Законы композиции в ландшафтном дизайне. Симметрия в ландшафтном дизайне


Приемы ландшафтного дизайна | КРАСИВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ САДА

Для построения композиции сада, а также отдельно-взятых растительных и архитектурных садовых композиций ландшафтные дизайнеры используют специальные приемы или средства, которые помогают

сделать эту композицию гармоничной, продуманной, грамотной.

Среди этих приемов такие понятия, как баланс (он бывает симметричным и асимметричным), контраст и нюанс, ритм. Сегодня поговорим о них.

Приемы ландшафтного дизайна: симметрия и асимметрия, баланс

Человеческому глазу приятно смотреть на сбалансированные, гармонично уравновешенные виды. В ландшафтном дизайне такая гармония и уравновешенность достигается путем сбалансированности объемов и плоскостей правой и левой части (стороны) участка. Осью, с помощью которой участок (или композиция) делится пополам, может быть направление взгляда, когда Вы находитесь в видовой точке. Баланс при этом может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричный баланс. Как вы помните, симметрия присуща регулярному саду, и ясно говорит о вмешательстве человека. Симметричная композиция сама по себе сбалансированная, четкая, постоянная. В симметрично сбалансированном саду одна половина является зеркальным отражением другой. Симметрично сбалансированный сад дает ощущение надежности и порядка, достоинства и величавости. Однако, при изменении хотя бы одного элемента симметричной композиции этот баланс нарушается и глазу сразу становится некомфортно. Потеря растения в одной из частей сада, его неправильный или недостаточный рост, неточное попадание или изменение цвета, приводящие к нарушению симметрии влекут за собой ужасные последствия – вся композиция сада нарушается.

Асимметричный баланс. Однако, баланс, позволяющий наслаждаться красотой ландшафта, может создаваться не только при помощи симметрии. Ведь если Вы посмотрите на природные объекты, то никакой симметрии там не найдете, однако, чувствуете Вы себя в этот момент комфортно и никакого дисбаланса не наблюдаете, и даже напротив, любуетесь уравновешенной картинкой.

Следовательно, асимметричная композиция также может быть уравновешенной, сбалансированной и приятной взгляду. При этом картинка не меняется кардинально при изменении или пропаже какого-то из элементов композиции. Асимметричная композиция более сложна в исполнении, ведь уравновешенность здесь достигается чисто визуально, путем сложения расположенных по разные стороны от оси взгляда объемов и плоскостей. Асимметрия более тонка и интересна. Уравновешенность здесь зачастую достигается чисто интуитивно, путем долгого и тщательного рассматривания получающейся композиции, добавления в нее или исключения из нее каких-то объектов.

В одном (даже небольшом) саду можно с успехом пользоваться обоими приемами для получения сбалансированной картинки: и симметрией, и асимметрией.

Приемы ландшафтного дизайна: контраст и нюанс

Еще одним приемом построения интересной композиции сада является умелое использование контрастов и нюансов.

Контрастным называется сочетание достаточно сильно отличающихся по одному или нескольким характерным признакам (форме, цвету, фактуре и т.п.) объектов.

Нюансным же, напротив, сочетание объектов, если различие между ними незначительное, которое можно разглядеть лишь с близкого расстояния.

Как можно использовать приемы контраста и нюанса в саду?

Применение контрастов широко в ландшафтном дизайне. Контраст всегда притягателен, заставляет наблюдателя рассматривать объекты и искать различия. Поэтому дизайнеры используют контрасты, чтобы привлечь внимание к тому или иному объекту в саду. Например, на фоне зеленой листвы кустарников куст с пестрой или яркой окраской листвы, несомненно, привлечет внимание. Поэтому, если нужно акцентировать внимание на таких декоративных качествах растения, правильно его «подать», то расположить его нужно на фоне обычных рядовых зеленолистных растений. Или высокое колонновидное дерево на фоне раскидистых и более низких шарообразных форм также привлечет внимание.  Или яркий цветник на спокойном зеленом фоне газона. Контрастными могут быть линии в саду. Например, прямая линия дорожки и изогнутый цветник возле нее, беседка или мощена площадка правильной геометрической формы и изогнутая дорожка с пейзажной композицией. Контрастными могут быть и зоны сада. Так, если на светлую солнечную полянку Вы попадаете из затененной части сада, то она кажется еще радостнее и светлее. Также парадная и более регулярная часть сада часто контрастирует с более пейзажной основной частью.

Контрасты нужно использовать  в саду умело, не перегружая ими ландшафт, иначе можно получить обратный отталкивающий и неприятный глазу эффект – дисгармонию. Одинаковая контрастная композиция должна быть в единственном экземпляре, ведь в этом ее ценность.

Нюансные сочетания более мягкие и понятные, комфортные взгляду, их часто располагают в зоне умиротворения, в зоне отдыха. Пример нюансного сочетания – композиция из хвойных растений с разными оттенками зеленой хвои, монохромные цветники и т.д.

Игра с контрастами и нюансами помогает сделать сад более пропорциональным. Так, например, если у Вас имеется небольшой водоем, и Вы окружите его высокими кустами, он будет казаться еще меньше, а соответствующие многолетники помогут сделать его шире и больше.

Приемы ландшафтного дизайна. Ритм

Ритмом в ландшафтном дизайне принято называть повтор некоторых садовых элементов через определенное расстояние несколько раз. Этот прием позволяет как-бы «оживить» сад, придать ему движение.

Происходит это, потому что повторяющиеся элементы заставляют взгляд скользить по ним, уводя взгляд  и как бы «заманивая» нас двигаться в нужную сторону. В качестве одинаковых элементов могут выступать растения, композиции, цветники, архитектурные формы. Пошаговая дорожка также является примером использования ритма в дизайне сада.

nyurochka.ru

Симметрия и асимметрия в ландшафтном проектировании

Симметрия и асимметрия в ландшафтном проектировании.

(источник: http://ep-landshaft.ru/koposs.htm)

Элементы могут располагаться на участке симметрично или асимметрично относительно выбранной оси. В качестве таковой может стать линия взгляда, дорога, жилище, пруд.    В природе симметрия встречается довольно редко. Она создается человеком и ассоциируется с определенным порядком. В Европе слово «симметрия» являлось синонимом слову «красивый» и означало изящную, приятную форму. Возможно, симметрия близка человеку потому, что его организм построен на относительной симметрии, которая подразумевает систему и ассоциируется с ясностью, равновесием, ритмом и стабильностью. В симметричной композиции важна законченность. В ней нет ничего лишнего, и если исключить из нее хотя бы один элемент, то симметричность сразу исчезает, а следом за ней теряются равновесие и единство. При созерцании симметричной композиции взгляд улавливает определенную упорядоченность, ритм, может предугадать наличие последующего предмета.    Баланс, как и во всех остальных видах искусства, представляет огромную важность и в ландшафтном дизайне. Любая картина, при отсутствии в ней равновесия, оказывает раздражающее и угнетающее воздействие. Хотя в естественном ландшафте не встречаются одинаково расположенные по отношению друг к другу предметы, здесь также присутствует условное равновесие. В симметричных композициях оно достигается при помощи равенства форм и расстояний. Но существует и другой способ достижения равновесия — с помощью асимметричной композиции, когда применяются неодинаковые предметы. Располагаются они на таком расстоянии друг от друга и под таким углом к наблюдателю, что создается эффект уравновешенности объектов.    Асимметрия неординарна и более интересна в плане составления оригинальных композиций. Она никогда не надоедает, так как является непреднамеренной и наиболее пр;гближенной к естественности. Асимметрично можно расположить цветы, кустарники и деревья на территории участка. Асимметричным по форме можно сделать водоем. В этом случае он станет более динамичным и близким к природным условиям участка. Контраст и нюанс. Эти два средства не менее важны для композиции. Контраст — это ярко обозначенная разница между свойствами пространственных форм, например светлый — темный, большой — маленький, высокий — низкий и т. д. Расположенные рядом два противоположных по свойствам предмета противопоставляются и подчеркивают особенности друг друга. Предмет кажется большим по величине, если рядом с ним стоит меньший по размерам элемент композиции. Так, например, водоем будет визуально выглядеть совсем крохотным, если его окружить высокими деревьями, но значительно увеличится в размерах, если рядом с ним высадить низкорослые кустарники и цветы.    При помощи контраста можно изменять не только форму и величину, но и цвет. Так, светлые предметы на фоне темных выглядят еще светлее, но тускнеют в сером безликом окружении. Серый цвет на фоне синего приобретает желтоватый оттенок, на красном — зеленый, и наоборот. При оформлении участка контраст может оказать неоценимую услугу. Если вас не устраивает слишком строгое геометрическое построение вашего водоема, окружите его плавными очертаниями газонов, цветов, выложите несколько извилистых дорожек. Все это позволит смягчить контуры и внести необходимое равновесие. Тем не менее не следует злоупотреблять указанным средством. Чрезмерное противопоставление одного качества другому может вызвать раздражение и усталость.    Прекрасным равновесием для контраста может служить такое средство, как нюанс. Нюанс — это постепенный переход от одной формы к другой с помощью похожих друг на друга расположенных вместе предметов. Нюанс используется чаще, чем контраст, и требует хорошего знания материала и аккуратности выполнения.

studfiles.net

Соотношение форм.

Соотношение форм в ландшафтном дизайне (симметрия-асимметрия, контраст и нюанс, ритм)

Дата добавления: 08.09.2010 · Просмотров: [382]

(источник: http://www.yacy.ru/stroiteljstvo_remont_dizayn/197.html)

СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ

По отношению к центральной оси композиции,  отдельные элементы в саду, могут быть симметричными и асимметричными, напомним, осью композиции называется линия взгляда, дорога или сам садовый домик.

Для естественного ландшафта, симметрия явление редкое, поэтому там, где она встречается, можно смело говорить о том, что тут постарались руки человека. В Европе до сих пор, слово симметричный,  является синонимом слову красивый, скорее всего причиной этому служит тот порядок и системность, присущие симметрии, так как эти два состояния наиболее понятны человеку.  Как бы то ни было, симметрия ассоциируется у многих с ясностью плана, равновесием, стабильностью. Куда не глянь, всюду симметрия, в любом человеческом творение, будь то детская коляска peg perego skate или банальная колбаса, все строго и упорядочено.

Что касается симметрии в ландшафтном дизайне, то каждая фигура, обладающая ей, должна быть равновесной и спокойной. Любой симметричный объект требует завершенности, которая достигается только при помощи другого объекта, прямо противоположного первому. Взглянем опять так на коляски детские, а точнее на четыре колеса, которые есть у каждой из них, если убрать хоть одно, нарушится баланс всей конструкции и она никуда не поедет, также и в дизайне, при использовании симметрии, все должно быть на своих местах.

Баланс или зрительное равновесие, присуще каждому виду искусства и ландшафтный дизайн не исключение. Любая картина, перспектива или вид, при отсутствии этого равновесия, производит неприятное впечатление, а порой просто раздражает.

Для того, чтобы достичь равновесия в симметричных фигурах, необходимо соблюсти равенство расстояний и форм. Но вопреки всему единство и равновесие достижимы так же и при помощи асимметричной, но крайне живописной композиции. Такое можно наблюдать в естественном природном ландшафте, когда отличающиеся по величине части, расположены таким образом, что выглядят очень даже равновесными.

Асимметрия крайне интересна в силу своей непреднамеренности и утонченности. Асимметрия отрицает законы прямолинейности и системности присущие симметричным композициям, она предоставляет зрителю самому искать, открывать те прекрасные черты, которые при симметричности выставлены напоказ. Поэтому использование асимметрии в дизайне сада, придаст ему большую привлекательность, загадочность и необыкновенную тонкость. Асимметрично можно располагать группы кустарников, цветы, асимметрия разрешает полную свободу действий, но необходимо помнить о законах цвета и света, иначе результатом будет хаос и безвкусица. КОНТРАСТ И НЮАНС

Важнейшими средствами композиции являются контраст и нюанс. Контраст – это сопоставление нескольких резко различных по отношению друг к другу пространственных форм. Например, большой маленький, светлый – темный и тп. Ярко выраженным контрастом является: оттенении пирамидальных деревьев плакучими или шаровидными, густой темноты лесного массива яркой поляной и др.

С помощью контраста можно заметно подчеркнуть качественные различия: если среднее дерево окружить кустарником, оно будет восприниматься намного больше и наоборот. С помощью контраста, можно создать необычные формы, этот прием приемлем для всего, начиная от бассейнов и зон отдыха и заканчивая крышей дома и вазонами с цветами. Однако ни в коем случае нельзя базировать на контрасте всю композицию, необходим нюанс - тонкий переход форм, незначительно отличающихся друг от друга, цветов, пространств. Нюанс под час играет определяющую роль во всей композиции.

РИТМ

Повторяемость элементов и расстояний, в ландшафтном дизайне называется ритмом. Ярким примером являются аллеи. Ритм возникает при повторении нескольких элементов от пяти до восьми раз, при увеличении числа элементов, возрастает эмоциональное воздействие, но у всего есть предел, при нарушении которого, композиция может подавлять и воздействовать гнетуще. Для исключения этого, необходимо менять расстояние между элементами, включая в образовавшееся пространство иные, отличные от основных элементы. коими могут быть цветники, фонтаны или скульптуры.

studfiles.net

Законы композиции в ландшафтном дизайне

В ландшафтном дизайне, как и в других сферах искусства, существуют определенные законы построения композиций, без соблюдения которых нельзя создать по-настоящему гармоничный образ участка. Можно выделить несколько основных принципов, которые играют первостепенную роль при устройстве ландшафтных форм.

Идея, цель, общая концепция

Композиция — это расположение в пространстве различных форм, которые, сочетаясь между собой, создают цельную завершенную картину. То есть, располагая в саду растения и предметы (камни, малые архитектурные формы и другое), необходимо добиваться такого их соотношения, чтобы ни один элемент не выбивался из общего ряда, а подчеркивал ощущение гармонии и завершенности.

Все композиции в ландшафтном дизайне нужно подчинять общей идее — только в этом случае весь проект будет выглядеть не набором блоков, а цельной картинкой. Поэтому, разрабатывая композиционное решение, четко определите:

  • его назначение и цель;
  • роль каждого отдельного элемента во всем проекте;
  • возможность достижения нужного эффекта. 

Соотношение геометрических форм

При создании композиции необходимо учитывать, что все, даже природные ее элементы имеют какую-либо геометрическую форму (линейную, плоскостную или объемную). К примеру, объемные формы крон деревьев напоминают шары, конусы или параболоиды. Дорожки, ограждения, бордюры — детали линейной формы, низкие цветочные массивы выглядят как плоскости.

При составлении композиций из деревьев и кустарников специалисты придерживаются принципа контрастного соотношения (шаровидный — пирамидальный, большой — маленький, высокий — низкий). Прямые дорожки, прямоугольные грядки и площадки уравновешивают с помощью цветущих объемных кустарников. Плоские берега бассейнов или искусственных водоемов «оживляют», высаживая в непосредственной близости от них цветы или устраивая ансамбли из камней.

Роль контрастов в композиции

С помощью контрастов подчеркивают или смягчают форму, а также цвет объектов. Так, к примеру, дерево будет казаться выше в окружении низкорослых кустарников. Для того чтобы визуально уменьшить его длину, нужно высадить рядом невысокие деревья другой породы. При создании контрастов не стоит группировать разнородные предметы, иначе вся композиция будет хаотичной. Противопоставлять нужно форму и цвет. Кроме того, переход между контрастными элементами нужно сглаживать с помощью нюансов, то есть похожих друг на друга или незначительно отличающихся по цвету, форме или объему деталей.

Симметрия и асимметрия

Расположение отдельных элементов на участках по отношению к оси композиции может быть симметричным или асимметричным. Симметричные композиции предполагают видимую четкость плана, его равновесие, ритм и целостность. Такой эффект достигается за счет равенства форм и расстояний между ними. В этом случае даже малейшая деталь может вносить диссонанс в общий ансамбль и вызывать раздражающее впечатление. При создании ассиметричных форм из группы кустарников, цветников, малых архитектурных форм располагают таким образом, чтобы они визуально ассоциировались с естественным природным ландшафтом, но при этом вызывали четкое ощущение логичности и завершенности.

Ритм

Под этим понятием подразумевается повторение одинаковых элементов через равные промежутки. К примеру, группы кустарников, аллеи, клумбы и тому подобное. Важно понимать, что эмоциональное воздействие ритма нарастает по мере увеличения повторов. Создавая ритм композиции нужно не переусердствовать, в противном случае весь ансамбль будет казаться монотонным и неинтересным. Избежать этого можно, разбавив ритмический ряд цветниками, гипсовыми фигурами, небольшими фонтанами или, к примеру, чередуя группы кустарников одной формы, но разных пород.

Фото ландшафтного дизайна

Посетите раздел «Фото ландшафтного дизайна». В разделе представлены фотографии разных этапов ландшафтных работ, фотографии благоустройства и озеленения частных и городских территорий.

zellandia.ru

Симметрия и асимметрия | Глава 1. Законы ландшафтного дизайна  |  Читать онлайн, без регистрации

Симметрия и асимметрия

Элементы могут располагаться на участке симметрично или асимметрично относительно выбранной оси. В качестве таковой может стать линия взгляда, дорога, жилище, пруд.

В природе симметрия встречается довольно редко. Она создается человеком и ассоциируется с определенным порядком. В Европе это слово было синонимичным слову «красивый» и означало изящную, приятную форму. Возможно, симметрия близка человеку потому, что его организм построен на относительной симметрии, которая подразумевает систему и ассоциируется с ясностью, равновесием, ритмом и стабильностью.

В симметричной композиции важна законченность. В ней нет ничего лишнего, и если убрать из нее один предмет, то симметричность сразу исчезает, а следом за ней теряются равновесие и единство.

При созерцании симметричной композиции взгляд улавливает определенную упорядоченность, ритм, может предугадать наличие последующего предмета и приходит в замешательство, если такового не обнаруживается.

Баланс очень важен не только в ландшафтном дизайне. Он играет существенную роль для всех видов искусства. Любая картина, при отсутствии на ней равновесия, оказывает раздражающее и угнетающее воздействие.

Хотя в естественном ландшафте не встречаются одинаково расположенные по отношению друг к другу предметы, здесь также присутствует условное равновесие. В симметричных композициях оно достигается при помощи равенства форм и расстояний. Но существует и другой способ достижения равновесия – с помощью асимметричной композиции, когда применяются неодинаковые предметы. Располагаются они таким образом и на таком расстоянии друг от друга и по отношению к наблюдателю, что создается эффект уравновешенности объектов.

Асимметрия неординарна и более интересна. Она никогда не надоедает, так как является непреднамеренной и наиболее приближенной к естественности. Асимметрично можно расположить цветы, кустарники и деревья на территории участка. Асимметричным можно сделать водоем. В этом случае он станет более динамичным и близким к природным условиям участка.

Контраст и нюанс. Эти два средства не менее важны для композиции. Контраст – это ярко обозначенная разница между свойствами пространственных форм, например светлый – темный, большой – маленький, высокий – низкий и т. д. Расположенные рядом два противоположных по свойствам предмета противопоставляются и подчеркивают особенность друг друга. Предмет кажется большим по величине, если рядом с ним стоит что-то, меньшее по размерам. Водоем будет смотреться совсем крохотным, если его окружить высокими деревьями, но покажется намного значительнее, если рядом с ним высадить низкорослые кустарники и цветы.

При помощи контраста можно зрительно изменять не только форму и величину, но и цвета. Так, светлые предметы на фоне темных выглядят еще светлее, но тускнеют в сером безликом окружении. Серый цвет на фоне синего приобретает желтоватый оттенок, на красном – зеленый, на зеленом – красный.

При оформлении участка контраст может оказать неоценимую услугу. Если вас не устраивает слишком строгое геометрическое построение вашего водоема, окружите его плавными очертаниями газонов, цветов, выложите несколько извилистых дорожек. Они смягчат контуры и внесут равновесие.

Но не стоит злоупотреблять контрастом. Чрезмерное противопоставление одного качества другому может вызвать раздражение, усталость. Нельзя только на нем строить свою композицию. Контраст лучше всего сочетать с нюансом. Нюанс – это постепенный переход от одной формы к другой с помощью похожих друг на друга расположенных вместе предметов. Нюанс используется чаще, чем контраст, и требует глубокого знания материала и аккуратности выполнения.

velib.com

Композиции в ландшафтном дизайне своими руками

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что ландшафтный дизайн – это настоящее искусство, в котором господствуют свои собственные принципы и законы, без знания которых невозможно создать привлекательный, целостный и гармоничный образ. И хотя в современном садоводстве можно выделить несколько главных принципов ландшафтного дизайна, ведущее место среди них принадлежит композиции.

Композиция в ландшафтном дизайне – это такое размещение на участке отдельных компонентов, которое позволяет создать целостную, стилистически завершенную и гармоничную картину. Иными словами, это такое соотношение предметов и растений, которое радует глаз и излучает тепло, уют и гармонию. Композиция подчиняется теоретическим основам ландшафтной науки и неразрывно связана с пространственными формами ландшафтного дизайна. Поэтому при решении композиционных задач учитываются основные свойства пространственных форм, соотношение и сочетание которых, собственно, и определяет привлекательность и целостность будущей композиции.

Соотношение геометрических форм

Создавая ландшафтный дизайн, каждый садовод должен понимать, что любой элемент сада имеет свою собственную форму. В ландшафтной науке известно три главных формы – линейная, плоскостная и объемная. Так, дорожки и тропинки, бордюры и заграждения являются ярким примером линейных форм, а низкие цветочные насаждения напоминают плоскости. А что говорить о кронах деревьев, в которых угадываются разнообразные геометрические фигуры, преимущественно шары и конусы.

Для создания композиции посредством использования разных геометрических форм профессионалы советуют руководствоваться принципом контрастов (высокий – низкий, шаровидный – пирамидальный), который позволит создать нескучную и «живую» картину. К примеру, эффектным дополнением прямых дорожек в саду станут объемные и буйно цветущие клумбы, а аккуратный зеленый газон превосходно украсят деревья с кронами шаровидной формы.    

Соотношение по величине

В процессе создании композиции огромное значение имеет не только форма основных компонентов, но и их размер. В данном случае разрешается руководствоваться не только принципом контрастов, но и принципом подобия, поскольку в некоторых композициях неприемлемы предметы разной величины. Все зависит от выбранного стиля и идеи ландшафтного дизайна.

Сочетание цветов

Цвет – это один из тех инструментов ландшафтного дизайна, посредством которого можно добиться яркости и выразительности в ландшафтном дизайне. И если цвет рукотворных элементов можно запросто изменить, то цветовая гамма растений зависит от времени года. Не секрет, что цветовая гамма древесных растений изменяется каждый сезон: в зимний период их цветовой тон обусловлен только окрасом коры, а вот летом, осенью и весной палитра красок растений состоит из окраса листьев, цветков и плодов. Поэтому, чтобы избежать кричащей пестроты или перенасыщенности цвета в саду, нужно учитывать принцип гармонии и выбирать растения таким образом, чтобы в любое время года они органично дополняли друг друга.

Чтобы композиция выглядела привлекательно, не стоит забывать и о создании единого цветового фона,  которым может стать зеленый газон или обильные насаждения вечнозеленых растений (туи, ели, пихты).

Сочетание фактур

На привлекательность ландшафтной композиции влияет характер поверхности всех компонентов садово-паркового дизайна – дорожек, лестниц, заборов. Чтобы достичь гармонии фактур, при создании всех этих элементов важно подбирать однофактурные материалы или материалы, которые хорошо сочетаются между собой (например, металл и стекло, дерево и камень).

Особенного внимания заслуживает фактура древесных растений. В ландшафтном дизайне различают такие типы фактур древесных растений – грубую (дуб), среднюю (липа) и тонкую (ива), и советуют не смешивать их для создания целостных, гармоничных и по-настоящему красивых природных композиций.

Создание фокусной точки

Ни одну композицию невозможно представить без фокусной точки, которая служит для привлечения и направления внимания. Фокусной точкой может стать мостик, беседка, фонтан, цветочная клумба или, к примеру, группа деревьев с фигурными кронами. Главное условие – фокусная точка не должна отличаться по цвету, стилю и фактуре от других компонентов ландшафтного дизайна.

Симметрия и асимметрия

В ландшафтном дизайне композиция может быть симметричной или ассиметричной. Композиции, созданные по принципу симметрии, характеризируются прямолинейностью, четкостью и строгостью линий, равновесием всех присутствующих компонентов. Обычно в таких композициях невооруженным глазом ощущается рукотворность всех компонентов, а малейшее отклонение от заданных форм вызывает дисбаланс. В отличие от симметричной, ассиметричная композиция предполагает неравномерное размещение предметов на участке, которое помогает воссоздать натуральные формы ландшафта, но при этом представляет собой единую и стилистически завершенную природную картину.

Таким образом, композиция – это один из ключевых принципов ландшафтного дизайна, благодаря которому можно придать стильный вид даже самому маленькому саду в любое время года. 

aquagroup.ru

Законы композиции в ландшафтном дизайне. — МегаЛекции

Современная тенденция, связанная с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования ставят на повестку дня углубления необходимых знаний в преобразовании природы, чтобы не нарушить целостный гармоничный процесс взаимодействия человека и природы, как единого целого. Неоправданный, излишний оптимизм, с которым дизайнеры подходят к формированию среды обитания человека без учета всей ее сложности, приводит к неизвестным ранее коренным изменениям природы, отрицательно сказывающимся как на ее ценности вообще, так и на эстетических значениях.Эта статья напомнит, о некоторых композиционных средствах, приемах ландшафтного дизайна, равно как и ландшафтной архитектуры, позволяющих разнообразить пейзаж. Это симметрия и асимметрия, ритм, контраст и нюанс. При этом, не забывая о простоте и логичности, как в целом, так и в частности.

Симметрия и асимметрия

План сада, размещение отдельных элементов в саду может быть симметричным и асимметричным по отношению к оси композиции, которой может быть линия взгляда либо дорога, а иногда и ось любого садового сооружения.В естественном ландшафте симметрия является редкостью. Поэтому там, где она существует, симметрия обыкновенно указывает на наличие порядка, наведенного человеком. Симметрия подразумевает порядок и систему, которая легко постигаются человеком и поэтому ему нравятся. Так или иначе, но слово “симметрия” стало ассоциироваться с ясностью плана, с его равновесием, ритмом, целостностью и стабильностью.Если два противостоящих друг другу ландшафтных элемента ( кустарник, дерево, светильник и пр.) кажутся расположенными раздельно, между ними развивается видимое притяжение и напряжение. Такие элементы очень тесно связаны между собой, что начинают восприниматься как один, включая пространство между ними.Каждая симметричная композиция должна быть в равновесии и тем самым в покое. Любая композиция симметричного плана требует завершения, которое может быть достигнуто только при помощи противоположного объекта. Когда в симметричной композиции убирается даже мельчайший элемент, нарушается равновесие, и кажется, что вся композиция испытывает напряжение. При восприятии симметрии глаз устанавливает ритм объектов и интервалов между ними, предчувствует наличие следующего объекта и интервала и испытывает беспокойство, если этого не происходит.Зрительное равновесие существенно для всех хороших ландшафтных композиций. И если картина открывающегося пейзажа или любой вид перспективы производит раздражающее и неприятное впечатление - в ней отсутствует такое равновесие. В природе очень редко, если только это вообще возможно, можно найти элементы ландшафта, расположенные симметрично по обеим сторонам линии взгляда.В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем с помощью асимметричной, живописной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что создается впечатление уравновешенности.Поскольку мы обычно думаем о естественном ландшафте, как о чем-то на взгляд приятном, мы можем предположить, что видимое равновесие должно быть присуще и естественному ландшафту. Асимметрия более утонченна, непреднамеренна и поэтому более интересна. Нас не ведут шаг за шагом вдоль жесткой композиции или сквозь нее. Напротив, нам предоставлена свобода самим исследовать и открывать в ландшафте то, что красиво, привлекательно или полезно, и, что особенно важно, асимметричная компоновка влечет за собой меньше нарушений природы.Асимметричными могут быть: расположение цветов и кустарников в группе; расположение самих групп, формирующих пространство сада, планировка участка в целом - свободная, динамичная, вытекающая из природных условий участка.

Ритм

В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость одинаковых элементов ландшафта через одинаковые интервалы. Примером могут служить аллеи. В ритмических построениях участвуют несколько элементов, при этом устойчивое впечатление ритма возникает при их повторении 5—9 раз, минимум 3. Эмоциональное воздействие ритма нарастает при увеличении числа элементов, но до известного предела, после которого наступает утомление и возникает ощущение монотонности. Для снижения монотонности меняют расстояния между деревьями, открывая в стороны пространство, включают в ритмический ряд цветники, фонтаны, скульптуры. Простой ритм из одного вида кустарников может разнообразить включение цветов; можно создать ритм чередования групп, чередуя плодовые деревья с ягодниками и т. п. Ритм – это изменение либо элементов, либо интервала. Либо того и другого по определенной закономерности.

Контраст и нюанс

Контраст и нюанс - важнейшие композиционные средства. Контраст - это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый - темный, высокий — низкий, большой - маленький. Контраст еще определяется по светлоте, по цветовому тону, по насыщенности цвета. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены нагляднее: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами. В контрастирующих объектах должна преобладать общность характера, так чтобы противоположностями являлись цвета и формы, а не разнородность предметов. Контраст заключается в противопоставлении горизонтального и перпендикулярного, гладкого с шероховатым, темного со светлым, вогнутого с выпуклым”.Дерево выглядит выше, окруженное низким стелющимся кустарником. Ощущения уменьшения высоты дерева добиваются путем посадки рядом еще несколько деревьев меньшей высоты. Водоем будет восприниматься как лужица в окружении высоких деревьев, но станет зрительно значительнее, если посадить рядом стелющиеся растения и цветы.Злоупотреблять контрастом нельзя, а тем более строить только на нем композицию сада. Обязательно сочетание контраста с нюансом, тонким переходом похожих друг на друга незначительно отличающихся форм, красок, пространств. Нюансные соотношения требуют хорошего знания материала и тщательности исполнения. Чаще всего именно на нюансах строится цветовая композиция сада.Любители необычного могут использовать контраст форм в планировке участка, формах газона, цветников, водоемов и зон отдыха. Однако хаотичность контраста обманчива, нет ничего более продуманного, чем кажущаяся дисгармония. И лишь в гармонии получают внешнее выявление внутренней упорядоченности и меры бытия – все элементы составлять должны единое целое, обеспечивающее удобство жизни человека

 

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru