Вебинар от преподавателя Британской Высшей Школы Дизайна. Мария сташенко дизайн мышление


Мария Сташенко, основатель Wonderfull: «Я люблю дизайн-мышление, потому что этот метод — про людей»

Ирина Типунова

Мария Сташенко — эксперт в области человекоориентированной разработки и евангелист подхода Design Thinking (дизайн-мышление). Мы поговорили с ней о любимом методе дизайн-мышления — как правильно «включить эмпатию», почему нельзя детские зубные щетки делать такой же формы, как у взрослых, и можно ли научиться методу по книгам и методичкам.

— Задам глупый детский вопрос — зачем вообще нужно дизайн-мышление? Почему без него нельзя обойтись?

— Дизайн-мышление — это подход к созданию продуктов и услуг, который ориентирован на пользователя, он помогает выживать компании в быстро меняющейся сфере разработки, который во многом связан сейчас с цифровой средой. В диджитал знание человека, его пользовательских сценариев становится ключом к успеху. Применять дизайн-мышление — значит находить уникальные, нужные людям решения здесь и сейчас.

Науки о бизнесе, если почитать книжки, очень далеко заводят нас — там много спецтерминов, регламентов, установок культурных, — и мы часто увлекаемся и забываем, зачем и почему делаем продукты. Увлекшись методологиями, матрицами и бизнес-практиками, легко забыть о здравом смысле. Особенно в корпоративной среде — примеры каждый сам, думаю, приведет.

А применяя практики дизайн-мышления, люди задают вопросы — а как я могу улучшить работу, что сделать для пользователя? И мы возвращаемся к здравому смыслу.

Я люблю дизайн-мышление, потому что этот метод — про людей.

— В чем основное отличие метода дизайн-мышления от традиционного планирования?

— Все последовательные подходы к работе (каскад, waterfall) уходят очень далеко от пользователя. С пользовательских требований могут начать, но далее человек исчезает из фокуса внимания разработчиков — идет работа на уровне внутренних непроверенных гипотез. Только в самом финале, когда организуют тесты, опять вспоминают о человеке, для которого создается продукт.

Дизайн-мышление помогает растворить позицию пользователя в процессе работы команды на всех этапах. Например, проект может длиться год, полтора, но каждые рабочий спринт (от 5 дней до 3 недель) повторяется стандартный цикл из шести этапов дизайн-мышления, когда мы проводим погружение в опыт пользователя, проявляем эмпатию, проектируем, тестируем.

— То есть это постоянная корректировка курса?

— Да, совершенно верно. Это постоянная итерационная работа, где на каждом новом этапе мы приступаем к работе, обогащенные опытом предыдущего этапа взаимодействия с пользователями.

В последовательной, каскадной методологии мы никогда не возвращаемся назад, на то, чтобы доработать, доисследовать, додумать: закончили один этап, забрали отчеты исследователей и пошли дальше. Таким образом, с каждым новым шагом пространство непроверенных гипотез в нашей работе увеличивается, все дальше уводя проект разработки от человека и его реального сценария.

Чем дальше от этапа исследователей, тем глубже в лес, толще партизаны и сильней наши коллективные галлюцинации по поводу того, что действительно нужно пользователям.

По сравнению с последовательным подходом к работе, в дизайн-мышлении все принципиально иначе. Это метод создания продуктов и услуг, глубоко ориентированных на потребности пользователей. С подчеркнутыми словами «глубоко», «потребности» и «пользователь».

То решение, которое мы придумали, мы соизмеряем с пользой для человека. И потом уже смотрим, насколько это ценно для бизнеса и насколько его возможно создать с имеющимися у нас технологиями. Только после этого принимаем решения.

— Метод и его инструменты на первый взгляд кажутся очень сложными — опросы, наблюдения за пользователями, карта стейкхолдеров… Вы, я думаю, можете посоветовать какой-то нестрашный первый шаг. С чего начать?

— Первый шаг — почитать книжки по дизайн-мышлению или изучить нашу методичку — погрузиться в теорию для начала и понять, что она не так и страшна. Но потом обязательно сделать что-то собственными руками — в идеале пойти на образовательную программу, воркшоп и поучиться дизайн-мышлению у специалистов.

А то слышим звон — не знаем, где он, и сильно разочаровываемся. Также и с agile — прочитали одну статью, просто послушали пару выступлений и сказали: «У нас теперь будет agile!» Начинают применять его внутри компании, не понимая ни основных этапов, ни барьеров, ни полезности от его процессов. Конечно, все летит в тартарары и опыт не успешен. Человек потом ходит и делится впечатлениями: все плохо, agile не работает. Но это не значит, что методика плоха, — просто человек её и не применял.

источник

То же самое с дизайн-мышлением. Я уверена, что дизайн-мышление должно быть для минимального понимания отработано на конкретном примере или учебном проекте. Для бизнеса лучше сразу же пригласить консультанта и протестировать на живых задачах.

— То есть по одним книжкам не разберешься?

— Совершенно верно, обязательно нужна практика.

— Многие из знакомых мне говорили, что пока не пришли на воркшоп по дизайн-мышлению, у них была полная каша в голове. Насколько на воркшопе сложно быть новичком?

— Методика очень простая. Для меня это обычный здравый смысл, который мы применяем в жизни. Люди, которые говорят: «Ой, я познакомился с дизайн-мышлением — так это всё, что я и сам делаю обычно, только структурно».

И это чистая правда. С одним отличием: у этих людей прошло осознание собственного опыта через практику прохождения принципов дизайн-мышление. Они поняли, что зерна истины, которые содержатся в этом подходе, очень интуитивны для каждого человека, который начинает участвовать в деятельности. Произошло структурирование накопленного опыта и выстраивание его с фокусировкой на человека.

Что в дизайн-мышлении про здравый смысл? Сам процесс шаг за шагом отражает наше естественное движение при создании чего-либо осмысленного. Например, прежде чем что-то сделать, полезно знать, какие проблемы есть сейчас.

Первый вопрос, который у нас в голове возникает: «Что бы такого полезного сделать?». Второй: «А что и где не работает?» Дизайн-мышление будит в нас способность интуитивно действовать так, чтобы получить высокий результат и не бояться ошибок, а извлекать из них опыт.

И лучший навык для этого — эмпатия: внимательное проникновение в потребности пользователя.

— Правда, что использование стикеров — это уже дизайн-мышление? Это так или по сути это уже передергивание?

— Мы часто забываем, для чего и зачем пишем на стикерах. На них мы в практике дизайн-мышления пишем не для себя, а для других людей. Для того чтобы они поняли и осознали всю картину находок, которыми мы владеем. В этом смысле стикеры — яркий отличительный инструмент, который помогает восстановить всю картину ситуации в целом. Мы часто шутим, что у нас контракт с производителями стикеров — все при работе заклеено стикерами разных цветов 🙂

Как выяснилось, это самый простой инструмент, чтобы собирать находки, группировать их. Есть электронный аналог со стикерами разной формы — сервис Realtimeboard.com, который мы тоже используем в проектной работе. Мы начинаем думать не о себе, а о других — вот это происходит в работе со стикерами, и это обычно интересный переломный момент.

— Кстати, выписывая, например, интересы пользователей, можно записывать всё подряд на любом листочке или нельзя путать цвета стикеров?

— По методологии — нельзя. Анализ стикеров каждого цвета приводит нас к нетривиальным выводам, которые изначально нам были непонятны. Эта практика «сортировки» и группировки смыслов называется у нас «Кластеризация». Моя коллега, методолог Анна Мезина, даже сделала небольшую заметку на эту тему на нашей странице Wonderfull в Facebook «Кластеризация: разбираем исследовательские находки».

— А можно какой-то пример?

— Нам сложно в обычной жизни без применения особого инструмента дойти до решений, к которым мы приходим по итогам практики применения дизайн-мышления. Например, компанию IDEO попросила одна известная компания производителей зубных щеток сделать щетку для детей с формулировкой: «Вы сделайте такую же как для взрослых, просто маленькую». В IDEO сказали: «Давайте мы сначала изучим привычки малышей и соберем наблюдения».

И хорошо, что они поняли, что дети держат щетки принципиально иначе. Взрослые держат их пальцами вперед, а дети берут всей пятерней, как бы «в охапку». Нужно было понаблюдать очень внимательно, проявить эмпатию к маленьким пользователям, чтобы спроектировать принципиально иное решение для зубной щетки. Представление о том, что ребенок — это просто маленький взрослый, оказалось неверным.

И без применения практики эмпатии и метода дизайн-мышления к этому решения нельзя было бы прийти.

— Какие вы можете порекомендовать простые и понятные инструменты из дизайн-мышления, чтобы вот взять и применить?

— В первую очередь — карта стейкхолдеров. Перед тем как улучшить процесс или услугу, мы рисуем карту стейкхолдеров — это карта, которая помогает понять и учесть всех участников процесса, которые имеют отношение к продукту или услуге.

Инструмент «Карта стейкхолдеров». Больше инструментов — в методичке от лаборатории Wonferfull по ссылке.

Например, рассмотрим задачу про аренду бизнес-центра. Есть прямые пользователи, которые вовлечены в пользование пространства бизнес-центра — арендаторы, сотрудники компаний, арендодатели, работники ресепшена, охрана. Записываем их в первую очередь. А есть ещё косвенные стейкхолдеры — уборщица, работница столовой, посудомойка, которую мы даже не видим. Они вовлечены в процесс. И от того, как себя чувствуют эти люди в пространстве, какие у них рабочие процессы, удобно ли им самим работать и оказывать услугу, зависят ощущения арендаторов. Проработав их интересы, мы улучшим услугу и процесс.

Еще один полезный инструмент из дизайн-мышления — прототипирование. Свои первые, самые ранние гипотезы, новые продукты или услуги, которые просто взбредут в голову, первым делом макетируйте (делайте быстрые прототипы) и выносите на суд пользователя. Это самый действенный метод исследования — предложить человеку повзаимодействовать с вашей идеей: «А попробуй-ка — так работает?» И понаблюдать, как работает идея в руках вашего живого пользователя и чего не хватает.

— А можно ли дизайн-мышление использовать не только в бизнесе, но и в жизни?

— Конечно, дизайн-мышление — это хороший способ организовывать деятельность по созданию чего-то. Дизайн-мышление отлично подходит для планирования отпуска.

Берем инструмент «Карта стейкхолдеров» — записываем всех, кто заинтересован в процессе, и описываем, какие у них есть потребности. Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры.

Например, бабушки всегда заинтересованы, чтобы своевременно получать информацию, хорошо ли обедают внучата, уехавшие с вами в отпуск. Попробуйте теперь учесть интересы стейкхолдера «Бабушка» в вашем «Продукте» — отпускном путешествии. Как вы будете давать бабушке эту информацию? Как будете снимать бабушкины страхи?

А вот и косвенный стейкхолдер по имени «Кот». Как организовать оставшимся дома котам постоянно свежую водичку в миске и достаточное количество корма? Если вы пройдете все этапы процесса дизайн-мышления и учтете интересы всех стейкхолдеров этого непростого семейного процесса — отличный отпуск вам гарантирован.

Дизайн-мышление работает в семье, в воспитании, в образовании детей. Я с 2003 года им занимаюсь и пока не нашла ограничений в сферах применения.

— А как в воспитании детей можно применять дизайн-мышление?

— Воспитание — это осмысленная и целенаправленная деятельность. Если осознать её как деятельность, а не просто существование (помыл ребенка, положил спать), то мы начинаем внимательно погружаться в процесс исследования детского сценария.

Процесс изучения мотивации ребенка. Изучаем список проблем, с которыми сталкивается ребенок. Проектируем процесс того, как эти проблемы решить. Запускаем процесс прототипирования, регулярных тестов, улучшения своей деятельности и «прототипов» воспитательной практики.. Это очень круто работает! Я сама мама, все это попробовала, моей дочке 8 лет, и она очень успешна для своего возраста.

— Как обычно убедить бизнес использовать дизайн-мышление?

— Видите ли, я считаю, что невозможно дать человеку ответ, если не задан вопрос. Поэтому «продать» подход или убедить человека / бизнесмена в его необходимости до того момента, пока не появились проблемы, невозможно и непрофессионально. Дизайн-мышление может принести пользу, только если задан вопрос, на который этот метод помогает дать ответ. Например, что-то не получается с продуктом, есть очень конкретная пользовательская боль или необходимость в человеко-ориентированных инновациях.

— Как правильнее «включить эмпатию»? Как не давить на человека, подтягивая его ответы к своему готовому мнению?

— Лучший способ — ни о чем человека не спрашивать. А поступить принципиально иначе — не «разговаривать», а «провзаимодействовать» с человеком через конкретную практику. Например, попросить его по быстрому наброску вашей гипотезы совершить какие-то действия и попробовать пройти пользовательский путь. Посмотреть, как это работает.

Или попросить своим опытом поделиться, показать, как человек действовал, попросить рассказать историю. Конечно, это и общение, живая беседа, интервью. Но, как показывает мой опыт, многие просто не хотят слушать человека. Если же ты хочешь услышать ответ — ты его получишь и в действиях, и в словах человека.

— Из сложностей дизайн-мышления — после этапа генерации идей есть проблема, как обратно собраться и вернуться к конструктиву. Как фокусировать команду?

— Ценные идеи будут сформулированы только тогда, когда правильно сформулированы и названы проблемы. Если правильно названы проблемы — найдутся правильные решения.

Если проблема не осознана, и не ясна, сложно перейти к генерации идей и к содержательной работе.

Это ступор, с которым сталкивается тот, кто начинает практиковать дизайн-мышление. Поэтому в дизайн-мышлении есть этап «Фокусировка». В его рамках формулируют вопросы. Это самый сложный и энергозатратный этап: нужно правильно задать вопрос, понять, в чем же корень проблем. Осознание этого — важный переходный этап в генерации идей. Вот он-то из-за своей сложности как раз и становится камнем преткновения. Сгенерировать качественные идеи на найденные проблемы, наблюдаемые инсайты — еще сырые и неосознанные — практически невозможно.

— За что любите метод, более чем понятно из ваших ответов, спасибо. А за что не любите?

— Я очень не люблю дизайн-мышление за его название. Оно сильно уводит людей, которые только знакомятся с методологией, в сторону — в психологию мышления что ли, индивидуального «способа мыслить». А ведь это метод командной работы. Дизайн-мышление — очень конкретная практика быстрых и полезных действий, а не абстрактного личного «мышления». Я пока для себя не решила, как можно его переименовать, но время покажет, а история этого метода все расставит на свои места 🙂

Если интересно, читайте книги по дизайн-мышлению и статьи в нашем блоге.

biz.mann-ivanov-ferber.ru

Дизайн-мышление. Все о тренде. Читайте на Cossa.ru

А ведь применить метод может кто угодно в бизнесе или в личной жизни. На этой странице вы сможете за 5 минут разобраться в том, что такоедизайн-мышление, посмотреть кейсы и узнать, что читать по теме.

Мария Сташенко, основатель лаборатории Wonderfull«Дизайн-мышление — это такая точка зрения на мир, позиция, необходимая человеку для того, чтобы преобразовывать и организовывать пространство вокруг себя».Интервью Марии Сташенко одизайн-мышлении, командной работе и творчестве в медицине.

Дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированных в первую очередь на интересы пользователя. Формула «польза для человека + возможности технологий + учет интересов бизнеса» дает в результате устойчивый продукт.

Евангелисты дизайн-мышления верят, что применять инструменты метода можно для всех сфер без ограничений — для решения задач бизнеса, в образовательных проектах, даже при воспитании детей и планировании поездки в Грецию.

Кому полезно

  • Разработчикам и стартапам.
  • Преподавателям и консультантам.
  • Бизнесменам и работникам сферы услуг.
  • Дизайнерам и всем-всем-всем.

Марьяна Онысько, менеджер проектов в МИФе«Мне всегда казалось, что дизайн-мышление — это что-то очень сложное и непонятное. А еще занимает кучу времени. На практике же оказалось, что прототип, например, можно сделать из бумаги, ножниц и клея. А весь процесс дизайн-мышления — это набор понятных последовательных шагов»

Метод дизайн-мышления состоит из шести этапов

Каждый этап относится к дивергентной или конвергентной фазе. Дивергенция — расширить угол зрения, собрать все находки и идеи.

Затем конвергенция—сужение фокуса и выбор приоритетной идеи, которую будем проверять и дорабатывать на следующих итерациях.

Брать и применять:набор практических инструментов для каждого этапа —в методичке от лаборатории Wonderfull.

Этапы дизайн-мышления

Дизайн-мышление — это четко определенный процесс. При этом можно выполнять только часть его цикла, возвращаться к середине или началу при необходимости.

1 ЭТАПЭмпатия

Способность выслушать, «влезть в ботинки» другого человека и понять его чувства, движения и поступки.

 2 ЭТАПФокусировка

Обрабатываем информацию о жизни людей и выделяем проблему, с которой будем работать. Смысл фокусировки — сформулировать вопрос для решения.

  3 ЭТАПГенерация идей

Режим, когда мы придумываем основные идеи. Чтобы этап был успешен, исключаем критику, создаем позитивную атмосферу и  собираем игроков из разных отделов. Все записываем.

  4 ЭТАПВыбор идеи

Все идеи крутые, пока не столкнулись с реальным миром. Просеиваем идеи через фильтр, чтобы отобрать жизнеспособные.

5 ЭТАППрототипирование

Простой прототип расскажет больше, чем вы могли представить, поможет найти верное решение и не потерять деньги.

6 ЭТАП

Тестирование

Получение обратной связи о прототипах. Показываем пользователю решение и спрашиваем, что не нравится и почему. Разочаровывает, но экономит ресурсы.

Узнать больше об этапах в Гайде по процессу от лаборатории Wonderfull.

История дизайн-мышления

Герберт Саймон озвучил идею дизайн-мышления в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позже этот подход, основанный на наблюдениях, экспериментах и быстрых изменениях, проникает в менеджмент. Уже в 90-х годах Дэвид Келли основывает IDEO. Официальная доктрина компании — дизайн-мышление.

История метода — в презентации лаборатории Wonderfull для EdCrunch 2015.

Из книги Бернарда Роса «Привычка достигать»«Дизайн-мышление начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее. Оно не требует сверхъестественных сил, и его абсолютно безопасно пробовать в домашних условиях»

Дизайн-мышление в бизнесе

Приведем несколько примеров проектов, которые нас вдохновили и заставили полюбить дизайн-мышление.

Решение из шариков и веревочек

Корейская компания заправок S-Oil хотела выбиться в лидеры отрасли. У них было мало времени, небольшой бюджет, очень конкурентный рынок и метод дизайн-мышления в арсенале. Сейчас S-Oil Corporation — вторая по  величине нефтегазовая компания Южной Кореи.

Пообщавшись с автомобилистами, сделали открытие — в поисках свободного места на парковке те тратят уйму времени и «накручивают» по асфальту до 15 лишних км в месяц. Это была сильная боль и проблема, не связанная напрямую с продажей бензина. В S-Oil придумали элегантное дешевое решение из желтых шариков-стрелочек, которые показывали, где есть свободное место на парковке. В результате S-Oil: 1) позаботилась о пользователях, 2) повысила продажи, 3) заработала имидж компании, экономящей нефть и неравнодушной к экологии.

Пиратский квест во время МРТ-обследования

В МРТ-сканере все громко и  неожиданно стучит. Замкнутое пространство, да еще и лежать нужно неподвижно, — страшно даже взрослым, не говоря о детях.Исследователи, которые занимались этим проектом,решили проблему геймификацией для детей.

В госпитале Питтсбурга каждый кабинет и МРТ-сканер — это своя история. Путешествие на корабле пиратов, ракете или в подводное царство Русалочки. Обычно сканер выглядит пугающе, но только не здесь. Теперь дети ждут не дождутся процедуры — это же приключение! Никто не боится, многие просятся прийти еще раз. Маленьким пациентам стали давать успокоительное на 19% реже. И все это без переделки дорогостоящего аппарата.

Кейс компании IDEO для GE.

Инструкция «Из коробки» от Samsung

Ребята из Special Projectsпомогли Samsung понять, почему пожилые люди неохотно пользуются смартфонами. Они провели исследование и узнали, что затруднения вызывал не их возраст или недостаток технических навыков, а  неуклюжесть руководств телефона.

Стандартный дизайн инструкций и зашифрованная терминология отпугивали пользователей. Настроить свои мобильные телефоны было сложно. А вот руководство по телефону в виде набора книг позволило пользователям чувствовать себя комфортно и не бояться исследовать свой мобильный телефон.

Переговорка «Рабочее место будущего»

Что было не так с переговоркой? Мало места, у людей затекала шея, потому что приходилось смотреть на флипчарт, который — как оказалось — неудобно висит, некуда положить блокнот, не говоря о ноутбуке. И так много часов подряд.

В компании Wonderfull решили улучшить переговорную, применив дизайн-мышление. Для этого провели исследование: посадили людей в старую переговорную, моделировали разные ситуации и наблюдали за происходящим. Замечали, какие есть проблемы. Сделали прототип из картона, протестировали его — и улучшили. Затем еще раз и еще. Тесты прототипа показали, что такое решение помогло улучшить качество переговоров. Они проходят быстрее, люди меньше устают и чувствуют себя комфортнее.

Дизайн-мышление помогает в решении любых задач

Это может быть создание автомата для кофе, веб-интерфейса или даже планирование отпуска. Не имеет значения сфера деятельности, размер бизнеса или количество людей в команде.

Жанна Шалимова, экс-директор по развитию цифрового канала Tele2«Сначала я относилась довольно скептически ко всем этим стенам со стикерами. Казалось, что из собранного вороха инсайтов и идей невозможно выбрать что-то действительно стоящее. Но оказалось, что, если идти последовательно, провести этапы прототипирования и тестирования, все работает»

Новое цифровое пространство для Tele2

Когда у российского мобильного оператора Tele2 появилась задача «изменить сайт», с помощью метода дизайн-мышления она трансформировалась в более глобальную — обновить все приложения и веб-версии сайта и создать новое цифровое пространство.

Начали с исследования того, что же хочет абонент, — не задавали вопросы, а наблюдали,как люди совершают покупки в Интернете или регистрируются в других личных кабинетах.

Так же методичноизнутри у представителей бизнеса были собраны все пожелания. После этого «склеили» интересы всех. Так в Tele2 нашли синергию между тем, чего хотел бизнес и чего действительно ждал абонент.

Фото — лаборатория Wonderfull.

Прогуляться и оформить документы

Дизайн-мышлением начало пользоваться даже государство. Во время обычной прогулки по парку москвичи могут совместить приятное с полезным и подать заявление о регистрации брака, узнать о своих штрафах ПДД или о получении загранпаспорта в кабинах.

Благодаря вниманию к запросам пользователей с помощью метода дизайн-мышления появились кабинывиртуального обслуживания «Мои документы» и разрабатывается новое мобильное приложение сайта mos.ru

Умная кофе-станция

Разработчики кофе-станции тоже использовали дизайн-мышление. Они продумали идею и сценарии для 8 типов пользователей.

Умная кофе-станция самообучается и предлагает подходящее человеку сочетание ингредиентов в напитке, разные печеньки и даже персонализированную новостную ленту. Она умеет делать геолокационную привязку к его маршруту. А ещё «помнит» эмоциональный фон на основе данных с прошлого «общения» с кофе-станцией.

«Очеловечивание» машины оставляет приятное впечатление — человек замечает разницу уже во время второго подхода к кофе-станции.

Кейс дизайн-агентства Lumiknows.

Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры

Дизайн-мышление отлично подходит для планирования отпуска. Берем инструмент «Карта стейкхолдеров» — записываем всех, кто заинтересован в процессе, и описываем, какие у них есть потребности.

Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры. Как организовать оставшимся дома котам постоянно свежую водичку в миске и достаточное количество корма во время вашего отпуска? Если вы пройдете все этапы процесса дизайн-мышления и учтете интересы всех стейкхолдеров этого непростого семейного процесса — отличный отпуск вам гарантирован.

Из интервью в Бизнес-блоге МИФа

Екатерина Храмкова, генеральный директор дизайн-агентства Lumiknows«Самый тяжкий грех — это «подгонка результата». Потому что дизайн-мышление должно устранять пропасть между искусственно придуманными ментальными конструкциями и повседневной реальностью обычной жизни»

www.cossa.ru

Мария Сташенко о дизайн-мышлении, командной работе и творчестве в медицине — T&P

В последнее время бизнес все чаще стал обращаться к дизайну, чтобы получить порцию вдохновения для развития. Куратор курса «Дизайн-менеджмент» в Британской высшей школе дизайна и основатель лаборатории Wonderfull Мария Сташенко рассказала T&P об особенностях дизайн-мышления по-русски, программах Британской высшей школы дизайна и внедрении креативных практик в бизнес.

— Зачем бизнесу потребовалось дизайн-мышление?

— Дизайн-мышление — это такая точка зрения на мир, позиция, необходимая человеку для того, чтобы преобразовывать и организовывать пространство вокруг себя. Если в фразе «что бы такое придумать» глагол «придумать» заменить на «улучшить», то получится взгляд на мир дизайн-мыслителей. Термин родился в стенах Стэнфорда в 60-х годах двадцатого века, когда бизнес постепенно перестал концентрироваться на конкуренции рекламных бюджетов и начал задаваться вопросом: «Как можно позаботиться о потребителе таким образом, чтобы сформировать с ним долгосрочные отношения?»

Из диссертаций и научных публикаций в практику дизайн-мышление ввел в 80-х Дэвид Келли. Его консалтинговая компания IDEO ведет поиск ответов на самые актуальные вопросы современности: как сделать так, чтобы люди начали готовить дома и есть меньше фастфуда? Что нужно для того, чтобы всем беднякам в развивающихся странах стало доступно образование? IDEO проводит исследования и брейнстормит, а компании-партнеры внедряют появившиеся идеи в практику. Например, проект mHealth для Nokia. Его задача — ответить на вопрос, как можно улучшить заботу о здоровье беременных в странах с низким доходом. Процент детской смертности, связанный с причиной отсутствия заботы во время беременности, — около 70%. Решение, которое предложили участники, фактически «ведет» беременность женщины через смс-сервис, напоминая ей о необходимых процедурах, уведомляет и визите врача и результатах анализов. Сейчас этот подход внедряется в странах Африки.

Когда сегодня говорят, что проект сделан по правилам дизайн-мышления, это значит, что по сравнению с аналогичными проектами он дешевле в исполнении, более экологичен и приемлем для окружающей среды, устойчив в своем развитии и ориентирован на потребности реальных людей, а не на решение каких-то инфраструктурных или корпоративных задач. Дизайн-мышление может применяться как в маленьких стартап-компаниях при создании новых сервисов, продуктов и услуг, так и на крупных предприятиях, где есть проблема разработки сервисной стратегии или создания нового портфеля продуктов.

— Чем занимается проектная лаборатория Wonderfull?

— Wonderfull появилась в 2011 году — вместе с коллегой Лилией Чуевой мы разрабатываем сервисные и продуктовые решения для российских компаний. Во-первых, помогаем им находить креативные идеи. К нам приходят не только креативные предприниматели, но и люди из традиционно «нетворческих» областей, у которых появился вопрос, как использовать дизайн и потенциал нестандартного мышления для решения бизнес-задач. Скажем, мы сидим с заказчиком в кафе и думаем над новым сценарием обслуживания посетителей. В таких случаях студии или компании сперва работают над коммерческим предложением, проводят питч, а мы стараемся сразу же сделать прототип. У вас уже есть гипотеза? Так давайте ее проверим! Пользователи — вокруг, так почему бы не попробовать новый метод обслуживания прямо здесь и сейчас?

Второе направление — творческое образование. Мы разрабатываем программы по дизайн-мышлению для компаний — как для отделов по подбору персонала, так и для коммерческих или стратегических департаментов.

Наконец, мы работаем над креативным преобразованием пространств — недавно заняли второе место в конкурсе «Новое пространство Росатома» по разработке новых решений для более чем 60 предприятий в России. Следующий шаг — участие в конкретном проекте реорганизации лабораторий «Росатома».

— Какие творческие методы применяются для решения бизнес-задач?

— Мы работали с компанией SAP в рамках подготовки Growth Plan в 2013 году, а также помогали в организации образовательной программы «Академия передовых практик внедрения и поддержки SAP». Для них было важно выйти на новый уровень подачи и усвоения информации. Очень часто во время презентаций используются excel-таблицы, полные сложных терминов, которые малопонятны как самим выступающим, так и аудитории. Либо бывает, что под крышей одной компании находятся враждующие между собой отделы — им трудно найти между собой взаимопонимание. Тогда на помощь приходит лепка из пластилина или бумажное проектирование. Люди садятся за один стол и пробуют сделать что-то вместе своими руками, показать с помощью творческих инструментов процессы, которые обсуждаются в презентации. Практика командной работы помогает понять, что ты действительно делаешь, и сближает — творческое взаимодействие заменяет сухую корпоративную отчетность. В случае с SAP мы использовали LEGO Serious Play, чтобы смоделировать серьезные процессы, — интеграцию информационных технологий в бизнес.

Кстати, очень многие компании используют методику LEGO Serious Play в своей практике. Например, представительства H&M в Португалии, Испании и Англии внедряют игру при приеме на работу. После стандартного интервью HR-менеджер вдруг достает набор LEGO и говорит: «А теперь сыграем!» В момент игры человек показывает себя таким, какой он есть на самом деле. Готовность к быстрому действию показывает, насколько человек готов к быстрым изменениям, гибко реагирует и позитивно мыслит.

Применение дизайн-мышления позволяет людям перестать говорить и начать делать что-то своими руками — так исчезает боязнь сделать ошибку. Мы, русские, боимся ошибаться, мы перфекционисты — это заложено в нашем менталитете, в то время как на Западе общество не так сильно порицает за ошибки. Ошибайся раньше, ошибайся чаще — вот основной принцип дизайн-мышления. Чем больше ты ошибаешься, тем больше опыта приобретаешь и тем более адекватным и взвешенным в конечном счете становится твое решение.

— Отличается ли российский вариант дизайн-мышления от зарубежного?

— Да, уже можно сказать, что есть такой вид дизайн-мышления, который мы практикуем, — дизайн-мышление по-русски. Оно более открытое, динамичное, нереально драйвовое. Творческий потенциал и быстрота нашей «удалой тройки», границы того, что мы позволяем себе на практике, гораздо шире. Мы больше импровизируем, подходим к человеку ближе, выстраиваем «интимную» связь с пользователем. Хотелось бы, чтобы со временем это сформировалось в отдельный подход, и люди говорили: «Это придумали русские».

В своей практике мы стараемся использовать приемы из маркетинга, рекламы, психологии, социологии, философских течений, театральных импровизаций. Так, театральная импровизация, бодисторминг (язык тела), рассказывание историй и своих идей с помощью сцен из жизни — это самый сильный инструмент проверки идей, который только можно придумать. Презентация идеи нового продукта или услуги вместо скучных цифр и занудных слайдов буквально оживает за счет игры участников. Не нужно много говорить — этого все равно никто до конца не поймет и не услышит. Нужно просто показать, как это работает, с помощью проигрывания ролей, демонстрации того, как и куда «полетит смс» и кто ее потом «получит». Игровая импровизация нереально сокращает время на демонстрацию и обсуждение новых сервисов, а также помогает самим участникам быстро понять, будет это работать или нет.

— Расскажите о своей работе в Британской высшей школе дизайна.

— В Британке я курирую «Дизайн-менеджмент» — программу дополнительного образования, рассчитанную на тех, кто уже имеет первое высшее. В этом году ей исполняется пять лет. С нового учебного года у программы появятся две специализации: «дизайн-мышление» и «креативное предпринимательство». Как правило, к нам приходят люди старше 28, которые ищут ответ на уже возникший где-то в голове из опыта вопрос. В рамках программы обсуждаются серьезные вещи, которые новичкам или молодежи могут быть не так интересны в силу того, что они на практике еще не столкнулись с рядом проблем.

Наши выпускники запустили немало интересных проектов. Например, Ирина Петрова и Надежда Исаева стали авторами «Платформы 9–15» и занимаются развитием креативного и эмоционального интеллекта школьников. Эти цифры в названии отображают возраст детей, на которых ориентирован проект. Его особенность — в уникальном подходе к педагогике и командной работе. Сегодня Ирина и Надежда сотрудничают со многими учебными заведениями и подсказывают педагогам, как применять дизайн-мышление в учебном процессе. Или проект «Игровизация». Его автор — актер Владимир Аблогин — практикует дизайн в театральной среде. В частности, сценическую импровизацию. Еще один интересный проект выпускников — «Лаборатория маркетинга» Ирины Милютиной и Марины Курочкиной, которые работают с малым и средним бизнесом, внедряя в их практику методы дизайн-мышления. Наши выпускники делали учебные проекты для Mail.Ru, Pegas Touristik, Raiffeizen Bank, Pizza Hat, Qiwi, «Трансаэро» и других российских и зарубежных компаний.

В последнее время дизайн-мышление активно применяется в областях, на первый взгляд далеких от творчества. В начале июля в Британской высшей школе дизайна проходил летний интенсив «Дизайн-мышление: практика создания новых продуктов и услуг». Мы сосредоточились на дизайн-мышлении в медицине и изучали, как улучшить опыт пребывания человека в медицинских клиниках. В американской практике в крупных частных медицинских центрах — например, Mayo Clinic и Kaiser Permanente, — работа строится на соблюдении достоинства пациентов. У нас же зачастую люди, которые обращаются за медицинским обслуживанием, чувствуют себя не пользователями, а просителями. Улучшение медицинского сервиса, пространства, где эмоции и ожидания людей изначально негативны, связаны с болью и переживаниями, — высший пилотаж мировой практики сервис-дизайна и дизайн-мышления.

theoryandpractice.ru

Zillion - Дизайн - Мария Сташенко: грани и возможности

О программе рассказывает известный творческий предприниматель и куратор интенсива, Мария Сташенко.

Дизайн-мышление – очень модная и интересная штука. Ее придумали в 60-х годах как специальный термин для того, чтобы обозначать особое мышление, свойственное  художникам и дизайнерам.

В 80-х методика дизайн-мышления начала свое плавание в мире американского бизнеса под флагом промдизайнерской компании IDEO во главе с «капитаном» – Дэвидом Келли.

Основной принцип подхода – каждый из нас может создавать полезные для людей и общества решения. Студии и креативные команды – не узурпаторы творческой энергии, а проводники смысла и нового мышления. Хочешь что-то реально сделать лучше вокруг себя или в своем бизнесе? Иди к дизайнерам.

В Британке мы ставим эксперименты с новыми методами. На летнем интенсиве по дизайн-мышлению экспериментатором может стать каждый – и тот, кто знает, как рисовать в фотошопе, и тот, кто такого слова никогда в жизни не слышал.

Единицы знают, что успех любого проекта зависит от слаженной работы команды. Там, где есть конфликты, – нет перспективы, и самая блестящая идея будет красиво погребена под завалами надежд, мечт и эмоций.

Методика дизайн-мышления помогает в процессе работы над проектом продумать и пережить конфликты, правильно их оценить и избегать в дальнейшей работе.

Дизайнеры забыли, зачем и для кого они работают.

Задача курса по дизайн-мышлению – восстановить ключевой смысл процесса «дизайна» (то есть «проектирования») и вовлечь в проектирование людей, с которыми и для которых создаются объекты, процессы, сервисы.

Инклюзия – это включение в дизайн тех, кого принято оттуда исключать.

Задачей для проектирования будет создание среды, удобной для всех людей.

Мы привыкли к тому, что компании и социальные сервисы обращаются только к 10 (десяти!) процентам людей целеустремленных, с активной жизненной позицией, обеспеченных, образованных, исключая при этом из поля своего зрения 90 % тех, кто не так быстро бегает, хуже слышит или слабо видит.

Эмпатия – это сопереживание, возможность почувствовать себя на месте другого человека. Мы будем наблюдать и воспроизводить разные типы физических и возрастных ограничений. Все участники интенсива смогут пережить это впервые в своей жизни.

В фокусе нашей работы будет пространство Московского метрополитена, где мы будем наблюдать, разрабатывать, создавать и тестировать решения вместе с людьми, которым нужна помощь и поддержка.

Интенсив готовит команда выпускников Британки, наша проектная лаборатория по дизайн-мышлению Wonderfull, а также творческие предприниматели, которые создают бизнесы в новых областях. Например российская команда Signbox, которая развивает сервисы в области навигации, помогает нам с подготовкой программы, в дальнейшем ее члены будут экспертами события.

Откроет программу консультант из Германии, выпускник d.school в Потсдаме, эксперт российского подразделения SAP Оливер Кемпкенс. Это очень открытый и энергичный человек, который принесет международный опыт и иной взгляд на мир, необходимый для работы над проектами.

Мы привлечем к программе всех, кто близок теме и методике дизайн-мышления. Сейчас создается уникальное сообщество молодых и амбициозных специалистов в этой области, которое мы активно поддерживаем.

Благодаря коллективной энергии и работе потрясающей команды моих друзей и коллег стал возможным этот экспериментальный курс.

Я уверена, что наши эксперименты в области решений, ориентированных на Человека, станут новым стандартом для работы в российской креативной индустрии уже совсем скоро.

zillion.net

Что такое дизайн-мышление? - Дизайн

Мария Сташенко, куратор курса «Дизайн-мышление», который стартует 3 марта в Британской Высшей Школе Дизайна, рассказала нам об основах нового подхода к дизайну. Мария также является основательницей лаборатории Wonderfull, академическим членом Design Management Institute (США) и креативным предпринимателем.

Мария Сташенко, креативный предприниматель, академический член Design Management Institute (США).

Расскажите немного о себе. В описании курса о вас говорится как о креативном предпринимателе. Что это значит? 

C 2003 года я работаю в креативной индустрии - как предприниматель веду собственную практику в области дизайна и продуктовой работы. Предпринимательство в креативной индустрии – особенное: ты постоянно включен в индустрию создания, продажи или обмена интеллектуальной собственности. В этом смысле креативный предприниматель (фрилансер, владелец студии, например) находится постоянно на пересечении разных практик и дисциплин, вовлечен в разные рынки. Тебе нужно постоянно что-то преподавать, строить сообщество, развивать свою команду, самого себя и во всей этой цепочке действий создавать питательную среду для генерации идей по созданию новых интеллектуально-емких продуктов.

Чем занимается организация Design Management Institute, членом которой вы являетесь? 

Это некоммерческое объединение всех тех, кто так или иначе вовлечен в процесс проектирования новых продуктов и услуг. Институт был основан в Бостоне в 1975 году. Цель DMI заключается в развитии карты самых разных компетенций для креативного лидерства, лидерства в дизайне. Дизайн-мышление – базовая компетенция в этой карте, основополагающая для практики создания новых продуктов и услуг не только у дизайнеров или кредиторов, но и у всех специалистов, так или иначе вовлеченных в процесс разработки или производства.

Перейдем к теме нашего интервью. Что такое дизайн-мышление, как вы его для себя определяете? 

Для меня дизайн-мышление - это такой термин, тэг-помощник, который на этапе разработки или улучшения новых решений помогает сфокусироваться на самом главном. Спросить себя: а что и для кого это мы, собственно, собрались тут что-то разработать? С чего начать и как правильно делать? Тут-то и возникает потребность в неком быстром референте, слове, за которое можно зацепиться и развернуть набор инструментов для командной работы по поводу нового продута или сервиса. Если определить дизайн-мышление чуть более стандартно, дать определение, то дизайн-мышление - набор инструментов, а также метод, философия и новый рабочий процесс по созданию новых продуктов и услуг. Недавно я сделала небольшую заметку, в которой постаралась ответить на 7 вопросов о дизайн-мышлении.  

Люди каких профессий, кроме дизайнеров, могут использовать методы дизайн-мышления? 

Даже и не к дизайнерам этот метод сейчас имеет отношение, в большей степени.

Мария Сташенко, креативный предприниматель, академический член Design Management Institute (США).

Дизайн – это уже такая обширная деятельность по проектированию решений, что сюда медленно, но верно, оказываются втянуты какие-то даже совсем недизайнерские области бизнес-активности. Юристы, например, чем не дизайнеры? Или инженеры? Все они участвуют в создании продукта для конкретного пользователя.

И всем им нужно такое вот «про-человеческое» мышление.

Что такое человеко-ориентированный подход? 

HCD или человеко-ориентированное проектирование - позиция в деятельности, когда первым делом ты задаешь себе вопрос, что за пользу ты принесешь этим вот своим решением / идеей / задумкой пользователю? Какое реальное «добро», а не манипуляции с экономикой / скидками / мнимой ценностью получит конкретный Человек? Подход имеет свои корни в позиции, которую в 70-х годах обозначал Виктор Папанек. Дизайн должен быть полезен не для «Потребления», а для устойчивого развития человека и, да-да, коммерческих и социальных отношений. 

Как, будучи дизайнером, всегда оставаться в курсе того, что сейчас популярно на рынке и понимать, как вообще работает бизнес?

Продолжать быть дизайнером, делать свою работу, и хорошо ее делать! Если ты в действии, то это не ты ориентируешься на методы, а методологи приходят к тебе, смотрят на твои инструменты и думают: «ах, вот оно как, круто дизайн-то делается, а мы-то думали…» И пишут книжку про дизайн-мышление и про тебя как великого методолога :) 

rdh.ru

БВШД. Британская Высшая Школа Дизайна. Здесь.

Британская высшая школа дизайна приглашает всех желающих принять участие в мастер-классах по брендингу, интерактивному дизайну и дизайн-мышлению, которые пройдут 26 и 27 сентября в рамках международного фестиваля рекламы и маркетинга Red Apple на Красном Октябре.

Red Apple – единственное в России мероприятие международного уровня в индустрии рекламных и маркетинговых коммуникаций. Ежегодно в фестивале участвуют более 5000 тысяч человек из 30 стран мира.

В этом году фестиваль отличается насыщенной научной программой, в которой примут участие кураторы и преподаватели БВШД.

26 сентября

14.00-15.00 «Адреналин интерактивных коммуникаций»Куратор программы «Дизайн в интерактивной среде» Дмитрий Карпов расскажет всю правду о Digital: «Это всегда про нервы, риски и возможность провала, про быструю смену технологий, нехватку кадров, времени, технические сбои, жесткие дедлайны. Только ребята с большими амбициями и крепкими нервами могут работать и жить счастливой и здоровой жизнью. Как умудриться творить, не потерять себя, оставаться в крутой креативной форме и не провалить следующий проект? Почему же мы любим этот Digital?»

Далее вечер с экспертами курса «Брендинг»:

17.00-17.10«От I к T за 9 месяцев» (презентация программы, скайп-сессия с куратором)Андрей Пуртов (продюсер HiBrand, генеральный директор ArtGraphics.ru)

17.10-17.30«Инвестиции и идиоты»Микаэл Горский (выпускник Гарварда, управляющий партнер «МАГ Консалтинг», преподаватель блоков «Лидерство в креативной команде» и «Привлечение инвестиций» на программе «Брендинг»)

17.30-17.50«Креатив. Молекулярная кухня»Татьяна Олешкевич (creative leader в SapientNitro, преподаватель блока «Креатив и копирайтинг» на программе «Брендинг»)

17.50-18.10«Измерение креатива: от идеи до воплощения»Михаил Дымшиц (генеральный директор «Дымшиц и партнеры», преподаватель блоков «Маркетинговый анализ» и «Медиапланирование» на программе «Брендинг»)

18.10-18.30Панельная дискуссия с Микаэлом Горским, Михаилом Дымшицем и Татьяной Олешкевич

27 сентября состоится мастер-класс представителей курса «Дизайн-менеджмент»

14.00-15.00 «Как использовать дизайн-мышление в решении бизнес-задач?»Куратор программы Мария Сташенко подробно расскажет о принципах дизайн-менеджента, которые будут полезны предпринимателям, владельцам дизайн-студий, арт-директорам, аккаунт-менеджерам, а также директорам по маркетингу и стартаперам.

Адрес: Digital October, Берсеневская наб., 6, на территории фабрики «Красный Октябрь»

britishdesign.livejournal.com

Вебинар 09.06: "Дизайн-мышление", от преподавателя Британской Высшей Школы Дизайна - SkillsUp

 

Мария Сташенко — одна из самых заметных менеджеров в области инновационных сервисных исследований и обучения дизайн-управлению. Креативный предприниматель, её профессиональный бэкграунд включает глубокие знания по философии, культурологии и экономике. В своей практике применяет подходы дизайн-мышления (design thinking), игротехники, сервис-дизайна, бизнес-моделирования и инновационные виды исследований. На вебинаре от Skillsup.ru Мария расскажет, что подразумевают под фразой "дизайн-мышление" (designthinking), каков алгоритм его применения, на каких этапах создания нового продукта оно более эффективно и почему дизайн-мышление становится базой для инновационных проектов. 

Вебинар состоится 9 июня в 19:00 по мск

Мария Сташенко

Эксперт в области сервис-дизайна и человекоориентированной разработки / Human-Centered Design. Методолог и евангелист подхода Design Thinking / дизайн-мышление. 

Академический член Design Management Institute (США). Выпускник HS Anhalt (Pg Marketing Management) и Staffordshire University (MA Design Management).

  • С 2015 года руководитель образовательного центра «Управление дизайном рабочего пространства ГК РОСАТОМ». 
  • В 2012 году основала компанию в области управления инновациями Wonderfull. 
  • В 2009 году возглавила факультет Дизайн-менеджмент в Британской Высшей Школе Дизайна. 

Кратко о том, что такое дизайн-мышление...

Дизайн-мышление - метод разработки продуктов, сервисов и услуг, ориентированных на пользователя. 

Отличительные особенности метода дизайн-мышления:

  • Погружение в опыт пользователя;
  • Сторонний подход к определению проблем;
  • Фокусировка на персональных сценариях поведения и действий.

*по данным сайта tilda.education

Получи доступ к мастер-классам топовых спикеров и базе полезных материалов

skillsup.ru