Книга: Потаев Г.А. «Ландшафтная архитектура и дизайн: Учебное пособие». Учебное пособие ландшафтный дизайн


Учебное пособие - Учебно-методическое пособие: Учебно-методический комплекс «Ландшафтный дизайн» для студентов Специальности100100. 62 «Сервис» «подготовлено к изданию»

Сервис Диз. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________ Л. В. Волосникова

_________________ 2008 г.

Учебно-методическое пособие:

Учебно-методический комплекс «Ландшафтный дизайн» для студентов

Специальности100100.62 «Сервис»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _______________Л.Н. Вдовюк

« » ____________________ 2008 г.

Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии.

Соответствует требованию к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 10 стр., тираж_______ экз.

Завкафедрой _________________Т.В. Попова

«15» декабря 2008 г.

Рассмотрено на заседании УМК (ЭГФ ТюмГУ, 26.12.2008, № )

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК________________________С. И. Ларин

« 26» декабря 2008 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зав.методическим отделом УМУ_______________ / /

« »___________________ 2009 г.

УДК 71(075.8)

ББК 85.118.7я 73

В253

Л.Н Вдовюк. «Ландшафтный дизайн»: учебно – методический комплекс для студентов специальности «Сервис». Издательство Тюменского государственного университета, 2009.

Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» (100100)

Учебно-методический комплекс включает тематический план дисциплины, её содержание, темы практических занятий, указания к самостоятельной работе, перечень вопросов кзачету..

Рекомендовано к печати Учебно – методической комиссией эколого – географического факультета. Одобрено Учебно – методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Попова Т.В., доцент

кафедры физической

географии и экологии, к. б. н.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет,2009

© Издательство Тюменского государственного университета,2009

© Л.Н. Вдовюк, 2009

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При изучении курса «Ландшафтный дизайн» используются знания студентов по курсам «Культурология», «Страноведение», «Рекреационная география» и др.

Рассмотрены факторы и особенности эстетического восприятия ландшафта в соответствии с пейзажным направлением вгеографии… Охарактеризованы принципы культурного ландшафтного строительства по законам красоты, а также основы ландшафтного дизайна на примере архитектурного и садово-паркового ландшафтного искусства. Уделено внимание вопросам создания объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства территории.

Основная цель курса – показать важность взаимосвязи науки и искусства в создании культурных ландшафтов, гармонически сочетающих участки зеленых зон, архитектурных сооружений и коммуникаций.

В задачи курса «Ландшафтный дизайн» входит:

— познакомить студентов с гуманитарным (пейзажным) направлением в географии и эстетическими требованиями к культурному ландшафту;

— изучить гармонические каноны и их проявления в природе;

— показать закономерности композиционного устройства пейзажа – визуально воспринимаемого внешнего облика ландшафта;

— познакомиться с методами эстетической оценки ландшафтов;

— изучить некоторые приемы ландшафтного дизайна;

-рассмотреть законы гармонической связи объектов архитектуры с окружающим природным ландшафтом;

-ознакомиться с основными аспектами озеленения объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства территории.

Курс изучается в 8 семестре. Общее количество часов – 80.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Лекции

(часы)

Практиче

ские занятия

(часы)

Самостоя тельная работа

Формы контроля

1.Предмет и задачи курса. Значение науки и искусства в освоении мира

2

2

Контрольная работа

2.Красота и гармония – исходные понятия эстетики. Сущность эстетического восприятия окружающего мира человеком.

2

2

2

Зачет

3.Гармонические каноны природы, их отражение в природных объектах и процессах

2

4

4

Семинар

4.Соотношение объективного и субъективного в эстетическом восприятии ландшафта Перцепция ландшафта.

2

2

2

Зачет

5.Развитие представлений о пейзаже в географической науке. Классификация пейзажей.

2

4

2

Контрольная работа

6.Приемы и методы эстетической оценки пейзажей

2

4

2

Зачет

7.Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.

4

4

4

Реферат

8.Основные средства ландшафтного дизайна

4

2

2

Семинар

9… Дизайн городского ландшафта

4

2

2

Семинар

Зачет

.10.Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

4

4

2

Семинар

Зачет

Итого:

28

28

24

3. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Темы

Формы текущего контроля

Контрольная работа (теория)

Самостоятельная работа, семинар

Практическая. работа

Посещение занятий

Реферат, индивид. задание

Итого, балл.

Модуль 1

1.Предмет и задачи курса. Значение науки и искусства в освоении мира

0-2

0-0,5

0-2,5

2.Красота и гармония – исходные понятия эстетики. Сущность эстетического восприятия мира человеком.

0-3

0-5

0-1

0-9

3.Гармонические каноны природы, их отражение в природных объектах и процессах

0-5

0-1,5

0-5

0 11,5

.Всего по модулю 1

0-3

0-2

0-10

0-3

0-5

0-23

Модуль 2

4.Перцепция ландшафта.

0-3

0-5

0-1

0-9

5. Представление о пейзаже Классификация пейзажей.

0-3

0-5

0-1,5

0-9,5

6.Приемы и методы эстетической оценки пейзажей

0-2

0-5

0-1,5

0-5

0-13,5

Всего по модулю 2

0-3

0-5

0-15

0-4

0-5

0-32

Модуль 3

7.Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.

0-5

0-5

0-2

0-5

0-17

8.Основные средства ландшафтного дизайна

0-2

0-5

0-1,5

0-8,5

9. Дизайн городского ландшафта

0-3

0-5

0-1,5

0-9,5

10.Озеленение объектов ландшафтной архитектуры

0-3

0-5

0-2

0-10

Всего по модулю 3

0-10

0-3

0-20

0-7

0-5

0-45

Итого

0-16

0-10

0-45

14

0-15

100

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Тема 1. Предмет и задачи курса. Взаимосвязь науки и искусства в постижении окружающего мира. Естественно-научная и гуманитарная составляющие целостного постижения ландшафта. Понятие об эстетических ресурсах ландшафта. Сущность эстетического направления в ландшафтной географии. Значение изучения природы для духовного развития личности.

Тема 2.. Понятие об эстетике, ее место в научном познании мира. Значение эстетики в созидательной деятельности человеческого общества. Природа как средство воспитания чувства прекрасного у человека. Гармония – свойство упорядоченного мира, красота – форма восприятия человеком упорядоченного мира. Эстетика ландшафта как особое направление ландшафтоведения. Связь эстетического направления в ландшафтоведении с пейзажной живописью, ландшафтной архитектурой, садово-парковым ландшафтным искусством.

Тема 3. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном.

Понятие о гармонических канонах природы. Золотое сечение в природе, архитектуре, произведениях искусства. Симметрия, категории симметричности. Проявление различных видов симметрии в природе. Влияние представлений о симметрии на развитие научной мысли. Спиралевидные структуры. Нуклеарность как один из характерных организационных стандартов окружающего мира, ее проявление. Ландшафтные хорионы с ядрами-скоплениями и ядрами-потоками (примеры). Нуклеарные геосистемы центробежные (рассеивающие) и центростремительные (стягивающие), особенности их функционирования. Фрактальность и ее проявление в природе. Ритм.

Тема 4 .Эстетическое восприятие (перцепция) ландшафта. Понятие о синестезии, ее значение в постижении эстетических достоинств ландшафта. Соотношения объективного и субъективного в эстетическом восприятии. Психофизиологические механизмы эстетического восприятия. Физиология зрения (теория саккад). Рассмотрение этетического восприятия ладшафта с позиций системного подхода (теория гештальта, гештальт-восприятие). Закон эстетического восприятия. Особенности зрительного восприятия окружающей действительности (теория саккад).

Тема 5. Развитие представлений о пейзаже в географической науке.

Понятие о пейзаже. Пейзаж как объект изобразительного искусства, музыки, художественной литературы. Особенности географического изучения пейзажа, пейзажное ландшафтоведение. Соотношение понятий «ландшафт» и «пейзаж». Субъект-объектная трактовка термина «пейзаж» в отечественной географической науке. Композиционное устройство пейзажа как отражение его пространственно-временной структуры. Элементы пейзажной композиции, их связь с единицами морфологической структуры ландшафта. Виды пейзажной композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная. Аттрактивные (притягательные) пейзажные структуры — композиционные узлы и оси. Пейзажные фоны, пейзажные кулисы, их значение в восприятии пейзажей. Точки пейзажного обзора и видовые маршруты. Классификация пейзажей и ее структурно-физиономические критерии. Проблемы пейзажного картографирования.

Тема 6 .Проблемы эстетической оценки пейзажей, анализ имеющегося опыта.

Особенности экспертной оценки. Приемы массового анкетирования. Структурно-информационный анализ и балльная оценка эстетических достоинств пейзажей. Накопленный опыт картографирования эстетических достоинств ландшафтов и его критический анализ. Эмоциональность пейзажа, аттрактивный эффект экотонов. Психологическое воздействие цветовых характеристик пейзажа.

Тема 7. Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.

Ландшафтный дизайн – прикладной аспект эстетики ландшафта, его значение для культурного ландшафтного строительства. Истоки и развитие ландшафтного дизайна. Роль дизайна в ландшафтной архитектуре. Объекты ландшафтного проектирования. Ландшафтные стилевые направления: регулярный, пейзажный, модерный. Садово-парковое искусство Востока, Западной Европы, России.

Тема 8. Основные средства ландшафтного дизайна.

Растительные группировки. Водные устройства (источники, ручьи, водопады, каскады, фонтаны, декоративные бассейны). Малые архитектурные формы, геопластика, элементы декоративно-прикладного искусства и т.д.

Тема 9. Дизайн городского ландшафта.

Задачи ландшафтного дизайна города. Районная планировка. Функциональное зонирование городской среды. Экологический каркас городского ландшафта. Историко-культурное наследие города и его эстетическое значение. Дизайн жилых кварталов. Система озеленения города. Городские парки и скверы. Планировка и убранство садовых участков в соответствии с требованиями эстетики.

Тема 10. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

Подготовка территории для озеленительных работ, Правила проведения посадочных работ. Устройство и содержание газонов, Декоративные устройства для оформления объектов. Специфика формирования малого сада. Зимние сады, Сады на крышах, Фитодизайн интерьера.

5.ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1.. Понятие об эстетике, ее место в научном познании мира.

Семинар.

Тема 2. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном.

Изучение по рисункам и фотографиям объектов природы элементов симметрии, спиралевидных структур, нуклеарных систем, фрактальности и ритмов.

Тема 3 Гармонические каноны красоты.

Подготовка презентаций.

Тема 4 .Эстетическое восприятие (перцепция) ландшафта.

Семинар.

Тема 5. Развитие представлений о пейзаже в географической науке.

Изучение композиционного устройства пейзажа, виды композиций.

Тема 6.. Проблемы эстетической оценки пейзажей, анализ имеющегося опыта.

Практическая работа по оценке эстетических свойств пейзажей.

Тема 7. Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.

Знакомство с ландшафтнвми стилевыми направлениями на примере садово-парковых объектов.

Тема 8. Основные средства ландшафтного дизайна.

Анализ средств ландшафтного дизайна с точки зрения их применения в практике ландшафтного дизайна.

Тема 9. Дизайн городского ландшафта.

Изучение функциональных зон и экологического каркаса города.

Тема 10. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

Знакомство с декоративными устройствами объектов ландшафтной архитектуры.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

1. Естественно-научная и гуманитарная составляющие целостного постижения ландшафта. Понятие о красоте как универсальной форме существования мира.

2.Понятие об эстетических ресурсах ландшафта.

3.Сущность эстетического направления в ландшафтной географии.

4. Значение изучения природы для духовного развития личности.

5.Значение эстетики в созидательной деятельности человеческого общества… 6.Связь эстетического направления в ландшафтоведении с пейзажной живописью, ландшафтной архитектурой, садово-парковым ландшафтным искусством.

7.Гармонические каноны природы и их проявление в природе и искусстве (золотое сечение, симметрия, спиралевидные структуры, нуклеарные системы, фрактальность, ритм).

8.Географическая эстетика и развитие ее представлений в трудах зарубежных и отечественных ученых (работы А.Гумбольдта, А.Геттнера, В.В.Докучаева, В.П.Семенова-Тяншанского, Д.Л.Арманда и др.).

9.Соотношения объективного и субъективного в эстетическом восприятии. Понятие о синестезии.

10.Психофизиологические механизмы эстетического восприятия, физиология зрения и теория саккад.

11.Роль культуры в эстетическом восприятии ландшафта.

12.Теория гештальта и ее применение в учении об эстетике ландшафта.

13.Представление о пейзаже как ключевом понятии в эстетике ландшафта. Соотношение понятий «ландшафт» и «пейзаж».

14.Понятие о композиционном устройстве пейзажа (блочно-мозаичный характер строения). Соотношение морфологии ландшафта и композиционного устройства пейзажа.

15. Визуальный анализ пейзажа (композиционные узлы и оси, пейзажные кулисы, фокальные точки и др.). Точки пейзажного обзора (видовые точки и видовые маршруты).

16.Подходы к классификации природных пейзажей. Иерархия таксонов типологической классификации пейзажей.

17.Проблема эмоционального воздействия пейзажа: влияние композиционного устройства, цветовой гаммы и др.

18.Подходы к эстетической оценке пейзажей: экспертная оценка, анкетирование и опрос, структурно-информационный анализ и др. 19.Ландшафтный дизайн – прикладной аспект эстетики ландшафта, его значение для культурного ландшафтного строительства.

20.Истоки и развитие ландшафтного дизайна.

21Роль дизайна в ландшафтной архитектуре.

22.Принцип природно-антропогенной адаптивности в ландшафтной архитектуре.

23.Объекты ландшафтного проектирования.

24.Ландшафтные стилевые направления: регулярный, пейзажный, модерный. Садово-парковое искусство Востока, Западной Европы, России

25.Традиции Востока (Китая, Японии) в создании садово-парковых композиций.

26.Парки Античного мира. Регулярные и пейзажные европейские парки.

Русские традиции в создании садово-парковых ансамблей.

27.Законы эстетического обустройства лесопарковых ландшафтов. Экологические функции этих ландшафтов.

28.Дизайн городского ландшафта. Городские парки, их функции и стили.

23.Садовые участки, их многообразие. Подходы к дизайну садовых участков.

24.Эстетические аспекты ландшафтного планирования.

25 Основные средства ландшафтного дизайна. Растительные группировки.

26.Водные устройства (источники, ручьи, водопады, каскады, фонтаны, декоративные бассейны).

27.Малые архитектурные формы, геопластика, элементы декоративно-прикладного искусства и т.д.

28.Задачи ландшафтного дизайна города.

29.Районная планировка. Функциональное зонирование городской среды. 30.Экологический каркас городского ландшафта.

31.Историко-культурное наследие города и его эстетическое значение. 32.Дизайн жилых кварталов.

33.Система озеленения города. Городские парки и скверы.

34.Планировка и убранство садовых участков в соответствии с требованиями эстетики.

35.Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

36.Подготовка территории для озеленительных работ,

37.Правила проведения посадочных работ. Устройство и содержание газонов, 38.Декоративные устройства для оформления объектов.

39.Специфика формирования малого сада. Зимние сады, Сады на крышах, 40.Фитодизайн интерьера.

7. ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

Белкин А.Н.Городской ландшафт. М.: Высшая школа. 1987.

Вергунов А.Н. Архитектурное проектирование садов и парков. М.: Стройиздат. 1987.

Вергунов А.Н. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города. Л.: Стройиздат. 1982.

Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. Ростов-на-Дону.: «Феникс».2005.

Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн. Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. 175с.

Николаев В.А. Эстетическое восприятие ландшафта // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 1999. № 6. С.10-15.

Николаев В.А. Гармонические каноны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2002. № 2. С.3-10.

Николаев В.А. Феномен пейзажа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2002. № 6. С.12-19.

Сычева А.В., Титова Н.Т. Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды. Минск; Вышэйшая школа, 1984.

Теодоронский В.С., Сабо Е.Д., Фролова В.А. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Учебник.М.: Издательский центр «Академия». 2007.

Фролова М.Ю. Оценка эстетических достоинств природных ландшафтов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 1994. № 2. С.27-33.

Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 1975.

Дополнительная:

Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988.

Горохов В.А. Вергунов А.П. Вертоград

Лихачев Д.С. Поэзия садов. М.: Согласие, 1998.

Николаевская З.А. Садово парковый ландшафт. М.: Стройиздат, 1989.

Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. Вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985.

Система. Симметрия. Гармония. М.: Мысль, 1988.

Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л.; Недра, 1968.

www.ronl.ru

Книга: Потаев Г.А.. Ландшафтная архитектура и дизайн: Учебное пособие

Потаев Г.А.Ландшафтная архитектура и дизайн: Учебное пособиеВ учебном пособии приведены методические положения и даны практические рекомендации по формированию и развитию озелененных территорий городов, пригородных зон, систем городского и сельского… — Инфра-М, Форум, (формат: 70x100/16, 352 стр.) Высшее образование Подробнее...20181517бумажная книга
Потаев Г.А.Ландшафтная архитектура и дизайн: учебное пособиеВ учебном пособии приведены методические положения и даны практические рекомендации по формированию и развитию озелененных территорий городов, пригородных зон, систем городского и сельского… — Форум, (формат: 247.00mm x 176.00mm x 21.00mm, 400 стр.) высшее образование. бакалавриат Подробнее...20171472бумажная книга
Потаев Г.А.Ландшафтная архитектура и дизайн: Учебное пособиеВ учебном пособии приведены методические положения и даны практические рекомендации по формированию и развитию озелененных территорий городов, пригородных зон, систем городского и сельского… — Форум, (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) Высшее образование Подробнее...20151902бумажная книга
Потаев Г.А.Композиция в архитектуре и градостроительстве: Учебное пособиеВ учебном пособии изложены научно-методические основы и практические рекомендации по созданию архитектурных и градостроительных ансамблей; рассматриваются композиционные средства формирования… — Инфра-М, Форум, Высшее образование: Бакалавриат Подробнее...20181289бумажная книга
Г. А. ПотаевКомпозиция в архитектуре и градостроительстве. Учебное пособиеВ учебном пособии изложены научно-методические основы и практические рекомендации по созданию архитектурных и градостроительных ансамблей; рассматриваются композиционные средства формирования… — Инфра-М, Форум, (формат: 70x100/16, 336 стр.) Высшее образование Подробнее...2015630бумажная книга
Потаев Г.А.Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: учебное пособие (2-е изд)В учебном пособии изложены научно-методические основы и даются практические рекомендации по формированию окружающей человека предметно-пространственной среды вгородах, сельских поселениях, загородных… — Форум, (формат: Переплёт, 320 стр.) Подробнее...2015551бумажная книга
Потаев Г.Композиция в архитектуре и градостроительстве: учебное пособиеВ учебном пособии изложены научно-методические основы и практические рекомендации по созданию архитектурных и градостроительных ансамблей; рассматриваются композиционные средства формирования… — Форум, (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) Подробнее...2015626бумажная книга
Потаев Г.А.Композиция в архитектуре и градостроительстве: Учебное пособиеВ учебном пособии изложены научно-методические основы и практические рекомендации по созданию архитектурных и градостроительных ансамблей; рассматриваются композиционные средства формирования… — Форум, (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) Высшее образование Подробнее...20151616бумажная книга
О. С. Попова, В. П. ПоповДревесные растения в ландшафтном проектировании и инженерном благоустройстве территории. Учебное пособие. Гриф Министерства сельского хозяйстваВ учебном пособии рассматривается значение и классификация зеленых насаждений; требования, предъявляемые к озеленению жилой территории. Приведены морфометрические, эколого-биологические и… — Лань, (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) Лазерная техника и технология Подробнее...20141319бумажная книга
Потаев Г.А.Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: Учебное пособие. 2-е изд.Рассматриваются особенности проектирования малых архитектурно-ландшафтных форм, их включения в композицию открытых пространств общественных центров, жилых, производственных, ландшафтно-рекреационных… — Форум, (формат: Переплёт, 320 стр.) Подробнее...2015551бумажная книга
Потаев Г.Архитектурно-ландшафтный дизайн: Теория и практика. Учебное пособиеВ учебном пособии изложены научно-методические основы и даются практические рекомендации по формированию окружающей человека предметно-пространственной среды вгородах, сельских поселениях, загородных… — Инфра-М, (формат: Твердая бумажная, 320 стр.) Подробнее...2015572бумажная книга
Архитектурно-ландшафтный дизайн. Теория и практика. Учебное пособиеВ учебном пособии изложены научно-методические основы и даются практические рекомендации по формированию окружающей человека предметно-пространственной среды вгородах, сельских поселениях, загородных… — Инфра-М, Форум, (формат: 70x100/16, 352 стр.) Высшее образование Подробнее...2015572бумажная книга

dic.academic.ru

Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика [Текст] : [учебное пособие]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru