дойдет до реализации, то вдруг выясняется, что это либо дорого, либо неудобно, либо строители так не умеют.

Вот и начинаются правки по ходу пьесы, отношения с дизайнером неизбежно портятся. Последний теряет заинтересованность в проекте и в клиенте в целом. Результат всем известен.  

Теперь разберем, почему же дизайнер виноват, хоть и косвенно. Первое, конечно же, желание как можно скорее получить аванс и начать работать над проектом. Второе-это нежелание идти на конфликт с клиентом, что бы его не потерять. И последнее, это неумение ставить условия работы, только при выполнении которых все стороны будут довольны и каждый получит то, что хотел. Дизайнер свой гонорар, а клиент грамотный дизайн проект интерьера с возможностью его последующей реализации под ключ.

lesh-84.ru

Designthe.INFO → Зачем нужен бриф

Бриф на проектирование сайта — не формальность. Бриф — это инструмент для синхронизации мыслей и формирования общего языка. Инструмент, жизненно необходимый любому проекту, где есть разделение на заказчика и исполнителя.

Зачем нужен бриф

Ни для кого не секрет, что функция брифа — кратко описать то, что должен представлять из себя конечный продукт. Абсурдность ситуации заключается в том, что в работах по проектированию и «придумыванию», этого никто не может знать заранее.

Проектирование, дизайн — это концептуальный синтез требуемой функции, существующих ограничений и идей проектировщика. Если идеи проектировщика — это то, за что платит заказчик, то функция продукта и существующие ограничения — это то, с чем он приходит. Именно они и должны составлять основу брифа.

Прекрасно, если у клиента он уже есть. Возможно (не обязательно), это ускорит работу, но точно не освободит вас от написания еще одного. Хитрость в том, что процесс формализации ценен не столько результатом — документом — сколько обсуждениями, выбором формулировок и обнаружением белых пятен в той структуре, которую предложил клиент изначально.

Что именно войдет в документ и как будет сформулировано — уже является дизайн-решением, при чем стратегического свойства. Поэтому в интересах обеих сторон отнестись к составлению брифа максимально ответственно. Сложность интервьюирования клиента заключается еще и в том, что из него нужно вытащить не только то, что он может артикулировать, но и так называемое «неявное знание». Для этого как минимум нужно уметь задавать вопросы, слушать и не бояться показаться идиотом.

Итак, функция

Обычно под функцией сайта понимают строго технические вещи — то, что он умеет делать: социальные сети, блоги, регистрации пользователей, формы обратной связи. Но мы уже знаем, что дизайнер должен смотреть на вещи шире и думать о смысле, то есть о задачах, которые сайт должен решать. Именно на этапе составления брифа и начинается определение контент-стратегии сайта: что, как и для кого должно на нем публиковаться.

Бизнес-задачи

Главным образом, важно определить, как сайт должен способствовать бизнесу клиента, и какие коммуникационные задачи из этого вытекают. Например, роста числа заказов с сайта можно добиваться по-разному: увеличением размера кнопок «заказать», снижением цен (о котором стоит сообщить), введением нового товара или ретаргетированием старого. Все это — задачи на коммуникацию, за которые нет смысла браться, не определив перед этим, что требуется бизнесу.

Выясните, какие планы у компании на ближайшие пару лет, где у них основные проблемы, а где все хорошо и почему. Вы погрузитесь в контекст и узнаете много полезных деталей о внутренней структуре компании и ее клиентах, а так же сможете понять, чего не хватает для полноты картины.

Важный момент: бизнес-цели сайта должны быть конкретны, в идеальной ситуации — измеримы. «Мы продаем 10 ящиков апельсинов в день, а через месяц после запуска сайта хотим продавать 50.» Даже когда коммуникационная задача является одновременно и бизнес-задачей (создать имидж, повысить узнаваемость) вполне возможно подобрать метрику, отражающую эффективность работы сайта.

Но дело даже не в показателях. Прелесть четкой постановки бизнес-задач — однозначный выбор направления усилий. Чтобы и вы, и ваш клиент всегда помнили, для чего нужен этот сайт.

Коммуникационные задачи

Зная, какого результата вы хотите добиться, уже можно определять коммуникационные задачи и стратегию их решения.

Для их постановки достаточно ответить на вопрос: как должны измениться представления пользователя о компании или ее услугах? Что он должен узнать, понять, чем заинтересоваться?

Здесь есть опасность ограничиться слишком общей формулировкой, или, наоборот, уйти в конкретику. За полной бесполезностью первого, второе предпочтительней. Запишите конкретные сформулированные сообщения, после чего решите, что они имеют сказать в комплексе. И тоже запишите. Это даст вам понимание общего коммуникативного вектора, которого и следует держаться при разработке всего содержания.

Очевидно, чтобы понять что именно говорить, нужно определить, к кому вы обращаетесь. Каковы особенности целевой аудитории сайта? Почему эти люди пришли на сайт, какие у них ожидания, какие потребности?

На всякий случай повторю: «вы» — это и заказчик, и проектировщик. Задачи вы формулируете вместе, обе стороны должны быть уверены в их адекватности и осмысленности.

Требования

Ограничения помогают работе, сужая бесконечное количество вариантов решений до более-менее обозримого. Ограничения могут быть техническими (операционные системы, браузеры, скорость канала или безопасность) или более тонкими: юридическими, этическими, политическими. Последние имеют обыкновение всплывать в самый неподходящий момент, когда все уже придумано или сделано. Чем подробней вы расспросите клиента о его бизнесе, тем вероятней вы сможете таких ситуаций избежать. К слову, довольно часто случается, что незначительное требование перерастает в полноценную задачу, поэтому все требования стоит подробно обговаривать и обязательно документировать.

Бриф: коротко

Как и любая документация, бриф не представляет особенной ценности сам по себе, но процесс работы над ним позволяет выудить большое количество важной информации и прийти к общему пониманию самых базовых идей, от которых будет отталкиваться дальнейшая работа. Пренебрегать этим этапом чревато лишней работой и для заказчика, и для разработчика даже на небольших проектах.

designthe.info