XII Лицейская научно-практическая конференция Фантазия Творчество Открытия. Фантазия творчество дизайн творение


Создание художественно-образных произведений - Мои статьи - Каталог статей

Создание художественно-образных произведений

Художественное произведение — сложная система совокупностей однотипных элементов в определенных взаимоотношениях (линии, цветовые пятна, объем, динамика, рисунок, колорит, композиция, пространственно-временная организация, гармония и т.д.). Для него характерно наличие художественного содержания (тема, идея), имеющего идеально-духовные, смысло-образные особенности.

Соотношение образных и эстетических принципов в художественном произведении инициирует у адресата воображение и фантазию, приводя в состояние игры его душевные силы: дает повод вызывать сложную систему ассоциативных мыслей и ощущений.

Ассоциативность — способность улавливать и устанавливать связи между, казалось бы, несовместимым. Ассоциации по сходству или контрасту помогают преодолевать функциональную фиксированность вещей, открывать и закономерные связи и новые функциональные значения. Общими для искусства являются способы художественного формообразования: симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, гротеск, метафора и др.

Художественная форма — внутренняя структура содержания и способ его материально-предметного воплощения по законам искусства. Форма является общим понятием для всех видов искусства. Форма придается художником, который не только пишет картины, но и создает музыку, поэзию, скульптуру, архитектуру,  мебель, обувь, одежду и др.

Композиционное формообразование исходит одновременно из двух областей: ассоциативных связей — символики формы и формальных связей — собственно формально-композиционных. Что из них первично, а что вторично — неизвестно, поскольку процесс творчества, несмотря на все попытки разобраться в нем, непостижим. Но совершенно определенно, что источник ассоциаций — творческая индивидуальность автора, его глубоко личный мир образов. Область же формально-композиционных связей исходит из наиболее общих, объективно существующих закономерностей восприятия формы человеком. Тем Не менее в творчестве одно без другого невозможно, как невозможна музыка без звуков и их гармонизации, литература без мысли и ее изложения.

Связь между указанными областями глубока и органична. Тема, рождающаяся из ассоциаций, может предстать рассыпанным, хаотичным набором мор-фологизированных элементов. Реальность и целостность она обретает лишь благодаря композиции, порядку взаимосвязи этих элементов.

Дизайнер-архитектор как художник решает двойную задачу — социально-коммуникативную и эстетически культурную. Массовая коммуникация, каковой является дизайн, позволяет донести «эстетическое сообщение» большому числу людей, пробуждая, развивая, укрепляя в них эстетическую потребность, пока она не становится экономической силой. Люди начинают требовать все новых и новых вещей не только ради их новых утилитарных свойств, не только по соображениям моды, престижа, но как «хлеб насущный» эстетического вкуса. Эстетическая потребность превращается в массовый «эстетический спрос». Формы изделий, чтобы удовлетворить «эстетический спрос», должны постоянно меняться: при стилевом единстве формы они должны быть индивидуально разнообразны, для чего и нужен дизайнер не просто как стилист, а как художник, как творческая личность.

Творчество — это переосмысление и переделка действительности. Творческая фантазия невозможна без знания, интуиции, чувства тенденции. Чтобы воспитать творческое мышление, способность воображения, фантазию, надо прежде всего воспитать это чувство тенденции, которое состоит из знания и интуиции. Богатая и правильно построенная сумма знаний — основа творчества. Когда созидающее, творческое действие производится на основе логики твердых и точных знаний, то переход от знакомых частей к новому целому идет наглядно, постепенно и непрерывно. Когда же новое целое рождается «неожиданно», вне наглядного логического и даже простого сознательного процесса, то говорят: интуиция, вдохновение. В последние годы родилась целая наука, изучающая закономерности процессов мыслительной деятельности человека, в которых имеется элемент догадки, неосознанности, интуиции, — эвристика. Нас интересует то, как можно научить человека творить с помощью интуиции, «чувства тенденции», «чувства материала», как развить эти «чувства».

Во-первых, необходимо накопление знаний — специальных и общих. Во-вторых, воспитание творческой фантазии невозможно без развития таких общечеловеческих качеств, как любознательность и наблюдательность. Если обучение молодых дизайнеров с целым комплексом знаний (таких, как история дизайна, его сегодняшнего дня и его будущего и др.) ведется образно, то это непременно служит и развитию профессиональной дизайнерской любознательности. Но профессиональная любознательность бесполезна без профессиональной наблюдательности. Наблюдательность есть умение анализировать видимое, выделять в нем нечто важное и интересное, замаскированное «потоком восприятия». Следовательно, воспитание наблюдательности есть воспитание умения анализировать визуально.

Соединение любознательности и наблюдательности без последующего действия никому не нужно. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии — практическая работа, так же как главный инструмент этого воспитания — творческое действие.

В системе воспитания дизайнеров большое место отводится изучению и применению модульных элементов, так как модуль — основа дизайнерского конструирования. Модуль — помощник фантазии, ибо он развивает изобретательность. Модуль подталкивает фантазию, воображение, чувство тенденции, ибо для высокого полета фантазии необходим толчок.

 

Этапы художественного творчества

Этапами художественного творчества являются творческая интуиция и анализ, т. е. логическое рассмотрение своего творчества. Только гармоничное соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение.

Творческий процесс не может существовать без образного мышления, интуиции, оценочной деятельности на самых разных уровнях, определенного эмоционального настроя. Во всех этих элементах творчества есть эстетические начала и психологические механизмы, развиваемые и культивируемые художественной деятельностью.

Эстетическое восприятие действительности и искусства предполагает преодоление автоматизма обычного восприятия. Чтобы возникло эстетическое переживание, к предмету нужно подойти с новой стороны, взглянуть на него «свежим» взглядом, увидеть в нем то, что раньше выпадало из поля зрения. Не было бы никаких изобретений и открытий без умения видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на старое и привычное. Интуиция — догадка, чуткость, проницательность. Существуют три термина, имеющие между собой нечто общее: 1) интуиция; 2) вдохновение; 3) инстинкт — мистическое познание, мистическое одушевление и мистическое действие.

На творческой интуиции основаны методы, получающие все большее распространение при решении многих практических задач, в том числе при проектировании предметной среды (метод мозговой атаки). Задачи эти часто более результативно решаются на основе интуиции, чем при помощи расчетов.

В процессе работы дизайнера интуитивная догадка и логические построения находятся во взаимосвязи, чередуются, сложно переплетаются. Для более эффективного формирования у дизайнера интуитивного мышления необходимо вычленять из этой работы элемент, относящийся к подсознанию. Надо найти возможность создавать условия, которые позволили бы понизить вес формально-логического компонента в момент решения творческой задачи. Создать такие условия можно введением следующих ограничений: во времени, отведенном на решение поставленной задачи; во вспомогательных средствах, привлекаемых для ее решения; в средствах выражения замысла.

Первое ограничение будет вынуждать решающего задачу не обращу формально-логическим построениям. Это будет подталкивать к выдаче спонтанно, к привлечению интуитивного компонента мышления ограничении под средствами подразумеваются источники вспомогательной информации, справочная литература и пр. Здесь исключается возможность опираться на конкретную информацию, получаемую извне. Это ограничение побуждает обходиться собственными знаниями, путем синтезирования знаний продвигаться к решению проблемы. Третье ограничение касается помощи которых дизайнер выражает свой замысел. Основными из них являются графика и объемное моделирование. Графическое изображение формы и воплощение ее в объеме при помощи минимальных средств побуждают обобщенному целостному видению не только формы, но и самой проблемы требующей решения.

Анализ начинается с умения верно оценить то, что сделано по чувству. Это важнейший момент в практике художника. Способность к творческой интуиции — проявление одаренности художника. Способность к анализу, т.е. логическому рассмотрению своего творчества, необходимо развивать, воспитывать. Идя от содержания к форме и развивая сделанное интуитивно, художник (дизайнер) устанавливает не только взаимоотношения персонажей между собой и средой, формат композиции, но и сам ее мотив и даже средства исполнения. Только сумев проанализировать созданное по интуиции, художник может найти пути и средства к заключительному этапу творчества, ведущему к законченности. Но плодотворен только такой анализ, который способен как бы озарить путь к завершению, вдохновить автора, вызвать тот подъем чувства, который позволяет как бы на одном дыхании привести вещь к концу взволнованно и точно. Схема процесса творчества будет такая: интуиция — анализ — интуиция. Искусство и начинается, и кончается, и воспринимается чувством.

С давних времен человечество стремилось заложить основы гармонизации объемной формы в свои творения. На эту абсолютно оригинальную и не имеющую аналогов фундаментальную теорию, идущую не от идеализации пропорций, формальных элементов, а от визуальной закономерности их пространственных связей, мы опираемся в своей грамоте формообразования. Ассоциативно-образная сторона формообразования относится к индивидуальной сфере авторских фантазий и развивается его личными усилиями. 

dk.3dn.ru

XII Лицейская научно-практическая конференция Фантазия Творчество Открытия

XII Лицейская научно-практическая конференция «Фантазия. Творчество. Открытия. » МОДА ФРАНЦИИ 1920 -Х ГОДОВ. Коко Шанель – революция в моде. Усолье-Сибирское 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. Что такое мода? 2. Мода Франции. У истоков европейской моды. 3. Мода Франции. 1920 -х годов. 4. Габриель Бонёр Шанель. 5. Вывод. 6. Словарь терминов. 7. Библиография.

Цель: рассказать вам что такое мода, как быть модным и её историю. Задачи: 1. Изучить литературоведческие источники о истории французской моды. 2. Узнать о ведущих кутюрье Франции. 3. Франция держит первенство, как законодатель мировой моды. 4. Донести до вас моё представление о моде Актуальность: Человека вне моды не существует. Ведь мода – одно из направлений социума. Один из модельеров утверждал, что «человек – это стиль» . Мода имеет достаточно гибкие граница предоставляя человеку выбор, который заключается в том, что мода должна служить человеку. Мера всех вещей, сам человек.

1. ВВ ЕДЕ НИЕ. Ч ТО ТАКОЕ МОДА? Первое определение слова мода с точки зрения обывателей. Второе определение слова мода с точки зрения социологии.

И Я МОГУ ДОКАЗАТЬ ВЫШЕСКАЗАННОЕ АФОРИЗМАМИ: • «Мода – это управляемая эпидемия» . (Бернард Шоу) • «Настоящую женщину можно сразу узнать по ее непокорности модному стандарту, она носит лишь то, что ей идет» . (И. А. Ефремов) • «Женщина была бы в отчаянии, если бы природа создала ее такой, какой делает ее мода» . (П. Буаст)

2. МОДА ФРАНЦИИ. У истоков европейской моды. Модой Франции всегда интересовался весь мир, в особенности модой Парижа.

3. МОДА ФРАНЦИИ 1920 -Х ГОДОВ. 20 -е – 30 -е г. г. промежуток между двумя войнами. Наконец разобравшись, что к чему, мы с легкостью можем перейти к основной теме. Продвижение моды никогда не останавливается.

4. ГАБРИЕЛЬ БОНЁР ШАНЕЛЬ Coco Chanel • День рождения: 19. 08. 1883 года • Место рождения: Сомюр, Франция • Дата смерти: 10. 01. 1971 года • Место смерти: Париж, Франция

Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco» , за что ей и дали прозвище — Коко.

Вместо бесконечных новшеств Габриель Коко Шанель предложила обновленную классику юбки в складку, женские брюки и блейзеры.

5. ВЫВОД. Прочитав не одну статью на тему «мода» , я поняла для себя главное: что моду создаём мы, а не она нас. И модным быть не обязательно, главное найти свой стиль. Если бы мода была живым существом, она была бы счастлива, видя множество людей одетыми стильно, элегантно, безукоризненно и безупречно. Один из известных модельеров сказал: «Если женщина прошла мимо меня, и я не заметил во что она одета, значит, она одета идеально» И напоследок ещё один афоризм: «Женщина это картина, а одежда – рама» .

6. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 1. Мо да 2. Кутюрье 3. Стиль 4. Моделье р 5. Людовик XIV де Бурбон 6. Эмансипация

7. БИБЛИОГРАФИЯ. • http: //ru. wikipedia. org • http: //shopogolik. md • http: //shkolazhizni. ru • http: //www. peoples. ru • Фильм «Коко до Шанель» • И несколько статей о моде взятых в библиотеке.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Автор работы: Качаева Мария, учащаяся пролицейского курса экономико-математического профиля МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье. Сибирское, Иркутской области. Руководитель: Галина Николаевна Серёдкина, учитель МХК (Мировой Художественной Культуры) высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское, Иркутской области.

present5.com

Проект творчества и дизайна «Мир фантазии» у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Проект творчества и  дизайна «Мир фантазии»

у детей среднего и старшего дошкольного возраста

           

Васильева Анастасия Афанасьевна –

воспитатель МБДОУ детского сада №39 «Ромашка»

городского округа «город Якутск»

для детей от 4-7 лет

срок реализации 2 года

 

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

 Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития творчества в трёх стадиях:

  - детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

  - юность – сочетание вымысла и деятельности, «резвого расчетливого рассудка»,

  - зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.

 Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

 Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в своей работе особое внимание уделила художественному труду.

Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов, на этих принципах я строю свою работу с детьми.

Одной из целей своей работы я считаю формирование у дошкольников активно-творческого отношения к окружающему миру. Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет

Цель проекта: Формирование и развитие творческих и эстетических способностей

у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о временах года  Якутии
  • Развивать умение создавать художественные образы
  • Совершенствовать художественно-творческие способности детей
  • Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и

материалами

  • Познакомить с основами дизайна одежды
  • Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними
  • Подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе

Объект: Формирование и развитие творческих и эстетических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Предмет: Эффективность формирования и развития творческих и эстетических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

 

Направления моей деятельности:

 

  •  I направление - изо студия  «Мир творчества»
  •  II направление студия дизайнерских мини-моделей «Симэхтэр»

 

Проект «Мир фантазии»

Художественное творчество

(конструирования из бумаг, рисование,

аппликация, коллаж, бумагокручение и др.)

 

Дизайн

(эскиз модели, авангард из любого материала,

показ мод и пр.)

 

Создание художественного образа

 

 

 

В чем инновационность нашего проекта?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I направление - изо студия  «Мир творчества»

 

Занимаясь с детьми изобразительным искусством, я в своей нетрадиционной работе использую различные техники рисования.

Бумажная пластика – её можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: конструирования из бумаги, рисования, аппликации, лепки, коллажа и др.

Конструирование из бумаги – видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания.

Рисование – точная наука, как математика. Здесь есть свои законы, стройные и прекрасные. В старшей группе осуществляется предметное, сюжетное, декоративное рисование и рисование по замыслу.

Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон. Можно использовать различные материалы: бумагу разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вату, мех. Эта техника сочетает в себе разные техники (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаичным и другими способами).

Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга. С лепкой и коллажем её роднит объёмность выполняемой работы, пластичность используемого материала.

Бумагокручение – оно основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Оригами – в этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

 

 

II направление - cтудия  дизайнерских мини-моделей «Симэхтэр»

 

      Каждый ребенок от природы – дизайнер. Очень увлекательно дети строят целый мир из того, что попадется под руку. И чем, меньше вокруг готовых игрушек тем, этот процесс интересней. Как развивать спрятанные в каждом способности?

 

Юные дизайнеры.

      Детский дизайн – это художественное проектирование, создание разных изделий, которые обладают особенными эстетическими и функциональными характеристиками. Проще говоря, я учу детей создавать оригинальные эскизы из разнообразных материалов и техники. Участвуя в творческом создании дизайнерских вещей, украшая окружающий мир самостоятельно, дети получают возможность развивать воображение, вкус, творческий интеллект и культуру общения. Кроме этого малыши получат возможность поработать с различными материалами и ознакомиться с их структурой и свойствами, а также научатся применять нестандартные техники рисования и моделирования. Дети учатся самостоятельно создавать красивые композиции, вырезать разные предметы по контуру, учатся красиво оформлять готовые изделия. Ребенок получает полную свободу действий, может сам планировать работу и оценивать её результат. 

 

Этапы работы: I этап: Беседы, рассказы, занятия, наблюдения на тему «Времена года в Якутии» II этап: Создание ребенком эскиза будущей модели. III этап: Доработка модели взрослыми. IV этап: Создание конечного образа модели из разных материалов.

I этап.

Беседы, рассказы, занятии, наблюдения на тему «Времена года в Якутии»

 

План  проекта:

Октябрь–ноябрь «Как природа рисует красками» 

1. «Я шагаю по ковру из осенних листьев».  

2. «Портрет осени»

3.  «Грибочки в лукошке»

4.  «Дары осени»

Декабрь–февраль «В чем волшебство зимы?»

1. «Волшебница зима»

2. «Тайна снежинок»

3. «Мы скатаем снежный ком»

4. «Баай Байанай»

 

Март–апрель «Весеннее настроение»

1. «Весенний букет из подснежников».

2. «Все сосульки плакали»

3. «Ветер, ветер ты могуч»

4. «Перелетные птицы».

Май–июнь «Лето красное» 

1. «Солнышко лучистое»

2. «Вкусная земляника»

3. «Любимые цветы Якутии».

4. «Бабочка красавица»

 

       Выводы: Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека. Существует четыре сезона – осень, зима, весна, лето. Каждое время года – прекрасно. Родную природу надо беречь.

II этап:

Создание ребенком эскиза будущей модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 III этап:

Доработка модели взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 IV этап:

Создание конечного образа модели из разных материалов.

         Во время проекта каждый ребенок подготовил свой индивидуальный образ на тему «Времена года в Якутии». В нем участвовали 20 детей  из старшей  группы «Сардаана» и средней группы «Чуораанчык».  С помощью текстиля и разных материалов были созданы необычные костюмы.   Несмотря на то, что мы еще очень маленькие, нам уже очень нравится заниматься творчеством и создавать по-настоящему красивые вещи. Перед детьми была поставлена задача придумать свой эскиз. Ребята-непоседы усердно сидели над работой и занимались воплощением задачи в реальность, так как они являлись частью большого проекта. Результаты детского творчества попали на «Стену Творчества». Они вырезали, клеили, лепили и радовались результатам своей работы. Совместное творчество – это то, что приносит детям искреннее наслаждение. 

 

 
 

Наши результаты

 

 

Наши дети со своими костюмами участвовали в

  •  V региональном детско-юношеском конкурс-фестивале «Зима начинается с Якутии» стали Лауреатами I степени.
  • Участники III республиканского фестиваля национальных культур «Единение» награждены дипломом

 

 

 

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М.: «Сфера», 2012г. – 128с. 
  2. Вохринцева С., Вохринцев С. Демонстрационный материал. Серия «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
  3. Вохринцева С. Методическое пособие. Серия «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
  4. Иванова А.И. «Мир растений», М.: «Сфера», 2010 г. – 210с.
  5. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
  6. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.

 

 

 

Дополнительная литература:

       Журналы- Бурда и Веста, а также различные брошюрки по  ДПИ , видеоматериалы, иллюстрации

 

Просмотр содержимого документа «Проект творчества и дизайна «Мир фантазии» у детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Проект творчества и дизайна «Мир фантазии»

у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Васильева Анастасия Афанасьевна –

воспитатель МБДОУ детского сада №39 «Ромашка»

городского округа «город Якутск»

для детей от 4-7 лет

срок реализации 2 года

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития творчества в трёх стадиях:

- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

- юность – сочетание вымысла и деятельности, «резвого расчетливого рассудка»,

- зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в своей работе особое внимание уделила художественному труду.

Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов, на этих принципах я строю свою работу с детьми.

Одной из целей своей работы я считаю формирование у дошкольников активно-творческого отношения к окружающему миру. Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет

Цель проекта: Формирование и развитие творческих и эстетических способностей

у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о временах года Якутии

  • Развивать умение создавать художественные образы

  • Совершенствовать художественно-творческие способности детей

  • Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и

материалами

  • Познакомить с основами дизайна одежды

  • Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними

Объект: Формирование и развитие творческих и эстетических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Предмет: Эффективность формирования и развития творческих и эстетических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Направления моей деятельности:

  • I направление - изо студия «Мир творчества»

  • II направление студия дизайнерских мини-моделей «Симэхтэр»

В чем инновационность нашего проекта?

I направление - изо студия «Мир творчества»

Занимаясь с детьми изобразительным искусством, я в своей нетрадиционной работе использую различные техники рисования.

Бумажная пластика – её можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: конструирования из бумаги, рисования, аппликации, лепки, коллажа и др.

Конструирование из бумаги – видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания.

Рисование – точная наука, как математика. Здесь есть свои законы, стройные и прекрасные. В старшей группе осуществляется предметное, сюжетное, декоративное рисование и рисование по замыслу.

Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон. Можно использовать различные материалы: бумагу разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вату, мех. Эта техника сочетает в себе разные техники (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаичным и другими способами).

Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга. С лепкой и коллажем её роднит объёмность выполняемой работы, пластичность используемого материала.

Бумагокручение – оно основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Оригами – в этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

II направление - cтудия дизайнерских мини-моделей «Симэхтэр»

Каждый ребенок от природы – дизайнер. Очень увлекательно дети строят целый мир из того, что попадется под руку. И чем, меньше вокруг готовых игрушек тем, этот процесс интересней. Как развивать спрятанные в каждом способности?

Юные дизайнеры.

Детский дизайн – это художественное проектирование, создание разных изделий, которые обладают особенными эстетическими и функциональными характеристиками. Проще говоря, я учу детей создавать оригинальные эскизы из разнообразных материалов и техники. Участвуя в творческом создании дизайнерских вещей, украшая окружающий мир самостоятельно, дети получают возможность развивать воображение, вкус, творческий интеллект и культуру общения. Кроме этого малыши получат возможность поработать с различными материалами и ознакомиться с их структурой и свойствами, а также научатся применять нестандартные техники рисования и моделирования. Дети учатся самостоятельно создавать красивые композиции, вырезать разные предметы по контуру, учатся красиво оформлять готовые изделия. Ребенок получает полную свободу действий, может сам планировать работу и оценивать её результат. 

 

Этапы работы:

I этап: Беседы, рассказы, занятия, наблюдения на тему «Времена года в Якутии»II этап: Создание ребенком эскиза будущей модели.III этап: Доработка модели взрослыми.IV этап: Создание конечного образа модели из разных материалов.

I этап.

Беседы, рассказы, занятии, наблюдения на тему «Времена года в Якутии»

План проекта:

Октябрь–ноябрь «Как природа рисует красками» 

1. «Я шагаю по ковру из осенних листьев». 

2. «Портрет осени»

3.  «Грибочки в лукошке»

4. «Дары осени»

Декабрь–февраль «В чем волшебство зимы?»

1. «Волшебница зима»

2. «Тайна снежинок»

3. «Мы скатаем снежный ком»

4. «Баай Байанай»

Март–апрель «Весеннее настроение»

1. «Весенний букет из подснежников».

2. «Все сосульки плакали»

3. «Ветер, ветер ты могуч»

4. «Перелетные птицы».

Май–июнь «Лето красное» 

1. «Солнышко лучистое»

2. «Вкусная земляника»

3. «Любимые цветы Якутии».

4. «Бабочка красавица»

Выводы: Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека. Существует четыре сезона – осень, зима, весна, лето. Каждое время года – прекрасно. Родную природу надо беречь.

II этап:

Создание ребенком эскиза будущей модели.

III этап:

Доработка модели взрослыми.

IV этап:

Создание конечного образа модели из разных материалов.

Во время проекта каждый ребенок подготовил свой индивидуальный образ на тему «Времена года в Якутии». В нем участвовали 20 детей из старшей группы «Сардаана» и средней группы «Чуораанчык». С помощью текстиля и разных материалов были созданы необычные костюмы. Несмотря на то, что мы еще очень маленькие, нам уже очень нравится заниматься творчеством и создавать по-настоящему красивые вещи. Перед детьми была поставлена задача придумать свой эскиз. Ребята-непоседы усердно сидели над работой и занимались воплощением задачи в реальность, так как они являлись частью большого проекта. Результаты детского творчества попали на «Стену Творчества». Они вырезали, клеили, лепили и радовались результатам своей работы. Совместное творчество – это то, что приносит детям искреннее наслаждение. 

Наши результаты

Наши дети со своими костюмами участвовали в

  • V региональном детско-юношеском конкурс-фестивале «Зима начинается с Якутии» стали Лауреатами I степени.

  • Участники III республиканского фестиваля национальных культур «Единение» награждены дипломом

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М.: «Сфера», 2012г. – 128с.

  2. Вохринцева С., Вохринцев С. Демонстрационный материал. Серия «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

  3. Вохринцева С. Методическое пособие. Серия «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

  4. Иванова А.И. «Мир растений», М.: «Сфера», 2010 г. – 210с.

  5. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.

  6. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.

Дополнительная литература:

       Журналы- Бурда и Веста, а также различные брошюрки по  ДПИ , видеоматериалы, иллюстрации

multiurok.ru

14. Эстетико-художественное творчество в архитектуре и дизайне.

Архитектурное творчество особая форма постижения действительности (Кендзо Танге). Рациональное, чувственное и интуитивное в процессе творчества. Мера и соотношение их в творчестве архитектора.

Эстетико-художественное творчество в архитектурном и дизайнерском проектировании. Эстетические принципы формообразования. Осознанная работа по выбору, использованию, применению, контролю, управлению и оценки творческого процесса. Выбор темы творчества. Осознание  главной идеи творчества. Выстраивание творческой концепции. Мотивация творчества.  Программа творческого поведения в виде автоматизированного набора приемов и средств творчества. Проблема мастерства. Мастерство – сложный, открытый, неравновесный процесс.

Мастерство – это проявление творчества на уровне сознания. Мастерство –  высокий уровень профессионализма, техники, ремесла. Профессионализм и честность.

Творческие задачи мастерства: умение видеть новое в жизни и органично выражать новое профессиональными средствами; умение соотносить в процессе творчества традицию и новаторство, найти свою меру гармонии и целостности между новым и традиционным. Вопросы традиции и новаторства в творчестве архитектора и дизайнера. Традиция и новаторство - две стороны творческого процесса. Традиция и новаторство в архитектуре и дизайне. Сотворчество архитектуры и дизайна.

Специфика и природа метода архитектурного творчества. Синтез социально-экономического, художественного и научно-технического методов в архитектурном проектировании. Проектная культура и виды дизайна. Особенности проектирования среды, учёт её эстетических характеристик.

Способность к свободному творчеству. История понимания свободы творчества. «Свобода от…» и «свобода для…». Свобода  творчества и правила, каноны, технические требования, СНИПы. История канонов и правил в эстетико-художественном творчестве. Творческое освоение норм, канонов в архитектурном творчестве.

Мастерство овладения материалом искусства. Особое место мастерства владения материалом в архитектуре и дизайне. Материал в архитектуре и дизайне. Новые материалы.

Мастерство архитектора  - свободное, (на подсознании, автоматически) владение эстетическими  принципами формообразования и художественно-выразительными средствами.

 Мастерство и точный выбор художественных выразительных средств.

Эстетико-художественное творчество в архитектуре, дизайне и интуиция

Эстетико-художественная интуиция – непосредственное усмотрение скрытого ценностного смысла. Эстетико-художественная интуиция –  полное слияние субъекта с объектом творчества (А.Бергсон). Интуиция  и «схватывание» уникального, неповторимого (Б.Кроче). Интуиция  и стимуляция творческого сознания.

Художественная фантазия и творчество. Фантазия и творческое воображение. Творческое воображение и  ассоциации. Ассоциации  и  «расшатывание» стереотипов, шаблонов, клише. Художественная фантазия  и архитектурное, дизайнерское творчество.

Эстетико-художественное творчество архитектора, дизайнера и вдохновение.

Творческая манера как атрибут эстетико-художественного творчества. Творческая манера в архитектуре. Принципы эргономики.

Понятие о художественном стиле. Стиль и мода. Художественные стили в архитектуре. Основные принципы и черты художественных стилей в архитектуре. Преемственность в их развитии.

olymp.in

Дизайн ногтей: фантазия и творчество

Красивые ухоженные ногти многое говорят о внешности женщины. Аккуратный маникюр и дизайн ногтей не только украшает руки, но и показывает, насколько женщина ухаживает за собой. В области маникюра, как и в моде, также есть свои тренды и модные тенденции, которые меняются от сезона к сезону, а есть и вечная классика, которая не выходит из моды независимо от сезона и полетов фантазии дизайнеров.

Возможности ногтевого дизайна

Дизайн ногтей это не только сложное и дорогое наращивание, роспись ногтей - это невероятно креативный и увлекательный процесс, на ногтевой пластине можно нарисовать все, что угодно, от примитивных, но милых цветочков до по-настоящему сложных шедевров ногтевой живописи.

Разнообразие ногтевого дизайна позволяет украсить даже самые короткие ноготки, главное, подобрать пропорционально правильный рисунок или декор. Ногтевой дизайн не имеет границ, украшать можно искусственные ногти из геля, акрила или пластика, и, конечно же, натуральные ногти самой разной длины.

Ногтевой дизайн позволяет украсить ногти не только с помощью лака, но и самых разных аксессуаров и материалов, подавляющее большинство из которых специально разработаны для ногтевого дизайна.

Считается, что украшение ногтей пришло к нам из Японии, впервые появившись в стране Восходящего солнца, ногтевой дизайн быстро стал популярен во всем мире. Сейчас в салонах красоты дизайн ногтей нередко входит в услугу комплексного маникюра, где украшение ногтей предваряет традиционный маникюр с полировкой ногтевой пластины и придания ей желаемой формы. В декоративной росписи ногтей используются как специальные трафареты, так и ручная работа, причем последняя, безусловно, ценится намного выше. Мастер маникюра обязательно предложит клиенту несколько подходящих для данного типа ногтей вариантов, но в конечном итоге дизайн ногтей - это комбинация фантазии и личных предпочтений клиента и мастерства и квалификации мастера маникюра. Дизайн ногтей - увлекательный творческий процесс, куда все вовлеченные стороны вносят свою креативную лепту.

Сейчас лето и летний маникюр, как правило, намного разнообразнее, чем маникюр осенью или зимой. Этим летом особенно актуальны яркие неоновые тона и их всевозможные комбинации, анималистические мотивы, цветочные и растительные рисунки, вечно актуальный французский маникюр, украшение ногтей стразами и многое другое - другими словами, модно все, на что способна ваша фантазия.

Конечно, при наличии времени или, напротив, при его нехватке, а также при определенных финансовых возможностях, можно, конечно, отправиться в салон красоты и поручить дизайн ногтей профессионалу. Но, те, кто любит делать что-то своим руками и переполнен вдохновением, вполне могут украсить ногти без посторонней помощи. Вариантов множество, от достаточно простых до сложных техник с использованием подручных материалов.

Милые точки

Ногти в мелкий горошек смотрятся мило и просто, но для того, чтобы точки получились ровными и аккуратными, понадобиться некоторый навык и практика. Красивые точечки вряд ли получится сделать с помощью кисточки, поэтому здесь на помощь приходит обычная невидимка для волос. Опустите округлый кончик невидимки в лак и рисуйте этим «стилусом» маленькие аккуратные точки. Для такого дизайна лучше выбирать контрастные цвета лака.

Клубное граффити

Этот несложный дизайн - прекрасный вариант для вечеринки или похода в ночной клуб, в нем сочетается дерзость уличного стиля и несколько драматичный гламур. Начните с покрытия ногтей темным лаком, затем добавьте несколько мазков серебряного и золотистого. Не наносите слишком много лака металлических оттенков, щетинки кисточки должны просматриваться, когда вы наносите мазки серебра или золота.

Цветовой градиент

Кажется, что эффект градиента на ногтях сложно сделать без посторонней помощи, но на самом деле, это довольно просто: понадобится два лака для волос разных цветов, зубочистка и кусочек губки. Накрасьте ноготь лаком более светлого оттенка, затем из двух флакончиков вылейте небольшое количество лака, так чтоб «лужицы» находились рядом. Затем с помощью зубочистки начинайте аккуратно смешивать их. Затем окуните кусочек губки в полученную комбинацию лаков и приложите губку несколько раз к ногтю, легко двигая ее вверх-вниз по ногтевой пластине.

Невероятные брызги

Как художник брызгает красками на холст, создавая абстракцию, точно также можно сделать абстракцию и на ногтях. Покройте ноготь лаком-основой, затем , используя соломинки нанесите на ноготь брызги лаками других цветов. Чтобы не запачкать кожу вокруг ногтей, покройте ее защитной пленкой.

Решетка из люфы

Ткань из которой делают губки для душа, можно использовать в качестве трафарета для создания на ногтях двухцветного рисунка, на манер рыбацкой сети. Покройте ногти лаком, подождите, пока покрытие полностью высохнет. Затем приложите кусочек люфы к ногтю и покройте его сверху лаком другого цвета.

Контрастный мазок

Нанесите мазок белым лаком по центру ногтя, покрытого темным лаком (вишневым, коричневым, фиолетовым или любым другим, который вам нравится). Более простого дизайна, пожалуй, не придумаешь, но смотрится такой креатив достаточно эффектно.

В дизайне ногтей можно использовать лаки самых разных цветов, блестки, готовые наклейки, бусинки и стразы. Экспериментируйте с разными материалами, ногти – прекрасный материал для воплощения самых смелых творческих фантазий.

Статьи по теме

www.luxemag.ru

Своими руками рукоделие творчество дизайн для дома

Никому неизвестно, когда зародилось творчество. Во все времена люди творили и создавали что-то новое и необычное. Сейчас кажется, что все уже придумано, но не для творческих людей. Творческая мысль не дает им покоя, под их руками оживают забытые техники и ремесла и появляются все новые и новые материалы и идеи для творчества. В наше время практически все можно купить, но для творческих людей важно создавать что-то уникальное и неповторимое своими руками, вкладывать в процесс свои душу и способности. Очень часто рукоделие становится хобби на всю жизнь. Это замечательный способ для современных людей сменить образ деятельности, сосредоточиться и приучиться к терпению. Психологи утверждают, что занятие рукоделием позволяет свести к минимуму последствия постоянного стресса, который испытывают люди в современном мире. А как приятно бывает насладиться плодами своего труда или порадовать ими близких людей. Для творческих людей не существует проблемы выбора подарка родным и друзьям. Они знают, что выполненное своими руками рукоделие, творчество, дизайн всегда выгодно отличаются от приобретенных в магазине. В этом случае можно максимально учесть вкусы и предпочтения того, кому подарок предназначен. Вложенные в изделие труд, время и фантазия автора, делают их еще более приятными и ценными. 

Невозможно перечислить все направления, в которых работают умельцы. Плоды рукодельного творчества используются буквально во всех сферах человеческой жизни. Дизайн квартиры и дачи своими руками позволяет сделать жилище оригинальным, удобным и неповторимым. Дачный участок можно превратить в райский уголок своими руками из подручных средств. Оформление цветников, клумб, грядок и детских площадок, выполненное из обычных пластиковых бутылок, поражает воображение каждого, кто попадает на такой участок. Самое удивительное, что все это не так сложно в исполнении, здесь важна сама идея и творческий подход к ней. При помощи пластилина, гипса и обычной побелки на стенах в современных квартирах художники-любители делают изысканные барельефы в стиле, соответствующем общему стилю жилища. С использованием этих же материалов можно изготовить и украшения для мебели, чтобы все составляло единый ансамбль. Дополнить его можно подходящими вазами, корзинками, шкатулками, светильниками, также сделанными своими руками. У творческих людей в ход идут даже те предметы, которые мы привыкли считать ненужными и подлежащими выбрасыванию. Великолепно смотрятся корзины или всевозможные шкатулки и сундучки, выполненные из старых газет. После изготовления их можно покрасить и покрыть двумя слоями лака для придания прочности. Догадаться, что изготовлены они из макулатуры, практически невозможно. Лоскутная мозаика или пэчворк в начале ХХ века в России было признаком бедности, а сейчас это супермодное направление в оформлении дизайна. Существует несколько техник работы в этом стиле. Сегодня в России раз в два года проводятся выставки изделий, выполненных в технике лоскутной мозаики. 

Любители рукоделия из атласных или других лент создают великолепные яркие картины, панно, всевозможные композиции, способные оживить самый скучный интерьер. Небольшие скульптуры из полимерной глины, выполненные своими руками, позволят придать совершенно новый колорит жилищу. Последнее время становится модным использование для дизайна интерьеров детали пришедшей в негодность электронной техники. Использование в творчестве бытового мусора решает еще одну важнейшую задачу современности, а именно, утилизацию бытовых отходов. Использование природных материалов в творчестве передает красоту живой природы и приближает нас к ней. В высохшей коряге творческий человек способен увидеть изысканный изгиб линий и передать увиденное в созданной скульптуре. Неотъемлемым атрибутом любого жилища являются коврики для прихожей, для ванной и детской комнат. Из толстой веревки, скрученной в «улитку» и наклеенной на основу из мешковины получится оригинальный коврик для прихожей. В зависимости от желаемого размера можно сделать коврик из одной или нескольких таких «улиток». Для детской комнаты можно сделать яркий пушистый коврик из пряжи. В качестве исходного материала можно использовать вышедшие из употребления вязаные вещи. Правда, перед использованием, распущенную пряжу необходимо выпрямить. Такие коврики можно украшать различными кисточками и помпонами, выполненными из остатков этой же пряжи. В ванной комнате будут органично и удобно выглядеть коврики из пробок от винных бутылок или из крышек от пластиковых бутылок. Стоит насобирать такие пробки, чтобы у вас в ванной был коврик из натуральной пробки, который почти не намокает и очень приятен для ступней. Если вы хотите обеспечить массажный эффект, то коврик можно выполнить из крышек от пластиковых бутылок. Поскольку крышки бывают разных цветов, то можно изобразить какой-либо орнамент. Для работы вам потребуются лишь непосредственно пробки или крышки и полиуретановая нескользящая основа, продающаяся в строительных магазинах. Принцип изготовления этих ковриков одинаков за исключением того, что пробки перед наклеиванием необходимо разрезать вдоль или поперек, в зависимости от вашего желания. Кстати, на даче для оформления дорожек также можно использовать пластиковые крышки, собирая из них орнамент, обрамленный обычной плиткой. Для дизайна дачного интерьера отлично подойдет и обычная речная галька, из которой можно выложить оригинальное мозаичное панно в подходящем месте участка. Вне времени и моды является украшение жилища цветами. Сегодня, помимо живых цветов, широко используются различные букеты и композиции из искусственных цветов, которые также можно выполнить своими руками из различных материалов. Неизбито и оригинально смотрятся цветы из бумаги, выполненные в технике квиллинг или бумагокручение. Очень увлекательным хобби является оригами и его разновидности. Это восточная техника работы с бумагой, позволяющая складывать из нее различные фигуры. На основе оригами существуют техники модульного оригами, мокрого оригами и техника кусудама. В ней для скрепления мелких деталей используется их сшивание, тогда как оригами складываются без использования дополнительных материалов. 

Цветы, изготовленные своими руками из ткани или специального материала фоамирана, используются, как для украшения интерьера, так и в качестве аксессуаров женской одежды и причесок. Разнообразные модели, цветовые решения и размеры таких цветов удачно дополняют как повседневный, так и праздничный, торжественный стили. Возможность изготовления оптимально подходящего украшения делает их весьма востребованными. Украшения могут копировать реально существующие цветы или быть полностью фантастическими. Для изготовления женских украшений отлично подходит полимерная глина. Так называется современный материал, сходный с пластилином по мягкости и пластичности, но выгодно отличающийся от него по предоставляемым возможностям. Немаловажное значение имеет тот факт, что после высушивания изделие из полимерной глины становится очень прочным. Широкая цветовая гамма изготавливаемых промышленностью полимерных глин, возможность смешивания их между собой для получения нового оттенка или рисунка делает этот материал незаменимым для создания произведений искусства в области бижутерии. Полимерная глина позволяет изготавливать как мельчайшие тонко прорисованные элементы, например, цветы на серьгах, так и утрированно грубые, созданные в примитивистском стиле украшения. Готовые изделия из полимерной глины можно окрашивать и покрывать лаком для придания глянца и законченного вида. Полимерную глину активно используют для оформления интерьера. Из нее делают различные элементы декора мебели, небольшие скульптуры, а также интерьерные куклы. Существует отдельное направление рукодельного творчества – изготовление кукол. Куклы авторской работы, в том числе, с использованием полимерной глины, высоко ценятся любителями этого творчества. Ценности им добавляет и тот факт, что каждая кукла существует в единственном экземпляре, она неповторима. Рукоделие и творчество способны сделать окружающий мир ярче и интереснее, наполнить его новыми идеями и предметами, подарить радость людям.

bestsouvenirs.ru

О творчестве скульптора-сюрреалиста-Пабло Пикассо. "Неудержимая " фантазия Пикассо, Дизайн интерьера дома и квартиры

  Сегодня мы снова будем говорить о великом художнике и скульпторе, стоявшем у истоков авангардизма и сюрреализма. Изучение творчества Пикассо и обращение к его произведениям имеют самое прямое отношение к разговору о пластической форме в интерьере загородного дома. Не секрет, что поклонники таланта этого мастера заказывают копии произведений и размещают их в своих домах. И чем больше мы будем знать о работах Пикассо и стиле, в котором он творил, тем «выгоднее» будет смотреться интерьер с использованными в нем пластическими формами сюрреализма, будь то копии работ Пикассо, или стилизация под его произведения.

Мы снова обращаемся к эссе о творчестве Пабло Пикассо, написанному искусствоведом Ниной Дубовицкой (размещено на портале Арт-салона «SOVFARFOR», art.sovfarfor.com). В этом источнике сказано, что в 50-е годы художник «компонует из печных дверок, ободов колес, труб, старых башмаков, корзин, гофры и другого утиля «Девочку со скакалкой» и «Женщину с детской коляской». Возникают и прекрасные по выразительности изображения птиц и животных («Сова», «Голубь», «Коза», «Бабуин с детенышем», «Бык», «Журавль» и другие), а также натюрморты «Цветы в вазе» и «Ваза с цветком». Все эти произведения переведены в бронзу... Трудно поверить, что ребра тощей козы со вздутым животом образованы старой корзиной, а выразительная голова бабуина состоит из двух поломанных игрушечных автомобилей».  

Если хозяева загородного дома обладают художественным «чутьем», то ненужные предметы обихода, равно как и старые игрушки, в руках этих людей могут обрести вторую жизнь. Мы говорим о том, что каждый может сам себя попробовать в роли скульптора-сюрреалиста. И вовсе необязательно копировать ту или иную работу Пикассо. Достаточно взять ее за некий идеал, и в работе над собственным произведением ориентироваться на приемы, которые использовал мастер. Впрочем, если домовладельцам удастся выполнить копию одной или нескольких работ Пабло, то это будет просто здорово. Нужно только терпение, «необычное» видение мира и… чувство иронии.

«Неуемная, окрашенная иронией фантазия Пикассо, - пишет Н. Дубовицкая, - проявилась и при создании в 60-х годах раскрашенных скульптур из листового железа. Сначала он складывал, вырезал и раскрашивал бумагу или картон, в результате чего появились женские головы в мантильях, обезьяны, совы, петухи, стоящие фигуры. По таким моделям выкраивался, выгибался и расписывался металлический лист. Некоторые из этих работ были использованы в качестве эскизов для монументальных сооружений из железобетона или стали, как, например, композиция из сварного металла для Чикагского общественного центра».

Так как в загородном доме не предполагается возводить нечто монументальное, эскизы Пикассо могут послужить шпаргалкой для создания уменьшенных копий его работ.

«С 1948 года, - продолжает Н. Добровольская, - Пикассо много работал в керамической мастерской Жоржа Рамье… где им были созданы сотни произведений—скульптурных, декоративных,  утилитарных. Его «изделия» отличаются неповторимостью формы и самобытностью росписи. Смелость Пикассо в обращении с керамикой поражала керамистов-профессионалов. Сырой сосуд, сошедший с гончарного круга, попадая в его руки, превращался в женскую фигуру, птицу, кентавра или иное странное существо, которые обретали окончательное выражение после росписи и обжига».

Керамика – это одно из средств для достижения успеха в пластике. Данный материал, наряду с мрамором, гипсом, деревом и проч. используется мастерами в создании пластических форм, и каждый специалист гордится, если его изделие напоминает шедевры Пикассо. Не меньше, чем эти мастера, могут гордиться и домовладельцы, чей интерьер украшен подобными пластическими формами. «Керамика, - говорится в том же источнике, - привлекала Пикассо возможностью соединения живописи и скульптуры в одной вещи; не меньший интерес вызывала у него и утилитарность ваз, тарелок, черепицы и даже кирпичей, которые он увлеченно расписывал, придавая всем этим предметам художественную ценность. Для скульптуры он использовал и пласт, и полый кирпич, и лепку из керамической глины, и гончарный круг. В росписи мастер тоже ни от чего не отказывался — употреблял и глазури, и эмали, и ангобы, иногда оставлял глину чистой, а порой сплошь покрывал поверхность живописью. Роспись всегда усиливала смысловую нагрузку, выразительность и декоративный эффект. И в этой области изобретательность и безудержная фантазия Пикассо делали его произведения неожиданными, эмоциональными и интригующими».

Мы неслучайно говорим о том, что каждый человек, неравнодушный к творчеству Пикассо и других мастеров авангарда, может попробовать свои силы на этом поприще. Конечно, превзойти Пабло еще не удавалось никому. Мастер был единственным в своем роде. Но целью тех, кто «бросит вызов» скульпторам авангарда (сюрреализма) не должно быть создание шедевра. Ведь достаточно того, что вашу работу оценят домочадцы, а само произведение впишется в интерьер.

Возвращаясь к разговору о Пикассо, снова обратимся к Н. Дубовицкой. В своей книге «Скульптура Пабло Пикассо» автор говорит: «В его скульптуре впервые нашли своё выражение такие особенности, как признаки современной пластики (новая метафоричность, предмет, возведённый в степень искусства, новый подход к монументу, новые пропорции, новые фактуры, взаимосвязь внутреннего и внешнего пространства, использование цвета, отказ от пьедестала, новое понимание рельефа и т.д.)».

Еще раз хочется обратить внимание на отношение Пикассо к краске. В цвете, присутствующем на пластическом произведении искусства, мастер видел не просто «инструмент», с помощью которого можно «оживить» пластическую форму, но и неотъемлемую часть этой формы. Скульптура его, приобретала «многослойность», благодаря краскам, обогащающим произведение. Всё это могут взять на заметку домовладельцы, решившиеся попробовать себя в роли скульптора-сюрреалиста, «подгладывая» за Пикассо.

На этом мы заканчиваем разговор о великом художнике и скульпторе.

В следующий раз мы попытаемся разобраться в вопросе, в чем состоит «волшебная сила» пластики ХХ века.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: mutab0r (2 фото), alladolls, masterworksfineart (2 фото), pablo-ruiz-picasso

www.dkd.ru