Записки выпускника, или тёмная сторона НИУ ВШЭ. Ниу вшэ отзывы дизайн


Отзывы о НИУ ВШЭ

Частное право в НИУ ВШЭ

С этого года в московском кампусе НИУ ВШЭ стартовала новая образовательная программа - "Юриспруденция: частное право", реализуемая совместно с Российской Школой Частного Права (крутейший исследовательский центр, созданный для написания ГК РФ). Желаемой аудиторией, по словам представителей факультета права, стали олимпиадники - призёры всероссийской олимпиады школьников по праву, обществознанию и истории (мой диплом - по обществознанию). Мы только начали свой путь, но нам уже есть, что рассказать о вышке, факультете права, РШЧП и нашем обучении.

НЕВОЗМОЖНО ПОСТУПИТЬ? Действительно, из 23 из 30-ти бюджетных мест в этом году заняли призёры заключительного этапа ВОШ. Вышка немного расширила зеленую волну, поэтому проходной балл на бюджет - 387. Поступившие по ЕГЭ - культурные, разносторонние и образованные люди, с ними очень интересно общаться, и они ни в чём не уступают олимпиадникам. Более того, усердно готовятся и часто отвечают наравне с олимпиадниками, а то и намного лучше. Не бойтесь поступать сюда по ЕГЭ, если вы наберете столько баллов, значит вы умеете учиться! Добавлю от себя, что был удивлен, когда узнал, что некоторые ребята - не призёры олимпиады, а поступившие по скидке на платную основу (баллов 350-360), потому что отвечают они правда очень круто, ничуть не уступая несколько лет изучавшим право олимпиадникам. В университете абсолютно другой подход к праву, здесь все начинают сначала и "копают" намного глубже, чем в школе.

ПЕТУХИ? Многие ребята боялись учиться в олимпиадных группах, которые так любит Вышка (олимпиадники тоже боялись, кстати). Мне повезло стать старостой одной из таких групп, и, скажу честно, бояться нечего. Да, конкуренция на семинарах большая, каждый знает себе цену, некоторые преподы иногда сами становятся инициаторами напряжения, но процент таких ситуаций очень небольшой. В нашей группе распространена практика взаимопомощи, поддержки, "прикрывания" тех, кому это нужно. Каждый ценит свой труд, но жадин у нас нет :)

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО С ПЕРВОГО КУРСА? О да, братан, это так. В октябре вас ждет потрясение/удовольствие (нужное подчеркнуть) - занятия с преподавателями из Российской Школы Частного Права. Это очень интересно, но и безумно сложно (особенно для тех, кто сталкивается с гражданским правом впервые). Вам нужно будет читать много литературы, судебной практики, думать, анализировать и понимать. Некоторые лекции многим покажутся абсолютно непонятными, будьте готовы. Но, скажу сразу, кто хочет - втягивается. Это требует определенных усилий, концентрации и самостоятельного изучения материала, но это возможно. К слову, пройдете вы за первые полгода около 16-ти статей ГК РФ. Вам откроют, сколько граней имеют принципы добросовестности, разумности, справедливости и другие в гражданском праве и сколько проблем возникает на практике в связи с их реализацией. Есть и case study по гражданскому праву - ведёт просто потрясающий преподаватель. Уже на 1 курсе мы будем учиться грамотно писать процессуальные документы, разрабатывать позицию истца и позицию ответчика, да и сам кейс, по которому мы начали работать, очень интересный и нетипичный.

ЯЗЫКИ КАК В МГИМО? Не совсем. Всё-таки МГИМО - есть МГИМО, там огромные домашние задания по языкам, маленькие группы (не больше 8 человек). Это и делает их систему более продуктивной. Во всём остальном вышка ничуть не отстает. На первом курсе три разных английских: English for IELTS (1 пара в неделю), юридический английский (1 пара), интенсивный юридический английский (2 пары). На английский можно не ходить (фактически это факультатив), но я бы не советовал отписываться от него. Сразу скажу, что для айлтса это маловато, нужно учить самим, а вот юридический английский даётся очень и очень хорошо. Лично я уже чувствую нехилый прогресс. Есть и второй язык. Немецкий или французский. По запросам формируются начинающие или продвинутые группы. Можно, кстати, вместо интенсива по английскому ходить и на немецкий, и на французский. Всё зависит от вашего таланта, желания и уровня языка. Он у нас только начался (с ноября), поэтому о результатах ничего сказать не могу. Но от преподавателя в восторге.

СЛОЖНО? Да. Настраивайтесь на то, что образование здесь хорошее, но учиться просто дико сложно. Ко многим семинарам нужно довольно много готовиться. По истории государства и права зарубежных стран, к примеру, выставляют оценки всей группе за каждый семинар. У нас там начинаются голодные игры за ответы, которые заставляют сильно понервничать. По многим предметам презюмируется некоторый уровень знания предмета ещё перед его началом. К примеру, конституционное право у нас ведёт полномочный представитель Президента в ГД. Для тех, кто разбирается он один из любимейших семинаристов. Для тех, кто видит конституционное право впервые - очень сложно. Приходится много читать. Довольно сложные контрольные. Много тяжелых вопросов, мало времени, списать в основном не получается. Так по всем предметам.

А НЕПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ? К счастью, их немного. Нет физры, нет культуры речи и прочих предметов, которые обычно есть на 1 курсе. Общая социология даётся в виде онлайн курса, экономическая - очень интересная. Серьезно, вы будете с удовольствием готовиться и посещать семинары. Философия тоже преподаётся немного нестандартно - не по эпохам, а по темам (проблема бытия, противопоставление "Восток-запад" и др).

ЧТО ТАКОЕ ДЕДЛАЙНЫ? ИХ МНОГО? Дедлайны - сроки, к которым вам нужно успеть сделать и загрузить в электронную образовательную систему письменные работы (домашние задания, эссе, рефераты). Работы сложные, их подготовка отнимает много сил. Какие-то интересные, какие-то - нет. В общем, как всегда. Плюс - вы учитесь грамотно писать, прошариваете много источников, занимаетесь действительно исследовательской деятельностью. Минус - у вас нет на это времени, так как подготовка к семинарам требует много сил, дорога до общаги (или до дома) чаще всего очень долгая, иногда хочется и передохнуть, да и пар тоже много (у нас - до 6 пар в день). Остаются ночи, бессонные ночи, когда вы молитесь о том, чтобы поскорее набрался нужный объём, да ещё и содержание получилось приличным.

А ПРАВДА В ВЫШКЕ МОЖНО НЕ ХОДИТЬ НА ЛЕКЦИИ? Чаще всего, да. Некоторые преподаватели отмечают (пока не знаю, зачем, но боюсь представить), но больше половины - нет. Лекции далеко не всегда полезные (по моему мнению), поэтому так и выбираем - некоторых лекторов стараемся вообще не пропускать, на некоторых не бываем месяцами. Здесь зависит от человека и от предмета - кто-то ходит на все лекции и доволен, кто-то не появляется ни на одной, но при этом хорошо учится. Не спешите прогуливать - в сентябре походите на каждый предмет и решите для себя лично (не по советам друзей), куда ходить чаще, а что иногда можно пропустить. И старайтесь ВООБЩЕ не пропускать семинары! Кто-то ставит нули, кто-то заставляет отрабатывать - это раз. Семинары в вышке - очень хорошая и полезная штука. Там вы действительно получаете много информации, тем более, если готовились. Это два.

ПРО ОЦЕНКИ По каждому предмету своя формула. Есть накопленная и экзаменационная оценка, каждая из них может весить от 0,2 до 0,8 от оценки, которая пойдет в диплом. Нужно сразу же понимать специфику каждого предмета и уделять внимание тому, что больше весит от общей оценки. К примеру, если накопленная весит 0,7 и состоит из семинаров (0,3 от накопа), онлайн-курса (0,2 от накопа), контрольной (0,1 от накопа) и эссе (0,3 от накопа), не забудьте про эссе! Не прохалявьте. Обязательно сдайте. И вообще старайтесь иметь высокий накоп. Отвечайте на семинарах, работайте. Потому что накоп может дать вам целых 7 баллов (в вышке - десятибалльная). То есть, вы придете на экзамен, имея уже минимум 7 (с "8" выставляется "отлично"). По многим предметам есть условия для автомата (начинается с "8" или с "9" чаще всего). Его получить непросто, но можно.

TO SUM UP Поступать ли в вышку? Да, если готовы учиться. Поступать ли на частное право? Да, если готовы учиться ещё больше и не боитесь действительно крутых одногруппников. Будет интересно? Да. Будет сложно? Да. Останется ли время потусить? Далеко не всегда. Останется ли время на личную жизнь? Отныне ваше семейное положение - помолвлен(-а) с Частным Правом.

От себя добавлю для тех, кто переехал из другого города. Запаситесь шоколадками, потому что тоска по дому и чувство одиночества не должны помешать вам учиться. В университете вы быстро найдете себе друзей, вокруг всегда будут люди, но всё равно психологически переезд - всегда непросто. Тем не менее, вы справитесь. Уже через месяц-два будет заметно легче. Верьте в себя, ничего не бойтесь и успехов в подготовке к олимпиадам и ЕГЭ!

tabiturient.ru

Дизайн цифрового продукта. Отзывы студентов

Студенты и выпускники годовой программы дополнительного образования «Дизайн цифрового продукта» (куратор — Олег Пащенко) рассказали о том, как обучение в Школе дизайна помогло им разобраться в профессии UX/UI-дизайнера, получить новые знания, интересные знакомства и хорошие предложения о работе.

Ирина Морозова (2016/2017)

В 2016 году я поступила на ДПО «Дизайн цифрового продукта». Почему мой выбор пал на НИУ ВШЭ? Не просто потому, что это престижное место — меня привлекло именно то, что куратором данного курса является Олег Пащенко. Так как в моей голове постоянно крутилась мысль о развитии в сфере UX и UI-дизайна, я стала просматривать и посещать разные лекции, мастер-классы, таким образом заочно познакомилась с Олегом Пащенко. Поэтому в итоге и выбрала Школу дизайна.

В начале первого модуля мы изучали теоретическую часть, которая меня приятно удивила. Материал имел прямое отношение не только к UX и UI-дизайну, но и к другим областям. На занятиях присутствовала и лирика, и философия, и психология и т.д. Одним словом, студент, алчущий любой информации, будет накормлен с избытком. Также стоит отметить, что к нам на лекции были приглашены: Юрий Гордон, Виктор Меламед, Егор Мостовщиков. Помимо теоретической части были интересные практические задания. Например, «Нелинейное системное высказывание»: его суть состояла в командной работе — надо было визуализировать стихотворение одного из предложенных современных поэтов в жанре лонгрида. Так же были экспресс-задания, например «Лэндинг мечты», из которого мы плавно перешли к итоговому заданию второго модуля — тоже групповому, а именно — к разработке веб-сервиса. Тогда формат занятий поменялся, мы стали вместе обсуждать проекты, для меня это стало камнем преткновения, так как приходится бороться с собой, выступая перед всеми. Но есть огромный плюс таких занятий — возможность работать группой над проектом и параллельно получать консультацию от руководителя. Предмет «технология дизайна» начался не так позитивно, как кураторская дисциплина. Однако, прислушиваясь к нашим недовольствам, методом перебора администрация нашла преподавателя, от которого теперь все в восторге. Могу с точностью сказать, что преподавательский состав на нашем курсе — на высоком уровне.

Также хочется отметить, что преподаватели отвечают на все вопросы, возникающие у нас, делятся с нами полезными ссылками, каждую теоретическую лекцию мы получаем в формате pdf, а все лекции, где выступал приглашенный спикер, записываются, чтобы любой пропустивший или жаждущий еще раз прослушать лекцию имел такую возможность. Когда я только пришла на курс «Дизайн цифрового продукта», то имела только общее представление о профессии, но спустя два модуля «туман в моей голове рассеялся и виден проблеск надежды».

Янина Рапацкая (2016/2017)

Я училась на программе «Дизайн цифрового продукта» в 2016 году. Для меня выбор программы ДПО был связан с выбором куратора, а не самого предмета или учебного заведения. В Вышке видный преподавательский состав, так что заранее выяснить, с кем предстоит провести год жизни, очень просто. Куратор в любом случае окажет на вас влияние, и лучше, если взгляды этого человека будут вам близки, если вы сможете ему доверять.

На момент выбора курса я не имела абсолютно никакого представления о дизайне цифрового продукта и, конечно, немного переживала: вдруг это совсем не моё или у меня ничего не получится. Но в итоге вышло так, что ещё за 2 месяца до окончания обучения я получила приглашение на позицию UI/UX-дизайнера в продуктовую компанию (они увидели на Behance моё портфолио с проектами, сделанными на курсе). И я была не первой: несколько студентов устроились на новую работу ещё во втором модуле.

Мне было проще, чем другим слушателям на курсе, так как я закончила художественный вуз и несколько лет проработала графическим дизайнером: знания некоторых компьютерных программ и основ дизайна у меня были. Но в итоге это не сильно сказалось на результате: замотивированные студенты без дизайн-опыта также получили приглашения на новую работу.

Наши занятия состояли из лекций (не только на тему UX и UI, что приятно), экспресс-заданий, командных задач и работы над двумя крупными проектами (веб-сервис и мобильное приложение). Я всегда думала, что дизайн — это в большей степени про практику и комментарии, и только здесь я впервые столкнулась с таким объёмом теории. К нам приглашали интересных гостей: Юрия Гордона, Виктора Меламеда, Егора Мостовщикова, Михаила Жашкова, Вадима Эпштейна.

Отдельно хочется отметить активность преподавателей в сети. Наша группа в Facebook — это не просто место для хранения учебных материалов и проверки домашних заданий, а копилка полезных ссылок, которые для нас находили, фильтровали и выкладывали. Да и наши вопросы по проектам (и просто так) не оставались без внимания, даже если мы писали во внеурочное время.

Для меня обучение на курсе Олега было возможностью снова заниматься интересными именно мне проектами, а не теми, которые захочет видеть мой работодатель и кто угодно ещё, и не бояться быть собой. И всё это под руководством опытных преподавателей, которые тоже, что важно, не навязывали свою точку зрения.

Мне очень не хватало этой атмосферы и хорошей компании. Потому когда замаячила возможность вернуться в Вышку, я долго не раздумывала. Сейчас я работаю в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ UI/UX-дизайнером и преподаю. Я очень стараюсь соответствовать уровню преподавания, который был задан на курсе «Дизайн цифрового продукта» в 2016 году.

Андрей Рева (2015/2016)

Было здорово! Я понял роль и компетенции дизайнера интерфейсов в современном диджитале, узнал массу нового о типографике, прототипировании, психофизиологии интерфейсов, качественных методах исследований, прокачался во владении инструментарием. Самым главным откровением для меня как для человека изначально другой профессии было осознание того, что дизайнер интерфейсов не просто рисует кнопочки, а решает бизнес-задачи, причем на всех стадиях работы над продуктом. Общение с единомышленниками, наблюдение за учебными проектами и процессом их создания простимулировало профессиональный рост. Еще до окончания обучения я нашел работу дизайнером в QSOFT, сейчас работаю в бюробюро: занимаюсь интернет-порталами, личными кабинетами, корпоративными сайтами и сервисами.

Андрей Добровольский (2015/2016)

До того, как пойти учиться, я варился в своем мирке, и мне явно не хватало связи с профессиональным сообществом. После курса появились новые знакомства, начали расти связи, появился необходимый опыт работы под руководством авторитетного арт-директора. Новую работу я искал долго — около года, потому что хотелось заметно улучшить позицию. За это время я получил четыре неплохих предложения, и одно из них принял: теперь работаю продуктовым дизайнером в сильной команде над созданием финансового сервиса для малого бизнеса в UK.

Илья Кулешов (2015/2016)

Программа «Дизайн цифрового продукта» дала мне первое представление о профессии — я понял, что это именно то, чем я хочу заниматься в будущем. Знаний, полученных в первых трёх модулях, оказалось достаточно, чтобы вместо четвёртого получить первую работу дизайнером в UIDG и начать решать реальные задачи. С тех пор прошло полтора года, я работаю в QIWI Russia над проектом «Совесть».

Надежда Шолопова (2015/2016)

До сих пор очень часто возвращаюсь к лекциям нашего куратора Олега Пащенко, к записям, файлам, презентациям — это неоспоримо ценно. Особенно мне нравились нестандартные подходы, необычные темы, ситуации. Сейчас я работаю в подразделении кадрового агентства АНКОР и занимаюсь именно тем, чему нас учили — проектированием интерфейсов для веб-систем и приложений.

Владимир Полуляхов (2015/2016)

Было прекрасно! Кроме знаний по цифровому дизайну я познакомился с Юнгом, Бодрийяром, Хомским, Кьеркегором, Малевичем, Кэмпбеллом, Фроммом. Сейчас я почти год работаю в Zoon.ru. За время курса я сильно прокачался в написании текстов, в компании занимаюсь копирайтингом и дизайном интерфейсов и продукта, стараюсь постоянно развиваться. Меня дважды звали в Mail.ru, в Looi сделали оффер, но пришлось отказаться из-за других проектов. В общем, курс был для меня наиболее ценным этапом обучения в моей жизни. Всем, кто спрашивает, всегда рекомендую «Дизайн цифрового продукта» под кураторством Олега Пащенко.

Ирина Метц (2016/2017)

Сейчас я работаю в Сбербанке, меня все устраивает. Как оказалось, именно на моей должности проектировщик интерфейсов пользуется в основном «Скетчем», который я освоила ещё в первом модуле курса. Очень пригождаются навыки написания текстов, потому что это львиная часть работы, а также знание основ композиции, типографики. Но самое главное в моей работе — умение «делать и переделывать», этот навык курс «Дизайн цифрового продукта» тоже развивает.

Василий Бочаров (2017/2018)

Курс помог мне систематизировать накопленные во время работы знания. Я уже долго и много работаю с интерфейсами, в какой то момент я начал излишне внимательно относится к тому, что делаю. Работать стало тяжело и неинтересно, а в учебном процессе я опять почувствовал, что решения можно принимать легко и эффективно — это принесло свежесть в мою работу.

В целом, курсе дает много знаний о выразительных средствах, которые влияют на результат. Я почувствовал, что стал лучше ориентироваться в наборе выразительных средств и быстрее добиваться запланированного результата. Отдельную благодарность я хочу выразить за лекции: они интересны и дают ощущение свежего потока.

Мария Копотилова (2016/2017)

Сейчас тружусь в студии ZephyrLab: делаю сайты, приложения, дэшборды. Недавно мобильное приложение «Служба крови», где я была дизайнером, получило золото на премии «Тэглайн» в номинации «Лучшее промоприложение». На курсе «Дизайн цифрового продукта» я научилась думать креативно, везде искать двойное дно и смыслы, что очень помогает, хотя раньше я считала, что не умею творчески придумывать. Я пришла на курс уже технически подготовленным дизайнером, но не хватало чего-то в мышлении, чтобы создавать новое. Мне повещло и с преподавателем, и с одногруппниками — многому у них научилась. А еще теперь могу хвастаться, что умею работать во Framer — многих это впечатляет.

Роман Гордеев (2017/2018)

Очень насыщенный и всесторонний курс. Насколько это возможно за год, слушатели погружаются в профессию. Вы изучите основы графдизайна, узнаете о разработке и о том, какие мелочи учитывать при проектировании UX, чтобы видеть не только экраны, а картину целиком. Вкрапления Ролана Барта, стихи, истории из серии «как появились джинсы» — без этого было бы «не то». Все условия для того, чтобы студентам было очень интересно и полезно, школой и преподавателями были созданы. Остальное зависит от конкретного человека. Лично у меня к четвёртому модулю наконец сложилось понимание того, что я хочу делать дальше. Думаю, это основное. За этим пришёл, это и получилось.

Программа «Дизайн цифрового продукта» — курс, который дает расширенный набор инструментов и методик для создания актуальных и эффективных веб-проектов и цифровых продуктов. Начало занятий — 5 февраля.

Для слушателей, которые заинтересованы в получении знаний и компетенций не только в области веб-дизайна, но и в сфере программирования, мы предлагаем годовой курс дополнительного образования «Дизайн и программирование цифрового продукта» (куратор — Захар День).

design.hse.ru

ИнтервьюАрсений Мещеряков о новом факультете дизайна ВШЭ

Арсений Мещеряков о новом факультете дизайна ВШЭ — Look At Me

Недавно закончились вступительные испытания во все вузы, имена ваших студентов уже известны? 

Да, мы набрали более 80 человек на программу бакалавриата. Учиться они будут в здании на Малой Пионерке. Так как процесс обучения на факультете дизайна тесно связан с проектированием, мы планируем построить здесь несколько мастерских, в том числе высокотехнологичных, а также выставочную зону и библиотеку.

У вас на сайте оглашён список кураторов. Каждый из них будет отвечать за определённое направление?

Нет, в первый год обучения у всех групп будет один базовый курс, без распределения по специальностям. Со второго года произойдет разделение на специальности, и на каждом направлении будет свой руководитель. Сейчас кураторы базового курса — Игорь Гурович, Эрик Белоусов, Протей Темен и Саша Кузнецова.

Когда мы подбирали кураторов, нам было важно, чтобы они были не просто хорошими, но универсальными дизайнерами, способными в первый год обучения дать студентам представление о разных направлениях и аспектах современного дизайна. И Гурович, и Белоусов, и Протей, и Саша Кузнецова — очень разносторонние опытные художники и профессионалы. Не сомневаюсь, они смогут помочь студентам найти себя и выбрать одно из направлений: анимацию, фэшн-дизайн, дизайн среды или графический дизайн.

А кто за эти направления будет отвечать?

За «Анимацию» — Леша Алексеев, выдающийся художник анимационного кино, который начинал ещё в легендарной студии «Пилот». Программой «Дизайн костюма» занимается Виолетта Литвинова. За «Дизайн среды» отвечает Дмитрий Барьюдин. 

Вообще мы стараемся приглашать молодых преподавателей — людей, которые будут вместе с проектом меняться. Современный дизайн ведь очень быстро меняется, и мы не хотим создавать ещё одну закостеневшую в своей неизменности школу. Сегодня у нас такая программа, а завтра, возможно, будет уже другая.

www.lookatme.ru

Записки выпускника, или тёмная сторона НИУ ВШЭ

Первоначально эта заметка задумывалась как повествование о печальном опыте защиты бакалаврской работы в НИУ ВШЭ, но, поскольку времени писать не было, а время подумать нашлось, я решил дать небольшую предысторию, а заодно предостеречь абитуриентов факультета права НИУ ВШЭ от ошибок, которые они могут совершить. Впрочем, не намерен огульно критиковать всех и вся; хорошего тоже было много, и замалчивать его было бы совершенно несправедливо.

 

Начну, пожалуй, с хорошего. Точнее, с хороших, ведь качество университета определяется в первую очередь его преподавателями, а не рентабельностью образовательных услуг и не индексом цитирования работ преподавателей и выпускников, как некоторые думают. Пользуясь возможностью, хочу ещё раз выразить глубочайшую признательность преподавателям, чьи занятия позволили по-новому взглянуть на право, чьи высказывания я вспоминаю и цитирую очень часто, и чья работа поистине вызывает у меня восхищение. Это Александр Николаевич Козырин, Михаил Александрович Краснов, Дмитрий Левонович Кузнецов, Гарри Владимирович Минх, Михаил Юрьевич Орлов, Юрий Петрович Орловский, Сергей Анатольевич Пашин, Владимир Александрович Четвернин, Илья Георгиевич Шаблинский, Иван Александрович Шаповалов, Артур Августович Энгельгардт. Искренне советую всем нынешним и будущим студентам ВШЭ не пропускать занятий этих преподавателей, а радоваться возможности на них присутствовать. Конечно, следует иметь в виду, что я, к сожалению, не имел удовольствия познакомиться лично со всеми преподавателями факультета, так что, вполне возможно, список этот не полон. 

 

Отдав дань уважения и почтения «лучам света в тёмном царстве», хочу поведать и об оборотной стороне медали. Ещё будучи студентом, понял для себя, что все проблемы факультета права ВШЭ можно свести к двум.

Во-первых, «форма»: крайне низкое качество администрирования учебного процесса. Почему-то этот аспект учебной жизни с годами только ухудшался. Банальный пример: в год моего поступления подготовка справки об обучении занимала несколько минут; в год окончания моего обучения эта сложная процедура (печать шаблона и подпись должностного лица факультета) стала занимать 2-3 дня. Особый вопрос – расписание. Ситуация здесь аналогична справкам: в год моего поступления расписание менялось 4 раза в год (каждый учебный модуль) или реже; в год окончания моего обучения расписание стало меняться едва ли не ежедневно, что стало проблемой – пока едешь в университет, расписание может измениться и можно уже не ехать. Стоит ли говорить, что когда я взял академический отпуск для учёбы за рубежом, проблем с оформлением была масса. Аналогичные проблемы возникли и по возвращении из академического отпуска, причём разрешались они чуть ли не весь последний год обучения. Кто-то подумает, что эти проблемы возникли из-за моих собственных действий, но нет: представляя в учебную часть все документы и сведения вовремя (точнее даже заранее), я вынужден был неоднократно напоминать работникам учебной части об их обязанностях. Резюмируя сказанное, отмечу, что работа учебной части факультета права не просто поставлена плохо, она вообще не поставлена. Удивительно, что руководство ВШЭ допускает такой бардак.

 

Во-вторых, «содержание»: большое количество ненужных, пустых учебных курсов, ворующих у студентов драгоценное время. Так, у меня в дипломе 49 изученных предметов (при этом, я выбирал не все факультативы). Из них 18 (37%) я считаю напрасной тратой времени и сил. Досадно думать, что время, занятое какой-то ерундой, могло быть потрачено с пользой на, например, гражданское, административное или налоговое право. Получалось же, что время студента чересчур распылено. То же гражданское право изучалось пугающе поверхностно. Курс налогового права и вовсе не назовёшь иначе как обзорным, хотя это, представляется, как раз та дисциплина, на изучение которой стоит тратить время и силы. Отдельный вопрос – качество преподавания ряда дисциплин. Стыдно сказать – среди преподавателей были такие, кто вместо лекции, например, по гражданскому или предпринимательскому праву просто читал вслух кодексы и законы. Наверное, даже самому неискушённому студенту понятно, что фраза «читать лекцию» не должна трактоваться буквально, а тем более чтение лекции по праву не должно подменяться зачитыванием закона с листа или слайда. Не буду называть здесь конкретных преподавателей, но не сомневаюсь, что и студенты и преподаватели без труда опознают описываемых. Резюмируя сказанное, хочу напомнить принимающим решения о введении или отмене учебных курсов в ВШЭ о проводимых «Центром внутреннего мониторинга ВШЭ» исследованиях. Почему не прислушаться к их результатам? Не потеряется ли качество обучения в погоне за количеством изученных предметов?

 

Здесь весьма кстати будет рассказать о том, как проходили государственные экзамены (т.н. «госы»). Мне довелось сдавать государственные экзамены по теории государства и права и по российскому предпринимательскому праву. Первый сложно было не сдать: следует отдать должное преподавателям кафедры теории и истории государства и права – этот предмет в ВШЭ преподаётся на довольно высоком уровне. Впрочем, ответив одним из первых, я не наблюдал за дальнейшим ходом экзамена, а потому, возможно, лишён значимых для полноты картины сведений.

 

Куда «интереснее» в этом смысле был экзамен по российскому предпринимательскому праву. Поскольку я пришёл не слишком рано, в списке отвечающих я был 8-м, что позволило мне выслушать ответы других. Честно говоря, эти ответы порядком удивили меня. Многие из них звучали так, будто человек в лучшем случае примерно представляет, о чём вопрос. Конечно, у каждого есть вопросы, изученные лучше или хуже, но совершенно не знать вопроса на выпускном экзамене – это уже настораживает. Наверное, кто-то скажет, что так всегда: что-то студент знает, а что-то не выучил, не успел. Но разве это нормально? Представим, что к такому «специалисту» придёт клиент и задаст тот самый вопрос, который «специалист» изучить «не успел». Что будет дальше? В лучшем случае, «специалист» не сможет проконсультировать клиента; в худшем – даст неправильную консультацию, следование которой может повлечь для клиента самые неприятные правовые последствия. Особо следует упомянуть сидевшую недалеко от меня девушку, которая тихо разговаривала сама с собой (как я думал). Мои заблуждения о ней рассеялись, когда она, чуть повысив голос, переспросила: «Какая статья?» Надо полагать, вопрос всё же был адресован не собственной памяти. Ну и уж конечно нельзя не сказать о том, как изумили меня оценки, поставленные комиссией, с членами которой мы познакомимся чуть позже. Сразу оговорюсь, что считаю свой ответ оценённым вполне справедливо (хотя и я обнаружил впоследствии, что один из членов комиссии сам ошибся, задавая мне вопрос). Изумило же меня несоответствие между качеством ответов (тех, что я слышал) и уровнем оценки. Почему, например, из двух человек, отвечавших одинаково плохо, один получил оценку значительно выше, чем другой? Затрудняюсь понять, чем руководствовались члены комиссии.

 

Наконец, я подошёл к тому, из-за чего и задумал сей опус. 2 июня 2016 г. я защищал выпускную квалификационную работу бакалавра на факультете права НИУ ВШЭ перед комиссией в составе председателя А.Я. Курбатова, Ю.Д. Жуковой, Е.С. Пироговой, А.В. Калмыковой, А.С. Подмарковой.

 

Работа была написана на тему «Правовой режим электронных денег» под научным руководством О.М. Олейник. Этой темой я интересуюсь уже 4-й год. Посвящённая децентрализованным валютам (биткойнам и иным основанным на том же алгоритме) часть работы была написана в США и высоко оценена как преподавателем, так и коллегами во время университетской презентации. Достаточно глубоко проработав тему, я ожидал вполне успешной защиты.

 

Тем более удивительна была для меня рецензия А.А. Вишневского, в которой внимание было обращено не на какой-либо сущностный и проблемный аспект темы, а на сугубо технический вопрос её формулировки — определение «правового режима». Поскольку основным предметом изучения были правовые вопросы, связанные с функционированием и использованием электронных денег, понятию «правовой режим» в работе было уделено минимальное внимание. В рамках введения правовой режим был определён как законодательное, административное и судебное регулирование. За основу при этом были взяты взгляды С.С. Алексеева, Л.А. Морозовой, В.Б. Исакова, Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, писавших, что правовой режим — совокупность правовых средств (Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С.243. Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С.123. Исаков В.Б. Механизмы правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. лит., 1987. С.259. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2002. С.422).

 

Так, например, Сергей Сергеевич Алексеев в своей работе «Теория права» писал: «Самым общим образом его [правовой режим] можно определить как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных связываний и создающих особую направленность регулирования» (М.: БЕК, 1995. С.243). Понимая «правовые средства» как средства воздействия права на общественные отношения и основываясь на позитивистских позициях, в своей работе я исходил из того, что средствами воздействия позитивного права на общественные отношения являются законодательные, административные и судебные акты, а значит, правовой режим выражен в комплексе законодательных, административных и судебных актов.

 

Учитывая, что мнения о том, что есть «правовой режим», я не высказывал, а лишь воспроизвёл господствующую точку зрения, острое несогласие членов комиссии было абсолютно неожиданно и непонятно. Заданный мною комиссии встречный вопрос о том, что же понимать под правовым режимом, если не совокупность правовых средств, выражающихся в законодательных, административных и судебных актах, остался без ответа. Впоследствии, пользуясь уникальной возможностью, после лекции по теории гражданского права я задал В.Ф. Яковлеву вопрос: «В чём же была моя ошибка при определении правового режима?» И воспроизвёл написанное во введении к моей бакалаврской работе. Не скрою, что мне было очень приятно услышать от Вениамина Фёдоровича, что моя логика была верной, а вот члены комиссии ошиблись.

 

В заключение скажу, что диплом мой выглядит крайне забавно: знания по подавляющему большинству предметов оценены на «отлично», три оценки «хорошо» и . . .  «удовлетворительно» за бакалаврскую работу, которую члены комиссии, похоже, не читали дальше второй страницы. Добавлю, что эта оценка, надо полагать, должна быть справедливо поделена между мной и моим научным руководителем.

 

P.S.: символично, что в 2016 году из наименования НИУ ВШЭ (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования) незаметно для многих исчезло слово «профессионального».

zakon.ru

Отзывы о Школа дизайна НИУ ВШЭ

Учусь сейчас на ДПО ВШЭ (Иллюстрация). Закончила первый модуль, после второго ухожу.

Летом планирую поступать в Британку. Похоже, альтернативе ей (по многим дизайн дисциплинам и программам) в РФ пока просто нет. И это очень и очень жаль.

Иллюстрация ДПО в Вышке - программа новая, и большая часть преподавателей - профессионалы, но не педагоги. Я в лишний раз поняла, что это отдельная профессия и ей надо отдельно обучаться.

Но, напишу тут отдельное спасибо Наталье Гриценко (предмет рисунок, раз в неделю) - педагог от Бога (и по образованию), который зажжет в вас любовью к рисунку. У Наташи есть свой отдельный от Вышки проект. Очень его рекомендую.

Так, что если у Вас есть ожидания, что из Вас сделают профессионалов за год, то это не про ДПО в ВШЭ. Чтобы начать хоть как то работать, вам придется брать сторонние курсы, и потратить очень много времени на самообучение. И далее - искать заказы самостоятельно. Все вышеперечисленное можно организовать вне Вышки и за меньшие суммы. Пишу сейчас исключительно про свою программу. Знаю, что, кроме гневных отзывов по другим программам ДПО ВШЭ в сети, все очень хвалят программы Цифрового Дизайна и некоторые интенсивы.

У меня также сложилось стойкое впечатление, что в здании на Малой Пионерской от души пилят бюджет, и до нужд студентов деньги просто не доходят. Это очень чувствуется во всем, начиная от отношения к учащимся, заканчивая состоянием аудиторий и общих мест пользования.

Поддержу тех, кто оставил честные отзывы на других ресурсах и напишу - не платите за курс целиком, заплатите за один модуль и только тогда, когда поймете, что вас ВСЕ устраивает. В договоре на это есть 5 рабочих дней - это несколько дней занятий.

Не слушайте учебную часть, не смотрите насколько вам симпатичен преподаватель. Смотрите только на работы выпускающейся группы, спросите, что они будут дальше делать, есть ли у них заказы.

Если в начале учебы есть сомнения или надежды, что потом будет как то иначе, и работы предыдущего курса вам явно не нравятся, смело уходите и не жалейте.

otzovy-moskvy.ru