Дипломная работа: Разработка дизайна упаковки товара. Разработка упаковки дизайн упаковки


Дизайн упаковки: особенности разработки

Умение красиво предоставлять товар, в некоторой степени, можно сравнить с искусством. Чем оригинальнее и интереснее выглядит упаковка, тем больше шансов появляется для того, чтобы данная продукция была замечена на прилавках и витринах магазинов. Упаковка идентифицирует изделие, выделяет его из ряда подобных и привлекает к нему внимание потенциальных покупателей. Грамотная разработка упаковки дает целевой аудитории представление о наиболее привлекательных аспектах продукции или услуги, например ее пользе, качестве (или соотношении цены и качества) или о ее физических характеристиках (вкус или аромат). Упаковочная продукция выполняется с использованием различных материалов от тонкой недорогой бумаги и непромокаемых вакуумных полиэтиленовых контейнеров, до более плотных картонных и пластиковых коробок (емкостей). Безусловно, что дизайн упаковки сока или молока выполняются, базируясь на общей основе физических данных материалов изготовления и требований, предъявляемых к данной упаковочной продукции. Однако, упаковка чая или печенья имеют несколько другую специфику. Но, вместе с этим, следует заметить, что требования к упаковочной продукции для хранения, транспортировки и реализации продуктов питания, а также к дизайну упаковки препаратов, много выше, нежели требования к «таре» продукции иного рода, например к дизайну новогодней упаковки, несущей исключительно оформительские функции. Разработка оригинального внешнего вида продаваемой и реализуемой продукции говорит о профессионализме и высоком уровне работы компании производителя. Графический дизайн упаковки и товарной марки дает возможность создать макет будущей упаковочной продукции при помощи современной компьютерной техники и программных технологий. Такой подход обеспечивает разработку профессиональной упаковки для продукции любой специфики от простых календарей до создания сложного, оригинального фирменного стиля. Упаковка должна подчеркивать наиболее важные особенности продукции. Один из способов выделения ключевой информации заключается в использовании специальных материалов, например фольги, которая будет привлекать внимание покупателей. Еще один способ информировать и привлечь внимание покупателей состоит в том, чтобы дать ему возможность поближе взглянуть на товар с помощью полиэтиленовых или пластмассовых окошечек в упаковке. Показ изделия может быть эффективной стратегией, потому что ее использование устраняет лишние вопросы и неясности. В таком случае покупатель будет чувствовать себя более уверенно при принятии решения о покупке. Для некоторых изделий указание отличительных особенностей просто необходимо.Выполняя создание и разработку упаковки, дизайнер представляет собой «лицо» будущего товара либо продукции, поэтому важно учесть как фирменный стиль компании-производителя, так и специфику продукции и, вместе с тем, подчеркнуть уникальность данного товара, чтобы даже при беглом взгляде, товар было невозможно спутать. Упаковка товара должна быть яркой, запоминающейся и понятной. В связи с этим, порой, классику лучше предпочесть креативу, особенно в тех случаях, если данная продукция рассчитана на широкий круг потребителей. При разработке упаковки товара дизайнеру необходимо предугадать наиболее вероятное расположение продукции на полках торговых залов и принимать свои решения с учетом этого фактора. Учет интересов и особенностей основной аудитории, на которую рассчитан товар, важен для разработки дизайна упаковки, фирменного стиля и торговой марки. Брендинг, креатив, нейминг – должны учитывать основной круг потребителей. Для этого требуется некоторый анализ продукции: специфика, ценовая ниша и т.д. Например, разработка дизайна упаковки для конфет, пельменей или майонеза – всё это относится к продовольственным товарам, а, следовательно, для широкого круга потребителей, значит данная упаковка должна быть максимально универсальной. Дизайн кондитерской упаковки, как правило, выполняется для кондитерских фабрик и пекарен, желающих производить реализацию в фирменных упаковках. Дизайн упаковки для яиц, в большинстве своем представляет специализированные лотки с использованием оригинальной этикетки. Примеры наших работ находятся на странице портфолио дизайна упаковки. Профессионально разработанные упаковка товара, логотип и бренд позволяют сделать заметным любой товар, выделить его на витринах и полках магазина, подчеркнуть важные качества. Основываясь на этом можно с уверенностью сказать, что не зависимо от того, создание упаковочной продукции какой специфики требуется: будь то дизайн упаковки туалетной бумаги или разработка дизайна постельного белья, или может быть упаковка продуктов питания (шоколад, печенье, мороженое и прочее) – создание удачной упаковочной продукции позволит не только сохранить и донести до потребителя качественный товар, но и послужит, своего рода, рекламой. При желании заказчика, сотрудники веб студии Whim.ru также разработают дизайн этикетки в раскладке для фотошопа.;

www.whim.ru

Этапы разработки дизайна упаковки | Справочник по упаковке

Упаковка различных товаров в середине 90-х годов отечественных производителей стала существенно проигрывать западным компаниям на фоне их продуманного дизайна. Но такие времена прошли и сейчас российские брэнд-дизайнеры и маркетологи стали все больше и пристальнее уделять все свое внимание к упаковке на основе принципов эмоционального воздействия на потенциальных покупателей. Однако сейчас этот процесс только начинает набирать свою силу. На тех предприятиях, где совсем небольшой отдел маркетинга (и к тому же зачастую часто этот отдел составляют в основном бывшие «снабженцы»), то создание упаковки все также идет с преобладанием роли производства. Так часто свойственная производителям безграничная влюбленность в собственную продукцию заставляет их продолжать концентрироваться больше на технологическом совершенствовании, но все же перед этим необходимо, чтобы покупатель купил их товар, а чтобы он его купил, необходимо выделить его из ряда других продуктов-конкурентов.

Спохватившийся вдруг производитель вызывает своего дизайнера и полагается только лишь на его фантазию и на его творческий полет, при этом на плечи сотрудников отдела маркетинга и продаж падает задача по продвижению товара. Если серьезные упущения в дизайне упаковки помогают снизить продажи, то производству гораздо проще «не заметить» этого или объяснить техническую или финансовую невозможность изменений.Далее в таблице можно увидеть сложившуюся схему разработки дизайна упаковки готового продукта.

Этап 1 Создание основной идеи и некоторого образа упаковки.Этап 2 Приготовление и выдача технического задания для дизайнеров (большой раздел составляют различные технические и стоимостные ограничения).Этап 3 Рассмотрение различных вариантов, которые выдвинули дизайнеры. Выбор наиболее выигрышного варианта.Этап 4 (не всегда присутствует) Тестирование дизайна упаковки, то есть выбор метода оценки, а также разработка сценария процесса тестирования и обработка полученных результатов исследования.Этап 5 (не всегда присутствует) Внесение различных изменений в дизайн с учетом полученных мнений потенциальных потребителей.

При следовании этой схеме могут возникнуть некоторые нюансы. Давайте рассмотрим их более подробно.1) В том случае, если специалисты отдела маркетинга не имеют достаточного опыты, необходимого для проведения всевозможных исследований собственными силами или же средствами для того, чтобы привлекать специализированные организации, то наилучший вариант выбирает комиссия, которая обычно состоит из руководителей различных подразделений. То есть выбор зависит от индивидуальных вкусов, от всевозможных предпочтений и предубеждений тех лиц, которые принимают в этом случае решение, а также от количества времени, которое они способны уделить этому вопросу.2) В случае, если мнения потенциальных потребителей учитываются, то появляются следующие трудности:1. Для того, чтобы протестировать дизайн упаковки не приглашают обычно людей, которые профессионально занимаются дизайном и рекламой или же тех, которые обладают художественным образованием. Представим, например, что участникам исследования дизайн упаковки не понравился. Член художественной комиссии в случае негативного отношения может вполне обосновать свое мнение, что шрифты друг с другом не сочетаются или же раздражает имеющееся сочетание цветов. Но человек с обычной покупательской способностью чувствует какой-то дискомфорт при взгляде на упаковку, но при этом он не способен четко ответить на вопрос, что ему конкретно не нравится. Вскрыть основы восприятия помогают психологические методики, но при этом существует опасность, что потребители, пытаясь отстоять свою строго определенную точку зрения, могут легко придираться к несущественным деталям. Если исследование проводится методом фокус-группы, то возникает следующий эффект: один из участников выказал свои всяческие познания в живописи, то другие уже не захотят отстать от него, иначе рискуют при этом прослыть некультурным.

Маркетолог, получив такой отчет, будет потом еще долго искать истину, а дизайнеру придется начинать все сначала.2. У хорошего исследования довольно высокая стоимость. Судьба нового продукта при этом еще неизвестна, а уже затраты на его создание растут. При этом главное то, что значительно увеличивается время работы над упаковкой, а новый продукт, или же существующий продукт, но в новой упаковке, следует запускать быстро, поскольку конкуренты не дремлют.

В следующей таблице можно увидеть продуманное участие отдела маркетинга в разработке упаковки.

Процесс работы маркетолога над созданием упаковки.

Этапы работы Цели Задачи Источники необходимой информации
Нулевой этап Определение концепции товара Формулируются гипотезы о потреблении и о целевых группах, учитываются сознательные и подсознательные желания потребителей, а также изучаются продукты конкурентов. Результаты собственных исследований и исследований в отрасли.
Первый этап Создание образа товара Исследуются эмоциональное восприятия продукта потенциальными потребителями, а также анализируется образ производителя в глазах потребителя. Результаты собственных исследований и гипотезы
Второй этап Определение приоритетов Выбирается концепция дизайна (классика или авангард), а также учитываются традиции и связи с дизайном упаковки уже ранее выпущенных товаров
Третий этап Определение возможностей для визуализации Подбирается ассоциативный ряд, изобразительный материал для визуализации ожиданий, а также учитываются ассоциации и желания потребителей.
Четвертый этап Обработка и изучение собранного материала Исследуются цвета, тональности, контрасты, а также выделяются элементы, способные обеспечить передачу настроения, желания и эмоции. Также на этом этапе изучают изобразительные средства, которые используются в рекламной кампании. То есть здесь важно найти ответ на вопрос, какие из имеющихся средств следует применить в дизайне упаковки. Результаты исследований восприятия цветов, форм и объемов
Пятый этап Формулировка технического задания дизайнеру
Классическая теория цветов, контрастов и композиции
Шестой этап Оценка макета изделия и выбор оптимального варианта силами отдела маркетинга производителя Проводится индивидуальная оценка полученного в итоге изделия, оценивается дизайн изделия в корпоративном блоке, а также определяется дизайн изделия к продукции конкурентов Методы оценки в реальных условиях торгового зала: учет возможного освещения, особенностей расположения и выкладки
Седьмой этап Оценка изделия относительно конкурентов предполагаемыми потребителями и продавцами Вносятся все имеющиеся изменения в макет упаковки

Упаковка представляет собой носитель закодированной информации, которая содержит данные не только о самом продукте, но и представляет его производителя. В связи с этим на первом этапе работы следует учитывать эмоциональное отношение потребителя к самому продукту. Для тех, кто только что вступил на рынок или же является сравнительно небольшим производителем, четко стоит задача как можно быстрее обратить на себя внимание и побудить интерес к своему продукту при невозможности тратить большие средства на рекламу. Достичь этого легко можно, используя оригинальные дизайнерские решения. Образ же крупного производителя, хорошо зарекомендовавшего себя на рынке в глазах покупателя формирует пущую убедительность и характер обращения к традиционализму в образе товарного бренда. Выбирая концепцию дизайна упаковки, а именно совокупность эпохи, стиля, материала, шрифта, очень важно ответить себе на вопрос, чего же покупатели ждут и чего хотят от известного производителя.

Задачи дизайна обязательно должны соотноситься с одной общей стратегией проектирования, которая была выбрана для данного товара.После определения стратегии следует уточнить, на чем нужно делать акцент: на вкусе товара, на его полезных свойствах, на его цене, уникальности или же, наоборот, типичности, на его новизне или же на его традиционности, репутации производителя или же популярности изделия, на его вызове обществу или же конформизму, на гармоничности или броскости. После этого всю обобщенную информацию передают дизайнерам для того, чтобы они создали нужный макет (проекта) упаковки.

Основные стратегии при проектировании упаковки.

Стратегия Цели Задачи при проектировании упаковки
Прямой вызов Уверенное заявление о себе как о лучшей или же более достойной альтернативе уже имеющихся лидеров Выявить сильные стороны дизайна всех лидирующих марок конкурентов и усовершенствовать собственный стиль. Возможно также использование так называемых «марок-камикадзе»
Имитация Прямой вызов конкурентам и их самым сильным маркам Использовать аналогичные конкурентам приемы дизайна, которые проверены дизайнерскими решениями
Наступление Добиться максимальную схожесть с лидером Выделить марку и корпоративный блок с применением изобразительных средств
Инфильтрация Атаковать более слабые позиции конкурентов и вытеснить более слабых противников Выделить и продемонстрировать собственный товар на фоне неудачных дизайнерских решений конкурентов. Заполнить пустующие места в продуктовой линии (размер, форма, характер использования упаковки)
Оборона Использовать ошибки и упущения конкурентов. Укрепить имеющиеся позиции Устранить ошибки, исправить всевозможные недоработки в дизайне, укрепить корпоративный блок.

В случае формулирования технического задания, которое дается на разработку упаковки продукта, маркетологу необходимо учесть следующие моменты.

book.calculate.ru

Разработка дизайна упаковки товара

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА

ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

Реферат

По дисциплине КОНСТРУКЦИЯ И ДИЗАЙН ТАРЫ

Разработка дизайна упаковки

Цвето –графическая концепция

ВЫПОЛНИЛА: КАЗАКОВА Н.Р.

ГРУППА ИП-45

ПРОВЕРИЛ: Нечитайло С.А.

САМАРА 2010

Упаковка товаров. Правила и пожелания

упаковка товар потребитель

Современная конкурентная борьба на рынке заставляет производителей все больше и больше внимания уделять упаковке. Ее форма и внешний вид влияют на выбор покупателя даже значительнее, чем рекламная политика и промоактивность. По статистическим данным, мороженое, творожок и некоторые другие продукты относятся к продуктам импульсного спроса, поэтому решение о покупке той или иной марки/вкуса потребитель принимает непосредственно у прилавка. В торговых павильонах так называемой «современной розницы» - супермаркетах и других форматах самообслуживания, доля импульсных покупок на каждого потребителя доходит до 60% от всего объема потребительской корзины. В такой ситуации именно упаковка становится ключевым способом общения с потребителем, инструментом «трансляции» ценностей продукта.

Упаковка - это также:

1. Паспорт марки.

2. Мощное оружие в создании имиджа марки.

3. Бесплатный носитель рекламы.

4. Культурное явление (культура страны).

5. Она не должна обманывать покупателя.

6. Даже с расстояния, покупатель должен ответить на вопрос: "Что это за продукт?"

Современные рыночные отношения, получившие такое сверхмасштабное распространение в нашем обществе, огромное количество визуальных коммуникаций, таких как телевидение, газеты, журналы, интернет накладывают свой отпечаток на работы дизайнера-графика упаковки и тары. Сегодня упаковка играет огромную роль в нашей жизни. Если раньше она несла максимум две функции, таких как защитная, предохраняя товар от повреждений при различных механических нагрузках, и создавала возможность транспортировки продукции без изменения ее первоначальных и соответственно должных таковыми быть свойств, то сейчас выделяют, по меньшей мере, десяток основных функций. На сегодняшний день одной из основных функций упаковки является деференцирующая. Она призвана осуществлять выделение товара из общей массы товаров-конкурентов. Ведь в условиях рыночной конкуренции выделиться просто необходимо, иначе взглянув на неказистую упаковку, покупатель может навсегда сродниться с мыслью, что товар, находящийся внутри так же «неказист», как и упаковка и начнет пользоваться товаром тех же функциональных качеств, но конкурентной фирмы.

Так же одной из основных функций упаковки в наше время является ее экологическая функция. Сейчас все больше задумываются об охране окружающей среды, поэтому для производителей «розовой» мечтой является изобретение съедобной упаковки, но это в идеале и пока представляется мне утопией. Хотя для некоторых видов товаров такая упаковка давно изобретена, и активно используется. Это, например, вафельный стаканчик для мороженного, или конфетная обертка из крахмала. Но в большей степени довольствуются тем, что отдают предпочтение упаковке из бумаги, картона, дерева и натуральных тканей. Им отдается предпочтение и потому что они химически безвредны по отношению к пищевым продуктам. Такую упаковку выпускают как небольшие фирмы, принадлежащие предприятию-изготовителю товара, упаковываемого непосредственно в эту упаковку, так и крупные специализированные заводы, способные выполнить заказ промышленности. Для поддержания экологичности в так широко используемую полимерную упаковку стараются вводить биологически-разлагаемые материалы. К сожалению эта практика пока только начинает пользоваться спросом у производителей, так как является дорогим производством. Добавление таких добавок значительно увеличит стоимость упаковки, а следовательно суммарную стоимость продукта. Рекламная функция также выполняет одну из ведущих ролей. Современный подход к рекламному оформлению заключается в том, что упаковка как бы ведет «диалог» с покупателем. Рекламное оформление стоится с учетом потребностей, предпочтений, интересов, вкусов людей. Человек, покупающий товар в первую очередь неизбежно обратит внимание на рекламное, графическое оформление упаковки данного товара, на информацию, помещенную на ней. Основным правилом стало то, что реклама должна легко, удобно, четко и точно восприниматься потребителем или покупателем, следовательно, продукцию необходимо облачать в форму, максимально близкую к форме продукта. Так как это чаще всего невозможно либо не практично, так как велика вероятность свести функцию хранения (которую так же выполняет упаковка) на нет, поэтому основной особенностью современной упаковки стало то, что на ней изображают деталь товара либо товар целиком, точнее полное его изображение. Но на упаковке ведь имеется и шрифтовая информация. Это выражение информационной функции упаковки. Шрифтовая составляющая представляет собой информацию о весе, составе продукта, сроке и условиях хранения. Также упаковка выполняет функции дозирования, транспортную, нормативно-законодательную, эксплуатационную. К упаковке предъявляется ряд жестких требований, обусловленных упаковываемым товаром, производственными условиями, и, естественно, заказчиком. К требованиям, обусловленным самим продуктом относятся требования к составу упаковки, чтобы например избежать миграции вредных веществ в пищевой продукт из упаковки или внешней среды. Производственными условиями определяется конструкция упаковки, ее функциональные качества. Заказчик же определяет дизайн, эргономические требования, стоимость материалов и всей обработки на разных стадиях изготовления до того как получится полностью готовая упаковочная продукция.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что упаковка- это неотъемлемый элемент качества изделия, упакованного в нее. Эстетические требования, устанавливаемые для упаковки нередко сложно выполнить в одиночку. Поэтому дизайнеры не обходятся без помощи технологов, психологов, текстовиков. Вся эта команда стремится к такому художественному оформлению упаковки, которое было бы типично и ассоциировалось с данным видом изделия. Концепция упаковок должна отвечать общему фирменному стилю продукции или в целом предприятия.

Упаковка должна быть такой, чтобы покупатель раз купив товар в этой упаковке, шел за ним еще и еще. Это достигается за счет цвета, формы, размера, текстуры материала, а так же, как уже говорилось, необходимой текстовой информации. Кроме того, упаковка не перестает «продвигать» товар, даже очутившись дома у потребителя. Поэтому она должна легко, без особых усилий открываться и закрываться, не затруднять использование содержимого.

На современном рынке имеются такие основные виды упаковки, как стеклянная тара (для жидкостей, газов, сыпучих продуктов), металлическая (для мясных, рыбных, плодовоовощных консервов, пива), полимерная упаковка, делящаяся на пленочную и пластиковую, деревянная, картонная, бумажная тара. Всех их при разработке дизайнеры- технологи наделяют данными основными функциями, учитывая требования заказчиков и потребителей, стараясь предвосхитить их ожидания.

Умение красиво предоставлять товар, в некоторой степени, можно сравнить с искусством. Чем оригинальнее и интереснее выглядит упаковка, тем больше шансов появляется для того, чтобы данная продукция была замечена на прилавках и витринах магазинов. Упаковка идентифицирует изделие, выделяет его из ряда подобных и привлекает к нему внимание потенциальных покупателей. Грамотно разработанная упаковка должна давать целевой аудитории представление о наиболее привлекательных аспектах продукции или услуги, например ее пользе, качестве (или соотношении цены и качества) или о ее физических характеристиках (вкус или аромат).

Разработка и изготовление упаковочной продукции выполняется с использованием различных материалов от тонкой недорогой бумаги и непромокаемых вакуумных полиэтиленовых контейнеров, до более плотных картонных и пластиковых коробок (емкостей). Безусловно, что дизайн упаковки сока или молока выполняются, базируясь на общей основе физических данных материалов изготовления и требований, предъявляемых к данной упаковочной продукции. Однако, дизайн упаковки чая или печенья имеют несколько другую специфику. Но, вместе с этим, следует заметить, что требования к упаковочной продукции для хранения, транспортировки и реализации продуктов питания, а также к дизайну упаковки препаратов, много выше, нежели требования к «таре» продукции иного рода, например к дизайну новогодней упаковки, несущей исключительно оформительские функции. Разработка оригинального внешнего вида продаваемой и реализуемой продукции говорит о профессионализме и высоком уровне работы компании производителя. Графический дизайн упаковки, товарного знака дает возможность создать макет будущей упаковочной продукции при помощи современной компьютерной техники и программных технологий. Такой подход обеспечивает разработку профессиональной упаковки для продукции любой специфики от простых календарей до создания сложного, оригинального фирменного стиля. Упаковка должна подчеркивать наиболее важные особенности продукции. Один из способов выделения ключевой информации заключается в использовании специальных материалов, например фольги, которая будет привлекать внимание покупателей. Еще один способ информировать и привлечь внимание покупателей состоит в том, чтобы дать ему возможность поближе взглянуть на товар с помощью полиэтиленовых или пластмассовых окошечек в упаковке. Показ изделия может быть эффективной стратегией, потому что ее использование устраняет лишние вопросы и неясности. В таком случае покупатель будет чувствовать себя более уверенно при принятии решения о покупке. Для некоторых изделий указание отличительных особенностей просто необходимо.

mirznanii.com

Разработка дизайна упаковки товара в Москве

Одним из важнейших этапов брендинга является разработка дизайна упаковки, в процессе которого образ продукта получает свое визуальное воплощение, посредством которого будет происходить коммуникация с потребителем. Поэтому при выводе новой торговой марки на рынок обязательно требуется разработать дизайн упаковки товара, продукта.

Возможности и функции дизайна упаковки

Прямое предназначение упаковки - сохранение товара при его транспортировке, хранении и потреблении. Она позволяет создавать оптимальные по массе и объему единицы товара.

Однако разработка дизайна упаковки не только решает утилитарные задачи, но и является средством продвижения товара на рынке. Выступая в роли рекламного носителя, упаковка выполняет следующие функции:

  • информационную – сообщает о свойствах товара;
  • коммуникационную – отражает позиционирование бренда, его основные коммуникации;
  • идентификационную – позволяет издалека узнать товар/бренд по упаковке;
  • эмоциональную – вызывает эмоции, заложенные в дизайне упаковки, и привлекает покупателя к более детальному изучению.

Благодаря всем этим свойствам, дизайн упаковки может «продавать товар», т.е. влиять на решения потенциальных потребителей о покупке конкретного товара.

Влияние дизайна упаковки на принятие покупательских решений

Почему важно качественно разработать дизайн упаковки? В условиях современного рынка, когда большинство продуктов стандартизировано, дизайн упаковки товара играет важную роль в продвижении бренда. Все, что предшествовало появлению нового бренда на рынке: исследование рынка и создание концепции продукта, разработка названия и визуального образа, обретает реальность в момент, когда покупатель видит товар на полке супермаркета и делает свой выбор. Упаковка становится для потребителя основным источником информации о продукте. Именно в этот момент становится понятно, может ли новый бренд заинтересовать покупателя, отвечает ли он его внутренним ожиданиям. Привлечь внимание потребителей может бренд, который соответствует их запросам и представлениям, который вписывается в систему их жизненных ценностей и покупательских предпочтений. Покупатель воспринимает визуальный образ бренда, который передается через дизайн упаковки продукта, и принимает решение, делать или не делать пробную покупку.

Какую информацию может получить потребитель в те секунды, которые он потратит на изучение дизайна упаковки? На самом деле, можно узнать очень многое: какой продукт находится внутри упаковки, и для чего он предназначен, какого он объема и какие ингредиенты содержит. Если речь идет о продуктах питания, дизайн упаковки может составить представление о вкусовых качествах. Самое важное – у человека должно сложиться точное понимание, для кого предназначен и какие потребности и запросы он может удовлетворить. По дизайну упаковки товара покупатель может сделать вывод, что вот это молочный десерт для тех, кто хочет сохранить стройную фигуру, а это дезодорант для брутальных мужчин, что этот продукт претендует на натуральность, а этот добавит вам шарма. Дизайн упаковки может представить продукт статусным, а может – простым и доступным.

Дизайн упаковки продукта будет способствовать его продвижению только в том случае, если:

  • он гармонично вписывается в комплекс маркетинга, т.е. соответствует продукту, его цене, методам распространения и продвижения;
  • коммуникация, заложенная в дизайне упаковки, является ценной, значимой для реальной категории потребителей, соответствует их ожиданиям и представлениям.

Конечно, и то, и другое должно быть продумано в процессе создания концепции марки, но именно на стадии разработки дизайна упаковки наиболее явно проявляются ошибки, сделанные на предшествующих этапах. В результате таких ошибок на рынке появляются продукты, внешний вид которых совсем не соответствует их содержанию, а сами они не вызывают интереса потребителей.

Дизайн упаковки товара: важные аспекты

Какие возможности, инструменты для создания визуального образа бренда есть в арсенале его создателей? Каким образом в дизайне упаковки продукта дизайнер может отразить позиционирование бренда? На наш взгляд, в разработке дизайна упаковки используются традиционные способы и приемы: грамотное сочетание цветов, точный подбор стилистики изображения, композиционного решения и шрифтов. Большое значение имеют правильный выбор материала и использование спецэффектов при изготовлении (лакирование, тиснение, фольгирование и др.). Умело используя все вышеперечисленные элементы и приемы, дизайнер может создать визуальный образ, точно отражающий задуманное позиционирование.

Упаковка продукта содержит много графической и текстовой информации, поэтому в задачу дизайнера разработать дизайн упаковки входит не только создание цельного визуального образа марки, но и продуманное размещение всех объектов в соответствии с их иерархией. Как правило, дизайн упаковки продуктов содержит следующие текстовые и изобразительные элементы:

Текст:

  • название марки
  • видовое наименование
  • название производителя и информация о нем
  • информация об особенностях продукта, акциях и т.д. (если таковая имеется)
  • дополнительные тексты (рецепты приготовления, легенда марки, история компании-производителя)

Изображения:

  • графический знак, дополняющий название марки (если таковой имеется)
  • изображение самого продукта (если это уместно)
  • иллюстрации (фотографии, рисунки, соответствующие позиционированию, если это заложено в концепции)
  • награды продукта (если таковые имеются)
  • обязательные символы

Оценка эффективности дизайна упаковки продукта

Как правильно оценить разработанный дизайн упаковки товара, понять, будет ли он выполнять свою работу? Разумеется, упаковка должна вызывать положительные эмоции, быть привлекательной, запоминающейся.

Но, кроме того, мы рекомендуем оценивать разработанный дизайн упаковки продукта по следующим параметрам:

  1. Соответствие задуманному образу бренда. Это означает, что упаковка должна отражать позиционирование, выбранное для марки.
  2. Соответствие товарной категории. Это означает, что цветовое решение, иллюстрации и другие элементы не противоречат представлениям потребителя о продукте, для которого создается упаковка.
  3. Читаемость упаковки. Это означает не только использование легких для восприятия шрифтов, но и правильное выстраивание иерархии всех объектов. Правильное решение гарантирует, что потребитель легко воспримет информацию и сделает безошибочный выбор.
  4. Возможность обновления. Это позволит вносить изменения в существующую номенклатуру и продлевать ассортиментный ряд.

Разработать дизайн упаковки товара и продукта – сложная задача, для решения которой нужны серьезные профессиональные навыки и творческий подход. Успешное выполнение этой задачи поможет вашему товару привлечь внимание покупателей и завоевать их сердца. Мы можем разработать дизайн упаковки как для уже существующих брендов, так и для новых марок. Разработка упаковки – одна из ключевых компетенций нашего агентства.

www.logodesigner.ru

Упаковки товара как эффективный инструмент маркетинга

С момента появления первого продукта, уложенного в специально подготовленную для него тару, упаковка товара прошла долгий путь совершенствования и развития. Если изначально функция пакетов, коробок и пленок сводилась к обеспечению сохранности изделий при логистике, то теперь она стала серьезным аргументом в борьбе брендов за “место под Солнцем”.

В наши дни чрезвычайно важен не только сам товар, но и его облик, который и формирует дизайн упаковки. Утилитарные функции упаковки товара остались, но к ним прибавилась необходимость передачи сути бренда, привлечение к себе внимания потенциального покупателя, а также демонстрация преимуществ продукта. Эффект от “вкусной обложки” товара тем более важен, что согласно исследованиям основная масса потребителей определяется с покупкой именно в магазине, глядя на полки. Однако недостаточно создать упаковку товара, которая будет просто выделяться на фоне конкурентов. Сегодня разработка дизайна упаковки – это важнейший элемент маркетинговых коммуникации, основные тонкости которого и рассмотрим ниже.

Позиционирование торговой марки.

При определении возможностей торговой марки и продукции на рынке по сравнению с конкурентами, важным моментом является позиционирование. Этот фактор позволяет определить “своего покупателя”, чтобы в дальнейшем уже создать продукт и упаковку товара, которые в полной мере будут удовлетворять потребности целевой аудитории. Естественно, что в зависимости от позиционирования торговой марки, облик упаковки товара так же будет сильно изменяться. Удачный дизайн упаковки поможет компании отвоевать большую долю рынка и добиться лояльности потребителей.

Упаковка товара: ключевые аспекты.

В целом комплекс факторов и информационных блоков, которые необходимо учитывать при разработке дизайна упаковки можно свести к следующим:

  • цвет;
  • рекламная информация;
  • шрифты;
  • символика торговой марки;
  • разъяснительный и технический элементы.

Так же важно тщательно продумать композицию и материал, которые наилучшем образом позволят передать сущность бренда и продукции.

Расскажем об этих факторах поподробнее.

Форма и материал упаковки товара.

Дизайн-разработка упаковки товара начинается с выбора формы и материала. В этом отношении на руку производителям играют развивающиеся технологии и оборудование, которые создают разнообразие и простор для креативных решений. Кроме того, разработка дизайна упаковки и ее эксплуатация требуют периодической проверки соответствия товара изменяющимся предпочтениям потребителей, а также изучения опыта зарубежных компаний в этой области.

Композиция в дизайне упаковки товара.

На следующем этапе разработки упаковки товара, работе над композицией, закладывается продуманный сюжет и оригинальная концепция. В частности, дизайн упаковки должен вызывать у потребителя желаемый ассоциативный ряд, который на интуитивном уровне позволит передать потребителю необходимую информацию о товаре. Например, сочные фрукты на этикетке бутылки лимонада косвенно говорят о вкусе лимонада, а также содержании в нем натурального сока фруктов. В тоже время изображение капелек сока, конденсата, как на холодненькой «запотевшей» бутылке, или даже льдинки вызовут ассоциацию с утолением жажды и освежающим эффектом.

Кстати, если умело напоминать потребителям о необходимости покупки именно этого продукта с помощью нескольких различных средств, то это создает так называемую покупательскую привычку. Одним из приемов становится упоминание о текущих проектах рекламной кампании, например конкурсах или рекламных роликах. Сложность для дизайнера заключается в создании связанной воедино, целостной и органичной композиции упаковки товара, которая позволит усилить эффект от рекламной компании и, тем самым, сэкономить средства заказчика на дальнейшем продвижение бренда. Поэтому нерационально пытаться экономить на таком важном этапе как разработка дизайна упаковки и лучше доверить ее профессионалам.

Цветовое решение в дизайне упаковки.

Определившись с предыдущими составляющими упаковки товара, пора заняться вплотную цветовым кодированием. Контрастные решения позволяют создать яркое пятно на полке магазина и привлечь покупателя. Принято считать, что лучшие контрастные сочетания составляют красный, синий и желтый цвета. Позитивный эффект зачастую дают природные сочетания, например, пшеница на фоне неба (желтый и синий) или сочные плоды фруктов и ягод на фоне листвы (оранжевый, красный и зеленый). Однако необходимо учитывать, что некоторые продукты предполагают использование в дизайне упаковки определенных цветов, как например, белый и зеленый для молочных изделий или песочный, коричневый для хлебобулочных. В конечном счете цветовой код становится индивидуальным для бренда, что позволяет мгновенно посылать сигнал потребителю о знакомом товаре.

Информационные блоки в дизайне упаковки.

Помимо всего прочего упаковка товара становится источником рекламной информации. При включении данного элемента в дизайн важно привести его в соответствие с идеей бренда и текущей рекламной кампанией, с целью усиления общего эффекта. Хорошие результаты дают промоакции, которые подразумевают нанесение на упаковку товара информации о скидках, выгодных предложениях. Аналогичный эффект оказывают штрих-коды и крышки, если их требуется собрать с целью получения приза. В числе прочих, эффективно работает размещение историй о любимом лого-герое, а также аргументов ценовой политики, выгодной для потребителя, и использование в дизайне этикетки и упаковки медалей, наград, полученных компанией.

Размещение, так называемого, разъяснительного блока заключается в предоставлении потребителю информации о составе, месте производства, различных рекомендаций. Реклама – это легенда торговой марки, ее история, символика и информация о проводимой на момент изготовления маркетинговой кампании. К техническим данным можно отнести указание веса, даты производства, штрих-код, ГОСТ.

Однако бесцеремонное нагромождение различных информационных блоков на упаковке товара может оказать не привлекающий эффект, а совершенно противоположный. Важно найти баланс, который не сделает процесс изучения упаковки слишком сложным для покупателя и, соответственно, не подтолкнет его на выбор иного продукта. Считается, что оптимальное соотношение – пять цветов и столько же надписей, но бывают случаи, когда работает формула “7±2”.

Разработка упаковки товара: что не упустить!

Кстати, уместно совершенствовать “лицо” продукта и после создания образа. Этот шаг актуален при подгонке образа товара под меняющиеся потребности потребителя. В этом случае так же важна умеренность, чтобы не испортить восприятие бренда неуместными и необоснованными переменами. За подобный подход говорят исследования: по мнению экспертов многие потребители имеют тягу к переменам качеств товара (вкус, запах), но остаются консервативны в отношении дизайна упаковки товара.

Важно отметить, что качественный запоминающийся информативный и стильный дизайн упаковки, вызывает приверженность потребителей к бренду и тем самым увеличивает продажи продукта, что в свою очередь является основным интересом розничных сетей. Таким образом, хорошая упаковка товара может повысить не только лояльность потребителей, но и торговых сетей. Иногда торговые сети сами выставляют определенные требования к дизайну упаковки.

В любом случае нельзя забывать и о том, что огромную роль играет соответствие качества товара и его упаковки. Ведь даже самый интересный и продуманный образ может проиграть борьбу за покупателя, если под ним находится явно низкокачественный продукт.

Как видно, разработка дизайна упаковки – это сложный процесс со множеством “подводных камней”. Именно по этой причине доверить эту работу лучше специалистам. Сотрудники нашей компании «Фабрика дизайна» с удовольствием проконсультируют вас и реализуют заказ любой сложности.

Автор: Семейкина Ольга Андреевна

www.designf.ru

Дипломная работа - Разработка дизайна упаковки товара

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИАКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА

ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

Реферат

Подисциплине КОНСТРУКЦИЯ И ДИЗАЙН ТАРЫ

Разработкадизайна упаковки

Цвето–графическая концепция

ВЫПОЛНИЛА:КАЗАКОВА Н.Р.

ГРУППАИП-45

ПРОВЕРИЛ:Нечитайло С.А.

САМАРА 2010

Упаковкатоваров. Правила и пожелания

упаковкатовар потребитель

Современная конкурентная борьба на рынке заставляет производителейвсе больше и больше внимания уделять упаковке. Ее форма и внешний вид влияют навыбор покупателя даже значительнее, чем рекламная политика и промоактивность.По статистическим данным, мороженое, творожок и некоторые другие продукты относятсяк продуктам импульсного спроса, поэтому решение о покупке той или иноймарки/вкуса потребитель принимает непосредственно у прилавка. В торговыхпавильонах так называемой «современной розницы» — супермаркетах и другихформатах самообслуживания, доля импульсных покупок на каждого потребителядоходит до 60% от всего объема потребительской корзины. В такой ситуации именноупаковка становится ключевым способом общения с потребителем, инструментом«трансляции» ценностей продукта.

Упаковка — это также:

1.Паспорт марки.

2.Мощное оружие в создании имиджа марки.

3.Бесплатный носитель рекламы.

4.Культурное явление (культура страны).

5.Она не должна обманывать покупателя.

6.Даже с расстояния, покупатель должен ответить на вопрос: «Что это запродукт?»

Современныерыночные отношения, получившие такое сверхмасштабное распространение в нашемобществе, огромное количество визуальных коммуникаций, таких как телевидение,газеты, журналы, интернет накладывают свой отпечаток на работыдизайнера-графика упаковки и тары. Сегодня упаковка играет огромную роль внашей жизни. Если раньше она несла максимум две функции, таких как защитная,предохраняя товар от повреждений при различных механических нагрузках, исоздавала возможность транспортировки продукции без изменения ее первоначальныхи соответственно должных таковыми быть свойств, то сейчас выделяют, по меньшеймере, десяток основных функций. На сегодняшний день одной из основных функцийупаковки является деференцирующая. Она призвана осуществлять выделение товараиз общей массы товаров-конкурентов. Ведь в условиях рыночной конкуренциивыделиться просто необходимо, иначе взглянув на неказистую упаковку, покупательможет навсегда сродниться с мыслью, что товар, находящийся внутри так же«неказист», как и упаковка и начнет пользоваться товаром тех же функциональныхкачеств, но конкурентной фирмы.

Также одной из основных функций упаковки в наше время является ее экологическаяфункция. Сейчас все больше задумываются об охране окружающей среды, поэтому дляпроизводителей «розовой» мечтой является изобретение съедобной упаковки, но этов идеале и пока представляется мне утопией. Хотя для некоторых видов товаровтакая упаковка давно изобретена, и активно используется. Это, например,вафельный стаканчик для мороженного, или конфетная обертка из крахмала. Но вбольшей степени довольствуются тем, что отдают предпочтение упаковке из бумаги,картона, дерева и натуральных тканей. Им отдается предпочтение и потому что онихимически безвредны по отношению к пищевым продуктам. Такую упаковку выпускаюткак небольшие фирмы, принадлежащие предприятию-изготовителю товара,упаковываемого непосредственно в эту упаковку, так и крупные специализированныезаводы, способные выполнить заказ промышленности. Для поддержания экологичностив так широко используемую полимерную упаковку стараются вводитьбиологически-разлагаемые материалы. К сожалению эта практика пока тольконачинает пользоваться спросом у производителей, так как является дорогимпроизводством. Добавление таких добавок значительно увеличит стоимостьупаковки, а следовательно суммарную стоимость продукта. Рекламная функция такжевыполняет одну из ведущих ролей. Современный подход к рекламному оформлениюзаключается в том, что упаковка как бы ведет «диалог» с покупателем. Рекламноеоформление стоится с учетом потребностей, предпочтений, интересов, вкусовлюдей. Человек, покупающий товар в первую очередь неизбежно обратит внимание нарекламное, графическое оформление упаковки данного товара, на информацию,помещенную на ней. Основным правилом стало то, что реклама должна легко,удобно, четко и точно восприниматься потребителем или покупателем,следовательно, продукцию необходимо облачать в форму, максимально близкую кформе продукта. Так как это чаще всего невозможно либо не практично, так каквелика вероятность свести функцию хранения (которую так же выполняет упаковка)на нет, поэтому основной особенностью современной упаковки стало то, что на нейизображают деталь товара либо товар целиком, точнее полное его изображение. Нона упаковке ведь имеется и шрифтовая информация. Это выражение информационнойфункции упаковки. Шрифтовая составляющая представляет собой информацию о весе,составе продукта, сроке и условиях хранения. Также упаковка выполняет функциидозирования, транспортную, нормативно-законодательную, эксплуатационную. Купаковке предъявляется ряд жестких требований, обусловленных упаковываемымтоваром, производственными условиями, и, естественно, заказчиком. Ктребованиям, обусловленным самим продуктом относятся требования к составуупаковки, чтобы например избежать миграции вредных веществ в пищевой продукт изупаковки или внешней среды. Производственными условиями определяетсяконструкция упаковки, ее функциональные качества. Заказчик же определяетдизайн, эргономические требования, стоимость материалов и всей обработки наразных стадиях изготовления до того как получится полностью готовая упаковочнаяпродукция.

Такимобразом, можно сделать вывод о том, что упаковка- это неотъемлемый элементкачества изделия, упакованного в нее. Эстетические требования, устанавливаемыедля упаковки нередко сложно выполнить в одиночку. Поэтому дизайнеры необходятся без помощи технологов, психологов, текстовиков. Вся эта командастремится к такому художественному оформлению упаковки, которое было бы типичнои ассоциировалось с данным видом изделия. Концепция упаковок должна отвечатьобщему фирменному стилю продукции или в целом предприятия.

Упаковкадолжна быть такой, чтобы покупатель раз купив товар в этой упаковке, шел за нимеще и еще. Это достигается за счет цвета, формы, размера, текстуры материала, атак же, как уже говорилось, необходимой текстовой информации. Кроме того,упаковка не перестает «продвигать» товар, даже очутившись дома у потребителя.Поэтому она должна легко, без особых усилий открываться и закрываться, незатруднять использование содержимого.

Насовременном рынке имеются такие основные виды упаковки, как стеклянная тара(для жидкостей, газов, сыпучих продуктов), металлическая (для мясных, рыбных,плодовоовощных консервов, пива), полимерная упаковка, делящаяся на пленочную ипластиковую, деревянная, картонная, бумажная тара. Всех их при разработкедизайнеры- технологи наделяют данными основными функциями, учитывая требованиязаказчиков и потребителей, стараясь предвосхитить их ожидания.

Разработка дизайна упаковки

Умениекрасиво предоставлять товар, в некоторой степени, можно сравнить с искусством.Чем оригинальнее и интереснее выглядит упаковка, тем больше шансов появляетсядля того, чтобы данная продукция была замечена на прилавках и витринахмагазинов. Упаковка идентифицирует изделие, выделяет его из ряда подобных ипривлекает к нему внимание потенциальных покупателей. Грамотно разработаннаяупаковка должна давать целевой аудитории представление о наиболеепривлекательных аспектах продукции или услуги, например ее пользе, качестве(или соотношении цены и качества) или о ее физических характеристиках (вкус илиаромат).

Разработка иизготовление упаковочной продукции выполняется с использованием различныхматериалов от тонкой недорогой бумаги и непромокаемых вакуумных полиэтиленовыхконтейнеров, до более плотных картонных и пластиковых коробок (емкостей).Безусловно, что дизайн упаковки сока или молока выполняются, базируясь на общейоснове физических данных материалов изготовления и требований, предъявляемых кданной упаковочной продукции. Однако, дизайн упаковки чая или печенья имеютнесколько другую специфику. Но, вместе с этим, следует заметить, что требованияк упаковочной продукции для хранения, транспортировки и реализации продуктовпитания, а также к дизайну упаковки препаратов, много выше, нежели требования к«таре» продукции иного рода, например к дизайну новогодней упаковки, несущейисключительно оформительские функции. Разработка оригинального внешнего видапродаваемой и реализуемой продукции говорит о профессионализме и высоком уровнеработы компании производителя. Графический дизайн упаковки, товарного знакадает возможность создать макет будущей упаковочной продукции при помощисовременной компьютерной техники и программных технологий. Такой подходобеспечивает разработку профессиональной упаковки для продукции любой спецификиот простых календарей до создания сложного, оригинального фирменного стиля.Упаковка должна подчеркивать наиболее важные особенности продукции. Один изспособов выделения ключевой информации заключается в использовании специальныхматериалов, например фольги, которая будет привлекать внимание покупателей. Ещеодин способ информировать и привлечь внимание покупателей состоит в том, чтобыдать ему возможность поближе взглянуть на товар с помощью полиэтиленовых илипластмассовых окошечек в упаковке. Показ изделия может быть эффективнойстратегией, потому что ее использование устраняет лишние вопросы и неясности. Втаком случае покупатель будет чувствовать себя более уверенно при принятиирешения о покупке. Для некоторых изделий указание отличительных особенностейпросто необходимо.

Выполняясоздание и разработку упаковки, дизайн представляет собой «лицо» будущеготовара либо продукции, поэтому важно учесть как фирменный стилькомпании-производителя, так и специфику продукции и, вместе с тем, подчеркнутьуникальность данного товара, чтобы даже при беглом взгляде, товар былоневозможно спутать. Упаковка товара должна быть яркой, запоминающейся ипонятной. В связи с этим, порой, классику лучше предпочесть креативу, особеннов тех случаях, если данная продукция рассчитана на широкий круг потребителей.При разработке упаковки дизайнеру необходимо предугадать наиболее вероятноерасположение продукции на полках торговых залов и принимать свои решения сучетом этого фактора. Менеджеры крупных компаний часто предлагают продавцамособое вознаграждение за то, чтобы те разложили продукцию на видном месте залаили на видных местах полок. Правильное размещение продукции являетсядействительно очень важным фактором. Например, какой-то товар может бытьвыставлен слишком высоко или слишком низко, тогда покупателю будет сложнеезаметить его. Разработка и изготовление упаковочной продукции выполняется сиспользованием различных материалов от тонкой недорогой бумаги и непромокаемыхвакуумных полиэтиленовых контейнеров, до более плотных картонных и пластиковыхкоробок. Упаковочные коробки необычных форм подразумевают более значительныематериальные затраты, но при этом создают у потребителя определенный имиджданной продукции, рассказывают о ее качестве, усиливают привлекательностьтовара, стоящего на полках. Излишне усложненная упаковка может оказать и прямопротивоположное действие. Возможно, ее оценят не как признак качества, а какизбыточную трату денег, которая превышает стоимость товара. И даже еслиупаковка должна производить впечатление высокого качества, этого можно добитьсяне только путем увеличения ее стоимости и существенного усложнениядизайнерского решения. Столь же эффективным может быть применение визуальнойконцепции с глубоким замыслом. Для полного успеха дизайнеру останется лишьхорошо реализовать задуманное.

Учетинтересов и особенностей основной аудитории, на которую рассчитан товар, важендля разработки дизайна упаковки и фирменного стиля торговой марки. Брендинг,креатив, нейминг – должны учитывать основной круг потребителей. Для этоготребуется некоторый анализ продукции: специфика, ценовая ниша и т.д. Например,разработка дизайна упаковки для конфет, пельменей или майонеза – всё это видыуслуг создания упаковочной продукции продовольственных товаров, а,следовательно, для широкого круга потребителей, значит данная упаковка должнабыть максимально универсальной.

Заставитьупаковку работать на вас сможет профессиональный дизайн, разработанный с учетомвсех ваших бизнес-целей и правил дизайнерской работы. Залогом эффективногодизайна является проведение проекта в заранее определенной последовательности.Отступление от такого графика и перемешивание этапов друг с другом приводит кхаотичной неструктурированной работе, и, соответственно, к такому же хаотичномунеструктурированному результату.

Выполнениеопределенных этапов работы имеет время и последовательность (и финансовоеизмерение, конечно). Каждый проект по упаковке состоит их 4-х больших шагов:

Шаг 1. Дизайн-исследования.

Шаг 2. Анализ и разработка стратегии.

Шаг 3. Дизайн.

Шаг 4. Оценка.

Четкоесоблюдение такой последовательности работы с проектом позволит предупредитьпринятие ошибочных решений по дизайну.

Цвето-графическаяконцепция упаковки

Разработкацвето-графической концепции (сокращенно – ЦГК) – всего лишь один из пунктовработы дизайнеров, находящийся на Шаге 3. Понимать этот термин нужно прямо так,как он звучит. На этом этапе работы ждать от дизайнера готовых макетов упаковкипродукта с проработанными элементами оформления не стоит. В рамках этапа работпо ЦГК продуктом работы дизайнера являются схемы дизайн-макетов с применениемразличных стилистических решений. ЦГК иллюстрирует ту дизайн-стратегию, которуювы выбрали на предыдущем этапе.

Кработе над ним специалисты приступают только после того, как получены данныедвух предыдущих шагов – результаты исследований и выбор дизайн-стратегиипродукта. Всеобщее «академическое» определение ЦГК упаковки звучит так:«цвето-графическая концепция (ЦГК) упаковки – схема расположения основныхграфических элементов (логотип; наименование продукта; тематическаяиллюстрация; фон; графические знаки отличия данной группы продукции) наразмерной схеме данного типа упаковки. Разработка ЦГК упаковки не включаетразмещения конкретных текстовых блоков и специфических графических элементов».

Напрактике ЦГК выглядит как альтернативные предложения по дизайну упаковки. Оченьчасто в процессе обсуждения проекта возникает важный дл я работы с упаковкойвопрос – как определить, действительно ли поданные на рассмотрение вариантыдизайна являются альтернативными? Бывает, что среди множества поданныхвариантов, большинство, или даже все, воплощают одну и ту же идею, одно и то жевидение и стратегию. При этом различия в цвете и графике не играют серьезнойроли. Со всех этих «одинаковых» вариантов потребитель «считает» одно послание исформирует одно конкретное впечатление. Таким образом, Заказчик оказывается вситуации «вне выбора» — ведь не бывает выбора «один из одного». Для того, чтобыпредупредить эту ситуацию, необходимо понимать сущность «альтернативности».Альтернативность каждого макета заключается в зоне стратегических различий всообщении потребителю. Так, варианты каждого из направлений должны обладатьодним (максимум — двумя) коммуникативным акцентом.

Взависимости от коммуникационной задачи, дизайнер применяет те или иныедизайнерские технологии – стилистические приемы, цвета, полутона, шрифты, идругие специализированные инструменты работы.

Важно такжеопределить сложнейшее понятие проекта – стиль. Часто его употребляют в самыхразных значениях, но применительно к упаковке ему можно дать более-менее точныехарактеристики. Итак, «стиль – характеристика дизайн-макета, сутью которойявляется единство композиционного решения, цвето-графической схемы, предметныхособенностей промышленного материала и отраслевого соответствия. Стиль можетиметь исторические, этнические, культурные и прочие особенности».

Дизайн-макети цвето-графическая концепция (ЦГК)

Для того,чтобы оценить предложенные альтернативные решения ЦГК, необходимо провестикороткий анализ вариантов на предмет их соответствия поставленным целям изадачам. Как правило, именно на почве «соответствует-не соответствует» разворачиваютсясамые жаркие баталии в обсуждении проекта Заказчиками и Исполнителями. Дляанализа используйте стилистический профиль проекта, который разрабатываюткомпании в рамках технологии оценки дизайна упаковки. Упрощенная структурастилистического профиля представлена на илл.2.

Итак,давайте представим себе, что дизайнер/агентство присылает вам первые вариантысвоих работ. В большинстве случаев – это 3-4 варианта альтернативных концепций.Оценка всех концепций будет заключаться в ответе на самый важный комплексныйвопрос:

«Каким образом средствами дизайна (шрифта, композиции, цвета)выражены важные для потребителя характеристики продукта в привлекающих вниманиесюжетах?»

Каждуюиз концепций необходимо предварительно оценить в зависимости от того, как четкоони выражают характеристики, важные для потребителя или, по-другому,ценностно-психологические характеристики. На рисунке стилистического профиля заэто отвечает одна из осей – в качестве примера здесь перечисленыхарактеристики, важные для спортивных принадлежностей (одежды, аксессуаров,энергетических напитков и пр.). Сумел ли дизайнер в цвете и шрифте отразитьактивность и риск? Получилось ли у него в конструкции упаковки отразитьощущение скорости и стремительности? Такая матрица оценки предложенныхвариантов должна быть использована как в потребительском тестировании упаковки,так и в ходе внутренних обсуждений компании заказчика. Главное, понимать, чтоведущую роль играет именно мнение потенциальных покупателей.

Следующийважный момент оценки упаковки — сюжет. Сюжетныйпараметр дизайн-проекта характеризует творческую идею упаковки и ее реализациюв промышленном и графическом стиле. Сюжет в упаковке – то же самое, что сюжетхорошего кинофильма. Его можно легко представить, он отлично запоминается, оставляетяркие впечатления, о которых можно рассказать близким или вспомнить при случае.Когда говорят – стильная, эффектная, запоминающаяся упаковка, то имеют ввидуименно ее сюжетную характеристику. Увидеть, что такое сюжет, можно наиллюстрации цвето-графических концепций илл. 2.  Именно сюжет упаковки, егостилистическое решение позволяет  респондентам исследования приписать вкусупродукта различные характеристики.

Дажебез специальной подготовки, пользуясь просто аналитическим инструментоммногопрофильного анализа, можно логически рассмотреть предложенные проекты.Оценка работ дизайнера по стилистическому профилю позволит вам принять верноерешение относительно наиболее перспективного дизайн-макета упаковки. Самоеглавное, что определение каждого параметра позволит вам и вашим дизайнерампонять, какие моменты должны быть в дальнейшем доработаны.

Примерыразработки упаковки

Изначальноторговая марка 100%  Gold разливалась в упаковки Tetra Brik. Затем, в 2006 г., компания решила сменить ее на Tetra Prisma, а заодно и пересмотреть позиционные марки — 100%  Gold должен был стать «соком без вкуса рекламы». А значит, упаковкеследовало выглядеть так, чтобы потребитель был уверен, что он не переплачиваетза дизайн. Поэтому оформление марки должно было выглядеть максимально простым,функциональным и не иметь лишних «украшательств». Однако роль упаковки –привлекать внимание, и это обстоятельство нельзя было сбрасывать со счетов.

В рамкахэтого проекта компания imadesign разработала несколько концепций, в части которыхдизайнеры решили максимально задействовать материал упаковки. Для соковойпродукции чаще используют упаковку с бумажным верхним слоем, по которому ипечатают изображение. Они же напротив решили использовать призму с фольгированнойповерхностью, чтобы подчеркнуть ее блеск и использовать его для транслированиянескольких идей. В первом случае предполагалось запечатывание поверхностифольги желтой прозрачной краской, чтобы придать упаковке вид золотого слитка(что хорошо сочеталось с названием марки). В другом проекте упаковку сделалисеребристой, визуально превратив ее в «футуристический высокотехнологичныйхолодильник» (так как серебристый цвет ассоциируется с чем то холодным изамороженным).

Однако впроцессе работы задача слегка изменилась – приоритетной стала натуральностьпродукта. В следующих разработках использовались уже не свойства материала, асама форма упаковки. В одном случае центральные грани «призмы» были превращеныв детали деревянного ящика, в какие обычно собирают плоды, а боковые гранистали как бы фруктами внутри ящика. Для большей выразительности былаиспользовании трафаретная  типографика. Все это вместе создавало впечатлениенатурального сока, в котором нет ничего кроме фруктов.

В другомконцепте грани призмы были превращены в грани стакана, а еще в одном округлаяконструкция упаковки обыграна в качестве формы плода, при этом на одной изграней призмы виден свежий разрез фрукта.

Принятыйзаказчиком вариант так же использовал форму упаковки. Основой дизайна здесьстало изображение фрукта, который выглядит так, словно его очень быстро резалина лету чем то очень острым, и картинка на мгновение застыла не перестав бытьдинамичной. При этом именно форма упаковки позволила плодам, нарезаннымикружочками, выглядеть объемными.

Примерразработки художественного оформления элемента упаковки.

Этапырисования героев для палочек «Весёлая семейка».

Вначалеродители задумывались молодые, энергичные и современные.

Укоторых должны были быть непослушные шаловливые дети, такие как этот рыжиймальчишка. Он должен был тащить кошку за хвост.

Нопотом было решено, что нужно сделать помягче маму с папой, добавить имдомашнего шарма. Второй вариант семейки был уже более спокойный иуравновешенный.

Затемдобавился ещё пятый член семьи — дочка. И несколько вариаций папы и малыша.

Наконецитог рисования семейки в полном составе:

А вот пример несамого лучшего ЦГК упаковки.

Новый дизайн упаковки Tropicana не понравился потребителям

Производительпринадлежащего концерну PepsiCo бренда был вынужден отказаться от новогодизайна сока Tropicana из-за того, что американские потребители предпочлистарую упаковку, сообщает New York Times. Запущенный в январе 2009 г. новый дизайн упаковки с крышкой с полусферической крышкой, которая по идее создателей должнабыла напоминать половинку апельсина, не пришелся покупателям по вкусу. В адреспроизводителя было направлено много разраженных писем обычной и электроннойпочтой, блоги в Интернете пестрили ехидными замечаниями. Президент TropicanaNorth America Нейл Кэмпбелл признался, что в компании недооценили эмоциональнуюпривычку потребителя к старому дизайну.

Не исключено,что неудача с дизайном Tropicana обусловлена экономическим кризисом, которыйзаставляет покупателей сохранять консерватизм и относиться к новинкам крайнеосторожно.

Заключение

Итак,разработка того, что мы привыкли называть «дизайном» (то есть ЦГК –цвето-графические концепции) только этап в общей схеме работы с дизайномупаковки. Успешный дизайн упаковки продукта очень много значит дляпотребительского выбора и совершения покупки. Можно сказать, что упаковкастановится решающим фактором возврата инвестиций, ведь, все, что позволилопродукту появится на прилавке – новое оборудование, технологии, персонал,производственный мощности и прочее, — становится на чашу весов в моментпростого потребительского выбора – покупки одной упаковки мороженого. Такимобразом, от эффективного дизайна зависит очень многое, и грамотное обращение сним позволит вам укрепить позиции своего бизнеса, выигрывать конкурентныевойны.

Списоклитературы:

1. http://www.whim.ru/dizain-upakovki

2. www.organica-design.ru/ для журнала«Мороженое и замороженные продукты»

3. http://www.advertology.ru/

4. http://www.sostav.ru/news/2009/03/02/3r/

5. http://www.ukrpak.net/?p=851

6. http://www.my-events.ru/prznt2/31238-1.ppt

www.ronl.ru