Лекция 3. Современное состояние гостиничного дизайна в России. Гостиничный дизайн в россии


Г.Н. Кокшина, е.В. Кокшина

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

Институт туризма и международных экономических отношений

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ГОСТИНИЧНОГО ИНТЕРЬЕРА

Учебное пособие

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение 4

Лекция 1. История развития дизайна в России 7

Лекция 2. Гостиничный дизайн: определение и специфика 14

Лекция 3. Современное состояние гостиничного

дизайна в России 18

Лекция 4. Дизайн гостиничного интерьера в зарубежных

странах: особенности, тенденции, проблемы 27

Лекция 5. Базовые конфигурации гостиничных зданий

и распределение площадей 38

Лекция 6. Создание фирменного стиля гостиницы

и основные требования к нему 59

Лекция 7. Стили гостиничного интерьера 68

Лекция 8. Разработка дизайн-проекта номерного фонда

и общественных помещений 93

Лекция 9. Цветовые решения и элементы декора

гостиничных интерьеров 97

Лекция 10. Освещение в гостиницах 107

Лекция 11. Комфорт гостиничных интерьеров

и его составляющие 113

Лекция 12. Холлы и вестибюли. Аксессуары для холлов 126

Лекция 13. Специфика проектирования и производства

мебели для номеров, общественных зон,

кафе, баров, ресторанов 140

Лекция 14. Профессиональная посуда 154

Лекция 15 . Ландшафтный дизайн гостиниц и отелей:

флористика, озеленение, малые архитектурные формы 162

Лекция 16. Флористика и озеленение гостиниц 178

Лекция 17. Фитодизайн в гостиницах и ресторанах 190

Лекция 18. Оформление производственных помещений 202

Лекция 19. Бассейны, тренажерные,

фитнес-залы, SPA-салоны 212

Лекция 20. Текстиль: шторы, махровые

изделия, униформа, столовое белье, скатерти, салфетки 229

Лекция 21. Уборочная техника и сервисное оборудование 252

Заключение 257

Контрольные вопросы 259

Список использованной литературы 262

Введение

Курс «Основы дизайна гостиничного интерьера» является дисциплиной специализации 100103.65 «Гостиничный сервис» и предусмотрен для обучения студентов дневной и заочной формы обучения.

Бурное развитие отечественной экономики, наблюдающееся в последнее десятилетие, не обошло стороной и гостиничный бизнес. Многочисленные компании стали налаживать деловые контакты, сотрудничество с организациями других регионов и стран. Представители зарубежных компаний, партнеры, инвесторы стали активно посещать Россию, налаживая деловые отношения. Развитие туризма также внесло свою немалую долю в притоке людей. Существующий потенциал отечественного гостиничного хозяйства с трудом стал справляться с таким наплывом туристов и приезжих с деловыми визитами. Перед владельцами отелей и гостиниц стал вопрос развития гостиничного хозяйства, переход на более новый уровень предоставления гостиничных услуг, создание новых комплексов, соответствующих современным стандартам.

Новое время требует совершенно иного подхода к решению данных вопросов. По убедительным рекомендациям ведущих отечественных специалистов и аналитиков, необходимо придерживаться определенных правил при планировании строительства новых отелей и гостиничных комплексов. На самой ранней стадии планирования и проектирования требуется привлечение гостиничного оператора, который смог бы указать все необходимые требования в соответствии с географическим расположением будущего объекта, выбором площадки, ее пригодностью, форматом будущего отеля.

Гостиничный брокер сможет максимально точно определить категорию клиентов, которые будут пользоваться услугами отеля, сформирует оптимальную ценовую категорию. Это поможет точно определить будущий класс гостиницы, необходимый уровень комфорта. Брокер даст возможность оптимизировать затраты и уменьшить срок окупаемости всего проекта.

Ни для кого не секрет, что западные специалисты обладают огромным практическим опытом в успешной реализации гостиничных проектов. Использование современных технологий позволяет добиться уникального результата окупаемости проекта и последующей финансовой отдачи. Тем не менее, требуется участие и отечественных специалистов, которые в большой степени знакомы с российскими стандартами и требованиями законодательства. А для этого необходим своеобразный тандем зарубежных и российских специалистов. В данной ситуации есть определенные сложности, которые связаны с амбициозным отношением друг к другу каждой участвующей стороны. В таком случае желательно подобрать зарубежного специалиста и по его рекомендации подобрать отечественного эксперта, с которым зарубежный гость сможет эффективно реализовать весь проект.

«В современной России гостинично-ресторанный комплекс рассматривается как важнейший элемент социальной сферы, который играет существенную роль в повышении эффективности общественного производства»1. Услуги, предоставляемые индустрией гостеприимства, выступают средством оздоровления, обеспечения не только материального, но и морально-психологического комфорта людей, удовлетворения эстетических запросов. Ведущие зарубежные и отечественные специалисты в области гостинично-ресторанного бизнеса подчеркивают, что в современных условиях высшей целью деятельности в сфере индустрии гостеприимства является, прежде всего, удовлетворение нужд клиента и только потом – повышение доходов ее предприятий. Все организационные уровни предприятий должны участвовать в процессе выявления клиентов и находить способы не только удовлетворять эти ожидания, но и превзойти их. Для успешного решения многоплановых задач по удовлетворению нужд клиента необходимо овладеть разнообразными профессиональными знаниями. Специалисты, занятые в сфере индустрии гостеприимства, должны быть полностью ориентированы на потребителя – клиента, гостя. В частности, современный специалист должен знать деловой стиль работы предприятия, научные основы стратегии его поведения на потребительском рынке товаров и услуг; уметь формировать конкурентоспособный фирменный стиль, умело использовать его элементы в конкретных условиях, четко знать внутреннюю структуру предприятия и его специфику.

Таким образом, помимо эстетических функций, интерьер обеспечивает оптимальные условия для обслуживания, оказывает непосредственное влияние на уровень корпоративной культуры, создает комфорт, как материальный, так и моральный.

Цель курса– формирование цельного представления о состоянии и развитии дизайна в России и за рубежом, его становление, модернизация и развитие.

Задачи курса:

- дать представление о развитии дизайна в России и за рубежом;

- показать тенденции развития дизайна в последнее десятилетие;

- проанализировать стили интерьера отелей и наиболее значимые теоретические концепции и практические разработки в отелях России и за рубежом;

- определить механизмы функционирования гостиниц и отелей на мировом уровне.

Студенты в ходе изучения курса должны:

- ознакомиться с теоретическим материалом, современными публикациями и уметь анализировать этот материал;

- уметь свободно ориентироваться в используемых в отелях стилях дизайна и тенденциях их развития;

- создавать свой дизайн-проект помещения и использовать его в практических целях.

Учебное пособие составлено в виде лекций по основным вопросам курса.

При подготовке к семинарским занятиям по данному курсу в качестве дополнительного материала можно использовать предложенные научные статьи и информационные материалы из периодической печати, которые должны изучаться студентами самостоятельно.

studfiles.net

Лучшие дизайнерские отели России | ELLE Decoration

В интерьерах MOSS Boutique Hotel необычная для Москвы экологическая концепция — даже в шахте лифта здесь «вырос» мох. Большую часть интерьеров оформляла архитектор Наталья Белоногова, NB-studio. Бутик-отель MOSS, Москва, Кривоколенный переулок, 10/4, www.mosshotel.ru

В петербургском бутик-отеле Villa Perlov каждый из номеров рассказывает свою историю дизайна. Гостей ожидают полноценные квартиры с гардеробными, спальнями, большими ванными и полностью оборудованными кухнями. Номера Villa Perlov – наглядное пособие по современным трендам, и это неслучайно: отель стал очередным проектом знаменитой петербургской Галереи дизайна/bulthaup, более двадцати лет представляющей лучшие международные бренды. Над интерьерами гостиницы работали архитектор Руслан Васякин и дизайнер Екатерина Никифирова, www.villaperlov.ru 

«Уткино Country House» — загородный отель и спа-комплекс премиум-класса, расположенный в Ростовской области, на берегу реки Маныч. Этот райский уголок заповедной природы с собственным конным клубом и ресторанами — проект бизнесмена Алексея Фролова. Интерьеры в модных серых, бежевых и черных тонах с обивками из натурального льна, шерсти и кожи оформила дизайнер Валерия Ромашко. Все сорок восемь номеров обставлены классической американской мебелью Restoration Hardware, www.utkino.com 

«Когда я думал над постройкой отеля «Утесов», мне представлялись съемки бондианы времен Шона Коннери и «Фантомаса» с Жаном Маре», — говорит Николай Петров, автор первого дизайнерского отеля в Анапе. Для каждой категории (кстати, здесь нет стандартных номеров, отсчет начинается с Junior Suite) выбрана своя цветовая гамма: фисташковая, светло-сиреневая, шоколадная или небесно-голубая. Мебель, свет и аксессуары не повторяются, делая каждое пространство уникальным и по-своему уютным, www.utesov-hotel.ru

Частный гостевой комплекс La Datcha Олега Тинькова, Астрахань

После успеха в Куршевеле и Валь-Торансе предприниматель Олег Тиньков открыл в Астрахани первый в России частный гостевой комплекс La Datcha. Креативная концепция La Datcha Tinkoff Collection была разработана архитектором Василием Шприцем. «Рисуя фасад, мы отталкивались от образа дебаркадера — плавучей пристани, к которой на Волге швартовались пароходы, — рассказывает архитектор Светлана Беднякова. — Дом смотрит на канал, по которому легко добраться до большой воды», www.ladatcha.com

«Болотов. Дача», деревня Дворяниново Тульской области 

«Болотов.Дача» — культурный центр деревни Дворяниново Тульской области. Большой гостеприимный дом построен в русском усадебном стиле, с просторной гостиной, застекленной верандой и летней открытой террасой. Под окнами течет река Скнига, вокруг можно гулять по полям и лесам, посещать исторические места, фермерские хозяйства. Сейчас на «Болотов.Дача» можно остановиться в уютных номерах, а скоро тут появится целая деревня, www.bolotov.life  

Дизайн-отель «Точка на карте. Приозерск»

В двух часах езды от Петербурга, там, где река Вуокса впадает в Ладожское озеро, в июле 2017 года открылся второй по счету дизайн-отель сети «Точка на карте». Авторами проекта стали архитекторы питерского бюро Rhizome, сделавшие ставку на экологичность: натуральные материалы, панорамные окна с видом на Ладогу и сосновый лес. Помимо стандартных номеров, здесь есть три отдельно стоящих люкса и номера для людей с ограниченными возможностями. Ради чего стоит сюда ехать? Нетронутая природа, захватывающие виды, меню от шефа в гастрономическом кафе (суп из карельских раков, грибы, которые собирают тут же, и, конечно, форель), демократичные цены – и отличная возможность убедиться, что современный скандинавский дизайн приживается в России, www.tochkanakarte.ru/priozersk

www.elledecoration.ru

Лекция 4. Дизайн гостиничного интерьера в зарубежных странах: особенности, тенденции, проблемы

Человечество не стоит на месте, включая ту его часть, которая любит путешествовать. Гостиница перестала быть местом, где можно просто переночевать. Отель в современном мире – это полноценная часть туристического опыта, источник не только комфорта, но и эстетического удовольствия, воздействующий на все чувства. Поэтому лучшими считаются отели, где и цвет, и свет, и фактура, и звуковое оформление каждого отдельного помещения продуманы дизайнером.

«Корпорация «The Leading Hotels of the World» («Ведущий отель мира») более 60 лет изучает работу отелей во всем мире и определяет, какие из них являются лучшими по качеству обслуживания постояльцев. Эти отели корпорация выделяет в единственную в своем роде группу самых престижных отелей мира»14. В нее входят более 300 самых-самых, тех, кто может гордиться своим прославленным именем, неповторимым стилем, ну и, конечно, списком гостей. Каждый из отелей имеет свою отличительную черту, например, целебный источник, роскошный ресторан, произведения искусства в интерьере, собственную лагуну и др.

Сюда относятся «Savoy» («Савой») в Лондоне, «Negresco» («Негреско») в Ницце, «Royal Club Evian» («Эвиан Рояль Клаб») на Женевском озере, «Mena House» («Дом Мена») в Каире, «King David Hotel» («Отель Король Давид») в Иерусалиме, «Hotel Crillon» («Отель де Криллон») в Париже, а также «Hotel Ritz» («Отель Ритц»), где подолгу живут голливудские звезды в Париже и где находятся личные апартаменты английской королевы. Они до сих пор остаются нетронутыми.

Приведем примеры лучших отелей Европы и Америки15.

  1. «Plaza Athenee» («Афинская Площадь»), Париж

  2. «Le Bristol» («Бристоль»), Париж

  3. «Ritz» («Ритц»), Париж

  4. «Connaught» («Коннахт»), Лондон

  5. «Claridge`s» («Кларидж`з»), Лондон

  6. «Windsor Court» («Суд Виндзора»), Новый Орлеан

  7. «Four Seasons» («Четыре сезона»), Нью-Йорк

  8. «Bel-Air» («Бэл-Эйр»), Лос-Анджелес

  9. «Peninsula» («Полуостров»), Беверли-Хиллз

  10. «Four Seasons» («Четыре сезона»), Чикаго

Самым большим отелем в мире по-прежнему остается «MGM Cyrand» («МГМ Сирэнд») в Лас-Вегасе (Невада, США). Его номерной фонд составляет 5005 гостевых номеров. Отель состоит из четырех 30-этажных башен и занимает 45,3 га. Конференц-зал отеля рассчитан на 15 200 мест.

«Самым старым отелем Европы считается «Drei Konige am Rhein» («Три короля на Рейне») в Базеле (Швейцария). Первая клиентура переступила порог этого отеля в 1026 году»16.

Самым высоким отелем в мире на сегодняшний день считается отель «Burj Khalif» («Башня Халифа») в г. Дубаи (ОАЭ). Абсолютный мировой рекорд - 828 метров. «Дубайская башня» проектировалась как «город в городе» — с собственными газонами, бульварамии парками. Общая стоимость сооружения — около $1,5 млрд. Бурдж Халифа — сегодня это ключевой элемент нового делового центра вДубае. Внутри комплекса размещены отели, квартиры, офисы и торговые центры. Согласно проекту, на 37 нижних этажах разместился отель, а 700 роскошных квартир занимают этажи с 45 по 108. Большинство же площадей отведено под офисные помещения. Исключение составляют 123 и 124 этажи, на которых расположены вестибюль и смотровая площадка, соответственно, высота смотровой площадки от основания составляет 505 метров. А искусственная башня над основным зданием несет, помимо декоративной функции, ещё и коммуникационную, поскольку она оборудована необходимой телекоммуникационной техникой. Отель был открыт 4 января 2010 года.

Однако конкуренция за высоту продолжается. В Пекине собираются построить высотный многофункциональный комплекс, который по архитектуре будет напоминать самое высокое здание в мире - «Бурдж Халифа». Основное место в комплексе займет семизвездочный отель.

«Самым большим гостиничным вестибюлем, длина которого составляет 107, ширина 49 метров, а потолки 52 метров, располагает отель «Hyatt Regency» («Хьят Редженси») в Сан-Франциско (США)»17.

Гостиницей на колесах по-прежнему считается суперкомфортный поезд «Восточный экспресс», курсирующий между Парижем и Стамбулом. Его длина 501 метр.

Самым высокогорным отелем в мире считается отель «Everest View» («Пейзаж Эвереста»). Построен он недалеко от деревушки Начме (Непал). В хорошую погоду из его окон открывается потрясающий вид на гору Эверест. Обычно из-за высоты 80% гостей страдают от тошноты, головной боли и бессонницы. Здесь самый популярный заказ на обслуживание в номере – кислород. Стоимость 1 доллар за минуту.

Самыми дорогими апартаментами считаются 10-комнатные апартаменты в отеле «Royal-Towers» («Башни Роял») в г. Атлантик на Багамах. Сдают их за 25 тыс. долларов за сутки. К услугам проживающих 2 центра развлечений и досуга, бар, кабинетный рояль, столовая с канделябрами из чистого золота.

Наибольшее число фонтанов украшает территорию отеля «Belagio» («Беладжо») в Лас-Вегасе. Красивое искусственное озеро окружено тысячей фонтанов, выбрасывающих струи на 74 метра вверх. Их работу регулирует компьютер. В вечерние и ночные часы включают подсветку, состоящую из четырех тысяч разноцветных лампочек при сопровождении стерио- и цветомузыки.

Первый в мире музыкальный отель открылся в 2003 году на побережье Кута в южной части острова Бали (Индонезия). Отель «Храм рок-музыки» говорит сам за себя. Отель ориентирован на современную музыку. Он быстро завоевал популярность среди молодежи. Четыреста семнадцать номеров расположены в нескольких его крыльях, каждое из которых оформлено в особом музыкальном стиле: рок-н-рол, блюз, регги и альтернатива. Все номера оборудованы аудио-, теле-, видиоавтоматами. Можно заказать видеодиски, на которых сотни музыкальных клипов, фильмов и компьютерных игр.

Оригинально оформлен открытый зал перед стойкой портье. Стены украшены вещами рок-звезд, а в центре установлен экран, на котором практически круглосуточно демонстрируются музыкальные видеоклипы. На сцене, возвышающейся над квадратной стойкой бара, устраиваются концерты живой музыки. Таким образом, постояльцы отеля сразу же по прибытии оказываются в кафе «Хард Рок». Каждый клиент отеля может попробовать себя в вокале в одном из залов караоке. Проживающие в отеле постояльцы могут записать собственный альбом на профессиональной студии. В центре бассейна, расположенного на пляже, находится песчаный остров с эстрадой. Проживание в «Храме рок-музыки» недешево – 150 долларов в сутки. Однако свободных мест в гостинице нет.

Одна из достопримечательностей курортного местечка Брайтон (Англия) – замок, построенный в XII веке. Владелец замка Ирвинг Хьюз превратил его в отель, популярность которого зиждется на коллекции кроватей. «На самых старых спали еще в XII веке. Когда Вы на них спите, то Вам снятся сны соответствующих эпох», - говорит он постояльцам.

Одна из самых необычных, уникальных гостиниц мира «Tree-tops Hotel» («Гостиница на верхушках деревьев») находится в одном из пригородных парков Кении. Именно в этом отеле в 1952 году Елизавета II узнала, что стала королевой Англии. Уникальность отеля состоит в том, что он в буквальном смысле слова стоит на вершинах деревьев и из его окон можно наблюдать, как дикие животные собираются на водопой. Это поистине один из красивейших уголков Африки, и довольно трудно определить, чему отдать предпочтение – восхождение к кратеру вулкана или осмотру «зоопарка без клеток», что находится на маленьком острове близ озера Виктория. Остров необычен своим пейзажем: природными скульпторами – каменными изваяниями, с которыми связаны многочисленные мифы и легенды. Но основной «приманкой» туристов и путешественников служат 90 видов диких животных, которых сюда специально завезли из Кении и разных районов Танзании. Этот «зоопарк без клеток» сулит посетителям множество острых и неожиданных ощущений.

Самый лучший отель в Касабланке (Марокко) рекламируется в буклетах и путеводителях как лучшее место отдыха в Западной Сахаре. При отеле – особый, поистине уникальный парк, бассейн, верховые верблюды.

Во многих североафриканских отелях любят демонстрировать различные заварки чая: это входит в перечень услуг, оказываемых гостиницами. Многие туристы считают эти рецепты заварки чая уникальными и в исследованиях причин выбора именно такого отеля ссылаются на рецепты заварки чая, считая их самыми необычными. Несколько лучших отелей Танзании успешно работают у самой высокой горы Африки – Килиманджаро.

«Лучшим отелем Бразилии за изобретательность, фантазию и смелость предпринимателей признан отель, построенный в гуще тропических джунглей в 10 км от г. Манауса. Здание его представляет цилиндрическую форму высотой в 135 метров. Плавательные бассейны отеля снабжаются водой из протекающей рядом Амазонки.

Много старинных отелей и ресторанов в Германии. Особо стоит назвать отель «Elefant» («Слон») в г. Веймаре, основанный в 1521 году. В нем останавливались многие знаменитости всех времен и народов, а также «проживали» и герои литературных произведений. После восстановления отеля в 1955 году, разрушенного во время Второй мировой войны, первым, кто вписал свое имя в алфавитную книгу, был знаменитый писатель Томас Манн, приехавший из Швейцарии на празднование 150-летия со дня смерти Фридриха Шиллера»18. Для богатой клиентуры модным стало проводить отдых в аристократических дворцах Франции, Италии, Испании, Англии. Хозяева дворцов, как правило, титулованные лица, но нуждающиеся в увеличении доходов, продают гостям «иллюзию собственности»: гостей обслуживают так, словно именно они являются знаменитыми владельцами этих древних замков. Этот вид туристского бизнеса рекламируется открыто – о том, какой именно замок сдается в аренду, узнают в том числе и по Интернету. На бланках счетов этих отелей иногда делают надписи примерно такого содержания: «Мы вручаем Вам счет, пребывая в надежде, что сумма, которую Вы должны уплатить, явится единственной неприятностью, испытанной вами при пользовании нашими услугами».

Что касается обслуживания – оно безукоризненное. Не остается без внимания и культурная программа. Так, в средневековом замке Блуа (Франция) устраиваются спектакли «Света и Звука», во время которых оживают тени прошлого: гости замка слышат шаги Жанны Д`Арк, диалоги королей и т. п. Главная роль в них принадлежит силе человеческого воображения – этому способствуют исторический фон, атмосфера средневековья, его традиции и пр.

В столице Нидерландов открылся «CitezenM Hotel» («Отель Ситезен М») – это настоящий рай для любителей гаджетов. Гостя за стойкой портье встречает компьютер, а комнату техника может преобразить на собственный вкус – выбрав температуру, освещение, музыку и картину на настенном телевизоре. Дизайн, выполненный в стиле хай-тек, поражает архитектурными и дизайнерскими решениями. В качестве бонуса – бесплатные Wi-Fi и кино на заказ.

В Испании разработан передвижной отель «Hotel Movil» - незаменимая вещь для проведения концертов и фестивалей под открытым небом и других подобных мероприятий, когда у зрителей возникают проблемы с размещением. Передвижной отель создан на базе трейлера, который легко превратить в 11-комнатную двухэтажную гостиницу. На нижнем этаже отеля располагаются 8 стандартных номеров, на верхнем – 3 роскошных сьюта, способных вместить 5 человек. В каждом номере есть туалет, кондиционер, телевизор, DVD-плеер и доступ в Интернет.

Самый безумный отель Европы находится в Берлине. «Propeller Island» («Островной пропеллер») – плод дикой фантазии немецкого художника и музыканта Ларса Строшена и его единомышленников. Номера имеют ломаную геометрию стен и потолка, которые сплошь облицованы разнонаправленными и разновеликими зеркалами. Всего в гостинице 30 номеров. Белые стены, потолки и мебель номера расчерчены на квадраты, в каждом из которых черной краской нарисован какой-нибудь символ – от абстрактных до почти детских. Для почитателей «русского шансона» есть номер под названием «Побег». Полная имитация тюремной одиночной камеры: откидывающаяся кровать, рядом умывальник и даже пролом в одной из стен. Кровати в номере «Два льва» - это две клетки, поднятые высоко над полом на деревянных опорах. Закрыв за собой дверь клетки, постоялец получает новые ощущения. Позаботился Строшен и о вампирах. Для них есть специальный номер с кроватями-гробами.

«Benesse House» («Бенессе Хаус») в Японии – творение известного архитектора Тадао Андо. Он расположен в живописном месте на юге острова Наошима. Уникальность проекта в том, что это отель-музей. Экспозиция постоянно меняются. Постояльцы живут рядом с художниками, которые приезжают сюда, сменяя друг друга. Экспозиция постоянно меняется. Музейное пространство включает в себя как холлы и коридоры футуристического ансамбля из двух зданий, построенных из камня, стекла и металла, так и прилегающую к отелю территорию. Периодически фантазия эксцентричных японских художников вторгается и в номера отеля.

Совсем иная атмосфера царит в индийском отеле Samode Palace в штате Раджан. «В стародавние времена здесь был военный форт. Потом здание многократно перестраивалось, пока не превратилось в настоящий шикарный дворец. В оформлении использованы дорогие материалы – мрамор, дерево ценных пород, дорогие старинные ковры. Слух гостей услаждают традиционные медитативные напевы. А ресторан с водопадом и певчими птицами утолит запросы любого гурмана»19.

Индустрия гостиничного бизнеса непрерывно меняется и совершенствуется. Менеджеры гостиниц в борьбе за клиента вынуждены выводить на рынок новые технологии и стандарты обслуживания, а постояльцам предлагать эксклюзивные услуги. Основная тенденция заключается в том, что отельеры предпочитают создавать для своих гостей такой сервис, который бы базировался на новых ощущениях, впечатлениях, удовольствии и комфорте. Кроме того, каждый отель стремится минимизировать скорость обслуживания клиентов, устанавливая в зданиях гостиниц сверхсовременное оборудование, программное обеспечение и совершенствуя методы работы с персоналом.

В последние 3-5 лет на гостиничном рынке появился целый ряд небольших компаний, предлагающих комфортное размещение за сравнительно небольшие деньги. Это новое поколение небольших городских отелей, именуемых «микробутиками» - своего рода микс дизайнерских бутиков и японских капсульных отелей. Они ориентированы на обслуживание людей, дорожащих своим временем и деньгами, но в то же время предъявляющих высокие требования к качеству основных гостиничных услуг. Им нужна комфортабельная постель, чистый санузел, ЖК-телевизор последнего поколения и беспроводной Интернет. Им неважна маленькая площадь номера и вид из окна (зачастую окно как таковое отсутствует вообще). Постояльцы таких отелей предпочитают платить только за те услуги, которыми они реально пользуются, а не оплачивать стоимость содержания гостиничной инфраструктуры, предназначенной для оказания дополнительных услуг – разнообразных центров (бизнес-, фитнес-, спа-), ресторанов и баров, службы консьержей – всего того, что считается неотъемлемой принадлежностью высококлассных отелей. Девиз микробутиков – «роскошь по разумной цене».

Одним из первооткрывателей этой гостиничной ниши можно считать британца Симона Вудрофа – основателя популярной ресторанной сети YO! (ЙО!). Идея создать гостиницу с малогабаритными, но роскошными номерами пришла в голову Вудрофу во время перелета лайнером авиакомпании «British Airways» («Британские Авиалинии»), когда ему предложили отдохнуть в спальной кабине первого класса. В июле 2007 года в лондонскому аэропорту Гатвик открылся первый микробутик Yotel («Йотел») на 32 номера. Сейчас гостиницы Yotel («Йотел») функционируют в двух аэропортах Лондона – Гатвике и Хитроу, а также в амстердамском международном аэропорту Скифол. К услугам постояльцев номера двух категорий – «премиум» (10 кв. метров) и «стандарт» (7 кв. метров). В номере «премиум» – двуспальная кровать. Одним нажатием кнопки она трансформируется в комфортабельный диван с ортопедическим матрацем. Места для хранения одежды и багажа, выдвижной рабочий стол, развлекательный центр, включающий в себя плазменный телевизор с возможностью просмотра 60 телеканалов, радиоприемник с предварительной настройкой на прием 80 радиостанций и проигрыватель, в памяти которого хранится 5 тысяч музыкальных композиций на любой вкус. Прекрасно оборудованный санузел отделен от жилого отсека перегородкой из закаленного стекла. Заказать еду и напитки прямо в номер можно в любое время суток.

Авиапассажиры с одобрением восприняли тарифную политику гостиницы. Если обычно в отелях единицей цены является стоимость проживания через сутки, то в Yotel («Йотел») применяется почасовой тариф. Минимальный срок аренды номера – 4 часа, которые обойдутся в скромные 25 фунтов. Стоимость суточной аренды номера класса «премиум» - 80 фунтов. Планируется, что в ближайшее время компания откроет свои отели во многих крупнейших аэропортах на всех континентах.

«Гостиницы, девиз которых «элегантность без излишеств», теперь можно обнаружить и в Азии. В 2007 году в самом центре Куала-Лумпура (Малайзия) владелец бюджетной авиакомпании Air Asia («Азиатские авиалинии») открыл первый отель под названием Tune Hotels («Тьюн Отель»), имеющий 173 одно- и двухместные номера»20. Их небольшие размеры – 9х11 кв. метров – обусловливают более чем скромную меблировку: кровать с полочкой у изголовья, складной столик и сейф. При входе – штанга с плечиками для одежды. Но при каждом номере имеется санузел с изолированной душевой кабиной. Исходя из предпосылки, что главное, в чем нуждается гость – это хороший сон и горячий душ – особое внимание в отеле Tune («Тьюн») уделено качеству постелей и оборудованию санузла. Поэтому кровати изготовлены на заказ той же фирмой, которая поставляет кровати в пятизвездные отели. Матрацы и постельные принадлежности также соответствуют самым высоким стандартам качества. Все сантехническое оборудование отвечает современным требованиям. При этом горячая и холодная вода подается круглосуточно, чем в Азии может похвастаться далеко не каждая гостиница, даже более высокой категории. Еще одно преимущество, отличающее гостиницу Tune («Тьюн») от множества других бюджетных азиатских гостиниц, - поразительная чистота: во всех помещениях гостиницы проводится тщательная ежедневная уборка. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности: электронные замки в номерах, обзорные камеры во всех общественных зонах, круглосуточная охрана, после полуночи в гостиницу не допускаются посторонние лица.

Тарифная политика гостиницы построена по принципу «платить только за то, чем пользуешься». Стандартная стоимость ночлега в номере – 10 долларов. Все остальные услуги, вплоть до полотенец, оплачиваются отдельно. Так, аренда банного махрового полотенца обойдется в 1,5 доллара, при этом взимается залог 2,5 долларов, однако в качестве бонуса выдается мыло, шампунь и гель для душа. Также придется платить за кондиционер (ему также есть бесплатная альтернатива в виде потолочного вентилятора). В этом случае соблюдается принцип платы за непосредственную услугу. Например, заплатив за 12 часов работы кондиционера, можно две ночи спать в прохладе, оговорив, что вентилятор будет включен дважды с 1 ночи до 7 утра. Стоит это около 3 долларов. Неудивительно, что с момента открытия отеля его загрузка постоянно превышает 90%. В планах владельца к 2011 году открыть не менее 100 отелей «Тьюн». Кстати, такое название имеет практическое значение: номера в отеле бронируется по Интернет. И чем раньше бронируется номер, тем меньше плата – минимальная стоимость номера без дополнительных услуг около 4 долларов.

Таким образом, из всего вышесказанного каждая зарубежная страна имеет свои особенности, тенденции и проблемы, которые связаны с бизнесом гостиничного сервиса. Каждая страна, развивая бизнес гостеприимства, опирается на свои традиции, особенности климата, ландшафта животного и растительного мира, экономики и промышленности с учетом того, чтобы гости были довольны предложенными услугами. Решая отдельные проблемы в данном бизнесе, и добиваясь безукоризненного обслуживания, большинство зарубежных стран получают огромный доход от туризма и гостиничного сервиса, который порой составляет большой процент экономики данной страны.

Таким образом, подобный опыт работы и развития предприятий индустрии гостеприимства доказывает, что концепция фирменного стиля – одно из важнейших средств достижения успеха.

studfiles.net

Топ-25 необычных отелей России

Рейтинг составлен редакцией White Square Journal на основе данных из открытых источников.

  1. Отель «Leaprus»

Отель, расположенный на южном склоне горы Эльбрус на высоте 3912 метров над уровнем моря. Гостевые модули, изготовленные в Италии и транспортированные по воздуху в Россию, похожи на капсулы космического корабля, из окон которого разворачиваются завораживающие панорамы гор.

2. Отель на стадионе «Stadium Hotel»

Отель, расположенный на стадионе, на восточной трибуне «Казань-Арены». В этом году такое расположение гостиничных номеров особенно актуально, учитывая предстоящий чемпионат мира по футболу.

3. Гостиница при музее «Эрмитаж»

Официальная гостиница Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге продолжает философию и систему ценностей Музея. Роскошь и изящество, дополненные настоящим русским гостеприимством.

4. Эко‑отель в горах «Ом Дом»

Отель, расположенный в горном поселке Красная Поляна (г. Сочи) на высоте 600 метров над уровнем моря. Это уникальное место, сочетающее в себе авторский Эко дизайн, домашнюю атмосферу и уют, высокий сервис и здоровый дух.

5. Отель «Замок снов»

Отель объединил под одной крышей шесть необычных и неповторимых номеров с уникальным дизайном, освещением, музыкой и даже фито-композициями.

6. Бастион Императора Павла

Отель, воссоздавший дух и атмосферу императорской резиденции: массивные медные ванны, настоящие камины, красивый сад.

7. Отель «Red Stars»

Дизайнерский отель, расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга. Этажи отеля украшены граффити и названы в честь мировых столиц: Нью-Йорк, Токио, Лондон, Рио-де-Жанейро.

8. Бутик-отель «Библиотека»

Это камерный дизайнерский отель по мотивам классики мировой литературы: английский уют, французское изящество, русское гостеприимство. Уникальность заключается в том, что каждый номер отеля – литературное произведение.

9. Гостиничный комплекс «Golden Palace»

Две эксклюзивные, эколонически чистые резиденции, выполненные в современном дизайне в форме геодезических куполов с прекрасным видом на гору «Зеленая».

10. Отель-замок «Нессельбек»

Роскошный отель замок, поражающий свои великолепием и манящий атмосферой Средневековья, расположенный в живописном районе вблизи Калининграда.

11. Гостиничный комплекс «Вилла Анна»

12. «Lotte Hotel Moscow»

13. Иглу-отель «Горная территория»

14. Отель «Four Seasons»

15. Отель «Бронзовый кабан»

16. «Novotel Moscow City»

17. Отель «Ramada Plaza»

18. Отель «Дельфин»

19. Загородный отель «Вершина Селигера»

20. Бутик-отель «Русский Дворик»

21. Шале-отель «Таежные дачи»

22. Плавучая гостиница «Экотур»

23. Отель «Pullman Сочи Центр»

24. Отель «Rixos Krasnaya Polyana Hotel»

25. Отель «LUCIANO Residence Kazan»

Фото: открытые источники

wsjournal.ru

Об интерьерах российских гостиниц

Основное требование к оформлению интерьеров отелей заключается в том, что в каждом уголке номера должна чувствоваться частичка души людей, подготовивших его для гостя. "Задача любого дизайнера – сделать интерьер таким, чтобы в него хотелось возвращаться, как домой, вновь и вновь", – говорит Сергей Тарасов, руководитель Департамента маркетинга компании Heliopark Group. Однако в российской действительности подобное стремление не всегда удается осуществить. Пока в гостиничных интерьерах зачастую не хватает не только домашнего уюта, а обычного качества.

 Так, известный архитектор Эрик ван Эгераат отмечает, что в Москве нет достаточного количества гостиниц высокого класса. По его словам, большинство гостиниц принимают за образец стандартный европейский отель, к тому же в весьма упрощенном его варианте. "Подобный подход никак не сможет привести к результату, сравнимому с отелями мирового класса. А жаль – ведь именно в Москве есть и пространство, и потенциал, и – самое главное – клиентура, способная оценить другой подход в оформлении интерьеров: более захватывающий, творческий, многовариантный, – рассказывает Эрик ван Эгераат. – Взгляните на некоторые из недавно открывшихся в городе ресторанов! Их интерьеры выразительны, они и вдохновляют посетителей, и поддразнивают их. И делают это достаточно тонко, чтобы их можно было свободно сравнивать с ресторанами мирового уровня. К несчастью, ничего подобного не происходит с интерьерами гостиниц. Хотя эта тенденция самым очевидным образом должна была перекинуться и на них. Но примеров тому я в Москве не вижу".

Андриан Куликов, совладелец компании Domus Aurea, считает, что на творчество дизайнеров накладывает ограничения специфика и правила оформления самих гостиниц. "Дизайн, конечно, есть, но он не совсем "гостиничный", поскольку в интерьерах гостиниц необходимо учитывать ряд моментов, имеющих свою специфику, что обязательно сделает интерьер менее красочным, – говорит Андриан Куликов. – Так, в жилом интерьере используются несколько другие материалы для оформления, например, с меньшей степенью пожароустойчивости. В гостиницах же должны быть предприняты более жесткие меры безопасности, но предлагаемые и возможные для использования материалы выглядят не столь богато и красиво. В результате дизайнер не всегда с точностью может осуществить свою задумку. Поэтому в большинстве случаев основной стиль оформления – консервативная классика".

Спорт-отель "Гладенькая". Хакасия. Отель сети "Русские отели" Генеральный директор компании "Русские отели" Станислав Капинос также согласен, что современная классика на сегодняшний день преобладает в гостиницах всех категорий. "Это довольно сдержанные оформительские и архитектурные приемы, – рассказывает он. – Интерьер создается на годы, а потому использование ультрамодных веяний или тенденций сезона – неприемлемо. Особенно в рамках создания сетевых отелей, универсальных для каждого уголка планеты вне традиций конкретной местности. И до последнего момента в сетевом отеле придерживались мнения, что интерьер, к примеру, "Мариотта", должен быть узнаваем в любой стране мира". номер отеля Marriott Executive Apartments Brussels

номер отеля Moscow Marriott Grand Hotel

Впрочем, к дизайну интерьера как таковому сложилось чисто промышленное, потребительское отношение: оптимальное с точки зрения площади решение архитектурного пространства и его функциональной нагрузки, тиражируемые конструктивные решения мебели и декора. "Никакого отношения к дизайну как к авторскому проекту, как к искусству и созданию образа не наблюдалось", – подчеркивает Станислав Капинос.

Такого же мнения придерживается и Андриан Куликов. "Главная задача дизайнера – придать интерьеру не только «интересность", но и относительную актуальность во времени. Поэтому, зачастую, они идут по уже избитому "классическому" пути, поскольку этот стиль является наиболее "популярно долговечным", – полагает он.

Однако многие дизайнеры и архитекторы все же говорят о том, что в последние несколько лет тенденция универсальности стала изживать себя и ей на смену приходит идея индивидуализации. Это наблюдается во многих областях – от моды на одежду до моды на автомобили. Эта же идея уже воплощена и в некоторых российских гостиницах.

Так, философия оформления отелей Heliopark Hotels & Resorts состоит в том, чтобы каждый отель имел свое собственное лицо. Например, в отеле Heliopark Country все корпуса (и, соответственно, номера в них) выдержаны в стиле "кантри". "Даже одежда обслуживающего персонала позволяет поддерживать атмосферу старых добрых вестернов, – отмечает Сергей Тарасов. – Есть и отели, оформленные в стиле "ампир" или в стиле старинных времен эпохи Возрождения".

  Отели сети Heliopark Group "Безусловно, такой инвестиционноемкий проект как гостиница по общему объему финансирования превышает даже проект создания автомобиля, поэтому к вопросу дизайна в области гостиничной недвижимости до сих пор подходят с точки зрения "традиций" и "доступности" определенного набора для комплектации интерьера, а попросту – с точки зрения минимизации бюджета на сам дизайн, – рассказывает Станислав Капинос. – Но ситуация постепенно меняется. Инвесторы уделяют все больше внимания именно эмоциональной составляющей отеля. Это уже не просто место размещения, это некоторый мир, имидж, определенный статус и, безусловно, комьюнити. Кроме того, это авторская работа в прямой привязке к местонахождению отеля. К сожалению, сегодня такие отели можно буквально перечислить по пальцам, к ним относятся Apple в Москве, "Достоевский" в Питере и, конечно же, бутик-отель "Родина" в Сочи. Со временем таких отелей будет становиться все больше, и именно они вытеснят понятие "сетевого отеля" как места проживания высокого класса и уровня".

Нельзя не отметить, что, если дизайн отеля не предполагает национального окраса, то разработчики интерьера могут учитывать все мировые тенденции. "Безусловно, если отель создается в Петербурге и носит название "Достоевский", то, так или иначе, интерьер пространства будет решен в стилистике Петербурга времен Достоевского, и в этом есть логика. То же самое будет касаться отеля под названием "Самовар", – говорит Станислав Капинос. – Но, к сожалению, об отечественной школе дизайна пока говорить не приходится. Скорее это выбор конкретным инвестором конкретного подрядчика – все зависит от портфолио последнего и взаимопонимания сторон".

Генеральный директор компании "Стабильная линия" Игорь Лаврик выделяет два наиболее актуальных направления в оформлении современных отечественных бизнес-отелей. "Чаще всего при создании интерьеров гостевых номеров используется стиль комфортного минимализма, – говорит он. – Другое отечественное направление в оформлении может быть связано с историко-культурными особенностями российской действительности. Мы производим процесс регенерации фасада правого крыла памятника архитектуры федерального значения "Усадьба С. Меншикова, внука фаворита Петра 1" (творение великого русского архитектора Матвея Казакова). Основная идея регенерации фасада здания – возрождение традиций русского зодчества, учитывающее современные тенденции градостроительства, что позволяет создать первый объект нашей сети – 3-звездочную мини-гостиницу "Ассамблея Никитская". Кроме того, по словам Игоря Лаврика, наиболее популярными на сегодняшний день стилями оформления убранства русских гостиниц, остаются конструктивизм, хай-тек и кантри.

Что интересно – никто из дизайнеров и архитекторов не упомянул об "эклектике" или другими словами "смешении стилей", что всегда было характерно для России. "Я не нахожу ни одной причины, почему гостиница в России должна выглядеть, как стандартный европейский отель. Не вижу в этом смысла, – говорит и Эрик ван Эгераат. – Характерной чертой России всегда было смешение стилей, сплетение азиатских и европейских мотивов. Сейчас многие гостиницы действительно стараются следовать усредненному западному стандарту. И "смешанный" стиль уходит в прошлое. Я могу только выразить сожаление по этому поводу – или предложить свои услуги по воссозданию этого оригинального стиля".

www.designstory.ru

Гостиничный дизайн

«По одежке» встречают не только людей. Гостиницы и отели — не исключение. Впечатление от внешнего вида зачастую становится решающим моментом в нашем выборе, пусть даже и смотрим мы всего-навсего фотографии отеля. Поговорим сегодня о гостиничном дизайне. Тема, как и сам дизайн, бесконечная, поэтому ограничимся пока немногим.

С чего у профессионалов начинается работа над созданием гостиничного интерьера? Каковы основные этапы и последовательность действий? Можно ли на чем-то сэкономить? Имеет ли цветовая гамма значение? Есть ли мода на стили? Почему сначала кровати, а потом светильники? Что общего у службы пожарной безопасности и текстиля в пятизвездном отеле?..

Сколько времени может занять создание интерьера?

Не будем рассматривать тот «русский» вариант, при котором «ремонт нельзя закончить, а можно только прекратить», и сошлемся на опыт профессионалов (как правило, иностранцев), отмечающих, что работа под ключ (берем самую сложную, например, в сетевом пятизвезднике, где «под ключ» предполагает еще и комплектацию интерьера многочисленными деталями) может занимать от двух (если речь идет о реновации, по-просту говоря — переделке старого на новое) до трех лет (в случае, когда здание возводится с нуля).

Основные этапы работы

Сначала создается дизайн-проект, на который уходит в среднем (по-прежнему имеем в виду работу над сложным проектом — пятизвездным отелем) 6 месяцев. При этом учитывается масса факторов: уровень и направленность отеля, его бюджет, площадь, брендовые позиции (это когда у заказчика уже имеются предпочтения по выбору определенных предметов мебели и аксессуаров). Не менее важный момент — соблюдение дизайнером Guidelines отеля: когда должно быть именно так, и никак иначе. Обычно это «так» четко и строго прописано.

Дальше из нескольких проектов выбирают лучший, в него вносят необходимые коррективы и приступают к работе. На этом же этапе начинаются работы по подбору отделочных материалов (точнее, переговоры с компаниями, которые могут обеспечить необходимое воплощение замысла).

Особый момент — выбор генподрядчика на комплектацию. Понятное дело, отельеру дешевле работать с поставщиками отдельной продукции. Но риски того, что что-то будет поставлено не вовремя, велики. И ситуация, когда уже привезли мебель, но еще не привезли ковер, более чем вероятна. Именно поэтому при создании крупных проектов договор обычно заключается с компанией, которая контролирует весь комплекс работ по оснащению и может корректировать график поставок, исключая возникновение форс-мажорных ситуаций.

Снизу вверх или сверху вниз?

Как вы думаете, как правильно осуществлять комплектацию и оснащение отеля? Правильный ответ: начиная с верхнего этажа, постепенно спускаясь. В этом случае все отходы можно сгружать вниз, а потом убирать. Логично? Да. Так и поступают во всем мире. Но Россия, как всегда, исключение из правил. У нас нередки случаи, когда оформление гостиницы ведется по мере готовности здания. Вот и получается, что к моменту окончания строительных работ обстановка нижних «укомплектованных» этажей теряет свой вид: ковры стаптываются, мебель изнашивается…

Что касается последовательности самой комплектации, то она должны быть именно в таком порядке: напольные покрытия, встроенная мебель, текстиль, техника, мягкая мебель, светильники.

«Что нам стоит дом построить».. или На чем можно сэкономить?

Напомню, что мы ведем речь о пятизвезднике. Стоимость создания отдельного номера в отеле уровня The Ritz-Carlton (бренд сети Марриотт) в Москве стоит в среднем 40-42 тысячи евро (30 тыс.евро — жилое пространство и 10-12 тыс.евро — ванная комната). Немало, факт. Но и отель люкс-класса. И все-таки, на чем можно сэкономить?

Сначала о том, на чем, по мнению профессионалов, экономить ни в коем случае нельзя: на кровати. Вообще, тема кроватей в гостиницах заслуживает отдельного поста. Здесь лишь ограничимся тем, что скажем: доказано — именно комфортность спального места влияет на желание гостя в дальнейшем вернуться в ваш отель.

Также не рекомендуется экономить и на хорошем письменном столе: в отели больших городов гости нередко приезжают с деловыми целями, поэтому наличие удобного рабочего места более чем актуально.

А вот громоздкая корпусная мебель, напротив, обычно используется не в полном объеме, а места при этом занимает предостаточно. Вспомните, разве вы всегда полностью распаковываете свои чемоданы и развешиваете все вещи на вешалки? Скорее всего, нет.

Что еще? Выдвижные ящики, на которых, по мнению все тех же профессионалов, также можно сэкономить. Гости редко пользуются ими, а, между тем, это весьма дорогая деталь мебели. Лучше инвестировать данную сумму в хорошее зеркало, которое сделает смотрящегося в него стройнее и поднимет настроение.

Мода? Нет, идея!

Сказать, что «современный гостиничный дизайн» предполагает, например, моду на какой-то определенный стиль нельзя. Это может быть и ретро, и урбанистика, и стилизация — гораздо важнее функциональность и качественное оснащение. Хотя, безусловно, интересная идея, положенная в основу концепции и умело реализованная в интерьере, — несомненный плюс отелю. Примером воплощения таких идей могут быть, например, мини-отели «Серебряный век» (интерьер петербургской квартиры эпохи модерна) и «Гринвич» (викторианская Англия), в которых внимание к деталям интерьера свидетельствует о кропотливой работе по изучению некоторых исторических источников.

Показателен и пример отеля «Сокос Отель Палас Бридж», при постройке которого не просто бережно отнеслись к истории данного здания (здесь раньше были склады купцов Елисеевых), а еще и сделали ее смыслоорганизующим концептом. В интерьеры винного погреба, ночного клуба, ресторана и спа-комплекса красные кирпичные стены бывших складов (разумеется, отреставрированные) более чем эффектно вписались.

На вкус, на ЦВЕТ…

Конечно, первое, что будет обращать на себя внимание в интерьере отеля — это цвет. Кстати, мягкие, пастельные тона всегда будут зрительно расширять пространство, а вот яркие цвета и контрастный орнамент — напротив, его сужать. Зато последние, безусловно, поднимут настроение. Ярким (в прямом и переносном значении данного слова) примером может послужить оформление гостиниц сети Park Inn — все они придерживаются четкой концепции цвета (это прописано у них в стандартах): ярко-синий, ярко-желтый, ярко-зеленый и ярко-красный.

Несколько слов о текстиле в интерьере

Мода на объемные покрывала и пледы прошла. Теперь в отелях все чаще можно увидеть — саше — укороченное покрывало, которое служит для застилания кровати в дневное время. Это позволяет гостю присесть на край кровати и даже положить на него чемодан и при этом не запачкать постельное белье, которое, к слову сказать, должно быть безупречно белым и чистым.

Многослойные шторы (это когда на окнах есть и тюль, и blackout, и портьеры, и декоративные элементы) постепенно выходят из употребления. К слову сказать, в Европе уже более пятидесяти лет во всех гостиницах и других общественных помещениях используется негорючий текстиль, в России — это пока только становится правилом. Исключение представляют разве что пятизвездные отели, где обязательным требованием к используемому текстилю является его огнестойкость.

www.hotellink.ru

Лекция 3. Современное состояние гостиничного дизайна в России

1. Гостиничный дизайн: определение и специфика.

2. Современное состояние гостиничного дизайна в России.

3. Новые направления дизайна гостиничных интерьеров

В настоящее время наша страна переживает бизнес-бум и наиболее удачно идут дела в тех регионах, где активнее всего бизнес развит вообще: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Самара, Воронеж, Новосибирск и другие города-миллионеры. Среди крупнейших и наиболее востребованных гостиниц Москвы следует выделить «Балчуг-Кемпински», «Президент-отель», «Рэдиссон-Славянская», «Белград», «Мариотт» и др. «Ежегодно Москву посещают около 55% туристов в основном с деловыми целями. В целом же по России эта цифра не превышает 18%. Возможностями для деловых встреч и конференций располагает ряд современных бизнес-центров: «Москва-Сити», «Царев-Сад», «Чайка-Плаза» и др.»[8].

В середине 80-ых годов стали возможны ранее закрытые формы творчества, а достаточно скованное, но начавшееся развитие частного предпринимательства позволило молодым, возможности которых до того были скованы государственным строем, открыть собственное дело. Именно в это время начали появляться одни из первых частных дизайн-студий и рекламных агентств. Начался выпуск исключительно рекламно-ориентированных изданий: «Экстра-М», «Центр Plus» и др.). Все это порождало спрос на услуги новой отрасли бизнеса – дизайна. В настоящее время активно работают выставочные комплексы «Экспоцентр», «Крокус Экспо», многофункциональный зал «Форум холл», «Большой Петровский зал» и др. Создаются предпосылки для дальнейшего, уже более уверенно чувствующего себя в новых созданных условиях, профессионального дизайна, превратившегося постепенно из стихийного и необузданного явления в явление, плотно занявшее свою нишу как на российском так и сегодня уже на мировом рынке.Поскольку тема достаточно широка – остановимся на основных творческих объединениях в области графического дизайна.

Объемно-планировочные решения гостиниц, отелей, создание интерьеров производится с учетом индивидуальных особенностей каждого предприятия и в зависимости от его место расположения, назначения и характера окружающей среды.

Каково же современное состояние гостиничного дизайна в России?

После Октябрьской революции все гостиницы были национализированы, а некоторые из них и вовсе закрыты.

В 60–80 годы гостиницы строились как в центре, так и на окраинах. В более поздний период стали появляться гостиничные комплексы, появились крупнейшие наиболее комфортабельные гостиницы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге Ситуация несколько иная. Инфраструктура делового туризма Северной столицы пока значительно отстает от Москвы. В настоящий момент в Петербурге и его окрестностях работают как гостиницы первого класса («Англетер», «Бэст Вестерн Отель Нептун», «Гранд Отель Европа Кемпински», «Астория», «Рэдиссон САС Ройял»), так и десятки малых отелей.

В современной архитектуре наметились тенденции создания, как крупных гостиничных комплексов, так и мини-отелей. «В 2005 году, например, только в Санкт-Петербурге насчитывалось 562 отеля общей вместимостью 23 540 номеров. В 2009 году численность гостиниц возросла до 622 с номерным фондом в 26 916 комнат. В 2010-2011 годах количество отелей будет стремиться к 650, а жилой фонд перевалит за 30 000 номеров. По состоянию на 1 марта 2011 года в стадии строительства находится 53 гостиницы в различных районах Санкт-Петербурга, еще по 67 проектам ведется разработка документации»[9].

Практически ни одно здание не обходится без светопрозрачных конструкций из алюминия. Окна, двери, потолки, витражи, фасады, зимние сады являются обязательным элементом эстетики здания, определяет его внешний вид и функциональные возможности. Современная дизайнерская мысль в архитектуре предусматривает многообразие форм, сложную геометрию светопрозрачных конструкций.

В настоящее время, как в Европе, так и в нашей стране самым распространенным в интерьере гостиниц является европейский стиль, в котором широко применяется металл, обивка мебели под кожу. В последнее десятилетие к мебели для отдыха предъявляются особые требования. Настроение, энергия, здоровье во многом зависят от того, насколько эффективным и полноценным оказывается отдых. В соответствии с запросами клиентов во всем мире наблюдается тенденция к оснащению гостиничных номеров ортопедическими пружинными матрасами, изготовленными по экологически чистой технологии.

Европейский стиль оптимален для современных холлов, номеров гостиниц и рассчитан на класс гостиниц 2-4 звезд. Это самый экологичный стиль с использованием модных технологий, элементов высокой моды, последних достижений мебельной технологии, эргономичности и функциональности.

Сегодня гостиничный бизнес - одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей, приносящий по всему миру многомиллионные прибыли.

Гостиничный бизнес как подотрасль туристического бизнеса несет в себе огромный потенциал для российского рынка, способный приносить устойчивый доход в федеральный бюджет. С каждым годом растет количество гостиниц и отелей, как в нашей стране, так и за рубежом. Жесткая конкуренция на рынке гостиничных услуг вынуждает менеджеров прибегать к различным акциям и неординарным маркетинговым идеям. Вместе с тем масштабы осуществления их деятельности в гостиничном бизнесе в России по сравнению с зарубежным значительно меньше. Это в значительной мере обусловлено «всеобщим застоем» в советскую эпоху, а также и рядом субъективных факторов. После развала СССР эта отрасль, как впрочем, и вся социальная сфера, находилась в полном запустении. Потребовалось немало усилий, чтобы в «одночасье» полностью изменить все раннее выработанные концепции и встать на мировой уровень.

Интерес к гостиничному строительству в России наметился около пяти-шести лет назад и продолжает расти. Подкрепляется он сохраняющимся дефицитом предложения гостиничных услуг практически во всех ценовых категориях при стабильном спросе. Особенно заметная активность гостиничного строительства отмечается в Москве и Санкт-Петербурге, ряде городов-миллионеров, а также в Краснодарском крае. В отдельных регионах гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный.

В Москве и Санкт-Петербурге главным фактором выступает дороговизна земли, а также отсутствие удобных мест для застройки гостиниц. Столичное правительство неоднократно заявляло о своей готовности способствовать развитию рынка гостиничных услуг, однако бюрократические барьеры все еще не преодолены. Кроме этого, московские власти довольно неудачно, по мнению экспертов, инициируют реконструкцию и замену существующего гостиничного фонда. В течение последних трех лет московский рынок уменьшился на 3,5 тысячи номеров только в снесенных гостиницах. А это практически четверть номерного фонда среднего сегмента. Снос гостиниц между тем продолжается.

«По данным отчета, за последние пять лет туристический поток из-за рубежа снизился более чем на 16%, а по экспертным оценкам – на все 25%. В первую очередь дороговизна гостиниц отпугивает туристов, желающих посетить Россию с ознакомительными целями. Бизнес-туристы останавливаются в отелях «4-5 звезд», с предложением которых в обеих столицах дела обстоят чуть лучше по сравнению с гостиницами средней категории. За последние два с половиной года в Москве и Санкт-Петербурге в совокупности открылось около десятка довольно крупных (свыше 50 номеров) отелей верхнего сегмента, что впрочем, пока никак не сказалось на уровне цен, которые все еще существенно превышают мировые»[10].

Серьезной альтернативой гостиницам в таких условиях становятся съемные квартиры с посуточной оплатой – апартаменты. Можно сказать, что именно из таких апартаментов «вырос» петербургский рынок мини-отелей, которые по большей части представляют собой выкупленные подъезды в многоквартирных домах. К настоящему времени предложение гостиничных услуг этого сектора в Санкт-Петербурге находится на том уровне, когда уже можно говорить о конкуренции. Подтверждением этому служит возникновение ассоциации мини-гостиниц. Такая кооперация, скорее всего, поспособствует еще и тому, что теперь услуги большинства мини-гостиниц, до сих пор разрозненные, обретут некоторый регламент и выйдут на более цивилизованный уровень. Московский рынок мини-гостиниц пока развивается медленно, несмотря на то, что инвестиционная деятельность в этом секторе имеет хорошую перспективу.

В российских регионах, в отличие от обеих столиц, активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня. О многообещающих планах заявляют как российские инвесторы, так и крупные международные, однако иностранцев отпугивают высокие риски и административные барьеры, поэтому они стараются найти российского партнера.

Новые направления дизайна гостиничных интерьеров. Среди тенденций гостиничных интерьеров важно отметить усиление акцента на чувственность, ответные эмоции, реакцию клиента. При разработке внутреннего дизайна гостиницы важен уже не стиль жизни человека, а его взгляды. При покупке и установке элементов интерьера все большее значение имеют личное восприятие и эмоции. Теперь в моду входят пуристическое оформление стен и высококачественные экологичные материалы.

Выбор стиля и материалов уже давно зависит не от вкуса владельца отеля, а представляет собой комплексное отражение мировоззрения. А оно, по мнению исследователей дизайнерских тенденций, склоняется в сторону естественности, «честных», неподдельных материалов и ясной оптики. Владельцы отелей стали разборчивее и более критично подходят к оформлению жилого пространства гостя.

Так называемый «новый пуризм» можно свести к пяти основным положениям:

«1) Целесообразность и ясность заменяют декоративность и легкомысленность;

2) Важными становятся происхождение и история вещей, которые определяют подлинность предметов;

3) Вещи, созданные старательно и добросовестно, ценятся больше;

4) Осязательные качества предмета не менее важны, чем его внешний вид;

5) Ценится совершенство, но и в несовершенном чувствуется свое очарование»[11].

Совершено новой тенденцией сегодня стало стремление к простому и ясному оформлению жилого пространства. При этом дизайнер стремится придать обстановке более личностный характер. Голые стены уходят в прошлое, и при оформлении вертикальных границ все чаще применяются традиционные декоративные техники. В моду вновь входят ретро-дизайн и такие элегантные техники отделки, как разнообразные нетканые холстяные или особенно креативные обои. Все большей популярностью пользуются дополнительное облагораживание отделки стен. На этих сатинированных покрытиях иногда даже размещают эмалевые лакировки, наделенные неповторимым характером минимализма и простоты. Много воздуха и света, массивные элементы удаляются.

По-прежнему сильна тенденция в разделении пространства: чем меньше стен (какими бы красивыми они ни были) тем лучше.

Местные породы деревьев, такие как яблоня, вишня, груша, слива, считаются наиболее подходящим дизайнерским материалом. При этом предпочтение отдается простым мебельным формам, которые сочетаются с чувственностью природных материалов. Высокую популярность приобретает комбинированная обивка из натуральных и искусственных волокон. Преимущество такого подхода состоит в том, что тканевый микс делает материал более прочным и износоустойчивым. Связь с природой обусловливает также возвращение скромных природных тонов от темно-коричневого до белого.

В цветовой гамме преобладает белый и бежевый оттенки. Это цвета 2008-2011 годов. Белый цвет олицетворяет ясность и в модной жилой атмосфере действует легко и успокаивающе. Цветовые нюансы простираются от белоснежного к теплому кремовому, от кремового к коричневатому и от коричневатого к холодным голубоватому и сероватому. Как всегда архиактуален черный цвет, и не только в гостиной или спальне: теперь черный вошел и в ванную. Классический, беззаботный, пуристический и экстравагантный, черный цвет идеально комбинируется с любым индивидуальным стилем. Впрочем, в 2008-2011 годах в гостиничные интерьеры активно врываются и кричащие цвета, такие как фиолетовый и красный. В комбинации с закрытыми кремовыми и серыми тонами они позволяют расставить акценты на светлом фоне.

Особое внимание будет уделено освещению гостиничного номера. Тренд светильников с большим количеством ламп, чем раньше, сохранится, и сами лампы станут ярче.

«В моду также войдут глубокие оттенки синего цвета, а также теплые бисквитные и пряные цвета в сочетании с золотом и зелеными оттенками, что позволит создать уют и тепло в номере. Еще одной модной тенденцией будет преобладание в интерьере яркого желтого цвета и оттенков от солнечного до горчичного. В дизайне интерьера такой цвет поможет оживить темную или неуютную комнату»[12].

Своеобразие просматривается и в гибкости, многофункциональности материалов. Все элементы отделки из дерева или под дерево будут популярны в 2011 году. Новые коллекции паркета, стенных и потолочных панелей будут представлены как в классических, так и в экстравагантных цветах, таких как смола, лес или металл. Деревянная мебель также будет являться модным акцентом в интерьере. Запах и тепло натурального дерева принесут уют и гармонию природы во временную обитель. Складная, вращающаяся и многофункциональная мебель станет идеальным решением. Изысканные столы - неординарные решения для сложных зон. Многофункциональные мебельные комбинации не только ориентируются на заданный стиль, но и полностью отвечают потребности жильцов в комфорте.

Сияние металла также не угаснет еще несколько лет. Такие оттенки, как розовое золото, розовая медь, темное серебро, платина будут использоваться для создания металлических элементов в оформлении интерьера. Энергия и блеск металла позволят гостю почувствовать себя более комфортно. «Использование природных материалов, таких как циновки, бамбуковые обои, напольные покрытия из пробки - это одна из модных тенденций 2010-2012 годов. Также увеличился спрос на экологически чистые и рациональные строительные материалы»[13]. Заботиться об окружающей среде, беречь природные ресурсы становится не только модно, но и жизненно необходимо.

В конце концов, у всех стилистических нововведений лишь одна цель: реализовать мечту об удобной и приятной жизни, размещении клиента. Но этому препятствует, во-первых, высокая стоимость капитала, неразвитость туристических объектов, дороговизна строительных работ, бюрократия и коррупция при распределении земельных участков, а, во-вторых, значительная часть гостиниц находится в собственности муниципалитетов, которые не могут удовлетворить потребности гостиниц в инвестиционных ресурсах.

Таким образом, в качестве приоритетных направлений развития гостиничного рынка России можно предложить следующие:

- создание единых требований к качеству гостиничных услуг, приведенных к единым стандартам;

- создание национальных гостиничных цепей;

- строительство и реконструкцию гостиниц класса 3 звезды;

- разработку комплексной маркетинговой стратегии продвижения гостиниц на мировом рынке;

- развитие институтов профессионального образования в гостиничной сфере.

studlib.info