«История дизайна» — новый онлайн-курс Школы дизайна. История дизайна открытое образование


Курс "История дизайна"

11 сентября 2017 года на платформе «Открытое образование» началась «История дизайна» — емкий и четко структурированный онлайн-курс, где будет показана история развития графического и промышленного дизайна, их взаимное влияние, а также связь с культурным контекстом 20-го века в целом.

Цель курса: дать слушателю базовые знания в области истории дизайна 20-го века, благодаря которым он сможет перечислить основные периоды и стили в истории дизайна, назвать имена выдающихся мастеров каждого направления, а также назвать и узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории дизайна.

Оценочные мероприятия будут представлять собой текстовые тесты, а также вопросы по иллюстрациям.

Каждая лекция будет сопровождаться информационными буллитами, большим количеством иллюстративного материала, а также списком дополнительной литературы по теме.

Программа курса:

Программа курса:

1 Зарождение дизайна. Движение Arts and Crafts
2 Дизайн ар-нуво
3 Европейский авангардный дизайн 1910-х — 1920-х гг
4 Советский авангардный дизайн 1920-х гг
5 Предметный и графический дизайн группы De Stijl
6 Школа Баухауз и модернистский дизайн в Европе в конце 1920-х — 1930-е гг
7 Графический дизайн швейцарской школы и промышленный дизайн в США в середине XX
8 Модернистский промышленный дизайн в Европе после Второй мировой войны
9 Модернистский графический дизайн после Второй мировой войны
10 Постмодернистский промышленный дизайн (1960-1980-е гг.)
11 Постмодернистский графический дизайн (1960-1989-е гг.)
12 Современный дизайн в Европе и США
13 Современный отечественный дизайн
14 Экзаменационная неделя

Похожее

vseobuch.club

Академия. Курс «История дизайна». 1 неделя. - @nataliaromashina

Это первая лекция об истории дизайна Школы дизайна НИУ ВШЭ с площадки «Открытое образование».  Давайте вместе узнаем, что такое дизайн, когда он появился и как мы пришли к тому, к чему пришли. 

При изучении истории этого явления есть сложности, поскольку до сих пор нет точного определения, что же считать дизайном, а что нет. По идее, еще в Палеолите мастера создавали фигурки и держали в голове образ, чем не дизайнеры? Однако если рассуждать так, то понятие будет слишком широким. Если попытаться ограничить объект исследования теми, кто сам себя называет дизайнерами, то тоже оказывается интересная деталь — не бывает просто дизайнера: есть ландшафтный дизайнер, есть графический, есть много различных областей. И при этом у каждой профессии история своя. В этих лекциях будут рассматриваться два направления дизайна: промышленный и графический. Они оба тесно связаны с теорией искусства.   

Большое внимание будет уделяться дизайну 20 века, поскольку он сильно отличается от дизайна всех остальных эпох. В это время творили художники-авангардисты, которые сознательно хотели переделать мир к лучшему. И во многом они преуспели: почти все вещи, которые есть в нашем быту, были созданы в 20 веке. Однако начинать изучение все-таки лучше с 19 века, поскольку в этот период появились те направления, которые были основой для появления авангардистов. 

Зарождение дизайна. Движение Arts and Crafts. 

Английское декоративное искусство второй половины 19 века связано с деятельностью движения Arts and Crafts, что переводится как искусства и ремесла. Это также название выставок прикладного искусства, которые проходили в Лондоне с 1888 года. Английское декоративное искусство переживало расцвет, однако свои истоки оно берет из более раннего времени. В середине века произошли важные события.   Так, в этот период в мире начали происходить первые промышленные выставки, чье значение было огромно. 

Проходили они в Париже, англичане могли смириться с этим и провели более масштабную выставку, уже не национальную, а международную. Она прошла в Лондоне в 1851 году. В ней участвовали многие страны, но организаторы сделали так, чтобы английские участники производили большее впечатление. В общем, англичанам удалось всех впечатлить и взять пальму первенства в вопросе технологичности и развития. Выставка проходила в Гайд парке, напоминающем оранжерею. 

Полностью прозрачное здание надолго стало эталоном архитектуры будущего. Потом это здание перенесли в южную часть города, в честь него до сих пор ближайшая станция метро называется «Хрустальный дворец».   

А на самой выставке, конечно, посетители были впечатлены и тем, что представлено и тем, где.  В то время индустрия и инженерное дело развивались, на выставке показывали множество изобретений и они были прекрасны.   Но была одна проблема,  мебель и посуда на выставке прекрасными вовсе не были. Выставка в этом смысле была эталоном дурного вкуса. Стало ясно, что художественная промышленность Англии страдает и ее надо спасать. И через два года при Торговой палате после выставки был основан департамент науки и искусства. Главой стал Генри Коул. Департаменту Торговая палата передала свою школу прикладных искусств, которая переехала на новое место недалеко от того места, где проходила исторически важная выставка.   

Школа существует до настоящих времен и теперь называется Royal College of Art. Сейчас это сильная дизайнерская школа, а в 19 веке ее значение было колоссальным. После этого все школы были объедены в одну систему, руководил этим всем Ричард Рейдгрев.

Он разработал систему, по которой в школах проходили обучение, одна из специальностей называлась «национальные ученые» - так называли дизайнеров. Образование старались сделать более научным и в науке искали выход из кризиса. 

Курс мне показался довольно интересным, он тесно связан с историей культуры и позволит намного подробнее понять особенности дизайна разных времен. Пока, правда, это только история, но позднее авторы курса обещают также подробное изучение различных школ и направлений. 

Общий план курса:

 Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy 

На фото Хрустальный дворец в Лондоне:  fisfactor.ru 

goldvoice.club

Открытое образование - История рекламных инструментов

  • 10 недель
  • от 1 до 2 часов в неделю
  • 3 зачётных единицы

Главной задачей курса является формирование у слушателей ясного представления о предназначении  и функции рекламных инструментов, с пониманием контекста их возникновения и специфики их использования. Этот курс предназначен для студентов-дизайнеров и рекламистов, будет полезен всем студентам гуманитарных направлений, а также широкому кругу слушателей, интересующихся историей, настоящим и будущим рекламной коммуникации.

О курсе

«История рекламный инструментов» - емкий и четко структурированный онлайн-курс, где будет показана история развития инструментов рекламной коммуникации, их взаимное влияние и эволюция, а также связь с культурным контекстом в целом.

Цель курса: дать слушателю базовые знания рекламных инструментов в порядке их появления, вовлечь в практические упражнения для личного понимания каждого инструмента, стимулировать создание собственного рекламного проекта как зачетной работы в результате прослушивания курса. Слушатели смогут перечислить основные рекламные инструменты в последовательности их появления, назвать имена выдающихся деятелей рекламы в связи с их достижениями в использовании рекламных инструментов, а также назвать и узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории рекламы. 

Оценочные мероприятия будут представлять собой текстовые тесты и вопросы по иллюстрациям, самостоятельный подбор иллюстраций применения каждого инструмента, самостоятельные работы и создание собственного рекламного проекта.

Каждая лекция будет сопровождаться информационными акцентами, большим количеством иллюстративного материала, а также списком дополнительных источников по теме.

Формат

Курс состоит из видеолекций от 60 до 120 минут длиной с богатым иллюстративным материалом. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 15 вопросов, к прослушиванию каждой видеолекции привязан подбор материалов и самостоятельная работа. Итоговый экзамен проводится как суммирование баллов за решения тестов, ответы на вопросы, подбор материалов и самостоятельные работы.

Требования

Этот курс рассчитан на слушателей без предварительной подготовки.

Программа курса

1. Основы рекламного языка. Текст и образ. Понятия платформы и ритуала2. Основы рекламного языка. Потребительницы, искусство и бренды3. Реклама как индустриальный и культурный феномен. Управление рекламой4. Креативная революция. Приемы вовлечения.  Преувеличение5. Креативная революция. Планирование и идеация6. Креативная революция. Абсурд, метафора, сила слова и знака. Сравнительное противопоставление7. Коммуникационная индустрия8. Диджитал-революция. Потребитель во главе коммуникации9. Контент, контекст и польза. Будущее рекламы10. Итоговый тест

Результаты обучения

  • способность к самоорганизации и самообразованию
  • способность понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
  • способность к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ
  • способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории.

Направления подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью 42.03.05 Медиакоммуникации 38.03.00 Маркетинг 41.03.05 Международные отношения 42.03.02 Журналистика (бакалавриат) 42.04.05 Медиакоммуникации 44.00.00 Образование и педагогические науки 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств

openedu.ru

Открытое образование - Современное искусство

  • 15 недель
  • от 1 до 2 часов в неделю
  • 3 зачётных единицы

Главной задачей курса является формирование у слушателей ясного представления об эволюции стилей в истории современного, и о наиболее важных феноменах в истории культуры 20-21 веков. Этот курс будет полезен всем студентам гуманитарных направлений, а также широкому кругу слушателей, интересующихся вопросами современной культуры.

О курсе

«История современного искусства» - краткий и емкий курс, цель которого в том, чтобы дать слушателю базовые знания в области истории и теории современного искусства, благодаря которым он сможет перечислить основные стили и направления актуальных художественных практик, назвать имена выдающихся мастеров живописи, скульптуры и других медиа, а также назвать и узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории современного искусств

Каждая лекция будет сопровождаться информационными буллитами, большим количеством иллюстративного материала (т.е. изображениями ключевых произведений искусства того или иного стиля), а также списком дополнительной литературы по теме.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 7 до 17 минут длиной с богатым иллюстративным материалом, дополненных текстовыми приложениями. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 15 вопросов, итоговый экзамен будет также проведен в виде теста.

Информационные ресурсы

К каждой из недель курса прилагается список дополнительной литературы.

Требования

Этот курс рассчитан на слушателей без предварительной подготовки. Однако желательно было бы прослушивать его после курса "Введение в историю искусства", который также был подготовлен Школой дизайна НИУ ВШЭ для платформы "Открытое образование".

Программа курса

Введение в искусство XX-XXI веков. Обзорная лекция

Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Парижская школа

Кубизм. Пикассо. Орфизм. Экспрессионизм. Зарождение абстракции. Пит Мондриан. Баухауз

Итальянский футуризм. Русский авангард. Конструктивизм

Дадаизм и Сюрреализм

Искусство между двумя войнами. Новая вещественность. АХР и ОСТ. Соцреализм

Американское искусство первой половины ХХ века. Послевоенное американское искусство

Послевоенное искусство Европы. Новый реализм. Группа Zero. Минимализм в американском искусстве

Неоавангард (США). Концептуализм, лэнд-арт. Арте-повера (Италия). Поп-арт

Неодада. «Флуксус», Ситуационистский интернационал. Искусство действия. Хэппенинг, боди-арт, перформанс

Советское неофициальное искусство. Лианозовская школа, московский романтический концептуализм, соц-арт. Московский акционизм

Видео-арт, технологическое искусство. Science art

Неоэкспрессионизм. Граффитизм (США). Трансавангард (Италия). «Новые дикие» (Германия)

Неопоп-арт. Постмодернизм

Искусство рубежа XX-XXI веков. Социальное искусство. «Архив лихорадка»

Результаты обучения

  • способность к самоорганизации и самообразованию
  • способность понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии современного искусства
  • способность к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ
  • способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории.

openedu.ru

Открытое образование - Введение в историю искусства

  • 11 недель
  • от 1 до 2 часов в неделю
  • 3 зачётных единицы

Главной задачей курса является формирование у слушателей ясного представления об эволюции стилей в истории западно-европейского искусства, и о наиболее важных феноменах в истории культуры. Этот курс будет полезен всем студентам гуманитарных направлений, а также абитуриентам, которые готовятся к вступительным экзаменам.

О курсе

«Введение в историю искусства» - краткий и ёмкий онлайн-курс, выдержанный в традициях классического искусствознания. Это экскурс по истории живописи, скульптуры и архитектуры, который поможет слушателям не только стать компетентными в вопросах искусства ушедших эпох, но и увидеть, какой отпечаток исторические феномены накладывают на современную культуру.Цель курса: дать слушателю базовые знания в области истории искусства, благодаря которым он сможет перечислить основные эпохи в истории искусства и их периоды, назвать имена выдающихся мастеров живописи, скульптуры и архитектуры каждого периода, а также назвать и узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории искусства.Оценочные мероприятия будут представлять собой текстовые тесты, а также вопросы по иллюстрациям.Каждая лекция будет сопровождаться информационными буллитами, большим количеством иллюстративного материала (т.е. изображениями ключевых произведений искусства данной эпохи), а также списком дополнительной литературы по теме.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной с богатым иллюстративным материалом. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 15 вопросов, итоговый экзамен будет также проведен в виде теста из 40 вопросов.

Информационные ресурсы

• Всеобщая история искусства. Т.1-6. М.,1963.• Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998.• Дворжак М. История искусства как история духа. М.: Академический проект, 2001.• Искусство с 1900 года. М.: Admarginem, 2015.• Мастера искусств об искусстве. М.-Л.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1937.

Требования

Этот курс рассчитан на слушателей без предварительной подготовки.

Программа курса

1 Искусство Древнего мира (часть 1)2 Искусство Древнего мира (часть 2)3 Искусство Раннего Средневековья4 Искусство Высокого Средневековья5 Искусство 14 века6 Искусство 15 века7 Искусство 16 века8 Искусство 17 века9 Искусство 18 века10 Искусство 19 века11 Искусство 20 века12 Итоговый тест

Результаты обучения

• способность к самоорганизации и самообразованию;• способность понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства;• способность к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ;• способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории.

openedu.ru

«История дизайна» — новый онлайн-курс Школы дизайна

Открыта запись на бесплатный онлайн-курс Школы дизайна «История дизайна». Курс поможет узнать об эволюции стилей в истории дизайна, и о наиболее важных школах, авторах, произведениях. Он будет полезен абитуриентам творческих вузов, студентам гуманитарных направлений, а также широкому кругу слушателей, интересующихся вопросами культуры и желающим получать новые знания в доступной и увлекательной форме.

«В курсе по истории дизайна, который выходит на платформе „Открытое образование“, я рассказываю о предметном и графическом дизайне конца XIX — начала XXI веков: о движении „Искусств и ремесел“, Венском Сецессионе, о дизайне русских конструктивистов, Баухаузе, о Чарлзе и Рэй Имзах и их друзьях, о швейцарском графическом дизайне и скандинавской мебели, об итальянском антидизайне и даже о Филиппе Старке, хотя мне не очень нравится о нем рассказывать. Александра Старусева-Першеева, полюбившаяся многим слушателям нашего прошлого видеокурса, в курсе по истории дизайна выступает с короткими лекциями-интермедиями об авангардном искусстве», — рассказал соавтор курса, преподаватель Школы дизайна Артем Дежурко.

«Кто ваш любимый дизайнер? В ответ на этот вопрос абитуриенты Школы дизайна обычно либо называют Родченко и Маяковского, либо неловко молчат. Наш видеокурс „История дизайна“ призван заполнить этот пробел. Артем Дежурко раскроет перед слушателями панораму событий, произошедших в мире промышленного и графического дизайна в период с конца XIX века по сегодняшний день», — добавляет преподаватель Школы дизайна Александра Старусева-Першеева.

Курс состоит из емких и структурированных видеолекций по 7-15 минут. Каждая лекция будет сопровождаться информационными буллитами, большим количеством иллюстративного материала, а также списком дополнительной литературы по теме. Каждую неделю слушатели будут получать оцениваемый тест из 15 вопросов, итоговый экзамен будет также проведен в виде теста. Курс начнется 11 сентября и продлится до 25 декабря. Записаться можно уже сейчас!

Кроме того, можно записаться и на уже зарекомендовавший себя онлайн-курс «Введение в историю искусства», который стартует 4 сентября.

design.hse.ru

Академия. История дизайна. Предметный дизайн группы De Stijl - @nataliaromashina

В рамках проекта «Академия» продолжаю свой курс об истории дизайна Школы дизайна НИУ ВШЭ с площадки «Открытое образование».   

фото:  i.te-ex 

От советского дизайна мы переходим к европейскому дизайну. Чтобы лучше понять культурное направление 20-х, лекция начинается с небольшого вступления о направлениях в искусстве в Европе тех времен. Одна из ключевых личностей в абстракционизме — Пит Мондриан. 

Он как и многие другие испытывал влияние кубизма. Вопросы духовного плана занимали серьезную роль в его искусстве. И он искал способ выявить суть вещей, он делал это через геометризацию: через оппозицию горизонтали и вертикали. Он хотел, чтобы все элементы были равноправными, он не хотел, чтобы на картинах были фигуры на фоне. Ему нравилось создавать неравновесные композиции, которые он приводил в состояние гармонии. Именно Мондриан подписал первый манифест De Stijl. Это было одновременно и название художественной группы и журнала. Он становится одним из идеологов этого движения, кроме него туда входили не только художники, но и архитекторы. Позднее Мондриан вышел из группы, считая, что архитектура не достигла того уровня, чтобы интегрировать его искусство, но он верил, что такой момент настанет.   

В своей статье «Дом, улица, город» Мондриан говорил о том, что если хотя бы один интерьер привести в соответствие с законами неопластицизма, то эта эстетика начнет распространяться и завоевывать новые пространства — улицу, город. Этот пафос жизнестроительства был характерен для Мондриана и много значил для баухауза. Баухауз — это высшая школа строительства и художественного конструирования, существовавшая с 1919 по 1933 гг. Это было учебное заведение, которое появилось в Германии. Мондриан работал в Голландии и там распространял свои идеи, а баухауз открылся в Веймаре после Второй мировой войны. Важной инновацией Баухаза была система преподавания. До этого считалось, что основа художественного образования — это рисунок и построение, а в Баухазе было иначе — вводный курс, разработанный Йоханнесом Иттеном, предполагал изучение выразительности абстрактных форм и цвета. Это была тренировка восприятия, чувств и разума. 

Теперь немного подробнее о группе De Stijl (с голл. - «стиль»). 

Фото:  mar.zhidenko. На фото офис на шестом этаже ING Bank в Румынии.

Последователи Мондриана были уверены, что найденный им порядок универсален. Они считали, что те законы, которые открыл художник, можно применять в создании домов, мебели, интерьеров. Сначала в группе было четыре художника, позднее присоединились архитекторы.   

Они расшатывали рамки Мондриана, им нравилось создавать трехмерные инсталляции. Они создавали интерьеры для выставок и даже иногда реальные интерьеры. Мондриан исполнял роль гуру, а ездил по стране и представлял группу другой представитель группы — Тео ван Дусбург. Этот художник вместе с архитектором Корнелисом ван Эстереном создал дом в Алблассердаме. Это был почти типичный голландский дом, он был выполнен из кирпича, у него были ставни и двери были покрашены в синие, красные и желтые цвета (цвета Мондриана). Чтобы понять задумку, надо абстрагироваться и представить дом без стен. В таком случае получится трехмерная композиция.

 Стоит отметить также работу Геррита Ритвельда, который еще в 1917 году начал проектировать мебель. В его мебели чувствуется влияние Фрэнка Ллойда Райта, который был в почете у голландских архитекторов.

фото:  nslovo.in.ua  стул Геррита Ритвельда

Эта лекция рассказывает о влиянии известного художника Пита Мондриана на развитие дизайна. Он вдохновил многих архитекторов на создание прекрасной мебели и архитектуры, дав им «базу», создав свою универсальную формулу, по которой в 20-е годы художники стремились сделать идеальное пространство и идеально спроектированные предметы. Никогда еще до этого дизайн так не переплетался с художественным искусством.   

Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy.     

goldvoice.club