Студия Лебедева разработала дизайн-код для Москвы. Дизайн код москвы лебедев


Дизайн-код Москвы в действии: tema

Всего полтора года назад в Москве был введен пилотный дизайн-код на одиннадцати улицах.

Подробнее о проекте: http://www.artlebedev.ru/everything/moscow/design-code/

Через пару месяцев эксперимент был признан успешным, а правила, изложенные в дизайн-коде, распространились на весь город. Я невероятно рад иметь отношение к этому проекту. Сегодня это единственный закон, который работает в России.

"Согласно постановлению, подписанному мэром столицы Сергеем Собяниным 25 декабря 2013 года и разработанному Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) с привлечением экспертного сообщества, в частности специалистов дизайнерской студии Артемия Лебедева, любая компания может разместить на здании, которое она занимает, одну вывеску, соответствующую изложенным в постановлении требованиям. В противном случае вывеска должна быть демонтирована." (источник: www.dni.ru/economy/2015/1/15/291824.html).

И вот, наконец, дошла очередь до блевотнейших табло обменных пунктов. Как крысы и тараканы должны в теории пережить ядерную войну, так же и пункты обмена валют дошли до самого финала. Почти весь центр Москвы стал сегодня аккуратным и опрятным, а на чистых фасадах висят выгвиглазные светодиодные табло обменников (фото 2012 года снято во время МосЭтноЭкспа - http://www.tema.ru/travel/mexp/).

Больше этого говна не будет.

"Буквы на самой вывеске могут располагаться только по горизонтали. На зданиях до 1952 года постройки банки могут размещать табло обмена валют размером 50 на 50 сантиметров (с учетом кронштейнов). На зданиях после 1952 года постройки - табло размером метр на метр (с учетом кронштейнов)", - сообщили в пресс-службе Москомархитектуры.

Для меня лучшим показателем эффективности и правильности нашей работы является это письмо читательницы О., у которой бомбануло хипстерский пердак:

черт, во всем мире принято отделывать деревом фасады кафе и баров. от этого старинные здания не теряют старинности.куда более старинные, чем вся москва, вместе взятая. за что же угробили Жан-Жак и Джон Донн?как-то сохранность архитектурных памятников иначе обеспечивается... и куда более успешно, чем вашим способом.

редкостная сволочь вы, тема!

Если Ольга захочет посмотреть на город, где царит настоящая дизайнерская диктатура, ей стоит съездить в Барселону. А пока можно понаслаждаться Москвой, где еще не все говнотабло обменников отодрали.

tema.livejournal.com

Дайджест "Живой Москвы": дизайн-код – Варламов.ру

На этой неделе будет не традиционный дайджест о самом интересном за неделю, а подборка улиц, которые были приведены к «дизайн-коду» — требованию к вывескам и рекламе на фасадах исторических зданий, которое было разработано Студией Артемия Лебедева по заказу Москомархитектуры. Несмотря на то, что дизайн-код был разработан для одиннадцати улиц, практически все завершенные в прошлом году реконструкции были согласованы с этим правилом.

-=пост подготовлен редакцией Живой Москвы=-

Тверская улица постоянно меняется. Последнее масштабное обновление закончилось в 2013-м. Кроме того, что фасады практически полностью очистили от рекламы, а а вывески привели к дизайн-коду, на центральной улице столицы поставили новые лавочки, клумбы и урны.

О Пятницкой улице на «Живой Москве» выйдет несколько материалов — так много изменений было сделано в ходе ее реконструкции. Первый пост, по традиции, рассказывает о происхождении названия и истории улицы. Но нам, в первую очередь, интересно, что вывески были заменены на рекомендованные «дизайн-кодом», расширены тротуары, проложена велодорожка и организована парковка.

Хотя здания на Тверской площади и были пересмотрены с точки зрения дизайн-кода, например, их очистили от рекламы на крышах, в глаза бросается исчезнувшая парковка у памятника Юрию Долгорукому. К тому же там появились клумбы, а сама площадь стала постоянным местом для проведения различных ярмарок и фестивалей.

Переулок, соединяющий Большую Татарскую и Ордынку несколько лет назад стал пешеходным. Это кардинально изменило его облик – из типичной улочки с хаотичной парковкой Климентовский превратился в прогулочную зону с большим количеством кафешек, лавочек и новыми фонарями. И, конечно, фасады стали много культурнее после того, как избавились от разношерстных вывесок и рекламы.

1-я Тверская-Ямская пока только в ожидании масштабной реконструкции, но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Владельцев торговых площадей обязали заменить вывески в соответсвии с дизайн-кодом столицы, и даже несмотря на то, что некоторые пренебрегли качественным выполнением работы, как МТС например, 1-я Тверская-Ямская уже стала визуальнее немного приятнее. Теперь ждем полного обновления.

На Николоямской исчезли огромные рекламные баннеры, вывески привели к дизайн-коду, обновили дорожную разметку и кое-где запретили парковку. Тем не менее, многие здания находятся в удручающем состоянии – на фотопарах видно, как обваливаются фасады и ржавеет крыша. Еще один пример того, как власти пытаются сделать что-то хорошее, упуская из виду очевидные проблемы или просто их игнорируя.

Большую Дмитровку 2013-го и 2015-го года даже нельзя сравнивать – из четырехполосной, вечно прозябающей в пробках дороги она превратилась в прогулочную зону с клумбами, лавочками и велопарковками. Да и приведение вывесок к дизайн-коду не могло не улучшить ее внешний вид. Но за визуальной красотой скрываются свои проблемы. Например, на Б. Дмитровке много административных и офисных зданий, а мест для парковки практически нет, и как следствие машины паркуют прямо на тротуарах, причем особенно этим грешат сотрудники местного ОВД.

Кто бывал раньше на Арбате, помнит пестроту вывесок и рекламных конструкций, которые кричали о себе с каждого фасада. Но совсем недавно все это безобразие было приведено к дизайн-коду столицы, хоть улица и не входит в список, для которых он был разработан. Кроме этого власти поставили лавочки и новые фонари, сократили до минимума уличных торговцев и зазывал. Некоторые москвичи считают, что эти изменения лишили Арбат «души», но тут уж каждому решать самостоятельно, стало лучше или хуже.

Одна из самых дорогих улиц мира (входит в топ-10) в 2012 году стала полностью пешеходной. Рекламные тумбы, завлекающие посетителей в бутики, демонтировали и поставили на их месте лавочки и урны. Фасады домов привели к дизайн-коду, а блоки кондиционеров покрасили в цвет зданий. После реконструкции Столешников продолжил пешеходный маршрут от Рождественки через Кузнецкий Мост.

Реконструкция Мясницкой улицы . Проезжую часть сузили до двух полос, тротуар же расширился практически втрое: на нем появились велопарковки, лавочки, урны, фонари и гранитные клумбы с какими-то чахлыми кустами. Вывески приобрели культурный вид, а наружная реклама с Мясницкой и вовсе исчезла.

Не забывайте добавлять Живую Москву в закладки и подписывайтесь на социальные сети:

Facebook: http://facebook.com/moschangeTwitter: http://twitter.com/moschangeВКонтакте: http://vk.com/moschange_ruinstagram.com: http://instagram.com/moschange.ru

P.S. Напоминаю про конкурс!

В нашей группе Вконтакте мы запустили конкурс среди подписчиков с возможностью выиграть сертификат на квест для компании из 4-х человек от «Клаустрофобии» или экскурсию по Москве.

Правила конкурса до безобразия просты:1. Вам надо быть подписанным на группу Вконтакте.2. Сделать репост записи с информацией о конкурсе3. Быть живым человеком с фотографией в профиле и любить Москву

Живая Москва работает совместно с m24.ru

varlamov.ru

Студия Лебедева разработала дизайн-код для Москвы — The Village

Студия Лебедева разработала архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для одиннадцати центральных улиц Москвы, сообщается на сайте компании. Кроме того, в студии составили соответствующее руководство для тех, кого коснутся нововведения. 

В описании проекта подчёркивают, что, кроме общих рекомендаций по оформлению фасадов, в руководство включили также варианты гармоничного размещения вывесок для всех зданий на обозначенных улицах. Новые правила будут действовать на улицах Большая Дмитровка, Петровка, Кузнецкий Мост, Рождественка, Тверская, 1-я Тверская-Ямская, Большая Садовая, Воздвиженка, Новый Арбат, в Столешниковом и в Камергерском переулках. По новым правилам переоформят вывески на всех зданиях, расположенных на этих улицах.

Работу над проектом начали по поручению и. о. мэра Сергея Собянина. Главной задачей дизайнеров было улучшить внешний вид исторического центра, а также упростить процесс оформления разрешений на установку вывесок. Пока проект запустили в пилотном режиме.

Речь о едином стиле для центральных улиц Москвы зашла ещё в декабре 2012 года. В конце мая 2013-го главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пообещал, что до 1 сентября вывески и рекламные щиты в области пилотного проекта приведут в соответствие с новыми правилами под угрозой административных мер. Позже действие новых правил собираются распространить на Бульварное, а затем и на Садовое кольцо. 

Иллюстрации: «Студия Лебедева»

www.the-village.ru

Словарный запас: ДИЗАЙН-КОД — Strelka Mag

Что такое дизайн-код и кто заинтересован в его проработке, есть ли примеры успешных кейсов в России и можно ли менять этот термин на привычные «гайдлайн» или «стандарты».

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Дизайн-код — это проиллюстрированный набор правил проектирования, требований и рекомендаций по вопросам физического развития местности. Графические и письменные компоненты дизайн-кода подробно и точно строят дизайнерское видение генерального плана при проектировании и разработке объекта. (Preparing Design Codes A Practice Manual)

ЧТО ГОВОРИТ ЭКСПЕРТ

Сергей Стеблина, старший дизайнер Студии Артемия Лебедева

Дизайн-код — это правила, формулировки, принципы и условные обозначения. По сути любой гайдлайн также можно назвать дизайн-кодом, так как между ними нет существенных отличий. Руководство с дизайн-кодом — это более технический документ. Понятие охватывает правила оформления дорожных знаков, кондиционеров, окон, входных групп.

Для простоты примера будем дальше говорить про дизайн-код вывесок. Документ должен служить чему-то, решать определённые проблемы. В примере с вывесками он устанавливает рамки для размещения информационных конструкций на зданиях. Каждый предприниматель может найти свою улицу, здание, в котором расположен его магазин, и оформить вывеску без нарушения закона. Поэтому основная задача дизайн-кода состоит в том, чтобы облегчить понимание между предпринимателем и муниципалитетом.

Отличный пример проработки дизайн-кода за рубежом — это руководство по оформлению вывесок Вашингтона. Документ упорядочивает визуальный облик кварталов, решает споры предпринимателей, например у кого вывеска больше, обязывает бережно относиться к культурному наследию. Это позволяет не превращать город в рынок и заранее продумать, какой будет вывеска.

В России дизайн-коды существуют давно, но их порой называют «стандартами» и «правилами». Например, оформление пространства для инвалидов и слабовидящих. А вот история с дизайн-кодом вывесок для России совсем новая, поэтому ощущается нехватка специалистов в этой области. Невозможно скопировать руководство Лондона и перенести его в Екатеринбург. Нужно проделать кропотливую работу, найти свойственные городу характеристики, понять доступность материалов, изучить историю зданий, проблемы предпринимателей. В своё время для Москвы это проделала Студия Артемия Лебедева. В России дизайн-код вывесок стал актуален, потому что сейчас появился спрос на публичные пространства. Благодаря стандартам и правилам предприниматель теперь проходит меньше бюрократических процедур и легче оформляет свою вывеску. Хорошо оформленные улицы притягивают людей, которые готовы гулять и тратить деньги. А это, в свою очередь, развивает средний и малый бизнес в пределах квартала, повышает спрос на дополнительные услуги и оживляет район.

Технически для применения дизайн-кода по всей России ничего не нужно. Всё зависит от личной готовности муниципалитетов проделать такую работу. Конечно, ничего не мешает активистам сделать документ, а потом прийти в мэрию и договориться о реализации. Но недостаточно просто принять его. Муниципалитет действительно должен быть заинтересован, так как нужно проверять исполнение, осуществлять демонтаж не соответствующих коду вывесок, отслеживать ошибки. Это необходимые условия для того, чтобы дизайн-код начал давать результаты по всей стране.

 

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Дизайн-код вывесок позволяет разным людям следовать единым правилам. (Сергей Стеблина)

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

— Я придумал дизайн-код.

— Дизайн-код чего?

(Пояснение: Выражение не имеет смысла. Аналогично можно сказать: «Я придумал правила». Сразу возникает вопрос: правила чего?) (Сергей Стеблина)

strelkamag.com

зачем соблюдать стандарты? — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

10 сентября 2014 года

В рамках конференции из цикла «Комфортный город» ГУП «ГлавАПУ» и Москомархитектуры эксперты и представители бизнеса обсудили, зачем в Москве вводятся «правила хорошего тона» для оформления вывесок, летних кафе и комплексного благоустройства.

Единые стандарты оформления или т.н. дизайн-код - новое и не совсем привычное в Москве явление. Нельзя сказать, чтобы ранее в этой области не действовали какие-то свои правила, но вот только комплексно городские власти взялись за облик столицы сравнительно недавно.

«Если мы хотим иметь порядок, а не „визуальный шум“ и хаотичное заклеивание городской картинки разными чужеродными элементами, правила необходимы, - уверен главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Городу нужно вернуть жизнь и превратить его улицы из просто транзитного и часто небезопасного пространства в пространство, приятное для пребывания на улице».

Замусоренное информацией пространство городских улиц превращалось в «изнанку» города, где все красивое находилось внутри, считает зампредседателя Москомархитектуры Татьяна Гук.

Отношение к объектам благоустройства и авторскому надзору за качеством их проектирования, строительства и эксплуатации долгое время было именно таким, вторичным.

Хотя ландшафт не в меньшей степени, чем капитальные объекты, формирует комфортность городской среды, подчеркивает Татьяна Гук. До того как Москва это осознала, правила дизайн-кода уже успешно действовали в других городах: например, в Санкт-Петербурге они были и остаются даже жестче, регламентируя размещение вывески и ее размер, местоположение летнего кафе на тротуаре, урны, контейнеры, остановки и проч. Сегодня уже регионы - Казань, Тула, Ижевск и другие города - перенимают опыт Москвы, что, по мнению Татьяны Гук, хороший сигнал.

Первым шагом на пути к расчистке городского пространства от «визуального мусора» стало распоряжение мэра Сергея Собянина убрать перетяжки: по словам Сергея Кузнецова, это сразу преобразило облик многих столичных улиц. Общество, тем временем, очень чутко реагировало на все эти изменения. Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева, которая была одним из разработчиков новых стандартов, рассказал, что когда проект впервые был опубликован на сайте студии, это вызвало рекордный интерес со стороны пользователей. И характерно, что самым популярным комментарием был «Когда же, наконец, и у нас в городе сделают что-то подобное...».

По словам Татьяны Гук, в процессе введения любых правил очень важно слышать мнение с обратной стороны.

«Мы пытаемся сделать универсальные правила с возможными вариантами использования и проводим семинары с представителями бизнес-сообщества. Мы не консерваторы, мы слышим бизнес и по мере возможности вносим изменения в действующие нормативные акты».

По мнению Эркена Кагарова, жесткое регулирование не мешает делать творческие вещи - «ограничения даже увеличивают количество неожиданных решений», отмечает дизайнер. «Чем более развито общество в самых разных аспектах, тем более сложные правила определяют его жизнь. Сегодня уровень городской среды, применяемых технологий и подходов не очень высокий, и поэтому положительным является, безусловно, введение определенных правил в любой области. Их не существует только в чистом искусстве».

В качестве первого шага, как считает Эркен Кагаров, хорошо введение относительно небольшого количества относительно несложных правил. Так, в новом дизайн-коде есть простое правило размещения вывесок на зданиях до 1952 года постройки только из отдельных букв, или правило размещения вывесок только межу 1-м и 2-м этажами зданий. «Конечно, есть случаи, когда у нас до 1952 года есть конструктивистские здания, где в какой-то нише могла бы быть вывеска другого типа, - добавляет Эркен Кагаров. - Или вообще здание XIX века, где на старом фото видно, что вывески здесь были как раз на подложках. Но если мы сейчас это разрешим, мы не получим такой фактуры; по сути, там используется только работа со шрифтом, а в современных условиях 3D-принтеров, которые печатают цветные картинки, может получиться полный хаос».

Как считает партнер-основатель бюро Citymakers Петр Кудрявцев, сохранение облика Москвы, который формировался до 1980-х гг., когда появилась реклама и «буйство индивидуальности», важно, но при этом так же важно, чтобы «в наших проектах мы имели возможность экспериментировать с поведенческими сценариями, которые как раз формируются с помощью тех элементов, которые мы там устанавливаем».

Каждый район, отмечает Кудрявцев, должен иметь собственную идентичность, которая должна отражаться в этих малых архитектурных формах, но тот люфт, который регламентом определен проектировщикам, всегда должен давать свободу творческому решению.

Александр Кузьмин, руководитель Отдела строительства сети ресторанов «Якитория»:

«Спасибо за 902-е постановление и то, что мы теперь все находимся в одинаковых рамках. Мы сэкономили деньги на экспертизах и разрешениях. У нас 70 объектов, и это внушительная сумма. Мы, конечно, говорили о том, чтобы все это унифицировать. Это подарок города в том, что с нас не взимают эту плату».

Ирина Митник, заместитель генерального управляющего по вопросам согласования сети ресторанов «Тануки»:

«Это очень убыточно - менять вывески, но рано или поздно ресторанам, которые существуют 5 - 6 лет, все равно надо проводить ребрендинг, иначе вывески притираются. В общем, мы довольны тем, что Москва перестает быть Шанхаем. Все эти огромные кубы вывесок - то ли куб за дом держится, то ли дом за куб, непонятно. Мы же все хотим быть большими.... Но когда все интеллигентно, везде маленькие красивые буковки - мы тоже хотим быть интеллигентными. Тем более что нас ограничивают объемом и размером фриза, а не по стилю».

Идентичными на всей территории города должны быть и требования к оформлению летних кафе, подчеркивает Татьяна Гук; «смысл типовых решений с маркизами и прочими элементами заключается в том, что мы выносим оборудование, а не достраиваем здание - разница в этом». Индивидуальные решения будут, и они будут приниматься в стенах Москомархитектуры по регламенту, который на данный момент находится в разработке, продолжила зампредседателя. Но в историческом центре решения по кафе все-таки будут скорей типовыми.

В то же время где-то на набережных, площадях, внутриквартальных пространствах они, конечно, могут быть яркими и индивидуальными, отметила Татьяна Гук; «бизнес как раз нацелен на дорогие, качественные решения, где-то экстравагантные, поэтому мы открыты к обсуждению».

Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» подчеркивает, что комфортный город - это не только правильная инфраструктура - дворы, пешеходные дорожки и освещение, но еще и открытый диалог руководства города и жителей. «Этот диалог начат, и мы все имеем возможность участвовать в этих городских изменениях». Сам «Винзавод», начав осваивать неблагополучную территорию за Курским вокзалом, столкнулся с острой проблемой пешей доступности, и она была решена при участии города, подчеркивает Софья Троценко. В частности, между «Винзаводом» и «Артплеем» появился благоустроенный сквер, и это только начало комплексного преобразования целого района.

Эксперты сошлись во мнении, что правила дизайн-кода, конечно, нужны, но всякие правила нужно применять с умом - соотносить их с определенным контекстом, объектами и проч. Как отметил Мартин Стокли, специалист по городскому инжинирингу бюро Citymakers, нужно найти верную меру регуляции и меру этих ограничений, которые, несомненно, нужны городу, «ведь мы сегодня закладываем город на долгое время вперед...».

archsovet.msk.ru

stroi.mos.ru

Дизайн-код Москвы. Неужели дожили?: antonshatalov

Дамы и господа!

Позвольте представить вашему вниманию один из важнейших проектов в области городского дизайна.

[звучит барабанная дробь]

Дизайн-код Москвы!

http://www.artlebedev.ru/everything/moscow/design-code/

Процитирую наш сайт: "По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры в студии разработана архитектурно-художественная концепция размещения рекламно-информационных конструкций для одиннадцати центральных улиц города и составлено соответствующее руководство."

Руководство в пэдээфе: http://www.artlebedev.ru/everything/moscow/design-code/documents/mka-design-code-00-general-guides.pdf

Кроме общих рекомендаций по оформлению и установке на фасадах разнообразных конструкций, в руководство включены варианты гармоничного размещения вывесок для всех зданий на улицах Большая Дмитровка, Петровка, Кузнецкий Мост, Рождественка, Тверская, 1-я Тверская-Ямская, Большая Садовая, Воздвиженка, Новый Арбат, а также в Столешниковом и Камергерском переулках.

Мы составили правила почти для 300 фасадов в центре Москвы.

Пофасадная листалка доступна на http://www.artlebedev.ru/everything/moscow/design-code/ с удобной переключалкой.

Я родился, вырос, живу и, вероятно, умру в Москве. Я люблю душу Москвы. Я обожаю Москву. Не торжественно-показушную ее часть, не правительственно-чиновничью открытку, а настоящую Москву. Ту, которую почти никто не знает. Я искренне считаю Москву лучшим городом на свете. На самом деле, Москва - очень красивый город. И я очень рад, что нам удалось принять участие в проекте, главная цель которого - сделать Москву красивее.

Проект выполнен по поручению мэра города Москвы Сергея Собянина. Особая благодарность главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову и главному художнику Москвы Татьяне Гук за доверие, всестороннюю помощь и непосредственное участие в работе над проектом.

Надеюсь, что наш первый скромный опыт пригодится и другим городам, которые просто не знали, с какой стороны подойти к улучшениям.

Начинаем мы с вывесок на одиннадцати улиц. Это первые шаги в сторону качественного улучшения города. Шаги в сторону Москвы без кондиционеров на фасадах, без пластиковых окон, без тарелок, без цветных рам, уродских дверей и безобразных подъездов.

Убежден, что если очистить Москву от говна, то не только я, но и все остальные увидят, что Садовое кольцо не менее красиво, чем Елисейские поля.

Все самое интересное - впереди.

antonshatalov.livejournal.com

Как работает дизайн-код в Москве: машина времени: tema

Всего лишь три года назад в Москве был принят дизайн-код (http://www.artlebedev.ru/moscow/design-code/). И за это время город несказанно поменялся.

Недавно Гуглокарты внедрили новую фишку - можно мотануть панораму назад во времени и посмотреть, как это место выглядело в прошлые годы (https://www.google.com).

И я тыкнул наугад в разные места в центре Москвы. В 2011 и в 2015 годы.

Тверская 2011

Тверская 2015

Петровка 2011

Петровка 2015

Садовое 2011

Садовое 2015

Цветной 2011

Цветной 2015

А сейчас вообще космос - половину улиц перестроили, переделали тротуары, заменили столбы и пр. Когда в Гугле появится закладка "2016", будет видно.

P. S. Выборов на горизонте нет, поэтому могу быть откровенным. Когда проект дизайн-кода принимался в пилотном режиме, в Москве начались выборы мэра. Дизайн-код Москвы был создан по инициативе главного архитектора Сергея Кузнецова и по поручению мэра Сергея Собянина.

А остальные кандидаты на пост мэра в 2013 году даже намеком в своих программах не упомянули возможность улучшения города с этой точки зрения. Это к вопросу о том, кто в чем прошарен, и у кого какая риторика три года назад и сегодня.

P. P. S. Не стоит думать, что в Москве все хорошо. Есть куча вещей, которые нуждаются в изменениях и улучшениях. Но я всегда помню главный принцип устройства жизни: пиздеть - не мешки ворочать.

tema.livejournal.com