Профессия – дизайнер интерьера. Введение в профессию. Введение в специальность дизайн


Профессия – дизайнер интерьера. Введение в профессию.

Главная / PRO DESIGN / ПРОФЕССИЯ - ДИЗАЙНЕР ИНТЕРЬЕРА. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ.

Создание дизайна интерьера – это интересное и увлекательное занятие. Однако не такое простое, как может показаться вначале. В любой профессии, чтобы стать специалистом, необходимо обладать определенными навыками и знаниями. К счастью, азы дизайна легко даются любому заинтересованному человеку, обладающему вкусом и чувством меры. Собираясь сделать небольшой ремонт в своей квартире или построить новый дом, необходимо придерживаться определенной последовательности и некоторых правил. От первоначальной идеи до конечного результата лежит долгий и извилистый путь. 

Проектирование дизайна интерьера – это достаточно трудоемкая и сложная работа. Она подразумевает весь процесс оформления интерьера, начиная с внимательной проработки планировки помещения с расположением мебели и оборудования, создания концепции интерьера, ее визуализации, рабочих планов освещения, расположение систем вентиляции и кондиционирования, акустики, отделки стен и т.д., и, заканчивая текстильным дизайном и расстановкой предметов декоративно-прикладного искусства.

 

Дизайнер интерьера  – это специалист по созданию новых проектов гармоничной среды для улучшения условий жизни человека.  Дизайнер интерьера  создаёт неповторимую обстановку, стиль, красоту и уют в помещении, воплощая в реальность мечты и настроения заказчиков.

 

 Работа дизайнера интерьеров состоит из нескольких этапов:

  • получение заказа и осмысление идеи проекта;
  • разработка общей концепции и анализ существующих подобных проектов;
  • оптимизация компонентов проекта и их гармоничное сочетание; разработка эскиза и  согласование его с заказчиком;
  • подбор и проектирование индивидуальной мебели;
  • 3D моделирование;
  • расчет и разработка чертежей;
  • контроль за воплощением проекта в реальность;
  • декорирование интерьера по окончании отделочных работ.

Чем тщательнее будет сделан рабочий проект, тем качественнее будут выполнены все работы.

 

 Дизайн по определению – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды. Само слово «ДИЗАЙН» итальянского происхождения от  «Disegno». В переводе на русский язык оно имеет несколько значений: замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, схема, композиция.  

 

Теория дизайна включает в себя основные художественные понятия, принципы и термины. Познакомимся с некоторыми из них.

Среда – это то, что окружает человека. Среда состоит из разнообразных предметов и создается дизайнером.

Пространство – это форма представления материальных вещей. Пространство характеризует личность человека, проживающего в нем, и несет в себе какое-либо настроение. Именно дизайнер призван создавать то неповторимое пространство, которое отражает внутренний мир хозяина квартиры.

Композиция – это выражение взаимодействия различных предметов интерьера. В хорошо продуманной композиции предметы должны составлять единое и гармоничное целое. Существует законы композиции, которые нарушать ни в коем случае нельзя. Так, например, в грамотно созданной композиции всегда должно быть главное и подчиняющееся ему - второстепенное.Самой распространенной является центрическая композиция. Основная задача композиции - выделение смыслового центра, того, на что в первую очередь будет направлено внимание. Наиболее часто роль такого центра в масштабах всей квартиры выполняет гостиная или столовая. В то же время в «центральных» помещениях выделяются свои смысловые центры. Ими могут стать обеденный стол, камин или диван.

Пропорции – это соотношение размеров всех элементов интерьера друг с другом. На пропорциях базируется понимание гармонии. Конечно, каждому человеку присуще свое чувство прекрасного, но большинство людей, как правило, способны отличить гармонично обустроенное пространство от негармоничного. В последнем люди чувствуют себя некомфортно. Пропорции должны быть правильно соотнесены со стилем интерьера. Одни и те же пропорции могут хорошо смотреться в одном интерьере и совершенно не подходить другому. Например, для готики характерны чрезмерно высокие дверные проемы и потолки. Поэтому настоящий готический стиль очень сложно создать в средней типовой квартире. Сам стиль непосредственно состоит из приемов и форм, свойственных исключительно ему. Конечно, для создания исторического стиля применяется только стилизация – создание похожего интерьера, так как воссоздать все доподлинное просто невозможно. Поэтому к стилизации необходим творческий и кропотливый подход. Просто невозможно использовать в интерьере такие же материалы, например текстиль, которые использовались несколько веков назад. Тут есть над чем поработать. Но в итоге тщательно сделанная стилизация наполняет жилище обаянием и шармом.  

Ритм  представляет собой упорядоченную закономерность чередования предметов в интерьере. Выделяют ритм нескольких видов: беспорядочный и упорядоченный. Упорядоченный – не значит правильный. Он зачастую создает скуку в интерьере, а вот грамотно заданный ритм делает интерьер выразительным и эффектным. Ритм способен как приносить порядок в хаос,  так и ломать какие-либо рамки и условности. Главное тут не перестараться с монотонностью. Кроме того,  ритм делят еще и по форме: на пластичный, световой, ритм по форме или по объему. Самый распространенный ритм -линейный. Он заключается в чередовании конструкций или отдельных предметов.

Цвет - это основной инструмент интерьера. Целая композиция может строиться на сочетании нескольких цветов. Как правило, используются всего два приема при выборе цветовой гаммы: принцип подобия (когда в интерьере используется один цвет разных оттенков) и принцип контраста. Кроме того, популярны рабочие приемы - акцент и нюанс. Цвет не может существовать сам по себе, всегда необходимо какое-либо взаимодействие цветов, то есть колорит. Также необходимо знать, что все цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся оттенки оранжевого и желтого, а к холодным – оттенки фиолетовых, лиловых цветов. Другие цвета могут иметь как теплые, так и холодные оттенки. Например, салатовый – это теплый оттенок зеленого цвета, а изумрудный – холодный. Также не стоит забывать и о нейтральных цветах, остающихся на пике популярности: белом, черном и оттенках серого.    

В дизайне интерьера существует множество различных стилей, сформировавшихся в различные исторические эпохи: классика (в  вариантах), кантри, артдеко,  хай-тек, неорусский, деконструктивизм, романский, модернизм  и т.д.

Рассмотрим некоторые из них в следующем разделе.

 

 

 

 

 

 

ostroumovadesign.ru

Презентация Введение в специальность "Дизайн в информационных технологиях"

Инфоурок › Другое › Презентации › Презентация Введение в специальность "Дизайн в информационных технологиях"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда: 35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда: 37 слайд Описание слайда: 38 слайд Описание слайда: 39 слайд Описание слайда: 40 слайд Описание слайда: 41 слайд Описание слайда: 42 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация для студентов первого курса данной специальности. Но будет также интересно посмотреть школьникам, выбирающим профессию. Как стать настоящим дизайнером, профессионалом? Для этого надо знать ответы на многие вопросы. Какую работу выполняет дизайнер, какие его ждут трудности в работе, на какие курсы дополнительно нужно сходить. А какие увлечения помогут стать профессионалом? Что дает участие в профессиональных конкурсах, зачем в них участвовать? Презентация сопровождается работами студентов Колледжа декоративно-прикладного искусства.

Общая информация

Номер материала: ДA-043166

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Введение в специальность Дизайн среды — реферат

Совокупность социально-бытовых требований к типу жилой среды формируется образом жизни донного человека или группы людей (семья, студенческий или рабочий отряд и пр.).

Именно он кристаллизует наиболее общие, наиболее емкие характеристики поведения человека в быту, определяет количество и качество функций, осуществляемых в пределах жилища (от еды до воспитания детей) в зависимости от конкретики жизненных обстоятельств.

Если условно не принимать во внимание законы стоимости, ограничивающие уровень комфорта жилой среды, то важнейшими среди факторов ее организации считаются длительность пребывания (использования) и степень коллективности (социальная обусловленность) этого использования.

Чем короче срок связи человека с данной жилой ячейкой (гостиница, каюта парохода и т.д.), тем ограниченнее круг требований к ее оснащению, тем меньше отводится ему пространства и оборудования, обеспечивающих минимум предметно-пространственных услуг (сантехкабина, спальное место, емкости для багажа и т.п.). И наоборот, «постоянное» жилище всегда имеет тенденцию к «обрастанию» как бы ненужными, но дорогими человеку вещами и удобствами (специальное место для отдыха, для чтения, домашней работы и пр.), «резервными» пространствами многоцелевого использования. Соответствующие средовые структуры наиболее полно осуществлены в композиции «средней» городской квартиры, где есть места приготовления и потребления пищи, хранения продуктов и хозяйственных вещей, санитарно-технический блок, прихожая, спальни, зоны отдыха, общения с гостями и другие привычные нам элементы современного жилища.

Аналогично обстоит дело с дилеммой «один или несколько жильцов». Правда при этом прирост площадей и технических устройств происходит не прямо пропорционально увеличению числа проживающих в ячейке, так как одни и те же элементы жилища могут использоваться его жильцами в разное время, совместно и т.п. Но в общем закон усложнения конструкции жилой среды с увеличением количества проживающих соблюдается неукоснительно.

Прежде всего, потому, что растет число реализуемых в жилье функций, а стало быть, усложняется необходимое для них оборудование, которому отводится специальное место, и возникают многочисленные интерпретации связей между этими предметно-пространственными элементами: игровое пространство для детей соседствует с зоной, где они учат уроки, тренажеры домашнего спортзала должны быть близко от ванной, санузлам лучше примыкать к спальням и т.д. Но, прежде всего усложняется «коллективная» функция жилья – общение, которое не только требует специальных площадей и оборудования (гостиная с камином, будуар хозяйки дома и т.п.), но и активно вливается в остальные зоны жилища, иногда перемещаясь по квартире без видимых тенденций локализации (процессы воспитания детей с одинаковым успехом осуществляются и в детской, и в гостиной, и в домашней мастерской).

Гибкость, многовариантность использования жилого пространства – при внешней предопределенности его назначения – важнейшее свойство жилой среды, отражающее принципиальное стремление любого человека, любой семьи к полноте, многогранности проявлений личной жизни. А разного рода ограничения жизненных запросов (социальные, имущественные, религиозные и т.п.), хотя в известной степени и регулируют организационные структуры жилья, никогда не уничтожают свободы выбора линии поведения человека в пределах его жилища полностью. Ибо это в первую очередь «личное пространство» проживающих, и индивидуально-человеческое начало, в конечном счете, определяет все архитектурно-дизайнерские свойства жилой среды.

В наиболее чистом виде понятие «жилая среда» воплощается на микро- и мезо- уровнях ее организации – в собственно жилой ячейке и в их «связке», многоквартирном жилом доме в городском варианте. Более высокие уровни – жилой квартал, район – из-за многочисленных включений пространств и устройств нежилого назначения – теряют «личностную» ориентацию среды, хотя, безусловно, сохраняют окраску камерности, защищенности, присущую атмосфере жилых образований. Поэтому именно жилая ячейка (квартира, индивидуальный дом) максимально раскрывает черты и тенденции комплексного формирования объектов жилой среды.

Процесс проектного формирования среды этого уровня реально раскладывается на ряд стадий, отражающих последовательность «вживания» автора в суть стоящих перед ним проблем.

Первая – образование и локализация в средовом пространстве функциональных ПОЛЮСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, сосредотачивающих разные «элементарные» процессы, свойственные жилищу. Формируются эти полюса всегда вокруг соответствующего процессу оборудования: кухонная плита, стол и мойка для приготовления пищи, обеденный стол со стульями – для приема пищи, кровать – как база места для сна и т.д. А оборудование притягивает к себе пространство, необходимое для нормального осуществления процесса. В результате образуются характерные предметно-пространственные единицы (зоны и блоки), запрограммированные на целенаправленную реализацию отдельных житейских надобностей, составляющих вместе целостную жилую ячейку.

Другими словами, отправной точкой формирования средового организма является специальное оборудование с принадлежащими ему пространственными ресурсами, и изменение этого оборудования (в габаритах, технологии, стилистике, декоративном оформлении) ведет к изменениям «элементарных» предметно-пространственных слагаемых средового комплекса аналогично усложняется, оборудуется специальными приборами микросреда, связанная с отдыхом, самообразованием, санитарно-гигиеническими процессами. Большинство этих «элементарных» процессов в настоящее время закреплено в хорошо отработанных архитектурно-дизайнерских стандартах – «нормалях», т.е. устойчивых габаритных предметно-пространственных сочетаниях, что во многом облегчает проектную работу с рядовыми формами жилища.

Вторая стадия – соединение «первичных клеточек» в укрупненные взаимосвязанные системы: зоны, комнаты, помещения и группы помещений.

Компоновка первичных средовых фрагментов жилой среды, как правило, чрезвычайно жестко привязана к наиболее устойчивым вариантам соподчинения ведущих для этого типа среды функциональных процессов. Так, квартира начинается с прихожей и продолжается коридором или холлом, которые служат распределительным узлом всех помещений, связывая все другие зоны жилища – кухню, санитарно-гигиеническую, спальню, гостевую и т.д. На этой стадии работ господствует не функционально обоснованная связка «пространство-оборудование», а функционально оправданное соединение нацеленных на то или иное использование собственно ПРОСТРАНСТВ. Здесь решаются задачи по преимуществу архитектурные: зонирование квартирных пространств, возможности совместного или раздельного использования зон или помещений при разных вариантах жизненных ситуаций, выделение «парадных» (доминантных) помещений, подчинение им остальных, интимных или «проходных», наконец, выработка идеи, соединяющей пространства квартиры: проход «на свет», «диагональная перспектива» помещений, «перетекающее пространство», «анфилада» и т.п.

На этой же стадии дизайнер, в конечном счете, реализует свои идеи через синтез пространства и предметного наполнения. Ибо комбинировать единичные предметно-пространственные элементы интерьеров в цельность можно самыми разными способами. Кухню можно задумать как специализированную «машину для производства еды»; можно представить как развитый набор самостоятельных узкопрофилированных пространственных блоков – подготовительные работы, горячие процессы, хранение, сервировка; можно соединить с обеденным местом (кухня-столовая), считать частью общего нерасчлененного пространства холостяцкой квартиры и т.д. И всякий раз возникают специфические для задуманного варианта комплексы кухонного и сопутствующего оборудования, порождающие индивидуальные для этого сочетания приборов пространственные ситуации, и соответственно – особые средовые ощущения. Потому что на вооружении дизайнера находится не просто номенклатура тех или иных приборов и пространств, но и свойства их формы – контрасты и соподчинение визуальных впечатлений, эмоциональные воздействия цвета, пропорций, ассоциации стилей, фактур и ритмов.

Третья стадия – художественно-творческая работа по созданию:

    • отдельных художественно завершенных помещений, скомпонованных из самостоятельных функционально ориентированных уголков и зон, каждое со своим эмоционально-эстетическим климатом, оборудованием, декором;
    • комплексов этих помещений, образующих индивидуально-окрашенное жилище данной личности или семьи. Средовую композицию, где все компоненты квартиры (помещения) соединены конкретной предметно-пространственной (архитектурно-дизайнерской) идеей, в которой, подчеркивая достоинства друг друга, наиболее полно и интересно проявляются свойства ее элементов, всех вместе и каждого по отдельности.

Особая часть завершающей стадии проектирования жилища – формирование и уточнение ее эмоционального климата.

В принципе ведущую эмоциональную интонацию дома или квартиры генерирует функциональное содержание жилой среды, однако архитектурно-дизайнерская реализация этого ощущения – задача сугубо профессиональная, и решается она прежде всего работой с декором и отделкой предметного наполнения, которое является средством формирования масштабных ощущений в жилище.

Прорабатываются форма, размеры, фактура и членения мебели, рисунок штор и обоев, приемы освещения и формы осветительных приборов, а главное - выбирается эмоционально-психологическая ориентация будущего убранства. Вариантов множество; мягкая «кожаная» мебель; ковровые композиции, текстиль и дерево как способ отделки; подчеркнутое обращение к «естественным» мотивам и материалам. Все это придает основному настроению камерности, комфортности, индивидуальности жилого пространства совершенно разные эмоциональные оттенки – от «роскошной» расслабленности до суховатой целеустремленности. И этот аспект работы как бы завершает период формального – «до заселения» - создания жилой среды, которая теперь обладает рядом хорошо воспринимаемых характеристик.

Жилая среда – это всегда «лично» ориентированное образование, где контакт человека (семь, малой группы) и его окружения происходит непосредственно, напрямую: мы обращаемся к нужному нам оборудованию, мебели, вещам и пространствам квартиры «сразу», без посредников.

Поэтому – масштаб жилой среды (масштабность ее составляющих) характерен тремя близкими по размерности и комплексно «перетекающими» друг в друга градациями: «меньше человека» (посуда, бытовые вещи и проч.), «такие как человек» (прежде всего мебель и др. крупное оборудование) и «больше человека» - собственно жилые помещения. Иначе говоря, базовая масштабная единица жилой среды сам человек, вернее соотнесенный с его обликом предметны, вещный мир жилища.

Из-за этого, ведущим посылом, доминантой профессионального формирования жилого интерьера является его «обстановка» - вещи, оборудование, мебель.

 

 

2.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды.

Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в проектировании

 

Функциональные причины архитектурно-дизайнерской адаптации жилой среды сводятся к ограниченному числу модификаций так или иначе устоявшихся жизненно-бытовых процессов:

«ЕЖЕДНЕВНЫЕ» бытовые деформации, связанные со временем суток. Эти деформации не связаны с капитальными изменениями среды (частичная перестановка мебели, изменение освещения).

«Эпизодические» трансформации жизненного уклада (приезд гостей, праздничный вечер). И в этом случае можно обойтись без коренных переделок интерьера. Вместе с тем дух среды, ее характер, могут изменяться весьма активно.

«СЕЗОННЫЕ» изменения. Эти деформации близки эпизодическим и не требуют принципиальных изменений среды.

Кардинальные изменения образа жизни: изменение материального положения, новый состав семьи. Как правило, это влечет за собой ломку общей пространственной ситуации (передел комнат, капитальный ремонт с перестановкой перегородок). Но особенно сильно смена образа жизни отражается на структуре предметного наполнения: заменяется и переставляется мебель, и т.п. Происходят принципиальные деформации среды.

Спонтанное длительное преобразование образа жизни: покупка новых вещей, частичный ремонт, внедрение технических усовершенствований (электроника, новое кухонное и др. оборудование), трансформация вкусовых представлений и т.п. В этом случае средовые изменения накапливаются исподволь, долгое время, но в какой-то момент может оказаться, что семья живет, фактически, уже в другой среде.

Сами по себе функциональные факторы не создают целостного средового состояния: они генерируют эмоциональную интонацию среды, но выразить ее в зримых формах – задача профессионала-художника. И одним из его средств является адаптация, приспособление  этих форм к образу жизни.

Разрешаются задачи адаптации жилых пространств разными приемами их проектной организации:

    • «Специализация» - жесткое архитектурно-пространственное зонирование, разница в отделке, высоте, оборудовании заранее предназначенных для данной роли помещений; этот прием носит четко прагматическую направленность и с трудом подвергается «пространственной» адаптации. Но количество резервных площадей здесь минимально, все пространство используется предельно полезно, а степень свободы формирования «личного» начала определяется целесообразной нормой общей площади: меньше 10-12 кв. м на человека – тесно, некомфортно, больше 25-30 кв. м – неуютно, пустынно.
    • «Универсализация» пространственной ситуации (максимально свободные «безличные» габариты помещений, максимум разводок и подключений разного типа, позволяющие как угодно комбинировать и менять обстановку и оборудование. Жилье этого типа предполагает серьезный резерв свободных площадей (50 % и больше) : именно просторность, «незаселенность» делает его гибким для любых вариантов расселения.

 

 

 

 

 

    • Приемы «свободного» или «единого» пространства, когда перегородки практически отсутствуют – их заменяет более или менее целесообразно расставленная мебель, временные ширмы и т.д. – можно рассматривать как предельный вариант «универсализации» и одновременно как модификацию следующей тенденции.

myunivercity.ru

Введение в специальность Дизайн среды — реферат

 

Художественно ориентированное пространство – своего рода «высший пилотаж» проектирования жилой среды – приоритет композиционного начала организации среды над будничными запросами образа жизни (принцип перетекающего пространства, синтез жилой и природной среды и т.п.). Это – самое «дорогое», престижное жилище, но и самое сложное для Художника, так как всегда существует опасность просто скатиться в архитектурные излишества.

«Трансформируемое пространство» - особое направление в дизайне жилища. Оно призвано объединить тенденции «специализации» и «универсализации», ограничивая расход площадей разумными пределами и одновременно увеличивая число степеней свободы для адаптационных процессов. Трансформирующиеся стены и покрытия, оборудование встроенное, убирающееся в специальные «запасники», новые технологии вплоть до замены стен радиационными излучателями – все это делает «трансформационные» решения ступенью на пути к работе уже не с элементами пространства, а с дизайнерской составляющей жилища, к сращиванию предметного и пространственного начала в единое материально-физическое целое, «обслуживающее» жилые функции со всех сторон одновременно.

Тенденции формирования собственно оборудования (если отмечать только их художественную нацеленность, речь идет не о стилях, а о принципиальных тенденциях формирования художественной сути – каждая может выполняться и в хайтеке и в модерне и в классицизме):

    • стремление «спрятать» оборудование (встроенная мебель, скрытое освещение и инженерные коммуникации), сделать его незаметным, превратить в часть архитектуры;
    • желание «выпятить» оборудование, либо «натурализовать» его существование (свободная проводка, носимые приборы обогрева и освещения).
    • декоративное «разукрашивание» технологически необходимых вещей и устройств, стилизация (ретро и кич и т.д.).
    • отношение к оборудованию, как к самостоятельному, самодостаточному, даже единственному началу облика интерьера;
    • собирание обстановки самостоятельными, как бы не увязанными единым замыслом «блоками» - мебельный гарнитур отдельно, бытовые приборы – отдельно.

 

 

 

 

2.3. Проблемы композиции жилой среды

 

В структуре жилища принято выделять основные пространства: общая комната, гостиная, спальня, к ним, так или иначе подключаются зоны: кухонная, санузлы, кладовая и т.д. А всем вместе автор «назначает» тот или иной прием связей: анфиладный, концентрический (вокруг распределительного узла), коридорный, свободное перетекание пространств и т.д. Другими словами , в сфере жилища функционально-эстетические характеристики закрепляются устойчивыми схемами архитектурной композиции – так как принципы связи архитектурно-дизайнерских компонентов давно отлились в более или менее стандартные блоки.

В жилой среде композиционные связи не однозначны, легко меняются, создавая реально (а не в идеале) новые и новые комбинации. Следствие этого – примерное равенство композиционных ролей пространственных и предметных компонентов жилой среды. Потому что они могут определять облик и содержание среды попеременно, в зависимости от того , что для данного жизненного процесса важнее – ориентация внимания в пространстве или бытовой контакт с тем или иным прибором. Третья особенность композиционных построений в жилой среде – предметное наполнение выступает наряду с декором архитектурного происхождения как основа выразительности ее облика. Архитектура, обрамляя бытовые процессы, как бы уходит в жилье на второй план, служит фоном для приборов, посуды и других дизайнерских компонентов среды, но именно их сочетание, в конечном счете, и создает запоминающийся композиционный рисунок интерьерного образа.

Эти три особенности жилой среды в той или иной степени присущи и другим типам среды – общественной, производственной и т.д., особенно на микро- и мезо- уровнях общей шкалы средовых ощущений.

Жилая среда наших дней – явление развивающееся, меняющее каждые 15-20 лет буквально все свои параметры. Главная тенденция этих перемен (особенно в «цивилизованных» странах ) – наращивание средового богатства, приходящегося на душу населения.

Увеличивается расход общей полезной площади на каждого проживающего. Наша старая   – 6 кв. м. на человека уже заменилась 12-ю кв. м. общей площади, а в богатых странах ( США, Канада) средний ее размер перешагнул 40 и приближается к 60 кв. м. Кроме того, все чаще у человека появляется, помимо «основного», еще и «второе», обычно летнее жилище, и не только личное (дачи, загородные дома), но и «скрытое» в обшественном секторе (гостиницы, санатории, пансионаты и т.д.).

Усложняется структура жилых помещений – появляются кухни-столовые, тренажерные залы, бассейны, сауны, бильярдные, холлы и т.д. – они дифференцируются пространственно (помещения различаются по высоте, квартиры располагаются в 2-х, 3-х уровнях, часть помещений «выходит» на природу – в пентхаусах), все разнообразнее пространственные идеи, особенно в малоэтажном строительстве.

Жилое пространство сверхактивно насыщается разного рода оборудованием, и повседневным (освещение, обогрев) и специальным (утюги, электроника бытовая и техническая и т.д.), в жилую среду все шире внедряются компоненты, имитирующие или представляющие природу (аквариумы, «зимние» сады и т.п.).

Общее увеличение материально-физических благ в жилом секторе отлилось в характерные «профессиональные» архитектурно-дизайнерские формы, например: сращивание мебели (оборудования) и пространства («разворачиваемые» обслуживающие модули, мобильное жилище и т.д.). Что касается собственно оборудования, то тут видны две тенденции:

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ дизайнерских решений (выполненых в расчете на конкретного заказчика) и «УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ» массового производства, отчуждение «типового» дизайна от личности потребителя. Обе осуществляются художниками-профессионалами, но первая – продолжает «феодальную» традицию личного контакта проектировщика и потребителя, вторая – развивает линию переноса творческих усилий в массовое производство вещей и приборов, когда заказчик рассматривается как абстрактный «усредненный» покупатель (все запросы и вкусы которого специально изучаются дизайнерского маркетинга).

Сложнейшее переплетение обеих тенденций порождает в реальной жизни очень интересное художественное явление – необязательность стилевого единства в жилой среде. Даже вычурные «единственные» интерьеры, выполненные по индивидуальному заказу, спокойно принимают в себя «типовые» формы бытового дизайна, изготовленного по законам «ширпотреба». Тогда как стилистика рядового жилища постоянно трансформируется вторжением новых технологий и просто модных вещей, те встраиваются в тщательно прорисованные интерьеры, придавая им разнообразие впечатлений, делая их человечнее.

 

 

 

3. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

3.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий

 

Среда общественного назначения – первая из систем, ориентированных не на одиночного, а на «коллективного» потребителя. Она призвана создавать комплекс материально-физических возможностей для реализации разных форм общения и обслуживания, которые составляют суть этой сферы.

Причины, условия и обстоятельства комплексного формирования объектов и систем общественного назначения можно разделить на две группы.

Одна – функциональные особенности общественных процессов, вызвавших среду к жизни.

Вторая – эмоционально-психологические требования к ее визуальной организации. Утилитарно-прагматические соображения порождают тип пространства, эмоционально-художественные – заставляют его совершенствовать, превращать в образ, узнаваемый и желанный.

Первая группа факторов генерирует все многообразие предметно-пространственных общественных структур, поскольку отвечает множественности целей общественной жизни: от каждодневно необходимых форм бытового, торгового, технического обслуживания (почта, мастерские, магазины, больницы, станции автосервиса, банки и т.д.) до высших проявлений творческого и духовного общения (библиотеки, клубы, музеи, театры, храмы). Особую группу общественных сооружений составляют такие, где функции общения и обслуживания синтезируются в процессе воспитания и обучения – детские сады, школы, институты; а так же учреждения сферы управления.

Строение, габариты, типология, оборудование всех этих видов и форм среды определяются их функциональным содержанием, которое одновременно является базой возникающих здесь эмоционально- масштабных ощущений.

Вторая группа факторов – призвана уточнить, «облагородить», а если надо – усилить эти впечатления, превратить их в эмоционально-духовное содержание среды, которое в некоторых случаях оказывается более важным, более устойчивым «знаком» средового назначения, чем удобство или совершенство исполнения первичных функциональных задач. Комбинируя «прагматические» и «художественные» причины средовых впечатлений, сталкивая или взаимно усиливая их воздействия, можно создавать разнообразные идейно-эстетические модификации даже постоянно повторяющихся в жизни средовых структур, и в этом заключена главная трудность и одновременно бесконечное поле для архитектурно-дизайнерского творчества.

Наиболее характерным для среды общественного назначения является «мезоуровень» - собственно здание, сооружение с принадлежащим ему участком. Причем, как правило, общественные сооружения представляют собой образования, осуществляющие либо одну ведущую «монофункцию» (к которой, если надо, привязываются другие, ей подчиненные), либо – ряд одновременно действующих однородных функций.

Из-за этого все виды общественных зданий делятся на «моноструктурные» и «полиструктурные» формирования. В первых доминирует одна, главнейшая для функции «связка» основных помещений (в театре – рассчитанный на зрителя комплекс «фойе – зал – сцена»; в спортзале объединение «игровое поле – трибуны, и т.д. Во вторых взаимодействует группа функционально однородных пространств, образующих «коллективную» доминанту целого (система классов и рекреаций в школе, торговых залов в универмаге и т.п.).

Главным началом формирования общественной среды является нацеленный на активное общение, на совместную деятельность в ходе выполнения определенной задачи завершенный процесс, а не единичные акты некоего личностно ориентированного действия, как в жилой сфере.

Поэтому подавляющее большинство общественных зданий и сооружений предназначено для реализации коллективных функций, т.е. таких, где участвует группа одновременно действующих людей, заинтересованных в получении общего результата (обмен знаниями, восприятие зрелища, обмен товарами и т.д.). Вариации – индивидуальное посещение музея, личные занятия спортом и пр. не снимают необходимости рассчитывать среду общественного сооружения на массовость использования.

Основная задача средоформирования в общественной сфере – обеспечить однозначность, эффективность, рациональность протекания функционального процесса, в котором всегда занято несколько человек или групп людей.

Это положение для проектирования имеет несколько следствий:

    • относительная устойчивость объемно-пространственной композиции конкретного средового комплекса. Поскольку среди факторов формирования среды общественного здания первенствует не оборудование (как бывает в жилище), а процесс, т.е. заранее известная последовательность действий, каждому из которых отвечает своя пространственная ситуация, поскольку главенствует здесь взаимосвязь и организация задействованных в процессе пространств. Или – доминирует в общественной среде архитектурное начало, а дизайнерское – подчиняется ему.
    • ведущим ориентиром масштабных построений является сообщество, группа людей, а не отдельный человек, причем чаще всего - «противостоящие» группы (продавцы и покупатели, актеры и зрители, ученики и педагоги), между которыми происходит обмен информацией, услугами, товарами, т.е. – реализуется процесс общения. Здесь всегда отчетливо различимы два полюса шкалы масштабов – главный, несущий смысловую нагрузку и отмечающий общественную значимость средового объекта, и подчиненный, обращенный к единичному посетителю или потребителю среды, «очеловечивающий» характеристики первого. Разрыв между этими полюсами может оказаться тем значительнее, чем большую роль играет данное общественное сооружение в жизни города; вплоть до того, что «человеческая» составляющая масштабного ряда будет сведена к минимуму, («безмасштабные» решения сверхкрупных комплексов).
    • аналогично строится эмоциональная структура среды – во главу образных построений  ставятся «общественные» оттенки эмоционального ряда, отвечающие ведущей функции (монументальность, торжественность, деловитость и т.д.), тогда как личностная окраска только дополняет их.

 

Сказанное не означает, что в общественных зданиях вообще не следует обращать внимание на  приемы, формирующие «частные» черты средового облика, которые приближают интерьер к образам приватного назначения, т.е. пренебрегать специфически дизайнерскими средствами (фактурой, членениями, формой и конструкцией предметного наполнения). Просто в данном случае дизайнерское начало, усиленное внимание к преобразованию функции в эстетические идеи – как бы вуалируется архитектурными приоритетами, активно растворяется в них.

 

Отметим некоторые из приоритетов. Расчленение пространственно-планировочной структуры на две разнонаправленные по содержанию составные части – четко выделенные коммуникационные коридоры или вертикальные стволы, образующие «каркас» объема, и заполняющие «каркас» рабочие зоны, или поля пространства. Первые- «русла» и «шахты» - не просто способствуют эффективному перемещению людей или грузов (для чего их оборудуют лифтами, эскалаторами). Прежде всего, они регулируют ориентацию человека в средовом пространстве, т.е. выполняют специфически дизайнерскую задачу которая решается с помощью ряда технических приемов: размещение ориентира в конце пути или в точке перелома, смысловая «символическая» окраска стен, использование указателей и т.д. Вторые – рабочие поля и объемы – концентрируют в своих границах основные функциональные процессы (торговая зона, выставочный зал, спортплощадка и т.п.), и потому формально выступают как ведущие элементы (доминанты, акценты) общей конструкции, в которых сосредотачивается и содержательный и художественный смысл данной среды.

myunivercity.ru

Введение в специальность Дизайн среды — реферат

Краткое описание

Новая проектная профессия, появившаяся в последние годы ХХ века, дизайн среды выделилась из других (смежных) областей проектирования для решения задач комплексного формирования объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов. Ранее разделенные границами профессий архитектура и прикладное искусство соединились в целостный, предметно-пространственный ансамбль.

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 31. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА.................................................................................. 41.1. Понятие архитектурной среды........................................................................ 41.2. Цели проектного творчества............................................................................ 81.3. Типология средовых объектов и систем....................................................... 101.4. Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных формсредовых объектов................................................................................................. 121.5. Оборудование и предметное наполнение как фактор формированиясредовой композиции............................................................................................ 141.6. Варианты включения оборудования и предметного наполнения впространственную ситуацию................................................................................ 151.7. Понятие о предпроектном анализе. .............................................................. 16Проектирование «по прототипам» и «без аналогов» ......................................... 161.8. Проектный анализ в дизайне среды.............................................................. 18Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения............. 181.9. Преобразования и исправления композиционной схемы........................... 211.10. Проблемы индивидуализации проектного образа..................................... 231.11. Эмоциональная организация среды............................................................ 27Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна ...... 271.12. Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА............. 282. ЖИЛАЯ СРЕДА.................................................................................................... 292.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня .......................... 292.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды..................... 33Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей впроектировании...................................................................................................... 332.3. Проблемы композиции жилой среды ........................................................... 353. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.............................. 373.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовыхструктур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразиетипологий ............................................................................................................... 373.2. Двойственность назначения объектов общественного комплекса. ........... 40Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественногоздания...................................................................................................................... 403.3. Особые формы общественной среды............................................................ 42«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества ................ 424. СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ............................ 444.1. Назначение и структура производственной среды...................................... 444.2. Специфика проектирования объектов производственной сферы.............. 47Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и«унифицированные»........................

myunivercity.ru

Введение в специальность Дизайн среды — реферат

Описание работы

Средовое проектирование заимствует методы других «субъектов» проектного сообщества, в т.ч. самого продвинутого из них, дизайна. Учебный курс по специальности «дизайн среды» учит сочетанию архитектурной, т.е. пространственной трактовке всех видов нашего материально-физического окружения – с дизайнерскими методами проектной реорганизации условий жизнедеятельности человека и общества. Это – специфический метод нового вида искусства, который, в конечном счете, формирует новое художественное содержание.

Содержание работы

Введение 31. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА 41.1. Понятие архитектурной среды 41.2. Цели проектного творчества 81.3. Типология средовых объектов и систем 101.4. Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм средовых объектов 121.5. Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования средовой композиции 141.6. Варианты включения оборудования и предметного наполнения в пространственную ситуацию 151.7. Понятие о предпроектном анализе. 16Проектирование «по прототипам» и «без аналогов» 161.8. Проектный анализ в дизайне среды. 18Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения 181.9. Преобразования и исправления композиционной схемы 201.10. Проблемы индивидуализации проектного образа 221.11. Эмоциональная организация среды. 27Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна 271.12. Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА 282. ЖИЛАЯ СРЕДА 282.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня 282.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды. 32Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в проектировании 322.3. Проблемы композиции жилой среды 353. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 363.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий 363.2. Двойственность назначения объектов общественного комплекса. 39Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного здания 393.3. Особые формы общественной среды. 42«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества 424. СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ 444.1. Назначение и структура производственной среды 444.2. Специфика проектирования объектов производственной сферы. 46Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и «унифицированные» 46

yaneuch.ru

Введение в специальность Дизайн среды — реферат

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Новая проектная профессия, появившаяся в последние годы ХХ века, дизайн среды выделилась из других (смежных) областей проектирования для решения задач комплексного формирования объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов. Ранее разделенные границами профессий архитектура и прикладное искусство соединились в целостный, предметно-пространственный ансамбль.

Архитектура – искусство  проектировать и сроить объекты, формирующие пространственную среду  для жизни и деятельности человека, никогда не была явлением цельным. Потому что «объекты, формирующие пространственную среду», весьма разнообразны. Среди них преобладают сооружения либо насквозь прагматические: мосты, плотины, дороги; либо такие, где утилитарно-практическое начало – экономическая целесообразность, функциональные задачи и соображения долговечности – настолько сильны, что почти не оставляют места для проявления тех качеств, которые мы связываем с понятием «искусство». И лишь  часть архитектурных сооружений – храмы, театры, мемориальные ансамбли – целиком отвечают тому смыслу термина «искусство», который указывают энциклопедии: «художественное творчество», «художественно-образное освоение мира», «одна из форм общественного сознания».

Тем не менее, большинство  людей ассоциируют слово «архитектура»  с представлениями о прекрасном, духовном, с идеальными образами материально-пространственной организации нашей жизни. Дело в том, что даже в произведениях проектно-строительной деятельности, которые возводятся с сугубо практическими целями, изначально заложены те рациональные идеи и закономерности, которые в сознании человека соседствуют с понятиями красоте и смысле жизни.

Архитектурное творчество испытало значительные перемены вследствие колоссального перелома в искусстве, науке, технике и образе жизни человечества, которым отмечен минувший век. Изменились глобальные установки проектной деятельности. Тысячелетия назад в строительном искусстве было два параллельных течения: «народное», привязанное к массовым видам строительства, от жилища до хозяйственных построек, и «уникальное» - крепости, дворцы и соборы, воздвигаемые профессионалами. Сегодня эти линии пересеклись – весь массив сооружаемого поручен специалистам. Целью работы зодчих стало не престижное штучное проектирование выдающихся зданий и ансамблей, а гармонизация всего нашего окружения, во всех его видах и деталях.

Средовое проектирование заимствует методы других «субъектов» проектного сообщества, в т.ч. самого продвинутого из них, дизайна. Учебный курс по специальности «дизайн среды» учит сочетанию архитектурной, т.е. пространственной трактовке всех видов нашего материально-физического окружения – с дизайнерскими методами проектной реорганизации условий жизнедеятельности человека и общества. Это – специфический метод нового вида искусства, который, в конечном счете, формирует новое художественное содержание.

В этом плане проектирование в дизайне среды резко отличается от архитектурного, т.к. имеет дело и с собственно пространством, и с пространственной организацией его функционального содержания (процессы жизнедеятельности) и материального наполнения (оборудование, оснащение). В отличие от архитектурного, средовое произведение нельзя представить как некий стабильно существующий материально-физический объект, данный нам в зрительных ощущениях. Образ среды изначально включает настроение, эмоции ее потребителя, эстетическую окраску его деятельности, которая просто не может быть всегда одинаковой. Среда в принципе динамична, меняя идейное, а значит, и образное содержание в зависимости от того какие функции осуществляются здесь в данный момент и какая на дворе погода. Средовые ощущения напрямую зависят от естественно возникающих перемен в оборудовании происходящих здесь процессов: одно дело бал при свечах, другое – под бегающими лучами прожекторов.

 

 

 

1. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА

 

1.1. Понятие архитектурной среды

 

«Среда» - ключевое понятие  происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изобретатели, работая над своими полотнами, постройками, телегами и механизмами, решали преимущественно конкретные и частные задачи мироустройства, знакомые и интересные лично им. Тогда как целостная конструкция сферы обитания цивилизованного человека получалась стихийно.

Наше время поставило  принципиально новую задачу –  проектировать среду в целом, увязывая в гармоническом единстве все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эстетические.

Очевидно, что решать эту задачу невозможно без понимания  сущности категории «среда», исследования ее строения и свойств.

Русский язык по-разному определяет понятие «среда»:

      • тела, совокупность условий, окружающих что-нибудь;
      • обстановка, в которой протекает  деятельность человека или других существ;
      • совокупность людей или организмов, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее пространство.

 

Эти определения двояко описывают природу термина, говоря, что среда есть и то, что окружает что-либо, и то, что находится внутри, среди чего-либо. Смысл слова подразумевает  единство условий существования  некоего объекта (процесса, явления) и самого этого объекта. И в этой неразрывности – специфика категорий «среда» вообще и феномена «архитектурная среда» в частности.

Этим термином (в отличие  от других видов среды – интеллектуальной, социальной и т.п.) мы обозначаем ту часть нашего окружения, которая образована архитектурно (художественно) обоснованными объемно-пространственными структурами, системами оборудования и благоустройства, объединенными в целостность по законам художественного единства.

Зодчество, используя  разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя конечное впечатление о произведении своего искусства – архитектурный образ. Нечто, принципиально отличающееся от образов, вызываемых другими видами искусств, потому что зодчество изначально абстрактно, никогда не отрицает, не может вызвать зло, лишено чувства комического, но утверждает и восславляет. Поэтому в истории цивилизации оно всегда стояло особняком, доминировало среди других искусств, воплощая фундаментальные идеи  своей эпохи: величие Древнего Рима, одухотворенность средневековья, рационализм Нового времени.

Визуализация этих идей должна вызвать в душе зрителя  определенную форму сочувствия –  таково главное свойство истинно  архитектурного произведения, которое, в конечном счете, порождает сочетание ощущений и ассоциаций, выражающих его идейно-художественный смысл. Дизайн архитектурной среды – дитя ХХ века, который:

    • сформировал специальную сферу художественного творчества – «дизайн»;
    • ввел понятие «среда»;
    • установил, что архитектура не единственная из муз, пользующихся в художественных целях специфическими «пространственными переживаниями».

 

Дизайн среды, в отличие  от архитектуры, соединил важнейшие  особенности просто дизайна и  просто среды: примат рационально-изобретательского  начала в становлении образа и «включенность» сознания потребителя в эстетический продукт существования средового объекта – атмосферу среды. Поскольку любая среда складывается не только из архитектурных компонентов – тут можно встретить что угодно, от специально придуманного оборудования до ширпотреба и случайных украшений – весь мир «внеархитектурных» предметов и явлений, часто весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства.

Поэтому средовые объекты  и системы не всегда претендуют на статус произведения искусства, которое  обладает покоряющим сердца художественным образом. Им достаточно охватить лишь часть нужных для этого параметров: или оригинальность облика, или способность затронуть чувство прекрасного, или – обеспечить высокий уровень комфорта. Так решается давний спор теоретиков – «что такое сарай, архитектура или строительство?». Да, архитектура, если несет в ансамбле идейно-художественную нагрузку. Если нет, то он относится к средовому дизайну, как особой форме общественного сознания.

По тем же причинам специфичны и художественные возможности  дизайна среды – его произведениям  подвластны смех, ирония, они могут  «критиковать» действительность, осуждая  ее, создавать отрицательные образы, унижать, даже разрушать – по специальному заказу – человеческое в человеке. Пример – среда концентрационного лагеря, публичного дома, некоторых мистических сект.

Концептуальный смысл  средового творчества состоит в  том, что оно вводит в обиход «высокого» искусства создания человеческого мастерства, испокон веку считавшиеся «эстетикой второго сорта» - произведения декоративно-прикладные, ремесленные. Преодолен разрыв между абстрактным стремлением к морально-нравственному совершенству, которым «специально» занимались музы, и утилитарностью обслуживавших «низкие» стороны человеческой природы процессов и устройств. В дизайне среды они сравнялись, стали слагаемыми структур более высокого уровня. И в этом – историческая роль средового дизайна, сделавшего прямой шаг к синтетическому пониманию задач жизнеустройства.

Общеизвестно – искусство  есть ценность нетленная, его надо беречь и охранять, тот, кто разрушает  произведение искусства – варвар и вандал. А кто бережет старые галоши, рубашки, обои, стиральные машины? Произведениями дизайна переполнены свалки, их перспектива после краткого периода потребления – стать вторсырьем.

Отсюда – множество  неожиданных для традиционного  искусствоведения моментов, объяснимых только, если считать дизайн в целом  какой-то особой мутацией самого феномена «искусство».

Поэтому надо очень внимательно  изучать технологии дизайнерского  творчества – они относятся к  дисциплинам, максимально широко опирающимся  на фундаментальные особенности  человеческого сознания и способы  освоения действительности. И многие из них – задействованы в архитектуре, надо только понять, как они трансформируются в дизайне среды.

Слово «архитектура»  ассоциируется, прежде всего, с образом  постройки, т.е. того, что будучи  «сделано» строителем, видится зрителю как некая оболочка вокруг функционального пространства. И только во вторую очередь – с тем, что содержится внутри оболочки.

В архитектуре процесс, утилитарная потребность составляет толчок к возникновению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить как бы сам по себе, вне породивших его обстоятельств. Образ среды нерасторжимо соединяет «причины» проектирования – функции, и его «следствия» - комплекс материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи. Т.е. среда немыслима без единовременного существования и восприятия «оболочки» и ее «заполнения», «субъектов» и «объектов» осуществляемых здесь видов деятельности.

Фундаментом становления  произведения средового искусства  традиционно считаются «носители» эмоционального начала – определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и, главное, участники процесса, люди, как прямые «исполнители» той или иной деятельности, так и «наблюдатели» и «потребители» средовых ощущений. Вторым компонентом считается архитектурно-пространственная основа, возникшая как воплощенный в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств ответ на задачи размещения здесь данного процесса. Следующий структурный блок – совокупность «дизайнерских» элементов, заполняющих или оборудующих пространственную основу – от функционально необходимого   технологического оборудования до украшающих среду произведений  графического дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Это хорошо видно при  сравнении произведений средового  дизайна и их архитектурных «собратьев», интерьеров зданий и городских пространств. Их многое роднит: генетическая зависимость  формы от начальной функции, «пространственность», включение в художественную структуру «внеархитектурных» компонентов – элементов ландшафта и оборудования, способность к синтезу с другими видами искусства и т.д. Но интерьеры, как продукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться зрителем сами по себе, вне учета заполняющей их деятельности. Поэтому их проектирование отличается от приемов средового дизайна своего рода невмешательством в организацию функциональных процессов. Эти процессы в средовом дизайне задаются «сверху» - обычаем, заказчиком, технологом, и потом «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архитектурное проектирование интерьеров больше привязано к традиционной последовательности «пространство (слепок функции) – художественная организация пространства (композиция) – насыщение пространственной структуры выразительными элементами (конструкции, декор, оборудование)».

Специалисты даже разделяют  интерьеры «архитектурные» и  «предметные», отличающиеся порядком и средствами их формирования. Первые представляют собой «самоценное», мало зависящее от условий эксплуатации произведение зодчества. Тогда как в облике вторых главное – это оборудование, мебель, вещное заполнение, «случайно» собранное владельцем.

«Предметные» интерьеры  намного ближе к пониманию  термина «среда», так как их архитектурная основа только обозначена, задумана как сцена, где «живет и действует» не предусмотренная замыслом зодчего обстановка, приспособившая помещение к интересам и вкусам заказчика.

yaneuch.ru