​Словарный запас: КЛАУЗУРА. Клаузура в дизайне примеры


Клаузура

Подробности Категория: Конспект лекций по дисциплине «Архитектурное проектирование»

 

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить его к интенсивной работе фантазии и вызвать продуктивное использование навыков при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел объекта в конкретной среде. Клаузура — особый вид творчества, близкий к импровизации на заданную тему, когда сочинение происходит непосредственно в процессе исполнения клаузуры, внезапно и неожиданно.

В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуитивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов. Разработка клаузур не гарантирует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу. За одно занятие совершается сложный творчески-психологический процесс познания сущности программы в образном и эстетическом планах. Клаузура проходит успешно при состоянии готовности и предрасположении к творческой активности – вдохновении.

Клаузурный метод. Концентрация внимания студентов на творческом поиске самых общих идей и концептуальных замыслов формируется клаузурным методом.

Схема 7

Проведение клаузур как метод, систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных способностей и воображения у студентов (схема 7). Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у студента умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы, приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по результатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевидна. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.

Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первичных образных представлений о теме индивидуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.

Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения.

Программа на клаузуры. Тема для свободной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав помещений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческие интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4 - 8 ч или одного-двух дней.

Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее. Предоставляется свобода выбора средств выражения.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным.

Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

Клаузура на свободную тему. На первых занятиях семестра для побуждения начала творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени создается эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузуру по одной теме, к примеру «Морской маяк», одновременно на III и IV курсах.

Клаузура по основной теме. После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные данные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.

Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры. В процессе проектирования метод клаузур применим при разработке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например на стыках цепочки подтем квартира – дом – группа домов.

По заданиям, выполняемым последовательно, но связанным между собой, рекомендуется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на III курсе к просмотру стадии эскиза клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке

двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.

Зачетная клаузура. Проверочная клаузура определяет степень развития композиционного мышления студента и навыков самостоятельного творчества. Клаузура выполняется в период экзаменационной сессии. Качественный ее уровень учитывается при определении оценки по архитектурному проектированию за семестр и при аттестации студента. В МАрхИ успешно проводятся клаузуры в макетном исполнении.

Эксперимент исполнения клаузур в дополнительные часы. Нуждается в экспериментальной проверке проблема исполнения в дополнительные часы (вслед за проектными) клаузур на композиционные темы, в развитие аспектов проекта или в направлении углубления специализации. В МАрхИ композиционная двухнедельная клаузура на свободную тему параллельно с проектированием школы была успешно проведена на IV курсе. В соответствии с проектированием клуба на III курсе проведены три клаузурных задания: на проблему общения (1), по решению клуба в ансамбле поселкового центра (2) и конструктивному замыслу объекта в целом или его составляющих (3) зала, фойе, зимнего сада. Результаты клаузурного поиска конструкций вырисовывались затем в эскизный проект, разработка конструкций проводилась параллельно с исполнением интерьера и завершалась в дни инженерного сплошного проектирования.

Для теоретического обеспечения клаузурных разработок были привлечены кафедры истории градостроительства и советской архитектуры (короткие лекции при выдаче 1-й и 2-й клаузур) и кафедры архитектурных конструкций (клаузура 3). Опыт оказался также удачным. Возникла дилемма, что предпочесть, – клаузуры по темам, связанным с развитием отдельных аспектов проекта, непосредственно либо опосредованно (например, при проектировании среднеэтажного жилого дома исполнение клаузуры на тему «решение крыш на группе домов»), или исполнение свободных клаузур по широкому спектру композиционных тем, или исполнение клаузур в виде практических работ по специализации. Эксперимент показал – в зависимости от творческого развития студентов конкретной группы следует за руководителем оставить право предпочесть тот или иной характер клаузурного проектирования, однако с представлением клаузур к просмотру основного проекта,

Клаузурное построение учебного процесса. Расчленение процесса на ступени позволяет с целью достижения максимальной самостоятельности и активности работы в аудитории провести эксперимент по преобразованию учебного процесса в непрерывную цепочку клаузур – когда каждую операцию вся группа исполняет в течение одного занятия.

Обсуждение клаузуры. На следующем после исполнения клаузуры занятии проводится ее разбор. Этот важный учебно-воспитательный этап в обучении: педагог обосновывает оценку каждому, студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес. Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности творческой работы, развитию самоконтроля студента, формированию уровня его самооценки.

Самостоятельный клаузурный проект. Проверке роста творческой мобильности служит развитие клаузурного метода в форме исполнения самостоятельного короткого поискового проекта. Клаузурный самостоятельный проект должен быть собственно конкурсом идей, отсюда максимальная обобщенность темы, ориентация на ее домысливание и отстраненную интерпретацию. Концептуальный проект исполняется в течение пяти дней как взаимосвязанная цепочка клаузур, сдаваемых ежедневно к концу занятий.

Такое расчленение творческого процесса имеет свои недостатки, однако обеспечивает самостоятельность деятельности.

В первый день исполняются кроки и наброски поиска ведущей идеи проекта и замысла градостроительного решения; во второй день – вариантное эскизирование архитектуры и планировки, исполнение чернового макета объекта; в третий день – исполнение проекта на подрамнике в карандаше; в четвертый день – графическое исполнение

проекта; в пятый день – выставка, обсуждение студентами и педагогами проектов, оценка. Качественные результаты контрольного самостоятельного проекта учитываются при выведении оценки за семестр.

 

 

cities-blago.ru

Клаузура в архитектурном проектировании

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить у него творческую интенсивную работу фантазии и вызвать продуктивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел.

В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуитивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов. Разработка клаузур не гарантирует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу. Клаузурный метод. Проведение клаузур как метод систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных способностей и воображения у студентов. Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у студента умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы; приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по результатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевидна. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание. Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первичных образных представлений о теме индивидуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.

Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения.

Программа на клаузуры. Тема для свободной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав помещений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческий интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4—8 ч или одного-двух дней. Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее. Клаузурный набросок должен содержать лишь то что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая- либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы. Клаузура на свободную тему. На первых занятиях семестра для побуждения начале творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени создается эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузуру по одной теме одновременно на III и IV курсах. Клаузура по основной теме. После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные данные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом. Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры. В процессе проектирования метод клаузур применим при разработке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например, на стыках цепочки подтем квартира-дом-группа домов.

По заданиям, выполняемым последовательно, но связанным друг с другом, рекомендуется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на IV курсе при разработке проекта клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.

Зачетная клаузура.  Проверочная клаузура определяет степень развития композиционного мышления студента и навыков самостоятельного творчества. Клаузура выполняется в период экзаменационной сессии. Обсуждение клаузуры. На следующем после исполнения клаузуры занятии проводится ее разбор. Это важный учебно-воспитательный этап в обучении: педагог обосновывает оценку каждому студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес. Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности творческой работы, развитию самоконтроля студента, формированию уровня его самооценки.

www.archidizain.ru

Дизайн интерьера: общий очерк по предмету - 1. - d_chebatkov Дмитрий Чебатков

Здравствуйте!!!

Сейчас я попрошу Вас приготовить себя к восприятию новой и интересной темы.Мы начинаем внедрение в достаточно непростой материал, который всецело посвящён искусству дисциплины дизайна интерьера или, как иногда говорят, искусству обустройства пустоты или просто организации пространства.

Материал будет подан в очень доступной форме. Основой послужит разработанный мной ещё в 2004 году курс лекций по предмету дизайна интерьера. Красной нитью через всё повествование пройдёт тема моего собственного творчества по мотивам произведений и концептов Сальвадора Дали. Таким образом, мы полностью рассмотрим поэтапное поступательное выполнение дизайн-проекта городской квартиры на манер сюрреалистического стиля Сальвадора Дали.

Приступаем...

Сразу хочу оговориться, что при занятии таким искусством, как дизайн интерьера, нужно, как говорится, всегда оставаться "в теме", чему очень способствует чтение периодических изданий соответствующего толка, посещение выставок, защит дипломов и прочих научных работ в художественных и строительных ВУЗах.

Могу посоветовать некоторые актуальные издания на русском языке:

"Мир дизайна"."Московский архитектурный вестник"."Салон-интерьер"."Мезонин"."Штаб-квартира"."Архидом".

Итак, буду изъясняться очень простым языком...Интерьер, в зависимости от своей структуры и стилистической направленности, может быть "тяжеловесным","средним" или "лёгким".

Лучше ознакомиться со стилистическими особенностями интерьеров Вы можете по ссылке:

http://chebatkov.livejournal.com/10435.html...

Также в искусстве создания интерьера колоссальное значение имеет правильное построение пространства по законам гармоничного взаимодействия пространства и человека - феншуй, а также подборка цвета в оформлении.

Более подробно об этом можно прочитать по ссылке:

http://chebatkov.livejournal.com/6541.html...

Огромное значение имеет и ментальное начало каждого жизненного пространства, его культурологические основы и принадлежность к той или иной мировой ценностной системе.

Хозяин интерьера или даже только лишь части интерьера также очень серьёзно определяет множество деталей пространства и его энергетику. Это во многом зависит от уровня самого человека, как в плане культуры и образования, так и в сфере чисто личностной, так сказать психологической. Таким образом, очень часто даже просто по общей обстановке и натюрморту в интерьере можно определить уровень ментальности человека и его отношение к материальному предметному миру. Существует целая система разработанных типов менталитетов, в связи с которыми можно смело судить о том, каким именно может быть интерьер того или иного индивида.

Большое значение имеет и зонирование пространства с выделением определённых секций интерьера даже одной отдельно взятой комнаты. Тут главным акцентом является главенствующий предмет, который чаще всего находится в неразрывной связи с социальным или интеллектуальным статусом хозяина помещения. Также выделяется и разнообразие в помещении для отдыха или активных действий.

Дизайну, как таковому, способствует, прежде всего, развитие самой цивилизации как социокультурного феномена.

Нельзя забывать и о делении пространства на мужское и женское + деление типа пространства по темпераментности человека. Конечно же пространство делится и по принципу "рабочее" - "нерабочее" пространство.

Композиционное построение пространства зависит от динамических особенностей выбранного стиля. В композиционном построении обязательно выделяется и доминанта интерьера. Свет и выбор материалов вообще являются одними из основных критериев того, как будет, собственно, выглядеть помещение и следовательно, какой будет производить эффект на человеческое существо с его особенностями восприятия.

Более подробную информацию, рассчитанную на изучение в индивидуальном порядке с автором, Вы можете получить, обратившись по контактным телефонам или по электронной почте к автору странички.

Всю информацию Вы можете найти по ссылке:

http://chebatkov.livejournal.com/11145.html...

Неотъемлемым атрибутом любого дизайн-проекта, связанного с интерьерами, является наличие соответствующих чертежей: планов помещений, развёрток стен, изометрий или диметрий помещений + перспектив интерьеров.И это ещё самая скромная комплектация.

...

Начну, пожалуй, с представления, в качестве примеров, планов и эскизов к своему дизайн-проекту квартирывДалианском стиле:

План квартиры в Далианском стиле.

Эскизы мебели к интерьеру.

Эскиз лампы.

Эскиз кресла.

Эскиз тумбочки в стиле Гигера.

Эскиз раковины-створки.

Эскиз настольной лампы.

Эскиз стола-раковины с радиоприёмником.

Эскиз машины для сидения.

Эскиз стула.

Эскиз раковины и настольной лампы.

Цветная клаузула (клаузура) интерьера - 1.

Цветная клаузула (клаузура) интерьера - 2.

Эскиз части (фрагмента) интерьера.

Эскиз интерьера - 1.

Эскиз интерьера - 2.

Интерьер - 1.

Интерьер с тонировкой.

Интерьер - 2.

Интерьер с заливкой.

...

Вдохновившие материалы:

http://fotki.yandex.ru/users/d-chebatkov/album/213593

...

А вот и небольшой пример такой же работы,только,относительно Биомеханоидального стиля Гигера:

Общий эскиз-набросок помещения.Первичный поиск стилевого "попадания"в задуманное русло работы.

Бюст "Чужого".Предварительное эскизированиепредметного дизайна интерьера в зарисовке.

Практически полное графическое воплощение интерьеравчёрно-белой перспективе.

...

Вдохновившие материалы:

http://fotki.yandex.ru/users/d-chebatkov/album/213584

...

Приведённые примеры являются хорошими вариантами для развития воображения дизайнеровпри подготовке дизайн-проектов разнообразного стилистического толка.

...

Спасибо за внимание!!!

Всем-Удачи и многих-многих творческих свершений

!!!

Продолжение следует...

Всегда Ваш - Дмитрий Чебатков.

:-)

d-chebatkov.livejournal.com

КЛАУЗУРА для поиска идеи

КЛАУЗУРА

Часть 1. «Функционально-целевой анализ»

Краткая формулировка задачи и формирование целей (постановка проблемы) необходима для того, чтобы составить техническое задание (ТЗ) и выделить в проектном поле индивидуальные ориентиры(цели) для а)формулировки темы, б) общего и индивидуального направления проектирования.

Стратегии функционально-целевого анализа:

1. Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей)

2. Что нужно сделать? (Каковы цели решения задачи?)

3. Почему следует это сделать? (Анализ и синтез причин)

4. Где следует это сделать? (Уточнение места действия)

5. Когда это можно сделать? (Время действия)

6. С помощью чего? (Средство)

7. Как это сделать? (Метод)

Если не составлено еще ТЗ, будет трудно сформулировать индивидуальную задачу, и проанализировать причины. нужно ПРИДУМАТЬ ТАКУЮ ИДЕЮ, чтобы потребителю захотелось отдать предпочтение вашей идее.

Попытайтесь сформулировать свою личную задачу, исходя из задания на проектирование.

Поразмышлять, какую идею вы хотите донести до потребителя? Как она может выглядеть? С каким графическим сопровождением? Параллельно отвечайте на вопросы(п.1-7), исходя из того, какое решение вам представляется оптимальным.

Часть 2. «Ассоциативно-метафорическое проектирование» - поиск темы|названия|идеи проектируемого объекта.

В части 2 ваша задача проработать идею на 2-х уровнях (тема| название|идея):

Важно понять, что эффективное решение требует так называемой супер-идеи, значимого образа. Для её создания потребуются «ключевые слова», которые подтолкнут к ассоциированию в определенном направлении – понятия, связанные с предметом проектирования.

К ним могут относиться: устройство объекта, способ его применения, на что он влияет, размеры, цвет и т.д. Вместе с тем большую роль играет активный словарь терминов. Поэтому особое внимание уделяется подбору синонимов и антонимов к возможным главным словам. Для того, чтобы поиск идеи получился эффективным, в действии А необходимо провести ассоциативный поиск. Ассоциирование  — это, в широком смысле, связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

В широком смысле применяется для работы с памятью человека (запоминание и извлечение из памяти).

В данном случае поможет извлечь из памяти все стереотипное и узнаваемое, а значит, близкое массовому потребителю, как специфической группе социума.

В действии Б необходимо провести метафорический поиск.

Метафора – образное выражение, в котором значение одного мотива перенесено на другой на основе их неожиданного сходства.

В проектировании переносный смысл играет конструктивную роль в объекте проектирования. Новый смысл меняет содержание старого, он как бы опрокидывается на исходный, всем знакомый предмет и по-новому его структурирует.

Если отобразить структуру одной вещи в другой, то это будет примером метафорического поиска при проектировании объекта.

Последовательность действий:

Действие А1

Запишите ключевое слово2(слово подбирается из части 1 «Функционально-целевой анализ проблемы»).

Глядя на ключевое слово, записывайте первые слова, которые приходят в голову, не анализируя, не задавая себе вопросов3.

После каждого записанного слова возвращайтесь к ключевому слову и повторяйте, описанные выше шаги, снова, пока не иссякнут слова. Когда круг ближних ассоциаций будет сформирован, проанализируйте их на «жизнеспособность»4. Есть ли среди них слова, которые можно применить для создания образа проектируемого объекта, могут ли они лечь в основу слоганов, метафор, содержат ли они в себе формообразующий фактор?

Действие Б

Проведя анализ слов на «жизнеспособность», выделив среди полученного «круга» ассоциаций, слова, которые можно, на ваш взгляд использовать для создания образа, составьте на основе этих слов метафоры, попробуйте использовать эти слова для составления названий вашей серии коробок и отдельных коробок5.

В найденных метафорах и названиях попробуйте выделить мотив (графический, композиционный), зарисовать его: а)перенести на объект проектирования; б)внедрить композиционную структуру в проектируемый объект; в) на основе выделенного из метафоры или названия мотива собрать целое.

1 В действии А использована методика клаузуры «Ассоциативный метод. Ближний круг ассоциаций».

2 «Ключевое слово» - наиболее важное слово, отражающее проблему|тему| поректируемый объект и запускающее процесс ассоциирования.

3Особенность данного вида ассоциирования состоит в том, что слова ближнего круга ассоциаций стереотипны. И, как правило, связаны с массово эксплуатируемыми в обществе образами, словами и смыслами в рекламе и СМИ, что необходимо для создания рекламного образа, поскольку он должен вызывать отклик у аудитории при восприятии в течение сверх короткого временного интервала.

4Расширяйте собственный опыт, наблюдательность, изучайте для этого новостные ленты социальных сетей, смотрите, что пользуется откликом у аудитории, тестируйте эти слова на друзьях, знакомых, родственниках, если есть такая возможность – спрашивайте какие ассоциации возникают у них в связи с ключевым словом.

5Слоганы являются важной и неотъемлемой частью каждой рекламной кампании. Они дают возможность заострить внимание потребителей на названии, особенностях, образе товара при помощи единственной яркой, легко запоминающейся фразы. Стоит подчеркнуть, что запоминание строится именно на образе, поэтому так важна способность рекламного слогана формировать в сознании людей нужные ассоциации.

studfiles.net

​Словарный запас: КЛАУЗУРА — Strelka Mag

В этом году решать насущные проблемы и задачи города Троицка на IV Глазычевских чтениях планируется в формате клаузуры. Зачем закрывать студентов на ключ и что они будут делать запертые в течение нескольких часов, читайте в «Словарном запасе».

 

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

«Эскиз, набросок идеи (первоначального замысла), решения архитектурной задачи». (Большой энциклопедический политехнический словарь)

 

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Клаузура — это, в первую очередь, формат учебного задания. Её целью является решение архитектурной задачи, её концептуализация, выполненная посредством визуальных образов. Это проектное задание, направленное на подтверждение практических навыков студентов и на развитие творческого мышления. Результатом клаузуры является макет, набросок, эскиз — любая форма графического представления, демонстрирующая проектную идею в её полноте. По сути, ограничений по форме подачи не существует. Предполагается, что студент, руководствуясь полученными в ходе обучения знаниями, должен сам определить наиболее подходящий в каждом конкретном случае формат.

Как практико-ориентированное творческое задание клаузура возникла в XVI веке в архитектурных школах. Происхождение термина связано с латинским clausere («запирать»). Иногда это понимают в прямом смысле — как физическую изоляцию, когда студента на время задания закрывают в учебном классе «на ключ». Скорее же происхождение клаузуры связано с изоляцией другого рода. Во время выполнения задачи студент предоставлен сам себе. Он отлучён от любой сторонней помощи: консультации преподавателя, учебной литературы, советов однокурсников. Он должен продемонстрировать только то, что умеет сам.

Формат клаузуры предполагает выполнение задания за точно определённый короткий промежуток времени. Сами временные рамки не предписаны раз и навсегда и зависят от объёма поставленных целей. В разных случаях на задание отводится от одного до шести часов. Самое главное — получить оформленный результат. Так что клаузура — это не про долгие размышления, а, скорее, про конкретные решения. За предоставленное время студент должен развить идею и сформировать чёткие образы, которые можно будет продемонстрировать на бумаге или макете. Подход к проведению клаузуры напрямую зависит от преподавателя. Это гибкий формат, который предполагает авторскую трансформацию. Не меняются лишь основные характеристики — изолированность при выполнении творческой работы, ограниченность во времени, концептуализация идеи, получение реального визуализированного результата.

Сейчас клаузуры остаются популярными в архитектурных и художественных школах. Они выполняются как вводные задания, подразумевающие дальнейшее развитие идеи в курсовой или дипломной работе, либо используются для итоговой проверки знаний. Участие в клаузурах формирует определённый стиль мышления архитектора. Такой формат остаётся своего рода уникальным подходом, который реализуется лишь в стенах профильных учебных заведений.

Мы как student Urban Summit практикуем междисциплинарный подход к урбанистике, который объединяет студентов-профессионалов в различных областях городского развития. Но для осуществления этой цели необходимо, чтобы все участники процесса могли найти общий язык. Проводя в этом году студенческую сессию IV Глазычевских чтений «Бренд Троицка и городская навигация», мы нацелены на привлечение как можно большего числа студентов урбанистических направлений подготовки. Поэтому, объединяя формат мастерской и клаузуры, мы ищем тот необходимый общий язык. Так, в ходе работы мы сможем получить действительно комплексный продукт, подразумевающий как техническое задание на разработку бренда, так и визуальные образы, его подкрепляющие.

 

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

«В непростом и далеко не всеми любимом жанре блиц-конкурса команда мастерской чувствует себя как рыба в воде. „Это как клаузура в институте, только по-взрослому, — говорит один из авторов проекта Всеволод Медведев. — Прекрасная проверка на скорость творческого мышления и быстроту принятия решений“». (Архи.ру)

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

«Моя клаузура лучше твоей». (Дело в том, что клаузура — это формат и процесс, который не может быть лучше или хуже. А вот результаты клаузуры как раз можно и нужно сравнивать.)

IV Глазычевские чтения пройдут в Шанинке 27 февраля. Скачать программу и зарегистрироваться на конференцию можно здесь.

Фотография обложки: Basti V / Flickr.com

strelkamag.com

5.1. Клаузура - Энциклопедия

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить его к интенсивной работе фантазии и вызвать продуктивное использование навыков при первом знакомстве с те­мой «схватить» ее основную суть, выя­вить с наибольшей отчетливостью своеотношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композицион­ный замысел объекта в конкретной среде. Клаузура — особый вид творче­ства, близкий к импровизации на за­данную тему, когда сочинение происхо­дит непосредственно в процессе испол­нения клаузуры, внезапно и неожидан­но.

В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное пости­жение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуи­тивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обоб­щенного зрительного образа. Продук­тивность клаузурного поиска обеспечи­вается способностью интуиции переша­гивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моментынеожиданности, неоднозначности вы­бора, неполноты наличного знания, не­осознанных мотивов. Разработка клаузур не гарантирует полноценногоархитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических прие­мов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу. Заодно занятие совершается сложный творчески-психологический процесс познания сущности программы в образ­ном и эстетическом планах. Клаузурапроходит успешно при состоянии го­товности и предрасположении к твор­ческой активности – вдохновении.

Клаузурный метод. Концентрация внимания студентов на творческом пои­ске самых общих идей и концептуаль­ных замыслов формируется клаузурным методом.

Схема 7

Проведение клаузур как метод, сис­тематических тренировочных упражне­ний направлен на интенсификацию обу­чения, на развитие композиционных способностей и воображения у студентов[12] (схема 7). Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состоя­ние вдохновения, на что и рассчиты­вает педагог на первых этапах творчес­кого поиска. Метод вырабатывает у студента умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы, приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов раз­ное, поэтому по результатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важ­ность систематических тренировок оче­видна. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.

Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первичных образных пред­ставлений о теме индивидуален. Поэто­му клаузура исполняется без вмеша­тельства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.

Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проб­лемы, в качестве контрольного упраж­нения.

Программа на клаузуры. Тема для свободной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав помещений, особенности ситуации, возможные кон­струкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Про­грамма должна возбудить творческие интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4 - 8 ч или одного-двух дней.

Студенты предупреждаются о пред­стоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее. Предоставляется свобода выбора средств выражения.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным.

Размещение проекций на листе подчиняет­ся общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективныйрисунок или одна какая-либо проекция, наибо­лее ясно раскрывающая концепцию или образ­ную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соот­ветствовать жанру темы.

Клаузура на свободную тему. На первых занятиях семестра для побуж­дения начала творческого процесса за­дается клаузура на свободную тему.Программа клаузуры, как правило, об­щая для всего курса. Клаузура про­водится в течение одного дня. В усло­виях неполноты и неопределенностиинформации об объекте и ограничен­ности времени создается эмоциональ­ный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузуру поодной теме, к примеру «Морской маяк», одновременно на III и IV кур­сах.

Клаузура по основной теме. После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей слож­ности. Навык позволяет студенту ото­брать важнейшие исходные данные и в течение нескольких часов графи­чески сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клау­зура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она со­храняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.

Клаузура в процессе проектирова­ния и опережающие клаузуры. В про­цессе проектирования метод клаузур применим при разработке программ, в которых можно выделить частные ас­пекты темы, например на стыках це­почки подтем квартира – дом – груп­па домов.

По заданиям, выполняемым после­довательно, но связанным между со­бой, рекомендуется проводить в про­цессе проектирования первого заданияопережающую клаузуру по последующей теме. Так, на III курсе к просмотру стадии эскиза клуба испол­няют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проек­тирование поселка при разработке

двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.

Зачетная клаузура. Проверочная клаузура определяет степень развития композиционного мышления студента и навыков самостоятельного творчества. Клаузура выполняется в период экза­менационной сессии. Качественный ее уровень учитывается при определе­нии оценки по архитектурному проектированию за семестр и при аттестации студента[13]. В МАрхИ успешно прово­дятся клаузуры в макетном исполне­нии[14].

Эксперимент исполнения клаузур в дополнительные часы. Нуждается в экспериментальной проверке проблема исполнения в дополнительные часы (вслед за проектными) клаузур на ком­позиционные темы, в развитие аспектов проекта или в направлении углубле­ния специализации. В МАрхИ компо­зиционная двухнедельная клаузура на свободную тему параллельно с проек­тированием школы была успешно про­ведена на IV курсе. В соответствии с проектированием клуба на III курсе проведены три клаузурных задания: на проблему общения (1), по решению клуба в ансамбле поселкового центра (2) и конструктивному замыслу объек­та в целом или его составляющих (3) зала, фойе, зимнего сада[15]. Результаты клаузурного поиска конструкций выри­совывались затем в эскизный проект, разработка конструкций проводилась параллельно с исполнением интерье­ра и завершалась в дни инженерного сплошного проектирования.

Для теоретического обеспечения клаузурных разработок были привле­чены кафедры истории градостроитель­ства и советской архитектуры (корот­кие лекции при выдаче 1-й и 2-й клау­зур) и кафедры архитектурных конст­рукций (клаузура 3). Опыт оказался также удачным. Возникла дилемма, что предпочесть, – клаузуры по темам, свя­занным с развитием отдельных аспек­тов проекта, непосредственно либо опосредованно (например, при проек­тировании среднеэтажного жилого до­ма исполнение клаузуры на тему «ре­шение крыш на группе домов»), или исполнение свободных клаузур по широкому спектру композиционных тем, или исполнение клаузур в виде практических работ по специализации. Эксперимент показал – в зависимости от творческого развития студентов кон­кретной группы следует за руководи­телем оставить право предпочесть тот или иной характер клаузурного проек­тирования, однако с представлением клаузур к просмотру основного проек­та,

Клаузурное построение учебного процесса. Расчленение процесса на ступени позволяет с целью достижения максимальной самостоятельности и ак­тивности работы в аудитории провести эксперимент по преобразованию учеб­ного процесса в непрерывную цепочку клаузур – когда каждую операцию всягруппа исполняет в течение одного занятия[16].

Обсуждение клаузуры. На следую­щем после исполнения клаузуры заня­тии проводится ее разбор. Этот важ­ный учебно-воспитательный этап в обу­чении: педагог обосновывает оценку каждому, студенту, анализирует клау­зуры, представляющие общий интерес. Метод клаузур способствует приоб­ретению студентом навыков самостоя­тельности творческой работы, развитию самоконтроля студента, формированию уровня его самооценки.

Самостоятельный клаузурный проект. Проверке роста творческой мо­бильности служит развитие клаузурно­го метода в форме исполнения само­стоятельного короткого поискового проекта. Клаузурный самостоятельный проект должен быть собственно кон­курсом идей, отсюда максимальная обобщенность темы, ориентация на ее домысливание и отстраненную интер­претацию. Концептуальный проект ис­полняется в течение пяти дней как взаимосвязанная цепочка клаузур, сда­ваемых ежедневно к концу занятий.

Такое расчленение творческого процес­са имеет свои недостатки, однако обе­спечивает самостоятельность деятель­ности.

В первый день исполняются кроки и наброски поиска ведущей идеи проекта и за­мысла градостроительного решения; во второй день –вариантное эскизирование архитекту­ры и планировки, исполнение чернового маке­та объекта; в третий день – исполнение проек­та на подрамнике в карандаше; в четвертый день – графическое исполнение

проекта; в пя­тый день – выставка, обсуждение студентами и педагогами проектов, оценка. Качественные результаты контрольного самостоятельного про­екта учитываются при выведении оценки за семестр.

olymp.in

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ В ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИИ

PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE CONCEPT IN DESIGN

Nadezhda Udalova

member of the Union of designers of Russia, assistant to department of design, drawing and painting Omsk state institute of service,

Russia, Omsk

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей процесса разработки концепций. Проведен анализ методов работы над процессом формирования идеи проекта. Рассмотрены разнообразные подходы в работе над формированием концепций проекта. Сделаны выводы о взаимосвязи итоговых концептуальных текстов с выбранным методом для разработки идеи.

ABSTRACT

The purpose of the article consists in consideration of features of process of development of concepts. The analysis of methods of work on process of formation of idea of the project is carried out. Various approaches in work on formation of concepts of the project are considered. Conclusions are drawn on interrelation of total conceptual texts with the chosen method for development of idea.

 

Ключевые слова: этапы проектирования; концепция; клаузура.

Keywords: design stages; concept; klauzura.

 

В процессе проектирования, художник- дизайнер стремится создать уникальный объект. И не смотря на то, что этапы проектирования одинаковы для всех, результат получается индивидуальным, авторским. Работа над любым дизайн проектом ведется по разработанным определенным этапам. Каждый этап важен и имеет свои цели и задачи. Но в целом между ними есть нерушимая взаимосвязь, которая и помогает логичному формированию идеи и ее воплощению: аналитико-целевой этап (предпроектный анализ), эскизно-композиционный этап (генерирование идеи и формирование концепции), проектно-конструкторский этап, архитектурно-графический этап и рефлексивный (защита проекта и отзывы о нем).

Эскизно композиционный этап – является наиболее важным и ценным для нас, потому что именно в нем зарождаются и формируются идеи, которые вдохнут жизнь в проектируемый объект. Информация, собранная на аналитическом этапе, в состоянии творческого полета и работы, преобразуются в первые образные идеи, воплощенные в эскизах, и зарисовках.

Этап генерирования идей является основой для выбора главного направления проектного поиска. Рисуется клаузура – быстрая графическая работа. Клаузура возрождает аутентичный опыт общения с окружающим миром. В отличие от предпроектного анализа, – клаузура, творческий процесс. Она создается в действиях, которые осуществляются на эмоциональном подъеме, вдохновении. Это помогает создать эмоционально-образный набросок, эскиз, который на первый взгляд может и не иметь прямого отношения к объекту разработки. Это первое образное представление об объекте, которое помогает формированию концепции проекта.

Чтобы понять смысл определения концепции, хочется рассмотреть несколько источников. В первую очередь обратимся к философии. Здесь важным аспектом является мировоззрение автора.

В монографии Т.Ю. Быстровой «Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна» [1, c. 121] рассматривается влияние мировоззрения на проектную деятельность. Оно «оказывает решающее влияние на формирование концепции, которая представляет собой способ понимания себя как творца и профессионала, а также трактовку проектируемой вещи в ее цельности. Это фиксированная и осмысленная точка зрения, позволяющая дизайнеру выбрать и выработать ведущие конструктивные принципы и подходы». Получается, что чем шире мировоззрение проектировщика, чем больше областей знания задействовано в создании интерьера, тем глубже понимание проблемы и интереснее ее решение. Дизайнер-проектировщик должен работать не только с предметом, но и со словом.

В дизайн проектировании, если мы хотим добиться успеха, необходимо отнестись к процессу разработки концепции творчески и позволить мыслям вести за собой. Но также нельзя забывать и о рациональном подходе: выделить главную идею, основные взаимосвязи и закономерности.

Также необходимо, чтобы в процессе формирования идеи присутствовала и мера. Идея должна ясно и четко прочитываться, чтобы проект не стал путаным и не логичным. Иллюстрированный словарь-справочник по дизайну [2, с. 29–30] рассматривает понятие «концепция» как суждение о явлениях более масштабных, чем проектируемый объект «основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект».

Концептуальные тексты содержат в себе несколько компонентов. Первый компонент представляет собой формулировку идеи, которая начинает процесс дизайна. Каковы движущие факторы, запускающие творческий процесс? Что является вдохновением, движущим дизайнерский проект? Когда вы определились с вдохновением, важно перевести информацию на язык дизайна. Для преобразования вдохновения в визуальную форму, используются описание основных свойств и качеств визуальных элементов и принципов дизайна. Чтобы еще более усилить концептуальную формулировку, необходимо связать вдохновение и абстрактный язык дизайна с конкретными идеями, т. е. тем, как абстрактные элементы и принципы будут связаны с архитектурными деталями, планировкой пространства и отделкой.

В основном, концепция выражается с помощью парадоксального словосочетания, тезиса, емкой метафоры, которые более точно отражают суть дизайн проекта. «Музыкальная шкатулка» в жилом доме, «дар Богов» в школе искусств, «чародеи ветра» для автомобильного салона и т. д., подобные концептуальные названия могут не только охарактеризовать проект, но и помочь в формообразовании и в воплощении объемно-пространственного решения проекта. Как и поэзия, концептуальные тексты являются образными и создают вдохновение для дизайнерского проекта. В нашей профессии к концепции невозможно подходить с математической точностью, она нуждается в исследовательском, творческом подходе. Но могут возникнуть ситуации, когда требуется определенный толчок, помощь, чтобы активизировать мысленный процесс и генерацию идеи. Для этого существует несколько методов, помогающих взглянуть на объект проектирования иначе, увидеть его с другой точки зрения. Можно разделить методы генерации идей на простые, сложные и научные.

Простые методы – это действия, направляющие к появлению новых мыслей, идей, образов, ощущений. Это может быть плаванье в бассейне, занятия бегом в парке и наблюдение за природой, использование ароматов и запахов, звуков, движений, кинестетических ощущений и так далее.

Сложные методы, чаще всего, обладают правилами работы, пускающими ход мыслей в нужное русло. Это часто используемые методы на учебных занятиях и в творческих коллективах: «мозговая атака», «морфологический ящик», «контрольные вопросы», «метод аналогий» и другие.

Отличительной чертой научного метода является то, что он основан на закономерностях, четких правилах и хорошо работающих инструментах. Существует Теория Решения Изобретательских Задач, которая является единственным научным методом генерации идей, применяемым в дизайне.

Рассмотрим несколько методов подробнее. «Инверсия» – в этом методе мы изучаем объект проектирования под совершенно другим ракурсом, например, парк это не место отдыха людей, а огромный мир насекомых. А кухня превращается в настоящий райский сад со свежими плодами. Взглянув по новому на привычный объект, посмотрев на то, что раньше не замечали, мы даем нашему сознанию новый импульс для творчества. Метод «Прямого заимствования» позволяет использовать форму или свойства предмета, не имеющего отношения к проектируемому объекту (автомобильное колесо превращается в динамичный подиум или сцену). «Фантастический метод» дает возможность использовать нереальные вещи и явления, превращать «невообразимое» в возможное (летающие машины, рельсы в воздухе, дома под водой). «Субъективный метод» позволяет примерить на себя маску любимого персонажа, героя, например, русского богатыря или бабы Яги. «Символичный» метод наделяет предмет свойствами ему не присущими, как например воздушный дом, каменное озеро. Образы, возникающие благодаря этим методам и приемам, помогают создать новые версии окружающей среды.

От того, насколько сложится концепция, сформируется идея, зависит ценность и перспективность проектного решения. Так же концепция влияет и на восприятие проекта зрителями, которые не только оценивают практичность, но и эстетическую привлекательность средового дизайна.

Изучая вопрос формирования концептуального решения в дизайн проектировании, хочется отметить, что для каждого проекта дизайнер может опереться на метод, который наиболее подходит для работы над конкретным объектом. И от выбора метода, из существующего разнообразия методик, будет зависеть и концепция, и видение готового проекта.

 

Список литературы:

  1. Быстрова Т.Ю. – Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. – 288 с.
  2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. – М., «Архитектура – С», 2004, 288 с.

sibac.info