WebSoft. Про систему управления талантами и HR-автоматизацию. Что такое педагогический дизайн


Что мешает использовать педагогический дизайн

Обучение разработке электронных курсов обычно начинается с ответа на вопрос, что такое педагогический дизайн. Немало подробных статей посвящено этой теме. Но сегодня хочу поговорить о другом: с какими проблемами я сталкивалась при знакомстве с педагогическим дизайном и как их преодолевала.

Проблема 1. Сложно разобраться в понятиях. Много разных моделей, определений и концепций. Достаточно долго я искала для себя ответ на вопрос, что же такое педагогический дизайн. Наука? Теория? Подход? Набор принципов? Инструмент? Или все вышеперечисленное?

Решение. Для себя я определилась в понятиях: педагогический дизайн – это системный подход к решению образовательных задач. Мне нравится идея книги "Быстрый педагогический дизайн" (Rapid Instructional Design). Авторы не бьются за единственно правильное определение педагогического дизайна, а предлагают просто пользоваться его принципами. Чтобы педагогический дизайн заработал, нужно в первую очередь думать не о нем, а о живых людях, целевой аудитории.

Проблема 2. Внутренняя установка "Зачем педагогический дизайн? Вроде все и так интуитивно понятно". Так действительно можно работать, но до того момента, пока не начнут задавать вопросы с просьбой обосновать выбранный формат и форму представления. «Почему было выбрано именно такое решение? Давайте по-другому. И сделаем повеселее: добавим сторителлинг и геймификацию». В такие моменты иногда не хватает нужных аргументов.

Решение. Часто допускаю в работу интуицию. Но при этом проверяю свои интуитивные догадки на соответствие принципам педагогического дизайна. По этой теме советую книгу Рут Кларка "Электронное обучение и наука педагогического дизайна" (Ruth Clark E-learning and the Science of instruction). Авторы собрали широкий набор принципов, которые помогают обосновать то или иное образовательное решение.

Проблема 3. Непросто комплексно подойти к изучению педагогического дизайна электронных курсов, так как формального обучения в этой сфере нет. На данный момент на рынке представлены лишь тренинги, семинары и краткосрочные курсы, которые знакомят с темой. Решение. В этом случае я просто изменила отношение к проблеме и пришла к пониманию эффективности подхода 70:20:10. 70% —эмпирическое обучение через реальные рабочие ситуации на рабочем месте. 20% — обучение через общение с командой. 10% — теория: книги, тренинги, семинары. Реализую свои 70% обучения через работу над проектами и разбор собственного опыта. В нашей компании есть процедура рефлексии и оценки проектов. Мы анализируем проекты, думаем, как их можно улучшить. На основе рефлексии выводим общие принципы разработки курсов, чек-листы, шпаргалки. А самое главное, основы педагогического дизайна усваиваются на практике.

В заключение хочу сказать пару слов про гибкость, которая помогает преодолевать сложности в знакомстве с педагогическим дизайном. Одна из целей нашей работы – обеспечить правильный пункт назначения и дорогу, которая приведет туда. Но так как редко бывает единственный хороший способ для достижения цели, педагогический дизайнер действует по ситуации, анализирует требуемые результаты и выбирает способы прихода к желаемым результатам.

www.levellab.ru

Педагогический дизайн в корпоративном обучении

Использование педагогического дизайна при разработке электронных курсов делает процесс обучения прозрачным, повышает его эффективность и позволяет подойти к каждому сотруднику индивидуально, учитывая уровень его подготовки и решаемые профессиональные задачи.

Организация обучения и повышения квалификации сотрудников компании — задача сотрудников служб и подразделений. Использование в процессе обучения электронных курсов, которые можно разработать собственными силами или заказать сторонней компании, позволяет повысить, по сравнению с очным обучением, эффективность обучения и организовать индивидуальный подход к каждому сотруднику.

Чтобы обеспечить действительно высокую эффективность обучения специалист по управлению персоналом должен, с одной стороны, тщательно изучить требования к обучению своих заказчиков — руководителей функциональных подразделений, желающих обучить своих сотрудников чему-то новому или повысить их квалификацию. А с другой стороны, ему нужно сначала грамотно поставить задачу разработчику электронных курсов, а впоследствии — проконтролировать его работу. Знание основных положений педагогического дизайна помогает решать столь сложные задачи.

Педагогический дизайн (Instructional Design, Instructional Systems Design, ISD) — научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения. Одна из важнейших его задач — разработка качественных и эффективных методик электронного обучения на основе современных информационных технологий.

По своей сути, педагогический дизайн — это системный подход к построению учебного процесса. Он позволяет сформировать единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов передачи знаний. При этом основное внимание уделяется содержанию курса, стилю, последовательности изложения, способам представления материала.

Педагогический дизайн — это системный подход к построению учебного процесса.

Применение педагогического дизайна в электронном обучение (e-learning), в том числе и корпоративном, делает процесс обучения максимально прозрачным и помогает слушателям последовательно осваивать материалы курса обучения без лишних вопросов. Кроме того, он указывает разработчикам электронных курсов на места в материале, где уместны и эффективны интерактивные компоненты, дает возможность правильного сочетания методов и инструментов доставки информации. Однако чтобы создать электронные курсы, недостаточно поместить какую-то информацию на слайды.

Простое представление в электронном формате текстов учебников, справочников или методических материалов, как показывает практика, малоэффективно для обучения. Тут нужны другие подходы и методики. Педагогический дизайн строится согласно двум важнейшим концепциям. Одна из них — тщательная проработка материала в соответствии с целями обучения. Другая — выстраивание системы постоянного анализа результатов обучения, оценки и усовершенствования процесса передачи знаний и учебного материала. Анализ потребности в обучении и его целей — ключевое действие в педагогическом дизайне. По результатам такого анализа подбираются способы доставки материала, сочетание теории и практики, моменты привлечения внимания, способы формирования мотивации и т.д.

Анализ потребности в обучении и его целей — ключевое действие в педагогическом дизайне.

Обычно у разработчика курса слишком много материала, который ему хочется полностью перевести в электронный вид. Но каждому обучающемуся нужно не просто пройти курс и сдать тест, а научиться использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности. Но никакой слушатель не в состоянии всё запомнить и осознать. И в этом основная проблема электронного обучения, да и очного – тоже: сегодня человек перегружен информацией, её восприятие притупляется, внимание слушателя в ходе курса не активируется.

Из-за того, что в курсы закладывается слишком много информации, и она не адаптирована для восприятия в электронном виде, эффективность обучения теряется. Чтобы защитить слушателя от информационной перегрузки, курс электронного обучения должен содержать только нужную ему информацию, которую он сможет использовать. Отсюда девиз педагогического дизайна – «Нужная информация нужным людям в нужное время!». Перед организатором обучения стоят непростые задачи, которые он должен донести до разработчиков электронного курса:

  • необходимо добиться восприятия слушателем материала в условиях перегрузки информацией;
  • повысить эффективность обучения за счет полного удовлетворения потребностей слушателя и заказчика обучения;
  • сократить расходы на обучение путем учета существующих знаний и понимания слушателей.

И тут педагогический дизайн окажет неоспоримую помощь, поскольку он сочетает в себе науку и искусство.

Из-за того, что в курсы закладывается слишком много информации, и она не адаптирована для восприятия в электронном виде, эффективность обучения теряется.

С одной стороны, он базируется на множестве научных исследований, медицинских и нейрофизиологических данных о способностях человека к обучению, ряде философских теорий. С другой стороны, открывает много творческих возможностей, чтобы сделать обучение интересным и увлекательным. Поэтому в педагогическом дизайне нельзя забывать о соответствиях.

Так, цель обучения должна соответствовать целям компании. Компания ставит себе цель чего-то добиться, а обучение должно помочь компании добиться этой цели. Задачи обучения должны быть ориентированы на то, чтобы добиться поставленных целей обучения. Задачи слушателя в курсе должны быть ориентированы на общие задачи обучения.

Таким образом, любые действия и задачи слушателя в курсе должны быть нацелены на достижение целей компании. Однако во многих компаниях можно наблюдать типичную ситуацию. Допустим, нужно научить сотрудника выполнять какую-то работу, процедуры, операции, вообще что-то делать. А в электронном курсе ему предоставляется возможность только читать текст на слайде.

Но одного чтения для получения навыка недостаточно! Поэтому, организуя корпоративное обучение, сотрудники подразделений по управлению персоналом должны чётко понять, чего хотят руководители функциональных подразделений получить от своих сотрудников в результате их обучения или повышения квалификации. То есть, провести анализ задачи обучения. Такой анализ оказывает сильное и прямое влияние:

  • на структуру курса обучения;
  • правильность постановки его целей;
  • использование практических заданий;
  • качество подачи изучаемого материала;
  • инструменты и способы его подачи;
  • отбор нужного материала и упражнений.
Одного чтения для получения навыка недостаточно!

На этапе планирования обучения нужно найти ответы на три вопроса:

  1. Каковы цели обучения, куда идем? То есть, понять, что является «стартом» – точка А и «пунктом назначения» – точка Б.

  2. Каковы стратегии и технологии обучения? То есть, определить, как из точки А попасть в точку Б.

  3. Как оценивать полученные слушателем курса знания и как улучшать учебные материалы? То есть, понять, достигли ли точки Б.

Часто компании начинают проводить обучение без ответов на эти вопросы, что сильно снижает эффективность электронного курса. Используемые в педагогическом дизайне философские теории утверждают, что знания создаются из опыта. Поэтому, кроме знаний, человеку нужно получить и навыки, опыт. А для этого в электронном курсе должно быть много практики, которая, в свою очередь, должна быть привязана к контексту и соответствовать реальным рабочим заданиям обучающегося сотрудника.

Идеально, когда курс помогает сотруднику разобраться с его насущными «болевыми точками». Кроме того, изучаемый материал должен быть «связан» с имеющимися у слушателя знаниями, иначе не может сформироваться новое знание.

Важно также обеспечить повторение информации. Чем больше повторений делается в процессе обучения, тем устойчивее основа будущего знания или навыка. Ставя разработчику курсов задачу и впоследствии контролируя его работу, сотруднику управления по персоналу полезно знать и помнить правило Миллера: кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 + 2 элемента.

Идеально, когда курс помогает сотруднику разобраться с его насущными «болевыми точками».

Причём память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, физические характеристики. Если же количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает элементы на группы, в каждой из которых от 5 до 9 запоминаемых элементов.

Правило Миллера необходимо учитывать при распределении учебного материала. Нельзя перегружать страницы информацией, поскольку слишком большое число элементов на слайде рассеивает внимание обучаемого, ухудшает его восприятие и снижает эффективность обучения.

Помнить о правиле Миллера полезно при описании последовательности действий. Если в изучаемом кейсе или инструкции количество шагов больше семи, то общий смысл теряется. Нужно руководствоваться правилом Миллера и при разработке интерфейса электронных курсов. Если на слайде количество элементов больше семи, то стоит объединить элементы в группы. Полезно вспомнить также и о когнитивной нагрузке – количестве логических связей и переходов, необходимых нашему мозгу для осознания и понимания информации. Теория когнитивной нагрузки выделяет три её вида:

  • естественная — чтение и выполнение задания, изучение рисунков и схем, восприятие звука, печатание ответа и пр.
  • относительная, которая непосредственно связана с изучением данной конкретной темы;
  • посторонняя, которая возникает из-за плохого оформления изучаемого материала, непонятной навигации по курсу, плохо подобранных шрифтов текста, диссонанса текста и иллюстраций к нему, наличию лишних линий и объектов, сложно сформулированных предложений и пр.

Задача организатора обучения – проконтролировать, сбалансировал ли курс его разработчик таким образом, чтобы относительная нагрузка была максимальной, а посторонняя нагрузка – минимальной. Сделан ли акцент на важных вещах, например словами: «Обратите внимание!», «Важно!» или выделением текста рамками, подчеркиванием и прочими элементами, как-то, цветом, шрифтом, расположением элементов на слайде. Электронное обучение предоставляет возможность получать учебный опыт в частном порядке, совершать и анализировать свои ошибки без опасения, что кто-то может об этом узнать.

Электронное обучение предоставляет возможность получать учебный опыт в частном порядке, совершать и анализировать свои ошибки без опасения, что кто-то может об этом узнать.

Чем больше имеется возможностей изучать, делать ошибки и учиться на них, тем лучше учебный опыт, который получают сотрудники. Качественно разработанный электронный курс значительно ближе к реальности, чем обучение в аудиториях.

Сценарии курса, основанные на достижении той или иной цели, имитируют среду, в которой работает сотрудник, демонстрируют решение реальных рабочих задач. Электронное обучение предоставляет возможность контролировать процесс прохождения учебных курсов самими обучаемыми. Поскольку скорость изучения и освоения материала  индивидуальна, можно повторно пройти электронный курс или его отдельные части.

Как показывает практика использования электронного обучения, оно, по сравнению с традиционным очным обучением, дешевле. Но эффективным его можно сделать с помощью педагогического дизайна.

upr.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ОСНОВА

 ЭФФЕКТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

На современном этапе образования значимость использования дистанционных курсов при обучении студентов в вузе не вызывает сомнений. Независимость от места обучения, возможность самоорганизации учебного времени, неограниченный доступ к материалам, немедленная доступность результатов делают данный вид обучения востребованным, способствуя в настоящее время созданию дополнительных возможностей для получения студентами качественного профессионального образования.

Создание дистанционного курса предполагает применение современных информационных технологий с целью обмена информацией, эффективного распространения знаний в сети. Однако наличие информационно-образовательной среды, использование различных инновационных технологий не всегда дает эффективный результат, а размещение информации и выполнение практических заданий в курсе ведет к получению новых знаний, умений и навыков.

Важно понимать, что достижение учебных результатов дистанционного курса возможно лишь благодаря системному подходу к построению учебного процесса в сети, основанному на принципах педагогического дизайна.

Итак, что же такое педагогический дизайн и какие принципы следует учитывать при разработке эффективного дистанционного курса?

Существует достаточно много формулировок данного понятия как процесса разработки учебной архитектуры, проектирования учебной среды.

Основатель педагогического дизайна в России А.Ю. Уваров предпочитает рассматривать педагогический дизайн «как систематическое (приведённое в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении, и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов».[1]

Генеральный директор компании Центр eLearning Е.В.Тихомирова утверждает, что педагогический дизайн позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. В основе педагогического дизайна — важность содержания курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способов его представления.[2]

На наш взгляд, суть педагогического дизайна при создании дистанционного курса заключается в разработке и следовании специально созданной уникальной траектории (последовательности) обучения в рамках дистанционного курса, где процесс разработки учебных материалов проходит следующие основные этапы: анализ, проектирование и разработка, применение, оценка.

Анализ предполагает определение целей и ожидаемых результатов обучения, потребностей целевой аудитории, компетенций слушателей курса, выбор средств реализации учебной работы.

При разработке курса первоначальной задачей является четкое понимание того, для чего мы создаем дистанционный курс, к чему мы стремимся, что именно мы хотим получить по окончании.  Часто цели учебных программ существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении. Чтобы предупредить возможную рассогласованность, цели не должны быть глобальными, а отвечать интересам и настоящим потребностям учащихся. Намного легче учиться, когда имеется конкретная цель, когда есть к чему стремиться. В обучении очень важна мотивация, так как ее недостаток проводит к тому, что человеку поздно или рано становится скучно, неинтересно и он бросает учебу.

Для лучшего понимания целей курса необходимо обрисовать конкретный результат деятельности обучаемых, четко прописать умения, которые они получат в ходе изучения темы, раздела, модуля курса. Осознание учащимися целей своего обучения, понимание того, как в дальнейшем они смогут использовать приобретенные знания, наполнит смыслом учебную деятельность и приведет к высокому уровню мотивации.

На этапе проектирования происходит разработка сценариев и конструирование ситуаций, которые возникают наиболее часто, и с которыми придется столкнуться учащимся в процессе своей профессиональной деятельности.

Очень важно, построить курс таким образом, чтобы первоначальная цель была реализована подходящими инструментами и способами подачи материала. Многие курсы хотят научить, однако не каждый курс может дать такую возможность. Чтение текста лекции в электронном формате и выполнение тестов недостаточно для получения новых знаний о ситуации и  поведения в ней.

Главное в дистанционном курсе – продумывание сценария курса, введение таких ситуаций, которые выходят за рамки учебных и максимально приближены к реальным ситуациям.

Следующим этапом является непосредственное внедрение и использование учебных материалов в процессе обучения в дистанционном курсе. Выполнение заданий, где необходимо применить полученные знания в определенных ситуациях, способствует не только усвоению нового материала, но и обогащает опыт профессиональной творческой деятельности. Например, при изучении иностранного языка в сфере делового общения возможна следующая ситуация, имитирующая реальный мир: «Вы - служащий фирмы, для Вас существует единственный способ общения с деловыми партнерами – общение по телефону. Вы полны энтузиазма и готовы к работе! А вот и первый звонок от зарубежных партнеров».

Этап оценки включает процесс тестирования созданного дистанционного курса на предмет эффективности его результатов с целью дальнейшей доработки. Нельзя утверждать об эффективности дистанционного курса в отсутствии его результатов. Поэтому обратная связь – это неотъемлемая  часть дистанционного курса. Система обратной связи позволяет нам не только проверить знания, но и дать учащимся возможность увидеть результаты своих действий, оценить их и исправить неправильно понятый материал. Например, можно заменить стандартные формулировки «Это неправильный ответ», «Вы набрали 70 баллов» на  формулировки, которые заставят задуматься «Ваш первый день был успешным» или «Главное – не паниковать! Пока всё нормально, хотя и немного напряженно». Таким образом, учащийся сможет увидеть последствия своих действий.

Наш опыт показывает, что создание дистанционного курса сложный, трудоемкий процесс, эффективность которого зависит от многих факторов. Однако очевидно, что любой дистанционный курс будет считаться рабочим, т.е. эффективным, если учащиеся осваивают материал учебного курса в процессе его изучения. В этой связи при разработке материалов курса необходимо учитывать специфику разрабатываемого курса, особенности организации электронного контента и выстраивать курс по индивидуальному педагогическому дизайну.[3]

nsportal.ru

Принципы педагогического дизайна. Глава 1. Введение. Часть 1. Введение в педагогический дизайн

Этот конспект посвящён теме педагогического дизайна. Основой для конспекта послужила одна из самых известных книг в этой области - Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна".

Первая глава конспекта - обзорная. В ней изложена краткая информация о тех темах, которые в следующих главах, а значит и в наших следующих статьях, раскрываются детально. Можно сказать, что эта статья – краткий обзор содержания книги и нашего конспекта.

Введение в педагогический дизайн

Введение

Для начала давайте рассмотрим основные понятия, с которыми мы будем иметь дело.

Учение и обучение

Учение - это естественный процесс, который приводит к изменениям в том, что мы знаем, что мы можем сделать и в том, как мы себя ведём. Так как это процесс естественный, то он может происходить и сам по себе, без какой-либо поддержки со стороны. Но в этом случае учение может сильно затянуться или рискует вообще не достичь тех результатов, которые были бы возможны при целенаправленном обучении. Под обучением в данном случае мы понимаем совокупность событий и целенаправленных активностей, способствующих учению.

Учебная ситуация

Каждую минуту мы пропускаем через себя огромное количество информации, большую часть которой мы просто не замечаем. Но в некоторых случаях, информация всё же оказывает на нас некоторое воздействие - мы узнаём или запоминаем что-то новое, делаем определённые выводы и т.д. И в этом случае мы можем сказать, что в нас произошли изменения. Совокупность факторов, которые привели к изменениям, мы будем называть "учебная ситуация".

Условия обучения
Когда речь заходит об обучении, мы обычно представляем себе внешние по отношению к ученику мероприятия: лекции или практические занятия. И при этом мы упускаем из виду важную составляющую - те ментальные процессы и внутренние состояния, которые имеют место внутри каждого из наших учеников - это и внимание, и повторение, и рефлексия, и осмысление самого процесса учения. Обе эти составляющие мы будем называть условиями обучения, которые будем подразделять на:
  • внешние по отношению к ученику или просто «внешние» и
  • внутренние
Пример учебной ситуации
Допустим, человек запоминает фразу "London is the capital of Great Britain". Для того, чтобы её запомнить, она вообще должна прозвучать или быть прочитаной, то есть должна поступить к ученику из вне. Это означает, что фраза в нашем случае - внешнее условие обучения. Но, для того, чтобы человек её запомнил, должен запуститься некий механизм внутри него самого - внутренние условия. Внутренние условия это производные от памяти и усилий ученика. То есть, он, как минимум, должен:
  • на самом базовом уровне понимать английский язык,чтобы понять фразу
  • знать, что такое "столица"
  • знать, что такое "Великобритания"
Кроме этих необходимых знаний, у него должно быть желание запомнить эту фразу, иначе магия обучения вообще не состоится. Если все эти условия совпадут в одном месте и в одно время, то случится та самая учебная ситуация и человек изменится, то есть научится.
Основы проектирования обучения
Учитывать внутренние состояния ученика – дело не из простых. И уж тем более оно неподъёмное, если учеников несколько. Но тут нам на помощь приходит наука - многочисленные исследования того, как учатся животные и человек позволили учёным сформировать:
  • теорию о том, как люди учатся,
  • принципы, которые стоит учитывать при проектировании и проведении учебных занятий,
  • рациональные подходы к процессу проектированию обучения,
  • которыми мы можем пользоваться в своей работе.

itorum-elearning.blogspot.com

Фантом «Педагогического дизайна»

По просьбе Бориса Ятленко публикую его статью "Фантом Педагогического дизайна". Она продолжает бурно обсуждавшуюся в последнее тему.

PS - если кто-то еще хочет высказаться развернуто - присылайте мне свои статьи или ссылки на них - я с удовольствие их размещу!Фантом «Педагогического дизайна»Борис Ятленко

Удивительно, но тема педагогического дизайна стала, чуть ли не самой главной темой блога. Кто он (педагогический дизайнер), что делает, где таких готовят и даже его половая принадлежность («мальчики-технари или девочки-гуманитарии»)? Позвольте изложить свое видение этого явления, поскольку себя я причисляю именно к этому «фантому».

Во-первых, я считаю этот термин крайне неудачным. Дело не в термине как таковом, а в его прозрачности - ясности для понимания окружающими. А вот тут большая проблема, и длительная дискуссия на эту тему только подтверждает это. Теперь эта дискуссия «грозит» вылиться в вебинар. Конечно, ничего плохого в этом нет, ну поговорит народ, и разойдется (каждый при своем мнении).

Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос иначе – не с позиции должностей и личностей, а с позиции ролей, или как любят говорить в «моей любимой IBM», с учетом responsibility (области ответственности). В процессе создания учебного контента для ДО присутствуют следующие основные роли.

· Автор исходного материала – специалист предметник. Например, искусствовед – для курсов по музейной тематике, или андеррайтер – для страхования. Если совсем упростить, то можно сказать так, он знает все, кроме того, как делать учебный курс.· Программист (компания аутсорсер) – специалист, который умеет создавать программные приложения, но ничего не понимает в предметной области, да и в педагогике тоже.· Между ними и находится наш «фантом», которого я называю сценаристом. Он должен не только уметь разговаривать на «одном языке» с обоими, но и выполнить то, что они не могут (да и не должны), – трансформировать исходный материал в учебный с учетом специфики аудитории и технических ограничений программной реализации.

Число сотрудников, которые реализуют эти основные роли, может быть как меньше, так и больше числа основных ролей. Мне в разное время доводилось выполнять и все роли сразу, и две последние, но сейчас – только последнюю (сценарную).

Мне кажется удачной, как по терминологии, так и по содержанию, - аналогия с производством кинофильмов. Там тоже есть автор материала, например, Л.Н.Толстой – «Война и Мир» 1886 (кино еще не существовало). Есть авторы сценариев (как минимум, три), по которым в разное время были сняты фильмы. Например, С.Бондарчук в 1968 году и европейский телефильм в 2007, снятый усилиями шести европейских стран.

Не обязательно быть киноведом, чтобы увидеть, насколько это разные фильмы – сценаристы по-своему интерпретировали роман Толстого. Любопытно, что здесь тоже была учтена особенность целевой аудитории: показ телефильма в Европе вызвал небывалый ажиотаж, даже книги Толстого раскупили. А у нас фильм был принят очень прохладно, - только и было слышно «… а Тихонов был лучше…». Более того, была учтена «особенность реализации», которая выразилась в том, что в телефильме использовались компьютерные эффекты, которые и не снились Бондарчуку.Ну что, убедил в том, что наш «фантом» - это сценарист?

Продолжим аналогию. В кино есть еще оператор, который визуализирует задумки сценариста, - ну чем не аналог роли программиста. А еще есть актеры, которые воплощают на пленке задумки сценариста и оператора, - ну чем не аналог со средствами программирования. Там еще много участников процесса, и чтобы не уходить от темы, на этом и закончим аналогии.

Хорошо, ну а кто может быть сценаристом? - «Мальчики-технари или девочки-гуманитарии» (извините за плагиат, но очень понравилась фраза очаровательной Елены Локтевой). Ответ простой, - да любой, кто сможет выполнять функции, перечисленные выше. Где их готовят? Да нигде, поскольку это не отдельная область знаний, а набор знаний и навыков на стыке информационных технологий и педагогики. Причем именно в такой последовательности.

Люди разные и раскрываются по разному, но мне кажется, что виртуальный портрет нашего «фантома» выглядит так:

IT – специалист, имеющий практический опыт проектирования информационных систем, знакомый с Интернет технологиями и главное, - имеющий педагогический опыт (чтение лекций, желательно для повышающих квалификацию). Однако, пожалуй, самое главное, - этот человек должен уметь и хотеть учиться сам (мой личный опыт показывает, что для того, чтобы «въехать» в новую предметную область требуется от 1 года (работа в Эрмитаже) до 3 месяцев (работа в страховании)). А вот мальчик это или девочка, молодой, или не очень, окончивший столичный университет или областной ВУЗ не очень важно (я бы взял выпускника факультета Кибернетики МИФИ, хотя возможно это просто любовь в свому институту).

И что, - все так просто? Берем умного мальчика, или девочку, подходящего под «виртуальный портрет», и отличные курсы польются рекой? К сожалению, нет, потому, что нет рецепта для таланта, также как и нет вакцины от бездарности. Продолжая киношные аналогии, разве можно ответить на вопрос как удалось Тарковскому снять гениальный фильм Солярис по небольшой и совершенно невыразительной повести С.Лема?

Ну, с гениями все понятно, а что делать, когда их нет? Ну не давать же объявление «мы ищем таланты»? Есть простой рецепт, который изобретен не мной, и который уже давно широко используется во всем мире, пожалуй, за исключением нашей страны. Это изучение чужого, но успешного опыта. Найдите курс, который вам нравиться, пригласите его автора на консультацию, или попросите обучить ваших людей, или просто наймите его, но с обязательным условием обучения своих людей. Так живет весь мир, за исключением тех, кто с упорством достойным лучшего применения продолжает «изобретать велосипед». Занятие конечно увлекательное, но не конструктивное.

Не думаю, что я для кого-то «открыл Америку», - все это достаточно прозрачно.Будем считать это моим вкладом в дискуссию о педагогическом дизайнере, который действительно является ключевой фигурой в технологической цепочке ДО, но которого я называю сценаристом.

websoft-elearning.blogspot.com

«Педагогический дизайн» - Рекомендации по проектированию цветовой композиции электронного учебника Педагогический дизайн

Подобный материал:
  • И. Ю. Осмоловской доступ к другим теоретическим материалам электронного учебник, 206.83kb.
  • Материалы электронного учебника М. В. Осмоловского и И. Ю. Осмоловской, 278.22kb.
  • Материалы электронного учебника «Зарубежная литература» М. В. Осмоловского, 2960.53kb.
  • Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего», 863.9kb.
  • Прайс – Дизайн Проект, стоимость услуг за 1 кв м. при площади, 76.4kb.
  • Рекомендации по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением, 486.43kb.
  • «Морфология сказки и мифа», 49.99kb.
  • Материалы электронного учебника М. В. Осмоловского, 266.02kb.
  • Психолого-педагогический подход к проектированию компьютерных развивающих программ, 415.14kb.
  • Учебные программы дисциплин кафедры «дизайн» специальности 070601 «Дизайн» («Графический, 5211.63kb.
«Педагогический дизайн».

«Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой» Журден

Вы открыли первый из серии материалов о педагогическом дизайне. Словосочетание «педагогический дизайн» (англ. instructional design или ID) сравнительно нечасто используется российскими разработчиками учебных материалов. В «академических кругах», где таких материалов не создают, принято рассуждать «о психолого-педагогических основах создания и использования учебных материалов». Авторы, которые создают учебные материалы, как правило, слишком заняты подготовкой самих материалов и поисками издателей, чтобы «задумываться об основаниях». Задача: поставить производство электронных учебных материалов «на поток» вновь встала перед отечественной системой образования сравнительно недавно8.

Интересно посмотреть, как сформировался англоязычный термин. Если обратиться к словарю9, то слово instructional переводится: образовательный, воспитательный, учебный, а слово design: (1) план, замысел, намерение; (2) творческий замысел, планирование, конструирование; (3) чертеж, эскиз, модель, конструкция, рисунок; (4) композиция, искусство композиции; (5) дизайн, внешний вид, исполнение; (6) произведение искусства. Словарь иностранных слов10 трактует слово инструкция (слово инструктивный отсутствует) как «указание или свод правил, устанавливающий порядок и способ выполнения чего-либо», а слово дизайн как «художественное конструирование», «проектирование эстетического облика предмета или среды». Приведенные варианты перевода дают некоторое представление русскоговорящему читателю о том, как можно понимать словосочетание «педагогический дизайн».

Что такое педагогический дизайн?

Пять лет назад в своей книге, посвященной разработке электронных учебников, автор пытался трактовать педагогический дизайн как работу, которую делает педагогический дизайнер в команде разработчиков учебного материала.

Если спросить разработчиков учебных материалов, как они понимают, что же такое педагогический дизайн, можно услышать разные мнения.

Вот что некоторые из них сказали автору.

Сам автор предпочитает рассматривать педагогический дизайн как систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.

Сравнительно давно было показано11, что при «компьютеризации» учебного процесса речь должна идти не столько об учебниках и даже не об учебно-методических комплектах, а о выстраивании действенного учебного окружения, «обучающей среды». Прогресс в области информационных технологий позволяет сегодня всерьез говорить о построении учебного процесса с открытой учебной архитектурой12 Однако, термин педагогический дизайн (“instructional design” или ID) широко используется за рубежом и, в соответствии с тенденциями последних десятилетий, имеет все шансы распространиться в России, как уже распространились термины «компьютер», «принтер» или «интернет».

Внимание:

  • Что подсказывает Вам языковое чутье, какой термин Вы предпочитаете:
  • -педагогический дизайн, - разработка учебной архитектуры - проектирование учебной среды?
  • Почему?
В зарубежной научно-педагогической литературе13 существует множество различных трактовок понятия педагогический дизайн. Вы можете познакомиться с некоторыми из них.

Основные шаги

Педагогический дизайн как процесс проектирования учебных материалов – это ясно описанные процедуры, сгруппированные в ряд последовательных этапов. Производственный цикл по созданию учебных материалов состоит, по существу, из пяти основных этапов:

  1. Анализ {насколько необходимо проводить обучение (анализ потребностей), каковы требуемые цели учения (анализ целей), каковы средства и условия будущей учебной работы (анализ условий)
  2. Проектирование (подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев}
  3. Разработка {превращение планов, сценариев, прототипов в набор учебных материалов}
  4. Применение {учебные материалы используются в учебном процессе}
  5. Оценка {результаты учебной работы оцениваются, данные оценки используются для корректировки (доработки) учебных материалов}
Каждый из пяти этапов, в свою очередь, разбивается на несколько шагов. Разработчики учебного материала, которые используют процедуры педагогического дизайна в процессе своей работы, стремятся следовать этим этапам, шагам и соответствующим им процедурам. Как показывает многолетняя практика применения этих процедур, работа в соответствии с правилами сама по себе не гарантирует, что Вы получите учебные материалы высшего качества. Однако нарушение этих процедур гарантирует, что Вы получите весьма посредственные учебные материалы. Без соблюдения процедур педагогического дизайна наладить массовое производство высококачественных учебных материалов практически невозможно. В третьем выпуске серии Вы познакомитесь с этими этапами поближе.

Внимание:

На факультете педагогики и технологии в университете г. Твейнте (Голландия) будущим педагогическим дизайнерам рекомендуют следовать в своей работе десяти шагам производственного цикла по созданию учебных материалов для интернет:

  1. Определение потребностей и целей
  2. Сбор материалов
  3. Знакомство с содержанием учебного курса
  4. Выдвижение идей по эффективной организации учебного процесса
  5. Проектирование
  6. Построение диаграмм прохождения материала
  7. Подготовка экранов
  8. Разработка (программирование уроков)
  9. Подготовка дополнительных материалов (указания, инструкции и т.п.)
  10. Оценка (в т.ч. экспериментальная) и доработка учебных материалов
Как Вы думаете, в какой мере рекомендации профессоров университета Твейнте соответствуют «теории пяти этапов» создания учебных материалов, которая излагается в классических работах по педагогическому дизайну?

Внимание:

  • Какое деление процесса проектирования Вам представляется более удачным:
Классические пять этапов? Десять шагов, принятые в университете Твенте?
  • Почему так и для кого?
Процесс разработки учебных материалов

Традиционно при описании процедур педагогического дизайна их упорядочивали в виде линейной последовательности (см. Рис. 1). Это описание входит в противоречие с практикой разработки учебных материалов, где неизбежны постоянные циклы:

Анализ Разработка Проверка Оценка Анализ Разработка …

Рис. 1

Классическую линейную схему педагогического дизайна приходится уточнять, добавляя к ней соответствующие «обратные переходы» (см. Рис. 2).

Рис. 2

В последние годы при разработке учебных материалов происходит смещение интереса разработчиков и потребителей учебных материалов с подхода, «ориентируемого на явно заданные цели обучения», к подходу, «ориентируемому на конструктивистские модели обучения». В результате процедуры педагогического дизайна становятся менее жесткими, органически включая в себя элементы кооперации и рефлексии. В общем случае, как заметил Виллис, все этапы и отдельные шаги разработки переплетаются подобно ребрам в «безумном треугольнике» Эшера (см. Рис. 3).

Рис. 3

В результате современные модели разработки учебных материалов объединяют в себе технологии быстрого прототипирования и каскадную модель, сочетая их с современными практиками управления проектами (см. Рис. 4). Главная идея этого подхода состоит в том, что он использует представление о «зонах влияния». Так, процедуры анализа с первой фазы могут проводиться фактически до конца второй фазы; подготовка проектной документации (сценарии и т.п.) может «наползать» на фазу разработки материала и т.д. В результате допустимой считается даже «доводка продукции на площадке пользователя», когда полевые испытания сочетаются с производственным использованием создаваемых материалов.

Рис. 4

Эта модель сочетает в себе возможность разработки весьма сложных комплексов учебных материалов, преимущества использования инструментов быстрого прототипирования и постоянное использование процедур формирующей оценки по мере продвижения разработки отдельных блоков материала. Легко видеть, что в этой модели нет последовательной цепочки производственных процессов. Скорее наоборот: вся разработка – это единый процесс со множеством итеративных циклов. Последнее становится возможным, в частности, потому, что в условиях широкого использования прототипированя трудно различить, где заканчивает свое существование «первая поставляемая» версия материалов, а где начинает жить следующая: прототип превращается в итоговый продукт в результате серии последовательных приближений. В результате грань между проектированием и производством материалов постепенно стирается.

За что отвечает педагогический дизайнер

Вот несколько основных задач, за которые в команде разработчиков должен отвечать педагогический дизайнер:

  • Анализ целевой аудитории (учащиеся)
  • Анализ компетенций и ожидаемых результатов учения
  • Анализ и структурирование учебных материалов
  • Отбор средств учения и обучения
  • Определение используемых методов учебной работы
  • Разработка методов оценки
  • Разработка стиля оформления учебного материала и ведение «списка соглашений»15
  • Оказание методической помощи авторам текстов (учебного материала)
  • Внимательное чтение и методическое редактирование подготовленных материалов
  • Оценка учебной эффективности разработки
Приведенная последовательность задает естественный порядок выполнения работы дизайнера в проекте. Однако, как уже сказано выше, некоторые работы по тем или иным причинам могут быть отсрочены, а другие – выполняться параллельно.

Заметим, что педагогический дизайнер выполняет эти работы в тесном сотрудничестве с другими членами проектной группы. Некоторые задачи, такие как определение используемых методов учебной работы, требуют участия сразу всех членов команды разработчиков. Другие, как разработка стиля оформления учебного материала и ведение «списка соглашений», дизайнер будет выполнять по преимуществу вместе с художником и программистом.

Типичная группа разработчиков учебных материалов включает в себя четыре человека:

  • руководитель проекта,
  • педагогический дизайнер,
  • художник (разработчик интерфейса),
  • программист.
Познакомьтесь с тем, что говорят о своей работе члены такой команды.

{Руководитель проекта} В принципе, все учебные тексты (сценарий) должны быть готовы до завершения этапа проектирования. Однако когда используешь быстрое прототипирование, это не всегда удается. Руководитель проекта и педагогический дизайнер должны позаботиться о том, чтобы учебные тексты, которые оказались не готовы к началу производственной фазы, поступили по мере необходимости, чтобы не задерживать производственную работу.

{Педагогический дизайнер} Я отвечаю за выбор методического подхода в целом и соблюдение процедур педагогического дизайна, чтобы быть уверенным, что разрабатываемый материал позволит достичь ожидаемых результатов учения.

{Художник} Я тесно сотрудничаю с педагогическим дизайнером при разработке форматов основных экранов, чтобы определить поля для представления информации и проработать все нюансы навигации. Очень важно, что вся наша команда тесно работает вместе с самого начала проекта, чтобы найти наилучшие решения уже при разработке первых прототипов учебного материала.

{Программист} Я отвечаю за технические вопросы разработки материалов. Сюда входит подготовка предложений о возможной технической реализации отдельных проектных решений. Я оцифровываю различные исходные материалы, разрабатываю экранные формы, занимаюсь сборкой подготовленных материалов и текущим тестированием создаваемого продукта. Я всегда стараюсь включиться в работу на самых ранних стадиях проектирования, чтобы сделать свой посильный вклад во все аспекты разработки.

Как Вы думаете:

  • Какие общие вопросы затронуты в высказываниях каждого члена команды?
  • В чем их высказывания созвучны Вашей интуиции?
  • Насколько полезно выделять педагогического дизайнера в команде проекта, или его функции можно передать другому члену команды? Кому: программисту, художнику, автору текстов, руководителю проекта, консультанту-учителю?
Внимание:

Вы собираетесь прорабатывать материалы оставшихся четырех выпусков серии?

  • Если да, то УКАЗАНИЕ: Напишите короткий рассказ (не более 15 строк) под названием «Что такое педагогический дизайн?» и сохраните до окончания знакомства с материалами серии: Вам будет интересно наблюдать, как меняется Ваше понимание по мере проникновения в предмет.
  • Если нет, то cпасибо Вам за интерес, проявленный к этому материалу. Если хотите, Вы можете быстро проглядеть и остальные выпуски серии.

Литература

1. Захарова Т.Б. О функциях школьного учебника в образовательном процессе // Проблемы школьного учебника. – М.: ИСМО РАО, 2005. – С.10-20.

2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. – Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2002. – 110 с.

3. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. – М., 1991. №1. – С.3-10.

4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. - Томск: Изд-во Томского университета, 2002.- 86 с.

5. Филатова Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профессионального обучения в старшем звене средней школы.– М.: Бином, Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 192 с.

6. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе // Интернет-порталы: содержание и технологии. Вып. 2. / ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2004. – С.56-84.

7 Ж.-Б. Мольер. Мещанин во дворянстве, в кн. Комедии. Искусство, М.:, 1954, стр.415..8 Немногие старожилы помнят предыдущий всплеск внимания к разработке учебных материалов, который возник в конце 80-х годов прошлого века, когда в школу начали попадать компьютеры.9 Ю.Д. Апресян (ред.) Новый большой англо-русский словарь, Русский язык, М.: 1993.10 Современный словарь иностранных слов, Русский язык, М.: 1993.11 См. O. Moor, A. Anderson Some principles of the Design of Clarifying Educational Environments, in Handbook of Socialization Theory and Research, Rand McNally and Co., Chicago: 1969.12 См.Обучение и интернет-технологии, Вопросы Интернет-образования, №7, 2002.13 См. [1 - 9] в списке литературы.14J. Willis A recursive, reflective instructional design model based on constructivist-interpretiveist theory, Educational Technology, Vol. 35, No. 6, 1995.15 Об этом см. выпуск 4, «Подготовка сценария электронных учебных материалов».

geum.ru

Фундаментальные основы педагогического дизайна (ВИДЕО) — English for School

Педагогический дизайн мчится на постсоветское пространство. Если кратко, то педагогический дизайн (instructional systems design) — это наука и практика систематического устранения проблем в обучении или показателях работы с использованием эффективных процессов и технических средств.

Я вижу, как на русском языке появляется множество статей и презентаций о педдизайне, которые говорят только об одной части того, чем действительно занимается педагогический дизайн, — онлайн-обучение. Да, за ним будущее и да, нет никакой разницы в достижении обучающих задач между очными и онлайн-курсами. При условии, естественно, что курс спланирован и разработан по дизайну (а точнее, по «обратному дизайну»). Печально, что есть и прямые искажения в понимании педдизайна на русском языке. Педагогический дизайн — это точно не тенденция в педагогике и точно не о том, как сделать содержание предмета привлекательным. Педагогический дизайн полностью озадачен тем, как помочь людям эффективно учиться для того, чтобы успешно решать практические задачи. Это наука, процесс и профессия.

Я предлагаю вашему вниманию вводную информацию о том, чем занимается педагогический дизайн и как он понимается на своей родине в США. Это основа основ — IDD&E:Essentials.

Я считаю, что точнее было бы называть поле Instructional Design and Technology на русском языке «дизайном обучающих систем» или «дизайном целенаправленного обучения». И, таким образом, отойти от слова «педагогика», которое по-английски означает «искусство преподавания» (pedagogy). Педагогический дизайн не о преподавании (и потому это не то же самое, что методика преподавания). С 1940-х гг. педагогический дизайн назывался по-разному в зависимости от того, как сообщество теоретиков и практиков предлагало называть эту дисциплину: «аудиовизуальное обучение» (1940-е), «образовательные коммуникации» (1950-е), «образовательная технология» (1960-70-е), «педагогический дизайн» (с конца 1970-х). Рядом с этими терминами в США циркулировали и такие понятия, как «образовательная инженерия», «обучающий дизайн», «образовательный дизайн», «разработка обучающих систем», «матéтика» (словечко изобрёл ещё Ян Коменский как антоним к слову «дидактика») и другие. Я слышал, как в русском языке использовали словосочетание «педагогическое проектирование». В сущности, эти все словосочетания говорят об одном и том же: как способствовать тому, чтобы человек обучался — с учителем/техникой или без учителя/техники.

Цель этих видео: информировать о том, как педагогический дизайн понимается по состоянию на начало 2018 года, и дать основные точки выхода на литературу, которая поможет сориентироваться в этой сфере деятельности. Видео выстроены в логической последовательности и в совокупности представляют собой вводную лекцию о том, что такое педагогический дизайн, или дизайн обучающих систем. Ко всем видео прилагается дополнительный информационный буклет (*.pdf). Мой главый посыл остаётся неизменным: если человек/ преподаватель/ бизнес-тренер/ спортивный тренер заранее планирует то, как именно его ученики пройдут через определённую трансформацию, он уже занимается дизайном. Как на микроуровне (урок, курс), так и на макроуровне (обучающие системы: школьная программа, вузовская программа, тренинги в корпорациях, система спортивных тренировок и т.д.).

Приятного просмотра! И главное — берегите себя и своих близких.

Все выпуски в серии IDD&E:Essentials (общее время — 1ч02мин):Часть 1: Кто такие педагогические дизайнеры (6:52 мин)Часть 2: Процесс педагогического дизайна (7:47 мин)Часть 3: Три кита педагогического дизайна (7:42 мин)Часть 4: Фронтальный анализ (7:16 мин)Часть 5: Дизайн и разработка (7:46 мин)Часть 6: Внедрение и оценка эффективности (8:06 мин)Часть 7: Проектный менеджмент (6:53 мин)Часть 8: Структура и история магистерской программы по педагогическому дизайну в Сиракузском университете (9:30 мин)

Часть 1. Кто такие педагогические дизайнерыДополнительные материалы к Части 1 см. здесь.

Часть 2. Процесс педагогического дизайнаДополнительные материалы к Части 2 см. здесь.

Часть 3. Три кита педагогического дизайна: Блум, Мэйгер, ГаньеДополнительные материалы к Части 3 см. здесь.

Часть 4. Фронтальный анализ (Технология показателей работы)Дополнительные материалы к Части 4 см. здесь.

Часть 5. Дизайн и разработкаДополнительные материалы к Части 5 см. здесь.

Часть 6. Внедрение и оценка эффективностиДополнительные материалы к Части 6 см. здесь.

Часть 7. Проектный менеджментДополнительные материалы к Части 7 см. здесь.

Часть 8. Структура и история магистерской программы по педагогическому дизайну в Сиракузском университетеДополнительные материалы к Части 8 см. здесь.

Некоторые определения педагогического дизайна:

(1) James Klein, Florida State University (2016): «Instructional Design & Technology is the study and practice of systematically addressing learning and performance problems using effective processes and tools.» (source)

(2) John Keller, Florida State University (2017): «Instructional Design is the art and science of making learning systems and learning experiences as effective, efficient, engaging, and intrinsically appealing as possible.» (source)

(3) Robert Reiser, Florida State University (2018): «The field of instructional design and technology (also known as instructional technology) encompasses the analysis of learning and performance problems, and the design, development, implementation, evaluation, and management of instructional and non-instructional processes and resources intended to improve learning and performance in a variety of settings, particularly educational institutions and the workplace. Professionals in the field instructional design and technology often use systematic instructional design procedures and employ instructional media to accomplish their goals. Moreover, in recent years, they have paid increasing attention to non-instructional solutions to some performance problems. Research and theory related to each of the aforementioned areas is also an important part of the field.» [Reiser, R., & Dempsey, J. (2018). Trends and issues in instructional design and technology (4th ed.). New York, NY: Pearson. Pp. 4–5]

(4) AECT (2008): «Educational Technology is the study and ethical practice of facilitating learning and improving performance by creating, using, and managing appropriate technological processes and resources.» [Reiser, R., & Dempsey, J. (2018). Trends and issues in instructional design and technology (4th ed.). New York, NY: Pearson. P. 4]

(5) Patricia Smith & Tillman Ragan, University of Oklahoma (2005): «The term instructional design refers to the systematic and reflective process of translating the principles of learning and instruction into plans for instructional materials, activities, information resources, and evaluation.» [Smith, P., & Ragan, T. (2005). Instructional design (3rd ed.). Hoboken, N.J.: J. Wiley & Sons. P. 4]

Статьи на Fortee, имеющие отношение к педагогическому дизайну:1) Цели и задачи, созданные по дизайну. Американская традиция2) Цели и задачи, созданные по дизайну — 2. Примеры и вариации3) Чтобы образование было лучше, нам нужны педагогические дизайнеры4) Мастер-класс по педагогическому дизайну в Минске5) Академические рубрики | Матрицы для оценивания знаний6) Педагогический дизайн в вузах7) Мастер-класс по формативной оценке8) Мотивация: можно ли её встроить в обучение?

Ключевые слова: Instructional Design, Instructional Systems Design, Educational Technology, Instructional Technology, Learning Design and Technology, Educational Engineering, педагогический дизайн, дизайн обучающих систем, дизайн целенаправленного обучения, Сиракузский университет, Syracuse University

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

fortee.ru