Швейцарский стиль - Швейцарский международный стиль. Швейцарский стиль швейцарский дизайн


LifeCrowd | Швейцарский стиль - Швейцарский международный стиль

В данной статье речь пойдёт об особенностях, которые отличают графический стиль «швейцарский международный» от всех прочих, а также немного о его истории.

Сегодня существует больше десятка графических стилей, каждый из которых находит применение в определённых областях. Стиль зачастую определяет наше восприятие тех или иных продуктов цивилизации.

Стиль зародился в Швейцарии в 1945 и развивался вплоть до 1985 года. Международным он является потому, что его специфика подчеркивает дипломатическую одинаковость и понятность.

Это выражается в упорядоченности композиции, геометрических элементах.

Общая упорядоченность и чёткая структура как будто бы продолжают корпоративную культуру крупных бизнес-центров. 1945-1985-е гг. – это годы модернистского направления, поэтому швейцарский стиль отличается простотой, лаконичностью и удобством.

Швейцарский стиль функционален и практичен. Основателями считаются два художника, которые в 1927 году создали новые шрифты, облегчающие восприятие и запоминание информации. Это был Я. Чихольд и Й. Мюллер-Брокманн.

Этому стилю характерны ассиметричная симметрия и шрифты без засечек.

Также характерной чертой является читабельность и соотношение внешнего вида с содержанием. Швейцарской школе принадлежит прекрасное открытие, которое используется в современной графике – модульная сетка, облегчающая построение визуально правильного изображения.

Плоды швейцарской школы сегодня широко применяются в Веб дизайне, рекламе, в проектировании панелей приборов и интерфейсов.

Швейцарский стиль научен и обезличен, что ставит личностное самовыражение далеко не на первый план. Благодаря этому стилю можно максимально ёмко компоновать информацию и передавать её с минимальным использованием знаков и пространства.

Интересно, что истоком этого стиля считается Баухауз, конструктивизм и де Стейл. Также заметное влияние оказали традиции книгопечатания 1920-30-х гг., что подтверждает полезность и универсальность данного стиля, который популярен и сегодня.

Во время работы в данном стиле дизайнер прибегает к ряду приёмов: изображение монтируют (фотомонтаж), используются элементы реалистической фотографии, а также игра с пространством, которое остаётся незаполненным.

В наше время этот стиль очень перспективен, так как позволяет отсеивать только основную информацию, экокномя время того, кто её получает.

lifecrowd.ru

Швейцарский панк

…или «новая волна» — стиль в графическом дизайне, которому пророчат большую популярность в скором времени. По прогнозам экспертов, элементы этого стиля будут все чаще встречаться на веб-сайтах.

Кстати, их можно заметить уже сейчас. Господствующий минимализм иногда бывает скучным. И сделать его веселее может что-то взбалмошное, нестандартное, нарушающее все правила.

Давайте познакомимся поближе с этим интересным стилем.

История

Зародился этот стиль в семидесятых годах прошлого столетия. Это был нетипичный подход к фотонабору, который нарушал все правила. Своеобразный протест, который отразил настроения в обществе в тот момент. Вы же помните хиппи, панков и других неформалов? Так вот, их движение как раз зародилось тоже в семидесятых, достигнув пика в 80-е -90-е.

В пятидесятых и шестидесятых годах в графическом дизайне царил идеальный порядок – все под линеечку и по правилам. Швейцарский стиль, который еще называют международным,  до сих пор встречается в официальных документах и традиционном фирменном стиле.

Так не могло продолжаться долго – правила быстро приедаются, и их хочется нарушать.

Первое движение против установленного порядка началось тоже в Швейцарии, в городе Базель. Если вы начнете искать в Google что-то по запросу «швейцарский панк», вы сразу найдете имя его основателя — дизайнера-самоучки, типографа Вольфганга Вайнгарта.

Ему надоело при наборе следовать множеству правил, которые ограничивали порывы творческой натуры. Все, что хотелось сделать, реализовать какие-то интересные идеи, было запрещено.

Технические возможности фотонабора на тот момент позволяли делать намного больше, чем диктовали правила. И этим было грех не воспользоваться.Вольфганг Вайнгарт начал экспериментировать со шрифтами, расстоянием между словами и буквами. Он растягивал слова до тех пор, пока не наступал предел читаемости. Играл с размерами и положением букв, порядком строк и их направленностью. Создавал необычные, интересные, нестандартные вещи, которые привлекали к себе внимание.

Понятное дело, у него появились последователи. Самые известные имена — Даниэль Фридман и Эприл Грайман. Вайнгарт  и Грайман высказывали идею, что дизайн может быть формой искусства. Множество критиков того времени принимали это как временную причуду, которая забудется со временем.

Но, не смотря на это, в 80-ых годах Эприл Грайман заработала славу «королевы новой волны». Ее работы были необычными, богатыми, колоритными. Она делала коллажи из, казалось бы, несоединяемых материалов, использовала разные подходы, играла чувствами и слоями.

Больше всего последователей «новой волны» было в США и Швейцарии, но были талантливые дизайнеры, работающие в этом стиле, и в других странах мира. В частности, популярностью он пользовался в Великобритании.Швейцарский панк сломал застой, нарушил правила в графическом дизайне. И открыл путь развития для других течений. Больше нет догм – нужно придумывать что-то новое и развиваться.

«Новая волна» господствовала чуть больше десяти лет. Но сейчас, когда вокруг себя мы видим так много ретро-элементов и возвратов к прошлому, стиль может возродиться снова.

Характерные элементы стиля

Чтобы лучше понять стиль, нужно обратить внимание на его характерные элементы и особенности.

Швейцарский панк узнаваем, благодаря:

  • Перевороту в композиции. Если в классическом стиле мы наблюдаем строгий порядок, уравновешенность, гармоничную целостность, то плакаты, листовки и обложки в стиле «новой волны» — это то же самое, только после взрыва.
  • Множеству акцентов. Если в классической композиции есть один главный элемент, а остальные только усиливают акцент, то в швейцарском панке каждый элемент имеет свой заряд и каждый самодостаточен сам по себе.
  • Рваным краям букв, областей, фигур, плашек.
  • Смешиванию жанров – например, деловое сообщение может передаваться в шутливой манере.
  • Следование моде. Классика бессмертна, потому что не следует настроениям в обществе. Швейцарский панк же отражает визуальную моду того времени.

 

Современные примеры

Сегодня на этот стиль вновь обращают внимание – и не только в графическом дизайне. Некоторые его элементы можно встретить и на сайтах.Потому что правила рано или поздно надоедают. Потому что сейчас как раз то время, когда каждый дизайнер пытается выделиться из толпы и удивить посетителя. Потому что сейчас типографике на сайтах уделяют очень много внимания – используются необычные шрифты и их размещение.

Чтобы вдохновить вас на подвиги, представляем несколько работ в стиле «новой волны».

Фирменный стиль Музыкального университета Лозанны,  авторства Александра Хенрикса (Alexandre Henriques):

Фирменный стиль арт-галереи KISSTHEDESIGN:

Современные музыкальные афиши:

Работа в швейцарской стилистике Ника Барклая:

Будущее стиля

Сейчас необычные композиции воспринимаются как что-то свежее и достойное внимания. Так что швейцарский панк действительно может вернуться, тем более что для этого есть все нужные предпосылки:

  • Минимализм, правильные сетки, правильный плиточный дизайн начинают надоедать;
  • Увлечение типографикой;
  • Модные яркие оттенки;
  • Стремление удивить пользователя и захватить его внимание.

Более того, сегодня это стиль может не задерживаться только «на бумаге», а проникнуть в новую сферу, которая в семидесятые была недоступна – веб.

Поживем – увидим, но кажется, нужно готовить купальники, чтобы успеть подготовиться окунуться в «новую волну» с головой.

Автор: Ольга Мульченко

designmojo.ru

Швейцарский стиль: часы, дизайн и архитектура

© 2018 Наша Газета - NashaGazeta.ch

Все материалы, размещенные на веб-сайте www.nashagazeta.ch, охраняются в соответствии с законодательством Швейцарии об авторском праве и международными соглашениями. Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции. В случае полного или частичного воспроизведения материалов сайта Nashagazeta.ch, ОБЯЗАТЕЛЬНА АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА на конкретный заимствованный текст. Фотоизображения, размещенные редакцией Nashagazeta.ch, являются ее исключительной собственностью. Полное или частичное воспроизведение фотоизображений без разрешения редакции запрещено. Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные читателями в комментариях и блогерами на их личных страницах. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Наша Газета.ch – ежедневный информационно-аналитический русскоязычный сайт в Швейцарии. Следуя девизу «Швейцарские новости на русском. Каждый день – Actualité suisse en russe. Tous les jours», мы рассказываем читателям о самых разных аспектах жизни в Швейцарии, ведь их привлекают не только швейцарские банки, но и культура, политика, гастрономия. Культура Швейцарии все чаще включает в себя и русские мотивы, благодаря растущему числу организуемых здесь выставок, спектаклей, концертов и конференций. Наша редакция находится в Женеве, однако корреспондентская сеть распространяется на Лозанну, Цюрих, Тун, Берн и Аргау. Благодаря внештатным авторам, мы рассказываем о деятельности швейцарского правительства из Берна, деловых кругов – из Цюриха, о крупнейших музыкальных фестивалях из Вербье, Монтре и Люцерна. Статьи на регулярно возникающие темы объединены в тематические досье, наибольшим интересом у читателей пользуются «Туризм в Швейцарии», содержащий массу побуждающей к путешествиям информации, и «Останется ли Швейцария финансовым раем?», отражающий главные новости из жизни швейцарских банков. Наша Газета.ch – третий русскоязычный сайт Швейцарии по цитируемости российскими СМИ. Среди прочих, мы способствуем тому, чтобы самые значительные новости Швейцарии регулярно доносились до русскоязычной аудитории во всем мире. Ежедневно знакомиться с новостями Швейцарии это почти как жить в Швейцарии!

nashagazeta.ch

Швейцарский стиль

07.05.14    Интересная информация

Мир, вероятно, благодарит Швейцарию за изобретение швейцарского ножа, но мир также обязан этой стране появлением швейцарского стиля. При том, что этот знаменитый стиль дизайна изначально имеет не швейцарские корни, его соответствие стране по-прежнему присутствует даже в мельчайших деталях дизайна.

Швейцарская типография, хоть происходит из России, Германии и Нидерландов, стала широко известной благодаря швейцарским графическим дизайнерам. Они использовали её для оформления швейцарских учреждений культуры, политической рекламы и многого другого, что подходило к резко возрастающему глобальному послевоенному рынку. Он был использован в уличных знаках, картах, социальной рекламе и т.д. Во главе угла – простота и образность. Хитрость была в том, что изначально этот стиль культивировался, как достаточно универсальный для понимания любым гражданином мира. Олимпийская символика — хороший пример глобальной институциональности швейцарского стиля, потому что он показал возможность успешного применения простейших символов с использованием самых универсальных цветов.

Швейцарский стиль опрятен, приятен для глаз, хорошо читаем, лаконичен и объективен. В основе он сильно зависит от универсальности и типографики. Эти базовые вещи привели к тому, что швейцарский стиль стали именовать «Международным типографским стилем». Будучи модернистским по своей природе, он послужил основой для большинства графических тенденций веб-дизайна. Именно в этом причина, почему его часто называют «Король веб-дизайна». Он проявляется в использовании асимметричных макетов, сеток, шрифтов без засечек, простых, но впечатляющих фотографий. Эти элементы соединяются простым, но очень логичным, структурным, жестким и гармоничным образом.

Работы в швейцарском стиле, как правило, стремятся к использованию единых элементов дизайна и геометрических фигур. Они сосредоточены на сохранении согласованности форм и их размеров. Большинство художников используют формы, подогнанные друг к другу, чтобы сформировать уникальные абстрактные конструкции. Использование многогранников, а не сложных линий и каллиграфических конструкций подчёркивает простоту работы.

 

Читайте также:

www.web-article.com.ua

«Я знаю американцев в Нью-Йорке, которые делают замечательный датский дизайн»

Швейцарский графический дизайнер Мартин Вудтли, известный своими работами в области современного дизайна плаката, этой весной посетил сразу два российских города. В Москве он представил свои постеры и выступил с лекцией на фестивале типографики, каллиграфии и видео «Типомания», а в Санкт-Петербурге принял участие в выставке современного швейцарского плаката Swiss Made. Вудтли — лауреат многочисленных премий, самый молодой член Международного графического альянса (AGI) и вообще, как говорят в профессиональном сообществе, «чумовой швейцарец». Его работы хорошо узнаваемы по своим динамичным и красочным образам, в них свойственная швейцарскому дизайну тяга к строгой геометрии сочетается с явной эмоциональной сердцевиной. Анастасия Волкова поговорила с Мартином Вудтли о его деятельности и о том, что происходит сегодня в швейцарском графическом дизайне.

— Мартин, как обычно проходит твой рабочий день?

— Как правило, я работаю в своей студии в Цюрихе, и мой рабочий день подчинен определенному графику. Дело в том, что я не отношу себя к категории свободного художника, который творит в любое время, не ограничивая себя какими-то рамками приличия (смеется). Чтобы реализовывать свои проекты и быть на связи с клиентами, мне необходимо сохранять свой рабочий ритм и планировать день. Обычно я веду параллельно два-три проекта, поэтому мне приходится устанавливать самому себе ежедневные дедлайны.

— Ты привык работать над проектами самостоятельно или в команде?

— В большинстве случаев я работаю в одиночку — такое решение я принял еще на заре своей карьеры. Мой офис расположен в общем пространстве с другими дизайн-студиями, и это здорово, потому что иногда мы обращаемся друг к другу за помощью. Например, делая дизайн сайта, я могу попросить кого-то из друзей-коллег подключиться к проекту на этапе программирования. Вообще сегодня деятельность графического дизайнера все больше тяготеет в сторону командной работы, потому что такой формат позволяет эффективнее решать задачи, требующие знания разных этапов производства — от цифрового дизайна до технологии печати.

— Сколько рабочих проектов ты ведешь сегодня?

— В данный момент я работаю параллельно над тремя проектами. Некоторые из них долгосрочные — например, я занимаюсь визуальным оформлением одного кинофестиваля в Цюрихе, разрабатываю дизайн плакатов, постеров и каталога. Кроме этого я также веду небольшие проекты в области иллюстрации и инфографики.

Простой бургер может быть очень вдохновляющим, когда ты голоден.

— Расскажи, пожалуйста, подробнее о вещах, дизайн которых тебе интересен.

— На первом месте для меня всегда остаются постеры — я их называю своими окнами в мир. Я очень люблю работать с плакатами, но ничуть не меньше меня увлекают дизайн шрифта, иллюстрация и инфографика. Но чем бы я ни занимался, самым важным всегда остается поиск свежего и оптимального визуального языка. Например, разрабатывая дизайн шрифта, каждый символ я воспринимаю как мощное оружие, которое способно не только донести месседж, но и передать зрителю определенную эмоцию.

— Какие отличительные черты своего стиля в дизайне ты бы выделил?

— Я люблю работать с цветом, а это нетипично для графического дизайнера. Для меня цвет является необходимым компонентом дизайна и служит для передачи не только смысла, но и эмоций. Думаю, моя тяга к цвету — результат увлечения иллюстрацией, я ведь также занимаюсь и этим видом деятельности, что, опять же, нечасто встречается среди моих коллег по цеху.

— Где ты черпаешь вдохновение?

— Ну, я не работаю круглыми сутками, и у меня нет сверхзадачи зарабатывать по 10 000 швейцарских франков ежемесячно (улыбается). Я позволяю себе вести жизнь кочевника — восемь месяцев я работаю, а потом два-три месяца путешествую, и этот глоток новых впечатлений всегда заставляет меня с радостью вернуться в рабочую рутину. Последний раз я проводил свои «каникулы» в Нью-Йорке, где живут мои друзья и бывшие коллеги (когда-то я проходил здесь стажировку). А это дает потрясающий толчок к самосовершенствованию — посмотреть, как работают другие люди. Кроме того, стоит просто приглядеться к миру и людям вокруг себя: вдохновение — оно повсюду! Например, простой бургер может быть очень вдохновляющим, когда ты голоден (смеется). А если серьезно — я и правда нахожу забавной и интересной саму эстетику фастфуда.

© Международный фестиваль шрифта, типографики, каллиграфии и видео «Типомания»

— Правда ли, что тебе нравится советский конструктивизм?

— Да, я люблю этот стиль и считаю его одним из наиболее полноценных и интересных визуальных языков. Советским дизайнерам удалось деконструировать и заново создать образ, который я называю суперобразом. От архитектуры до дизайна плаката — этот стиль производит целостное и ясное впечатление, я думаю, мы и сегодня можем многому на его примере поучиться. Возьмем, скажем, современную печатную рекламу — ее образы давно неоригинальны, они навевают скуку. Как правило, дизайнеры просто берут картинку продукта и накладывают на нее подобающий, на их взгляд, шрифт; в результате эта история совершенно не работает в той мере, в которой должна.

— Какие отличительные черты швейцарского графического дизайна ты бы выделил?

— Мне кажется, швейцарский дизайн по своей сути представляет собой нечто, прямо противоположное стилю ар-деко с его чересчур изысканными, а потому искусственными образами. Швейцарцы изначально делали лаконичные вещи, говорящие на ясном языке. Думаю, что свои корни швейцарский графический дизайн берет в конструктивизме, но сегодня мы уходим от этой точки, двигаемся дальше. Большинство студий уже не делают традиционный швейцарский дизайн, хорошо узнаваемый по своему сдержанному визуальному языку. В нашем дизайне стало больше юмора, легкости, сегодня это уже не тот сухой и серьезный графический образ, каким он был раньше. Но все-таки мы не забываем о наших учителях — великих швейцарских мастерах дизайна, к которым я отношу Армина Хоффмана и Йозефа Мюллера-Брокмана.

— Можно ли говорить о влиянии глобализации на швейцарский дизайн?

— Безусловно, процесс глобализации запущен давно, и его уже трудно остановить. Все границы становятся ближе друг к другу, постепенно размываются. Например, я знаю американских дизайнеров, чья студия в Нью-Йорке делает замечательный датский дизайн. Но все же нельзя исключать влияние исторических и культурных корней.

Советским дизайнерам удалось деконструировать и заново создать образ, который я называю суперобразом.

— Влияют ли новые цифровые технологии на графический дизайн?

— Да, конечно. Что касается лично моей работы — я не так увлечен этими новыми медиа. Но, к примеру, делая не так давно плакат для Музея дизайна в Цюрихе, я также сопроводил его десятисекундным анимационным роликом. Думаю, для любого графического дизайнера важно держать руку на пульсе всех инноваций.

— В начале нашей беседы ты отметил разницу между дизайнером и художником. Так ли легко провести эту разделительную линию?

— Честно говоря, отнюдь не легко. Так, некоторые из моих коллег говорят: «Мартин, для нас ты — настоящий художник». Говорят так, потому что считают оригинальным мой подход к работе. Может быть, такой вопрос и не стоит задавать… Мы знаем множество примеров из истории, когда искусство и дизайн были единым целым. В начале XX века венские художники занимались живописью и параллельно дизайном рекламных плакатов и афиш. Или упомяну здесь имя Макса Билла — признанного швейцарского архитектора, художника и графического дизайнера.

— А говоря о себе?..

— Ну, я точно не тот парень, который мечтает стать художником, сотрудничать с известными галереями, выставлять и продавать свои рисунки. Я счастлив работать со своими клиентами как графический дизайнер!

— Какие главные тенденции ты бы выделил в современном графическом дизайне?

— Как ни странно прозвучит, но я не интересовался этим вопросом. Дело в том, что я долгое время работал над созданием собственного визуального языка, и сегодня у меня, к счастью, есть клиенты, которым он нравится. И я продолжаю совершенствовать свой стиль без оглядки на моду. В этом плане я, наверное, уникальный дизайнер (смеется).

Понравился материал?помоги сайту!

www.colta.ru

10 основных элементов швейцарского сада. Швейцарский стиль ландшафтного дизайна

Садовый щвейцарский дизайн долгое время был не востребован. Красивый вид на горы, миниатюрные панорамы городов и размеренный образ жизни швейцарцев притягивает своим умиротворением. Швейцарский ландшафтный дизайн отличается диковиной и загадочностью, расценивается как малоизученное направление. С практической точки зрения, отличается простотой в подборе комбинаций растений.

10 основных элементов швейцарского сада

Стиль швейцарских садов подходит любителям аккуратности, яркости, чистоты окраса и парадных композиций. Отличается точностью сочетания с обширным применением броских растений, позволяющих создать атмосферу сказки. Швейцарские сады ассоциируются как первоисточник в цветовой терапии и отражают видимость идеального ландшафта, находящийся в симбиозе с пропорциями, современной резкостью красок.

Микс-дизайн во всей красе

Чередующиеся гряды, живописный огород и гряды в стиле цветников – известный способ украсить свой сад. Популярность пёстрого дизайна позаимствовали из Швейцарии, которая привела к возникновению декоративных огородов. Смешение овощей и декоративных растений для сада в швейцарском стиле основная тематика в создании пейзажа.

Ландшафтный дизайн

Вся площадь под серийные цветники

Весь садовый участок оформляется в швейцарском стиле, для чего приходится разбивать на систематические цветники или гряды идеальной формы с повторением орнаментов и взаимного сочетания разнообразных фигур в целостный орнамент или композицию.

Исключение составляют функциональные зоны: террасы, дорожки, зоны отдыха и большие газоны, которым отдаётся предпочтение в швейцарском саду.

Цветники предпочтительно делать маленьких размеров, сочетающиеся друг с другом. Актуально симметричное решение, акцентирование на центральном цветнике, который должен быть круглым или квадратным, а также на фигурах, складывающихся в лабиринт.

Вся площадь под серийные цветники

Предпочтение в украшении цветников отдаётся строгому стриженному самшитовому бордюру. Прагматизм создадут невысокие ограждения, зеленоватые рамы для придания формы цветнику.

Территория в цветнике отводится для цветущих растения, которые заполняют пространство цветными пятнами и пышными половодьями; для этого подходят летние растения, которыми любуются весь сезон.

Безупречная цветочная рамка

Швейцарские сады отличаются строгостью характера благодаря:

  • Узким ленточным цветникам;
  • Постройкам и архитектурным элементам, озеленяющих с помощью лиан.

Среди растений предпочтение отдаётся бархатцам, пионам, георгинам, розам, флоксам, василькам и гвоздикам.

Мягкие дорожки

Акцент делается на мощёные тропинки и площадки сыпкого покрытия: гравий или измельчённая древесная кора.

Тропинки делают в промежутках между цветниками. Не стоит использовать смешанные покрытия, т. к. садоводы склоняются к одному материалу, придающему прочность дорожкам – дерево.

Беседка в саду

Цветовая гамма на контрасте скуки и ослепительных тонов

Выбирая цветовую гамму, предпочтение отдаётся следующим цветам: жёлтый, красный, розовый, сиреневый, фиолетовый, синий, голубой, оранжевый, белый. Любое смешивание красок придаёт яркости композициям и гармоничности благодаря контрастному характеру.

Летники во всей красе

Сад, склоняющийся к старым традициям швейцарского дизайна, при помощи летников оживляет свой пейзаж. Они заполняют промежутки между самшитовыми цветниками.

К классическим однолетним растениям относятся герани, бегонии, бархатцы.

Многолетняя классика стиля кантри

Многолетние растения наравне с однолетним  создают основу в оформлении сада: лианы, клематисы, плющи, виноград.

Деревянные заборчики и декоративные ограды

С помощью деревянных оград подчёркивают регулярность строгих рамок в швейцарском стиле: белые заборы, калитки, опоры для лиан, декоративные ставни на окнах – придаю шарм садовому участку в швейцарском стиле. Но не стоит красить деревянные конструкции в броские тона.

Образцовый порядок

Необходимым условием в декорировании швейцарского сада – строгость, парадность отделки и идеальных линий. Цветы в горшках располагают в строгости и упорядоченности линий, разбавляя яркими красками.

Декор без декора

Отдавая преимущество однолетним растениям в украшении сада, это позволяет навсегда отказаться от скульптур и других предметов архитектуры.

ladyflora.ru

Типографика. Швейцарский стиль

    Группа  оказала большое влияние на будущих  идеологов стиля функционализм. Под влиянием группы «De Stijl»", архитектор Ф.Л. Райт создал в 1936 году свой знаменитый Дом над водопадом в Бэар-Ране (Пенсильвания), в котором пересечение прямоугольных объемов под прямым углом - один из приемов равновесия всей композиции.

    Их произведения оказали влияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон, Виктор Вазарели и Фриц Гларнер. Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и группы " De Stijl", так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.

    Эстетика  группы охватывала как изобразительное  искусство,  так и архитектуру. Исходя з основных принципов неопластицизма, она стремилась создать базу для искусства  будущего,  искусства  не индивидуального,  но универсального и тесно связанного с жизнью. В этом смысле,  группа  " De Stijl" сыграла важную роль в развитии стиля XX  в. в живописи,  скульптуре, архитектуре, декоративном искусстве и типографике. 

  1.   Понятие и основные  принципы швейцарского международного стиля.

    Швейцарский международный стиль типографики, возникший в 1940 — 1950-е годы, доминировал  в мировом графическом дизайне  до 1970-х годов. Его творцы — Э. Келлер, М. Билл, Э. Рудер, А. Фрутигер, А. Хофманн, Й. Мюллер-Брокманн, — стали крупнейшими теоретиками и педагогами послевоенного поколения типографов, заслужившими признание во всем мире. Основными принципами международного стиля стали использование модульных сеток, гротесковых шрифтов, черно-белых фотографий и цветового контраста. Созданные в 1957 году шрифтовые гарнитуры Helvetica и Univers надолго стали неотъемлемыми компонентами международного стиля типографики. Асимметричная верстка и преимущественный отказ от прописных букв сделали швейцарскую типографику 1950 - 1970-х годов чрезвычайно рациональным и формализованным проявлением художественного модернизма. Уже в 1960-е годы швейцарский стиль, как часто называют международный стиль типографики, стал доминировать в Европе, США и Японии, определив развитие мирового графического дизайна на десятилетие вперед. Между тем, все более очевидной становилась ортодоксальность стиля, не допускавшего индивидуальных интерпретаций графического материала. Концепция «анонимного» стиля типографики особенно полно была выражена в трудах Э. Рудера и Й. Мюллер-Брокманна. Однако общемировой кризис модернизма, отразвишийся на всех сферах художественного творчества, сказался и на эволюции швейцарской школы графического дизайна.

    В 1970-е годы «новая волна» швейцарского графического дизайна привнесла  в типографику свободу творческого  самовыражения, раздвинув границы  швейцарского стиля, ставшего к тому времени схоластичным. Реформатором швейцарской школы графического дизайна в начале 1970-х годов выступил преподаватель Базельской школы искусств и ремесел — В. Вейнгарт. Экспрессия и неординарность творческих работ дизайнера породили новое направление в графическом дизайне, воспринятое учениками мастера Д. Фридманом, Э. Грейман и В. Кунцем. Эти мастера в 1970 1980-е годы развивали типографику «новой волны» в США. Их эксперименты в области графического дизайна совершались с применением новейших компьютерных технологий, что отразилось на характере их работ. Постмодернистская стратегия смыслообразования реализовалась в творчестве учеников В. Вейнгарта в полной мере.

    В настоящее время опыт швейцарской  школы графического дизайна является весьма ценным для профессионального  становления дизайнеров-графиков во всем мире. Демонстрируя уже классические образцы проектной культуры XX века, он открывает новые творческие возможности для мастеров графического дизайна XXI века.

    Ведущие мастера, участвовавшие в развитии швейцарской школы графического дизайна, оставили богатое творческое наследие. Центральным источником по этапу формирования новой типографики (1920 - первая половина 1930-х годов) являются опубликованные теоретические работы Л. Мохой-Надя, Э. Лисицкого, К. Швиттерса, В. Декселя, Г. Байера и Я. Чихольда. Среди них следует отметить статьи Ласло Мохой-Надя «Новая типографика» (1923), «Типофото» (1925), а также его книгу «Живопись, фотография, кино» (1925). Элю Лисицкому принадлежат такие важные теоретические статьи, как «Топография типографики» (1923) и «Наша книга» (1927). Существенное влияние на формирование концепции новой типографики оказали работы Курта Швиттерса, среди которых отметим «Тезисы о типографике» (1924). Также большой интерес представляет статья Вальтера Декселя «Что такое новая типографика?» (1927). Герберт Байер в 1935 году опубликовал статью «На пути к универсальному шрифту». Перу Яна Чихольда принадлежит ряд ключевых статей и монографий. В их числе назовем статьи «Элементарная типографика» (1925), «Новая жизнь в печати» (1930), «Что такое новая типографика и каковы ее задачи» (1930), «Дизайн центрированной типографики» (1935), «Вера и реальность» (1946), «Симметричная или асимметричная типографика?» (1965), а также монографии «Новая типографика: руководство для современных дизайнеров» (1928) и «Полиграфическое оформление» (1935).  

  1.   Выводы

    1. Развитие швейцарской школы графического  дизайна имеет три основных  этапа: период становления (1930-е  — 1-я половина 1940-х годов), международный  стиль (2-я половина 1940-х — 1960-е  годы), типографика «новой волны» (1970 -1980-е годы). Развитие каждого из этапов было обусловлено определенными социокультурными и интеллектуальными условиями, эволюция которых влекла за собой эволюцию художественных принципов швейцарской школы графического дизайна.

    2. Художественные аспекты новой типографики, повлиявшей на этап становления швейцарской школы, находились в тесной взаимосвязи с направлениями современного абстрактного искусства и творческими течениями XX века. Так, наиболее значимы для формирования школы были художественные программы функционализма, неопластицизма, супрематизма, конструктивизма и конкретного искусства.

    3. Характерной чертой международного  стиля типографики стала его  практичность и универсальность  в контексте глобального рынка  послевоенной Европы. Уже в 1950-е  годы швейцарская типографика определяла лицо большинства швейцарских и мировых культурных институтов и корпораций. Новый стиль оказался наиболее востребованным в сфере визуальной идентификации событий международного масштаба, таких как Олимпийские игры 1972 года в Мюнхене.

    4. Перемены в технологических (развитие  фотонабора, затем - компьютерного  редактора) и философских (кризис  модернизма в начале 1970-х годов)  основах графического дизайна  переориентировали швейцарских  дизайнеров-графиков на эксперименты  в области формотворчества, выразившиеся в типографике «новой волны».

 

  1. Литература.
 
  1. Адамов  Е.Б. и др. Художественное конструирование  и оформление книги. М. 1971
  2. Адамов Е.Б. Ритмическая структура книги. М. 1973
  3. Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г. Книжный шрифт. М. 1964
  4. Водчиц С. Эстетика книжных пропорций. М. 1997
  5. Герчук Ю. Художественная структура книги. М. 1984
  6. Рудер Э. Типографика: Руководство по оформлению. (пер. с нем.). М. 1982
  7. Чихольд Я. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении. (пер. с нем.). М. 1980
  8. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. (пер. с анг.). М. 1984

stud24.ru